Exit Project: Глоссарий: Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич

Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич



Александр Сергеевич, обладая феноменальной памятью и острым умом, никогда не упускал случая учиться чемуто новому и интересному. При этом все усвоенное существовало в его психической организации достаточно автономно и могло появиться на свет в самом неожиданном месте и в совершенно неузнаваемом виде. Безусловно, отдельные знания по психологии человека Пушкин получил еще до того, как поступил в лицей из повседневного общения и французской литературы, с которой познакомился очень рано. Но с систематическим изложением психологии он должен был столкнуться именно в лицее, прежде всего на занятиях А.П.Куницына и А.И.Галича. Пушкин познакомился с Куницыным раньше, чем с Галичем, в день торжественного открытия лицея. Куницын был преподавателем политических и нравственных наук. Для лицеистов пушкинского курса им читалось 12 общественных предметов, в число которых входили: логика, психология, нравственность, частное естественное право, публичное естественное право, народное право, русское гражданское право, русское публичное право, русское уголовное право, римское право, политическая экономия и финансы. Не исключено, что некоторые психологические закономерности были усвоены Пушкиным как раз из этих лекций, например, такая, приводившаяся им позднее для иллюстрации мысли о постепенности роста народного самосознания: Глаз, привыкший к темноте, надо постепенно приучать к свету [1, 288]. Вместе с тем, пафос лекций Куницына был не в том, чтобы дать систематизацию психологических феноменов, они несли особый позитивный нравственный заряд, за счет того, что акцент в них делался на понятиях, обладающих глубоким гражданственным смыслом (свобода, справедливость, право и т.д.). Галич был солидарен с большинством из этих политических идей, навеянных опытом Французской революции, но обладая совершенно другим темпераментом (эмоциональным, непредсказуемым, открытым к общению), он в своих лекциях делал несколько другие акценты и, соответственно, иначе воспринимался лицеистами. Показательно, что Пушкин в конспекте совей автобиографии сблизил его фигуру и творчество (Экзамен. Галич. Державин стихотворство смерть [14, 133]). Основания для такого сближения были не только фактологические как известно, по предложению именно Галича для публичного экзамена по русской словесности было написано (заставил написать) пушкинское стихотворение Воспоминания в Царском Селе, прочитанное в присутствии Г.Р.Державина, но и более глубокие. Итак, Александр Иванович Галич (Никифоров, настоящая фамилия Говоров) (178309.09.1848) был философом и психологом, одним из первых последователей Шеллинга в России. Родился в семье дьячка, окончил духовную семинарию в г.Севске, затем получил высшее образование в Петербургском педагогическом институте, где был учеником профессора П.Д.Лодия. В 1808г. правительство, перед основанием в Петербурге университета, послало за границу, а именно в Германию, лучших студентов института, в том числе и Галича по рекомендации его наставника для изучения философии и истории и подготовки к замещению должности профессора кафедры философии (18091813). За границей он прослушал курсы скептика Шульце и эклектика Бутервека, но в конце концов увлекся учением Шеллинга, в 1813г. возвратился в Россию и представил конференции института диссертацию, которая была в целом одобрена. Правда, конференция сделала о диссертации заключение, что по множеству содержащихся в ней новых и либо никем, либо самым малым числом философов принятых умозрений, ее печатать не следует. Галичу было предписано, чтобы он при преподавании в российских училищах философских наук отнюдь не вводил своей системы, а держался бы книг, начальством введенных. В своем преподавании Галич присоединил к обычным философским предметам логике, психологии, метафизике и этике историю философии. В Педагогическом институте он преподавал философию, а в Царскосельском лицее русский и латинский языки. Тяготясь педагогической работой с лицеистами, он попросил в уважении истинно страдальческого его состояния уволить его из лицея. В 1819г., когда Педагогический институт был преобразован в университет, Галич занял кафедру философии. В 18181819гг. издал в 2х томах Историю философских систем (СПб., 1819), составленную на основании трудов немецких философов Захера, Аста, Теннемана и др. и законченную на системе Шеллинга; при этом во вторую книгу Истории философских систем был включен Опыт философского словаря, где было 217 философских терминов, в том числе и психологических. Кстати, в дальнейшем опыт работы над словарями послужил основанием тому, что он был приглашен к составлению большого Энциклопедического словаря. И в 1834г. на одном заседании у Греча по вопросам этого издания произошла его встреча с Пушкиным, который записал в своем дневнике: Тут я встретил доброго Галича и очень ему обрадовался. Он был некогда моим профессором и ободрял меня на поприще, мною избранном. В 18211822гг., при реакционном преобразовании университета попечителем округа Руничем, против Галича, вместе с тремя другими профессорами, было возбуждено обвинение в атеизме и неуважении к властям. Ему было поставлено в вину, что он, излагая в своей книге системы разных философов, не опровергает их. Ректор Петербургского университета Д.А.Кавелин за вредное направление лекций Галича возбудил против него дело. Галичу пришлось покаяться в своих заблуждениях, и над ним была совершена церковная церемония, с чтением молитвы и очищением святой водой, после чего он был лишен права читать лекции. Правда, за ним был оставлен оклад экстраординарного профессора и казенная квартира. А когда университетская реформа 1837г. лишила его этих средств к существованию, он получила место начальника архива при провиантском департаменте. Несмотря на жизненные трудности Галич продолжал научную работу и издал несколько книг. В 1834г. вышел основной труд его жизни, книга Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образов людей, уже 22 февраля этого года ее приобрел Пушкин. Позже Галич приступил к изданию Лексикона философских предметов, где он отстаивал идеи Шеллинга, но оно прекратилось после первого выпуска (буквы А Вк. СПб., 1845). В 1840хгг. больше всего его занимали два труда: Всеобщее право и Философия истории человечества. Но едва он успел их закончить, как в его отсутствие их уничтожил пожар. Это так подействовало на Галича, что он стал понемногу опускаться и пить [7, 92324] (но, повидимому, тяга к вину у него появилась раньше). Вернемся к тем временам, когда Пушкин учился в лицее. Бартенев, ссылаясь на лицеиста Гаевского, высказал суждение, что Галич занимал в лицее кафедру философии и эстетики. В действительности же, он с 10мая 1814г. по 1июня 1815 лишь подменял Н.Ф.Кошанского, профессора российской и латинской словесности, во время его болезни, которая была определена как белая горячка. Мнение о том, что Галич занимал философскую кафедру, сложилось, повидимому, в силу того, что на своих занятиях он, делая существенные отступления от предмета изложения, касался прежде всего философских вопросов. Его лекции проходили в форме бесед, в достаточно непринужденной обстановке. Изучить труды того или иного античного классика для него было потрепать лавры старика [9, 208]. Корф называл его предобрым и презабавным чудаком среди лицеистов он считался не только веселым, остроумным и до слабости снисходительным философом, но к тому же, склонным к участию в застольях и пирушках, на которых он мог показать все свои ораторские дарования. Именно об этом свидетельствуют строки, слегка преувеличенные, Пушкина: О Галич, верный друг бокала И жирных утренних пиров, Тебя зову, мудрец ленивый, В приют поэзии счастливый, Под отдаленный неги кров. Давно в моем уединенье, В кругу бутылок и друзей, Не зрели кружки мы твоей, Подруги долгих наслаждений, Острот и хохота гостей [12, T.1, 82]. Тот же образ рисует и другое пушкинское стихотворение, Пирующие студенты, написанное в 1814г. в лицейском лазарете и там же прочитанное к восторгу слушателей: Апостол неги и прохлад, Мой добрый Галич, vale! Ты Эпикуров младший брат, Душа твоя в бокале [12, T.1, 39]. Несмотря на вольность взаимоотношений, лицеисты ценили Галича как весьма умного человека, с которым можно поговорить по душам о жизни, о творчестве. По крайней мере, Пушкин, несколько позднее писал: Один в каморке тесной // Вечерней тишиной // Хочу, мудрец любезный, // Беседовать с тобой. Чему же мог учить Галич молодых лицеистов? В его трудах, опубликованных уже после лицейского периода, мы находим психологические знания энциклопедического охвата, и среди них особое место отведено учению о творчестве. Вряд ли часть этого содержания не была отражена в его лицейском курсе. Исходные суждения Галича о строении человеческой психики основывались на определении человека как двуединого существа, состоящего из души и тела. В соответствии с этим, человековедение... не есть Физиология в обыкновенном смысле, ни Психология исключительно, ни чтолибо среднее между обеими, а только полная картина быта человеческого, открытого наблюдениям. Правда, если Психологию принимают за учение о духовном характере человека, и если сей духовный характер составляет сущность его жизни, то Человекоучение должно быть Психологией в значении преимущественнейшем: однако ж и телесное бытие наше необходимо входит в состав той живой природы, в которой одна сторона объясняется другою [3, 4]. Его дальнейшие рассуждения о методе исследования психологической реальности в целом соответствовали естественнонаучной традиции: Следует только держаться известных частных правил осторожности и благоразумия, а именно: ...в)наблюдать происшествия во всевозможной их многосторонности... с)схватывать в массе сих материалов особенно все резкое, характеристическое... d)наблюдать с разных точек зрения, при разных условиях и положениях... e)сравнивать то, что подметили в самих себе, с тем, что изведали на себе и другие... h)наконец, при изучении природы человеческой брали себе в пособие обширные сведения в естественных науках, уединенное и спокойное размышление, обращение с другими лицами и народами, знакомство со светом [3, 1719]. Но подобная методологическая позиция вряд ли была усвоена Пушкиным в его лицейские годы слишком большое значение он придавал импровизации и спонтанности, а, отнюдь, не систематизации. Позднее ему также более импонировала противоположная позиция, о чем свидетельствует, например, то, что он с явной симпатией цитировал строки Г.Кониского: Мы познаем разумом души; а телесные очи суть как бы очки, чрез кои душевные очи смотрят [11, T.6, 88]. Да и сам Галич частенько отказывался от естественнонаучного метода (хотя и верного, но слишком утомительного в своем применении) и делал выбор в пользу метода, менее научного, но более притягательного в силу кажущейся продуктивности: Не глаз, не ухо, не осязание составляют способность и силу к самим отправлениям этим, они к тому служат только орудиями. Но эти способы, снаряды и приемы при сверхчувственных предметах совсем и не нужны и негодны, мы познаем, мы ведаем их непосредственно, как и самих себя познаем, различая от внешнего мира; мы слышим глас совести, мы внемлем призывные звуки с того света [4, T.1, 62]. Известная доля двойственности которая объяснялось и укорененностью раннего семинарского опыта, и слишком большим объемом информации, которую пришлось усваивать за границей, и цензурными соображениями, заставлявшими использовать богословские объяснительные модели была характерна и для определении Галичем предмета психологии. С одной стороны, он пытался трактовать психическое как внутреннее (движущее) основание материального: Идеальное начало существования во времени и пространстве, Аристотелева энтелехия, которое производит возможное в действительность, живая монада..., не есть сущность, примерно отлученная от своего действительного бытия и ему чужая; она составляет внутреннее, вечное его основание [3, T.1, 65]. Вопрос о порождении индивидуальной души решался им следующим образом: Как происходят души? По крайней мере, 1)не творятся всякий раз прямо Богом и не вводятся им в тела... 2)ни предсуществуют в умственном, неведомом мире, в запасной храмине между звездными кругами, между небом и землею, откуда (примерно в наказание) переводятся в тела человеческие..., но через рождение, которое, однако ж, и само предполагает опять жизнь и одушевленность, предполагает природу, проникнутую жизнетворящими силами [3, T.1, 6870]. Наделяя всю природу одушевленностью, Галич склонялся к тому, чтобы, в соответствии с представлениями Лейбница, дать параллелистическую трактовку соотношения души и тела: Если сличим жизнь телесную и духовную..., то с первого взгляда не только остроумие и фантазия, но и самая наука должны признать обоюдное соответствие в устройстве каждой их них, должны признать род предустановленной гармонии [3, T.1, 493]. Но в другом месте его текстов видна его готовность под давлением запросов практической, или нравственной, жизни несколько сгладить категоричность исходных посылок: Если человек... рассматривает свою жизнь..., то находит в ней сторону духовную и телесную, связанные столь тесно, что они могут друг другу и мешать, и благоприятствовать... Потребность и закон совершенной гармонии здесь, как и везде, неотразимы. Но от сей потребности и от сего закона весьма далеко нынешнее отношение тела к духу. Первое не совсем подвластно второму; оно обращено к внешней природе и увлекает своего вожатого, которому так же недостает часто сил, одолевать искушения и приманки чувств. Вот почему либо духовная жизнь нередко теряет свои державные права и поступает в служение плоти, либо оба начала раздираются стремлениями враждебными [3, T.1, 43]. Таким образом, наряду с мыслью о параллелизме души и тела, проходит и другая, прямо восходящая к церковной догматике, которая также может быть прослежена от Аристотеля (от его теории вливания): Душа человека, самосознающее и над проявлениями своими властное, есть... дух, который западая к нам и будучи схватываем чувством, сознанием, составляет Я каждого и возводит человека в достоинство лица... Ибо вторгаясь своею жизнию в природу вещей, она... везде, где существует в мире действительно, заключила себя в своей особенный удельный круг бытия, в котором, существуя и распоряжаясь, и получает звание душидомостроительницы... Собственно же и непосредственно имеет душу, или лучше сказать, есть душа только отдельный человек, как чувственный представитель родового нашего духа. Ибо таковото и есть отношение духовной сущности человеческой ко всякой отдельной душе, что первая внедряется в последнюю, есть ее основание и живительное начало [3, T.1, 6567]. Наконец, он делает суждение, очень мало согласующееся с идеей параллелизма души и тела и его же собственным заверением, что души не вводятся в человеческие тела извне: Души возводятся в нас только из царства душ [3, T.1, 70]. Именно метафора вливания стала основой при обосновании им очень примечательного суждения примечательного своими соответствиями с представлениями юного Пушкина о западающих в голову (или в душу) человека божественных идеях, которые только и могут объяснить, почему и я, и ты, и он все мы чувствуем в себе первоначальное стремление к идеалам духовного совершенства к истине, к святости, к свободному творчеству! [3, T.1, 67]. Галич подобные идеи, западающие в душу, интерпретировал как истинные в последней инстанции. В отличие от них человеческие понятия, которые лишь обслуживают общение между людьми, ограничены и могут быть ложными: Мертвы все наши познания, добываемые посредством отвлечения, живы идеи, непосредственно созерцаемые тою силою души, которой сообщено чувство для вещей сверхчувственных. Целостию бытия заведывает идея, поглощая в себе все противоположности... Идеи непреложны, всегда одинаковы, а понятия изменчивы... Понятия образуются восходящим путем, а идеи образуются путем нисходящим; это, так сказать, падшие, от Божественного сознания отложившиеся, с неба сверженные духи, из коих каждый получал в свое и ведение и управление и в назидание особенный удел земных тварей, то пребывающих, то движущихся, то познающих [3, T.1, 219221]. Соответствующее понимание души (как временами наполняющейся подобным содержанием, вносимым из области идеального) можно найти во многих произведениях Пушкина, и лицейского периода, и более поздних: Пой, юноша, певец тиасский В тебя влиял свой нежный дух... (К Батюшкову, 1814) [12, T.1, 48] Галич рассматривал творчество и как дар (свойство художника), и как подарок (творческая идея) свыше, и многие его соображения были в дальнейшем проиллюстрированы Пушкиным на практике. Например, вдохновение определялось Галичем следующим, традиционным, восходящим к богословию, образом: это есть акт, которым дух вселяется в плоть, есть состояние необычайного движения фантазии и внутреннего чувства [4, 161]. Но более интересными были его суждения о структуре гениальной личности в ней выделялись моменты непроизвольные и обусловленные сознательными усилиями: Таинственная, загадочная дивная сторона вдохновенного состояния есть, в самом существе Гения основанное, природное и по временам только нарушаемое равновесие двух начал, а именно, с одной стороны, слепой, безотчетной силы, которая образует как бы невольно, с другой, ...сознания, которое постоянно указывает образующему художнику на главную его мысль. Та видна в несметном множестве гармонических отношений, или пропорций, какие вмещает в себе искусственное изделие, не выказывая определенного намерения в своем производстве, это в приличном и замысловатом расположении искусственного создания относительно к основной идее... Художник, прежде всего, схватывает какуюлибо идеальную сторону предмета, которая приводит его душу в необычайное движение, затем фантазия вполне обрабатывает отдельные его части, наконец, идеал, внутренним оком созерцаемый, осуществляется в цветах, в звуках, в обличиях [4, 162163]. Наконец, Галичем были сформулированы определенные правила жизни и творчества продуктивной личности. Правда, в них было слишком много благодушия и мало практического смысла. По крайней мере, ему самому следовать этим правилам в жизни, вряд ли, удавалось. Так, о соотношении вдохновения и труда он говорил следующее: Вдохновение истинного художника не есть вспышка, которая расстраивала бы прекрасное равновесие сил и обнаруживалась бы буйными движениями, слезами и корчами или другими действиями унижения, а глубокое, с тишиною весьма совместное движение гармонической души, для которой мера прекрасного стала единственной формою деятельности при составлении и представлении стройного предмета... Творец изящного произведения должен уже иметь вообще богатство мыслей и чувствований, которые в минуту вдохновения только легче обыкновенного приливают к его душе и беспрепятственнее в ней развиваются, а отнюдь не возникают вообще в этом состоянии без содействия художника, отчего иные бесталанные силятся часто, подобно Шаманам, воодушевить себя искусственными средствами. Но если вдохновение художника не есть необходимобуйный порыв, а глубокое, энергичное движение производительных сил души, то оно, хотя и не в одинаковой степени, может быть господствующим расположением художника [3, 163]. Пушкин искусством сочетания периодов вдохновения и труда овладел на собственной практике. И хотя переходы от его обычного состояния к творческому совершались непроизвольно, при этом почти обязательно должны были выполняться определенные условия (например, осень, на которую он планировал основную часть поэтической работы). Особе место в учении о творчестве Галичем отводилось вопросам личной (не столько психологической, сколько физиологической) гигиены человека творческого труда. Так, он писал: Касательно гражданских состояний замечают, будто ни в одном из них не встречается столько помешанных, как в сословии Ученых и Художников... 1)Занятия Ученых и Художников требуют решительно одностороннего образования в особенных направлениях фантазии, либо отвлеченного мышления, и тут отчасти сие уже одностороннее раздражение нервов влечет за собой известные опасности... 2)Работа Ученых и Художников весьма вредна для чувственных органов, и по большей части производится в положении преимущественного покоя телесного, в положении сидячем, либо стоячем, часто с особенною склонностию к ночным бдениям, даже, по недостатку телесных напряжений, возбуждающий здравый аппетит, с особенною любовию к яствам и напиткам крепительным, раздражающим. Все это вместе располагает к ипохондрическим и почечуйным недугам, а напряжение умственных сил в ночную пору подает повод к насильственному раздражению нервов [3, T.1, 618619]. Что касается ночных бдений, то Галич очень точно описал тот образ жизни, который вел Пушкин и в котором наиболее эффективной была именно ночная работа. Это не обязательно была работа за конторкой. Для Пушкина одним из источников творческих образов выступал сон. Правда, Галич относился к проблеме сна не очень патетически. Он считал сновидения производными от физиологических процессов, но сон как таковой особым состоянием души: Человек и ночные мечтания свои сознает редко; за всем тем душа, вечно деятельная, самодовлительная и во всяком положении одинаковая, душа, коей поручено назирание и бесконечное усовершение божественных даров, продолжает и в состоянии сна, даже самого глубокого, обычный свой образ жизни тем благоуспешнее, чем менее развлекаема наружными раздражениями. ...Поелику душа сама по себе непричастна грез, то поводом к возбуждению оных бывают сплошь физические предметы и состояния организма [3, T.1, 559560]. Может быть, ему самому снились по преимуществу ночные кошмары, или ничего не снилось? Пожалуй, наиболее многочленные параллели можно обнаружить между представлениями Галича и Пушкина в области эмоциональной экспрессии. В мемуарах современников Пушкина часто отмечалось то обстоятельство, что он, рассказывая про того или иного реального человека, часто подражал его мимике, движениям рук, общей пластике (часто утрируя оригинал). Так, по воспоминаниям А.Н.Керн: В минуты рассеянности он напевал какойнибудь стих и раз был очень забавен, когда повторял беспрестанно стих барона Розена: Неумолимая, ты не хотела жить, передразнивая его голос, и выговор [2, T. 1, 419]. Эти экспрессивные реакции использовались им в качестве внешней опоры, чтобы сохранить как можно дольше соответствующее переживание, связанное с поэтическим образом. Галич, владея широким кругом энциклопедических знаний, вопроса эмоциональной экспрессии особенно обстоятельно касался на материале истории искусств. Его подход к этому вопросу отражен в труде, выпущенном в 1835г. и представлявшем собой запись лекций по эстетике, под названием Роспись идеалам греческой пластики. Но какаято часть этого материала должна была сообщаться и раньше, и, возможно, лицеистам пушкинского курса. В этой работе, проблема эмоциональной экспрессии и ее типологии рассматривалась на основе особой классификации эмоциональных процессов. Исходным для Галича выступало представление о видах психического. Мысление, хотение (с его деяниями и поступками), сердце (с его ощущениями), фантазия (с ее свободным творчеством), вот четыре идеальные акта, коими описывается круг духовной жизни! [3, T.1, 135]. В соответствии с этим, первая сторона духа есть сторона его созерцаний, представлений, познаний, коих действие... спокойное и трезвенное, оставляет разве койкакие следы на челе и во взорах. Представительницы сего напряженного состояния умственных сил суть две созерцательные музы Урания и Клио... Вторая сторона душа практическая устремляет к внешним благам склонности его и желания, кои в постоянном и привычном направлении получают силу страстей. И здесь а)в порядке одинакого эгоизма мы встречаем склонность к многоразличным услаждениям грубых чувств, страсть к забавам и любостяжание. Пракситель, Пратин, Аристий олицетворили сластолюбие мужчин в образе полулюдей... в)в порядке половых страстей любовь играет исключительную роль... с)в общежитии страсть вообще питается чувством истинного или мнимого превосходства над другими... Третья сторона духовного быта есть сердце, питающееся ощущениями многоразличных состояний, которые оно либо получает от встревоженных мыслей и задерживаемых желаний, либо причиняет само себе... Хотите ли вы видеть изумление, испуг, страх, ужас во всей его красоте? потрудитесь остановиться перед Скоповой группой остолбенелой матери Ниовии, в глазах коей Диана умертвила стрелами семь дочерей, а Аполлон семерых сыновей... Спокойствие сердца часто... возмущаемо бывает и такими мятежниками, которых оно воспитывает в собственном своем недре, т.е. стыдом и раскаянием. Стыдливы все Нимфы, Весталки и Поликлетовы Канефоры... Наконец, сердцу мудрого знаком и внутренний мир в человеке, мир с самим собой. Это блаженное состояние самодовольства есть идея Бахуса и (Бельведерского) Мелеагра... [5, T.1, 4549]. Кстати, в отношении сердца, питающемся ощущениями, следует заметить, что вообще учение о сердце как органе души, который управляет всеми частными органами чувств, было свойственно русской психологии на протяжении практически всего ее развития. Пушкин, безусловно, знал об этой сердечной традиции, где сердцу приписывался статус средоточия всех ощущений. И именно в данном контексте следует читать фразу из его стихотворения зрелого возраста Отцы пустынники и жены непорочны: Чтоб сердцем возлететь во области заочны. Ведь, вся исихастическая практика основана на сердечной, или умственносердечной, молитве [8, 248]. Продолжая перечисление сторон души, Галич писал далее: Четвертая, окончательная, сторона духовной жизни есть та, которая... все явления сознания силою фантазии или свободного творчества облекает в ощутительные формы. Греки разделили эту задачу между семью деловыми музами Поэзии, Музыки, Пляски и Мимики и между Прометеем, родоначальником ваяния [5, 50]. Выбрав затем из всех душевных процессов те, которые соответствовали именно эмоциональным процессам, Галич постарался дать опознавательные признаки (музыкальные изменения, извития голоса), по которым можно безошибочно судить о протекании той или иной эмоции. Для Пушкина подобные знания имели особое практическое значение: моделируя те или иные эмоциональные состояния через характерные движения, мимику, голос, он мог, в соответствии с этим, и сами данные состояния вызывать более или менее произвольно, по крайней мере, останавливать на этих процессах свое внимание. Кроме того, одним из средств литературной обработки исходных образов воображения было использование ассоциативных рядов. Это придавало творчеству Пушкина синтетический характер художественные образы создавались не просто отдельными словосочетаниями, но особым построением целых фраз и более крупных единиц текста, связывающихся через ключевые слова истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такогото слова, такогото оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности (Отрывки из писем, мысли и замечания, 1827) [12, T.3, 440]. Многие глубинные смыслы, существующие в пушкинских произведениях, могут быть адекватно поняты лишь при анализе заложенных в них ассоциаций. В этом отношении учение о эмоциональных выражениях Галича интересно, прежде всего, тем, что для Пушкина сами эмоции служили стержнем в его творческих разработках, а описания сопутствующих эмоциям процессов выступали опорными знаками. И во многих пушкинских текстах можно увидеть именно те связки эмоций и экспрессивных выражений, о которых говорил Галич. Так, у Галича можно прочитать следующие описания: Удивление требует медлительных, торжественных, низких тонов; в изумлении произносятся слова весьма тяжело, как будто органы языка находятся в оцепенении; часто оратор даже заикается. Речь уважения подходит к речи удивления, презрение говорит несколько в нос. Решительность имеет твердый, резкий тон, сообразный с ее внутренним расположением. Радость выражается особенным какимто доброгласием, которое в быстрых движениях поднимается выше средних тонов. С нею сходно и довольство, но, поелику сия страсть есть более мягкого, тихого рода, то голос ее в медленных движениях и опускается ниже тонов средних. Надежда разделяет с радостию и довольством кроткое доброгласие, но и различается от них натяжным тоном, который она теряет только тогда, когда, восходя на высочайшую степень, делается упованием [6, 179]. Что касается пушкинских стихов, то в них надежда очень часто выступает в паре с тишиной: Но где же вы, минуты умиленья, Младых надежд, сердечной тишины? (1820) [12, T.1, 226] В другом месте читаем: Надеждой сладостной младенчески дыша... (1823) [12, T.1, 294]. Или еще: Любви, надежды, тихой славы... (К Чаадаеву, 1818) [12, T.1, 194]. Мужество слышится в силе и натиске речи. Строптивый говорит грубо, борзо и отрывисто, так же точно и тон угроз, которые сверх того любят говорить сквозь зубы. Печаль произносит слова медленно, удушливым голосом, который прерываем бывает иногда вздохами и трудным дыханием, а на степени глубокой горести голос ее делается глухим и сиповатым [6, 179180]. У Пушкина читаем: И ты со мной, о лира, приуныла, Наперсница души моей больной! Твоей струны печален звон глухой... (Разлука, 1816) [12, T.1, 133]. Или в другом месте: Я все забыл; печали молчаливой Покров лежит над юной главой... И умер глас в бесчувственной струне. Перед собой одну печаль я вижу! (Элегия, 1817) [12, T.1, 151]. Страх говорит разрывчатым, слабым, стесненным, часто дрожащим голосом. Гордость часто спускает свой протяжный голос ниже средних тонов, говорит медленно, с размером и любит ударения резкие, соединяя с тем еще тоном презрения [6, 180]. У Пушкина: Предметы гордых песнопений Разбудят мой уснувший гений. (Война, 1821) [12, T.1, 235]. Заканчивает Галич описание общих проявлений эмоций следующей картиной: Смирение изъясняется средними тонами, несколько медленно, жиденьким голоском и без ударений, а стыд робко, часто заикаясь. Приветлив, но несколько важен язык доброхотства; нежность нашептывает ласковые, умилительные речи, в которых дозволяет себе даже шалить с детскою непринужденностию. Любовь изменяет голос обоих предыдущих страстей примесью какогото томного сладострастия. Сильно и стремительно выражается ненависть; скоро, коварно и в высоких тонах насмешка, а злодейство бойко и резво, когда оказывает пренебрежение к предмету, важно и колко, когда сделать того не может. Голос гнева шипит и дребезжит от судорожных движений [6, 180181]. А в Медном всаднике Пушкина есть такие строчки: Добро, строитель чудотворный! Шепнул он, злобно задрожав... [12, T.1, 183]. Мимические и пластические реакции при тех или иных эмоциях Галич описывал так. Удивление, расширяющее душу, обнаруживается и соответственными телодвижениями. Совершенно открытые, почти выпученные глаза смотрят на предмет; расширенные, впрочем спокойные, черты лица изъявляют ощущаемую радость; уста полуотверсты. Грудь вздымается, руки подняты вверх и распростерты; все тело вытягивается; движения медленны и торжественны. В радости расширенные черты лица чрезвычайно умильны, т.е. расположены к улыбке. Такой же умильный взгляд бросают вокруг себя и глаза, оживленные огнем сердечного чувства; грудь вздымается; голова тихонько выгибается из плеч; стан принимает прямое положение и некоторую упругость, движения совершаются легко и быстро; человек прыгает. В особенности руки живо машут вокруг головы и в сей беспорядочной игре... весьма часто сдвигаются и разымаются с известным напряжением. От этого происходят рукоплескания, как выражение радости... Силы, оживленные во всех частях, оттеняют самые щеки тонким румянцем... Восторг почти поднимает человека в воздух и окрыляет все его тело, так что ноги едва касаются до земли. Гнев вооружает силою все крайние члены, особливо же те, посредством которых мы нападаем, схватываем и разрушаем. Если конечности вообще от прилива крови и соков напрягаются и дрожат, если кровяные, сверкающие глаза сыплют вокруг себя взгляды, подобные жгучим искрам, то в других частях тела, особливо в руках и зубах примечается какоето беспокойство, возмутительное движение, а именно там судорожное сжатие, здесь скрежетание. Сверх того раздуваются еще местами и жилы, особливо на шее, висках и на лбу. Лице рдеет; движения стремительны и совершаются не в плавной, волноподобной линии, а под известными углами; походка тяжелая, тряская. В надежде светлое лице и открытые глаза возвещают радость души. Взор простирается вдаль, как бы в будущность, которая в своем лоне носит еще чаемые сокровища, или он обращается к небу, все блага ниспосылающему. Но чем легкомысленнее наши ожидания, тем более выражение оных смешивается с выражением неизвестности, т.е. с блудящими взорами. Коль же скоро надежда переходит в упование, то сомнительность телодвижений теряется и выражения получают твердость, определенность, куда принадлежит, например, отвесное положение тела, ударение ладонью в сердце, как вместилище чувства уверенности и проч. В страхе душа как бы прячется в саму себя от предстоящей опасности; она подавлена чувством бессилия сопротивляться угрожающему предмету. Согласно с сим состоянием и самое тело сжимается и дрожит, лицо бледнеет, грудь стесняется, сердце сильно бьется от затруднительного кровообращения. На высшей степени страха, т.е. в ужасе открывается остолбенелый глаз, равно как и рот [6, 184190]. Особое значение в описание экспрессивных реакций Галич придает глазам: Что сравнится с красноречием глаз? Чрез них видимо изливается душа; они сверкают, когда душа ощущает радость, тускнеют, когда она прискорбна [6, 191]. Наконец, во взорах не только чувство, но и откровение: ибо в их зеркале прямо отсвечивается небесная душа, или лучше сказать, она смотрит на тебя лучезарным оком так, как не может глядеть никакое другое немое чувство [4, 183]. А у Пушкина встречается описание такой приметы: Я любовников счастливых Узнаю по их глазам: В них сияет пламень томный Наслаждений знак нескромный... (Из Анакреона, 1835) [12, T.1, 563]. Вообще, Галич был специалист по физиогномическим опытам. Об этом говорит, в частности, то, что в основной свой труд, посвященный человеку, он включил главу о Духовной семиотике, или физиогномике. Каков его подход к этому вопросу, можно судить по следующей достаточно характерной зарисовке: Толстая, отвислая губа нижняя означает перевес животной и грубой части, а втянувшаяся нижняя губа, которая тем самым вздымает верхнюю, либо, по крайней мере, увлекает за собою, перевес или могущество чувств [3, T.1, 575]. Некоторым членам семьи Пушкиных было свойственно серьезное увлечение физиогномикой, например, его сестре, Ольге Сергеевне. Да и сам Александр Сергеевич знал многие тайные науки о знаках судьбы. Показателен такой эпизод: Пушкин был большой наблюдатель физиономий; он стал глядеть на Россета, наблюдал линии его лица и чтото сказал ему лестное. Тот весь покраснел, и Пушкин стал громко хохотать над смущением двадцатилетнего офицера [13, 432]. Кроме того, в повести Дубровский им был описан такой эпизод: Слуги стали разносить тарелки по чинам, в случае недоумения руководствуясь лафатерскими догадками, и почти всегда безошибочно [12, T.3, 155]. В библиотеке поэта были такие книги: Lavater J.G.L'Art de connaitre les hommes par la physiognomie, P., 1820; La physiognomie ou. l'art de connaitre les hommes [10]. Кстати, Карамзин еще в 1789г. во время своего пребывания в Цюрихе получил из рук Лафатера его рукопись Сто правил физиогномики, с условием не показывать ее непосвященным людям. Но, возможно, Пушкин видел эту рукопись или, по крайней мере, о ней слышал. А в письме к Керн есть, например, такие строчки, касающиеся, повидимому, уже френологии (науки об особенностях строения черепа): Сходство характеров, ненависть к преградам, сильно развитый орган полета и пр. и пр. [11, T.9, 186]. Возвращаясь к учению Галича об эмоциональных выражениях можно заключить, что Пушкиным, явно или неявно, использовались многие элементы, представленные в этом учении. Решение вопроса о прямом влиянии Галича на творчество поэта требует тщательного архивного анализа, Также как и по другим психологическим проблемам, которые решались Галичем на протяжении его жизни и могли обсуждаться на занятиях в лицее (самопроизвольность воли, активность памяти, учение о страстях и многое другое.) Но содержательные параллели идей двух этих деятелей русской культуры очевидны. Литература 1.БашиловБ. Пушкин и масонство (главы из книги) // А.С.Пушкин: путь к Православию / Составл., подгот. текста, примеч. А.Н.Стрижев. М.: Отчий дом, 1997. 2.ВересаевВ.В. Пушкин в жизни: Систематический свод подлинных свидетельств современников. В 2х кн. Кн.1, СПб.: Лениздат, 1995. 3.ГаличА.И. Картина человека, опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий, начертанный А.Галичем. Санктпетербург. В типографии Имп. Академии Наук. 1834. 4.ГаличА.И. Лексикон философских предметов, составленный Ал.Галичем. ТомI. Санктпетербург. 1845. 5.ГаличА.И. Роспись идеалам греческой пластики // Летопись факультетов на 835 год, Изданная в двух книгах А.Галичем и В.Плаксиным. Санктпетербург, печатано в типографии И.Глазунова. 1835. Т.1. 6.ГаличА.И. Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений, извлеченная из немецкой библиотеки словесных наук А.Галичем. Санткпетербург, При Императорской Академии Наук, 1830. 7.КолубовскийЯ. Галич // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб. 8.ЛепахинВ. Отцы пустынники и жены непорочны... (Опыт подстрочного комментария) // А.С.Пушкин: путь к Православию / Составл., подгот. текста, примеч. А.Н.Стрижев. М.: Отчий дом. 1997. 9.ЛотманЮ.М. Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин. Комментарий: Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1983. 10.МодзалевскийБ.Л. Библиотека А.С.Пушкина. СПб.: Тип. Императорской Академии Наук, 1901. 11.ПушкинА.С. Собрание сочинений. В 10ти тт. М.: Художественная литература, 19751978. 12.ПушкинА.С. Сочинения. В 3х т. М.: Художественная литература, 19851986. 13.Рассказы братьев Россет П.И.Бартеневу // Последний год жизни Пушкина / Сост., вступ. очерки и примеч. В.В.Кунина. М.: Правда, 1988. 14.ТырноваВильямсА. Жизнь Пушкина, В 2х тт. М.: Молодая гвардия, 1998, Т.1.

Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Развитие интеллекта по Ж. Пиаже

Развитие интеллекта по Ж.Пиаже в этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах: 1.Вформе инстинктивного поведения , которое обусловлено анатомо-физиологической структурой организма; 2.Вформе навыков и восприятия ; 3.Вформе необратимого оперирования, основанного на интуитивном мышлении ; 4.Вформе обратимого оперирования, когда возникает способность к группировкам...

Развитие личности невротическое

Форма психогенного развития, характеризуется специфической динамикой. Приводит к формированию краевой психопатии. Возникает при длительно существующей психогенно-травматической ситуации. По Н.Д.Лакосиной (1967), первый этап невротического развития личности протекает с депрессивной и астено-депрессивной симптоматикой, второй — с характерологическими изменениями личности с преобладанием истерических черт либо взрывчатости, с появлением в дальнейшем ипохондричности и дисфории, либо астенического синдрома со склонностью к навязчивостям. См. Кербикова—Фелинской генетическая систематика...

Развитие личности параноическое

Одна из форм патологического развития личности. Бред, вначале сверхценный, а затем параноический, развивается у психопатических личностей. Речь идет о развитии конституциональном, отличающемся от ситуационного (постреактивного или психогенного) меньшим значением каких-либо чрезвычайных раздражителей. Патологическая динамика в первую очередь обусловлена внутренним предрасположением, а психогенные моменты сводятся к повседневным, почти обыденным влияниям. параноическое развитие личности чаще всего возникает у личностей паранойяльного склада, однако наблюдается и при шизоидной психопатии, психастении, у...

Развитие личности патологическое

Термин, обозначающий определенные виды динамики и формирования психопатий в результате взаимодействия комплекса конституциональных, психогенных, соматогенных и других факторов. При ядерных психопатиях патологическое развитие личности проявляется в нарастании и заострении, гипертрофии определенных преморбидно четко обозначенных у пробанда черт личности, отражающих проходимые им возрастные периоды, социально дезадаптирующие аномальную личность факторы и другое. При нажитых психопатиях — органических, постпроцессуальных и краевых — последние характеризуются возможностью формирования личности по типам патохарактерологического и психогенного (невротического или постреактивного) развития. См. Кербикова—Фелинской генетическая систематика психопатий. При патологическомразвитии личности важную роль играют конституциональная предрасположенность (склад личности) и характер психотравмирующих...

Развитие психики в онтогенезе

Развитие психики в онтогенезе процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметноманипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со...

Развитие психики в филогенезе

Развитие психики в филогенезе качественные изменения психики , происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественноисторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественноисторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения...

Развитие психодиагностики

Развитие психодиагностики процесс изменения процедур выявления индивидуальнопсихологических различий людей в условиях развития теоретической психологии и методологии измерения. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с IIIтыс. дон.э. в Древнем Египте, Китае; Вьетнаме, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХв., когда в 18841885гг. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия , памяти. В начале ХХв. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности ( К.Г.Юнг , Г.Роршаха...

Раздражимость

Раздражимость способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций...

Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс

Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс (29.9.1895, Туниата, Пеннсильвания 20.9.1980, Хиллсбороу, Северная Каролина) психолог и парапсихолог. В той же степени, как и Л.Васильев в России, он считается основателем научной парапсихологии . После окончания школы в течение полутора лет изучал богословие, в 1917г., со вступлением США во вторую мировую войну, ушел добровольцем в морскую пехоту, затем получил биологическое образование в Чикагском университете (физиология растений), работал с 1925г. на кафедре ботаники университета Западной Вирджинии. Затем, до 1928г., он преподаватель философии и психологии, с 1930г. ассистент профессора, с 1934г. ассоциативный профессор и с 1937г. по 1950г. полный профессор, а также руководитель психологической лаборатории в...

РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm)

[img]РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm) - Психоаналитик, последователь Фрейда, в дальнейшем отошедший от ортодоксального Фрейдизма. Родился 27 марта 1897 года в Галиции, бывшей в ту пору частью Австро-венгерской империи. Детские годы провел, общаясь почти исключительно со своим младшим братом, в отношениях с которым парадоксально переплетались товарищество и соперничество. После одной из сцен ревности устроенной мужем, его мать кончает жизнь самоубийством. В возрасте 17 лет остался сиротой. Умер его отец. 1916 год. Райх оставляет свое разрушенное войной хозяйство и поступает на военную службу. Став офицером сражается в Италии. После окончания войны поступает в медицинскую школу Венского университета. Здесь он...

Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни

РайхРубинштейн (ReichRubinstein) Анни (9.4.1902, Вена 5.1.1971, Питтсбург, США) американский психоаналитик. Обучалась медицине в Вене, в 1920г. вышла замуж за В.Райха . С 1929г. член Венского психоаналитического общества, с 1931г. работала в Берлине, в 1933г. эмигрировала в Прагу, где проводила психоаналитическое обучение и занималась частной практикой и где произошел развод с В.Райхом и новое замужество (историк А.Рубинштейн). В 1938г. эмигрировала в США, где продолжила психоаналитическую деятельность. С 1960г. по 1962г. президент НьюЙоркского психоаналитического института. Последние 8 лет жизни была парализована. Известность ей принесли работы по нарциссизму и контрпереносу (On countertransference, Int. J. Psychoanal., 1951, 32, p. 2531). Литература...

Ранк Отто

Ранк (Rank) Отто (22.04.1880, Вена 31.10.1939, НьюЙорк) австрийский психолог, психотерапевт. С 1906по 1915г. секретарь Венского психоаналитического общества. Один из основателей журналов Imago (1912) и International Zeitschrift fur Psychoanalyse (1913). С конца 1920хгг. жил в США, выступая с лекциями в различных университетах. В ранний период деятельности, под влиянием З.Фрейда , рассматривал с позиций психоанализа процесс художественного творчества (Der Kunstler. W., 1907). В дальнейшем разработал собственную теорию психического развития, основанную на понятии травма рождения (Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung fur die Psychoanalyse. Lpz., 1924). Основной потребностью индивида является возвращение в изначальное состояние внутриутробного существования, в котором он един с...

Ранний возраст

Ранний возраст стадия психического развития ребенка от 1года до 3лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития: 1.Формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика , за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2.Развивается ситуативноделовое общения со взрослыми и общение со сверстниками; 3.Формируются когнитивные процессы; 4.Происходит овладение пассивной и активной речью; 5.Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями ; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир....

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм клинический синдром , впервые описанный Л.Каннером в 1943г. Его основными признаками являются: 1.Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста , не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 2.Стереотипность поведения ; 3.Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями); 4.Нарушения речевого развития; 5.Раннее проявление до 30го месяца жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 35 лет и сопровождается страхами, негативизмом , агрессией . В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного...

Ранняя одаренность

Ранняя одаренность специальная или общая одаренность , обнаруживаемая у детей. Время проявления той или иной одаренности в разных областях различно. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности, затем в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Ранняя одаренность сопровождается выраженной увлеченностью теми или иными занятиями и склонностью проявлять фантазию. О наличии одаренности не дают основания судить результаты тестовых испытания в силу того, что они обычно стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних...

Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович)

Рапопорт (Rapoport) Анатоль (Анатолий Борисович) (род. 22.05.1911, Лозовая, Россия) американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. В 1941г. окончил Чикагский университет. С 1955г. профессор математической биологии Института психиатрии Мичиганского университета. Один из основателей (1955) и президент (196566) Международного общества по исследованию проблем общей семантики. Один из ведущих редакторов журналов ETC и Behavior Science. Получил известность благодаря анализу связей между языком, мышлением и действием. Проводил исследования использования языка в конфликтных ситуациях. Один из первых применил теорию игр для анализа поведения, что описал в книге Дилемма узника (Prisoner's dilemma. Ann Arbor, 1965 (совм. с A.M.Chammah)). Сочинения. Operational Phylosophy. N.Y., 1953; Semantics. N.Y.,...

Расстройства памяти

Расстройства памяти ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия , гипомнезия...

Расщепление Я

Расщепление Я (Ich-Spaltung) - теоретический конструкт, служащий для определения сущности шизофрении, по мнению автора, Э.Блейлера , при расщеплении Я происходит отрыв друг от друга различных групп аффектов, идей,...

Рационализация

Рационализация форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий , котрые в действительности обусловлены иррациональными влечениями , которые социально или личностно...

Рационально–эмотивная терапия

Рациональноэмотивная терапия форма когнитивной психотерапии , разработанная А.Эллисом (EllisA. Reason and Emotion in Psychotherapy, N.Y., 1962) и основанная на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом . В качестве философской установки в данном методе было реализовано положение об ответственности самого человека за свою судьбу (Б.Рассел), а как теоретическое обоснование была предложена модель опосредствования (так называемая АВС теория), в соответствии с которой, определенное негативное качество эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно какимлибо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы в соответствии с этим ставилось обнаружение и устранение системы патогенетических...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич