Ланге (Lange) Фридрих Альберт (28.9.1828, Вальд близ Золингена 21.11.1875, Марбург) немецкий философнеокантианец, экономист и психолог. Родился в семье пастора, после окончания гимназии в Дуйсбурге и Цюрихе получил высшее образование в Цюрихе по философии и психологии (1847) и Бонне (18481851) по классической филологии, философии, теологии, здесь особый интерес к философии у него появился в результате общения с Э.Бобриком. В 1851г. Ланге защитил докторскую диссертацию по философии (Quastiones metrical) в Боннском университете и сдал государственный экзамен для замещения должности преподавателя гимназии, после годичной военной службы преподавал в гимназии Кельна (18521855), здесь получил знаки общественного признания как искусный и требовательный педагог. В 1855г. в Бонне он защитил диссертацию для замещения должности доцента по методологическим вопросам педагогики, психологии, философии (Uber Zusammenhang der Erziehungssysteme mit herrschenden Weltanschauungen verschiedener Zeitalter), стал приват-доцентом по педагогике и гимназическому образованию, с 1859г. старший преподаватель в гимназии Дуйсбурга. Знакомство с историком философии Ф.Юбервегом открыло для него глубину учения И.Канта. Одновременно с преподавательской деятельностью вел активную деятельность как политически ориентированный публицист. В 1861г. Ланге по политическим соображениям ушел в отставку и стал секретарем Торговой палаты Дуйсбурга. Изза своих выступлений в защиту прав рабочего класса (редактор газеты Rhein und Ruhr Zeitung, 1863) и свою книгу (Die Arbeitsfrage, 1865, в рус.пер.: Рабочий вопрос, СПб., 1895) был официально отстранен от преподавания, в 1866г. по приглашению участвовать в газетном производстве переехал в г.Винтертур. В 1869г. Ланге снова защитил диссертацию для замещения должности доцента на кафедре индуктивной философии в университете Цюриха, с 1873г. он профессор Марбургского университета. Считается одним из основателей Марбургской школы неокантианства, учитель Г.Когена. Отстаивал, вместе с Г.Гельмгольцем , позиции физиологического идеализма. Перед основой работой своей жизни (Geschichte des Materialismus und Kritik seiner Bedeutung in der Gegenwart, 2 Bd., Iserlohn, 18661875, в рус. пер.: История материализма и критика его значения в настоящее время, СПб., 1899) Ланге поставил задачу обосновать для естествоиспытателей, стихийно встающих на позиции материализма, потенциальные возможности критического идеализма И.Канта. По его мнению, результаты исследований физиологии и психологии органов чувств заставляют трактовать априорные формы познания И.Канта как обусловленные деятельностью человеческого организма, в силу этого в познании могут быть раскрыты не законы объективного мира, а лишь особенности взаимодействие с ним субъекта. На основе этого постулата разработал программу объективной психологии, свободной от метафизики и строящейся на базе физиологических данных, доступных непосредственному чувственному наблюдению. Одним из первых пытался использовать в психологии математические методы(Die Grundlagen der mathematischen Psychologie. Eine Versuch zur Nachweisung des grundlegenden Fehlers bei Herbart und Drobisch, 1865). Литература .
Развитие интеллекта по Ж.Пиаже в этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах: 1.Вформе инстинктивного поведения , которое обусловлено анатомо-физиологической структурой организма; 2.Вформе навыков и восприятия ; 3.Вформе необратимого оперирования, основанного на интуитивном мышлении ; 4.Вформе обратимого оперирования, когда возникает способность к группировкам...
Форма психогенного развития, характеризуется специфической динамикой. Приводит к формированию краевой психопатии. Возникает при длительно существующей психогенно-травматической ситуации. По Н.Д.Лакосиной (1967), первый этап невротического развития личности протекает с депрессивной и астено-депрессивной симптоматикой, второй — с характерологическими изменениями личности с преобладанием истерических черт либо взрывчатости, с появлением в дальнейшем ипохондричности и дисфории, либо астенического синдрома со склонностью к навязчивостям. См. Кербикова—Фелинской генетическая систематика...
Одна из форм патологического развития личности. Бред, вначале сверхценный, а затем параноический, развивается у психопатических личностей. Речь идет о развитии конституциональном, отличающемся от ситуационного (постреактивного или психогенного) меньшим значением каких-либо чрезвычайных раздражителей. Патологическая динамика в первую очередь обусловлена внутренним предрасположением, а психогенные моменты сводятся к повседневным, почти обыденным влияниям. параноическое развитие личности чаще всего возникает у личностей паранойяльного склада, однако наблюдается и при шизоидной психопатии, психастении, у...
Термин, обозначающий определенные виды динамики и формирования психопатий в результате взаимодействия комплекса конституциональных, психогенных, соматогенных и других факторов. При ядерных психопатиях патологическое развитие личности проявляется в нарастании и заострении, гипертрофии определенных преморбидно четко обозначенных у пробанда черт личности, отражающих проходимые им возрастные периоды, социально дезадаптирующие аномальную личность факторы и другое. При нажитых психопатиях — органических, постпроцессуальных и краевых — последние характеризуются возможностью формирования личности по типам патохарактерологического и психогенного (невротического или постреактивного) развития. См. Кербикова—Фелинской генетическая систематика психопатий. При патологическомразвитии личности важную роль играют конституциональная предрасположенность (склад личности) и характер психотравмирующих...
Развитие психики в онтогенезе процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметноманипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со...
Развитие психики в филогенезе качественные изменения психики , происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественноисторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественноисторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения...
Развитие психодиагностики процесс изменения процедур выявления индивидуальнопсихологических различий людей в условиях развития теоретической психологии и методологии измерения. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с IIIтыс. дон.э. в Древнем Египте, Китае; Вьетнаме, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХв., когда в 18841885гг. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия , памяти. В начале ХХв. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности ( К.Г.Юнг , Г.Роршаха...
Раздражимость способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций...
Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс (29.9.1895, Туниата, Пеннсильвания 20.9.1980, Хиллсбороу, Северная Каролина) психолог и парапсихолог. В той же степени, как и Л.Васильев в России, он считается основателем научной парапсихологии . После окончания школы в течение полутора лет изучал богословие, в 1917г., со вступлением США во вторую мировую войну, ушел добровольцем в морскую пехоту, затем получил биологическое образование в Чикагском университете (физиология растений), работал с 1925г. на кафедре ботаники университета Западной Вирджинии. Затем, до 1928г., он преподаватель философии и психологии, с 1930г. ассистент профессора, с 1934г. ассоциативный профессор и с 1937г. по 1950г. полный профессор, а также руководитель психологической лаборатории в...
[img]РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm) - Психоаналитик, последователь Фрейда, в дальнейшем отошедший от ортодоксального Фрейдизма. Родился 27 марта 1897 года в Галиции, бывшей в ту пору частью Австро-венгерской империи. Детские годы провел, общаясь почти исключительно со своим младшим братом, в отношениях с которым парадоксально переплетались товарищество и соперничество. После одной из сцен ревности устроенной мужем, его мать кончает жизнь самоубийством. В возрасте 17 лет остался сиротой. Умер его отец. 1916 год. Райх оставляет свое разрушенное войной хозяйство и поступает на военную службу. Став офицером сражается в Италии. После окончания войны поступает в медицинскую школу Венского университета. Здесь он...
РайхРубинштейн (ReichRubinstein) Анни (9.4.1902, Вена 5.1.1971, Питтсбург, США) американский психоаналитик. Обучалась медицине в Вене, в 1920г. вышла замуж за В.Райха . С 1929г. член Венского психоаналитического общества, с 1931г. работала в Берлине, в 1933г. эмигрировала в Прагу, где проводила психоаналитическое обучение и занималась частной практикой и где произошел развод с В.Райхом и новое замужество (историк А.Рубинштейн). В 1938г. эмигрировала в США, где продолжила психоаналитическую деятельность. С 1960г. по 1962г. президент НьюЙоркского психоаналитического института. Последние 8 лет жизни была парализована. Известность ей принесли работы по нарциссизму и контрпереносу (On countertransference, Int. J. Psychoanal., 1951, 32, p. 2531). Литература...
Ранк (Rank) Отто (22.04.1880, Вена 31.10.1939, НьюЙорк) австрийский психолог, психотерапевт. С 1906по 1915г. секретарь Венского психоаналитического общества. Один из основателей журналов Imago (1912) и International Zeitschrift fur Psychoanalyse (1913). С конца 1920хгг. жил в США, выступая с лекциями в различных университетах. В ранний период деятельности, под влиянием З.Фрейда , рассматривал с позиций психоанализа процесс художественного творчества (Der Kunstler. W., 1907). В дальнейшем разработал собственную теорию психического развития, основанную на понятии травма рождения (Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung fur die Psychoanalyse. Lpz., 1924). Основной потребностью индивида является возвращение в изначальное состояние внутриутробного существования, в котором он един с...
Ранний возраст стадия психического развития ребенка от 1года до 3лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития: 1.Формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика , за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2.Развивается ситуативноделовое общения со взрослыми и общение со сверстниками; 3.Формируются когнитивные процессы; 4.Происходит овладение пассивной и активной речью; 5.Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями ; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир....
Ранний детский аутизм клинический синдром , впервые описанный Л.Каннером в 1943г. Его основными признаками являются: 1.Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста , не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 2.Стереотипность поведения ; 3.Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями); 4.Нарушения речевого развития; 5.Раннее проявление до 30го месяца жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 35 лет и сопровождается страхами, негативизмом , агрессией . В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного...
Ранняя одаренность специальная или общая одаренность , обнаруживаемая у детей. Время проявления той или иной одаренности в разных областях различно. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности, затем в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Ранняя одаренность сопровождается выраженной увлеченностью теми или иными занятиями и склонностью проявлять фантазию. О наличии одаренности не дают основания судить результаты тестовых испытания в силу того, что они обычно стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних...
Рапопорт (Rapoport) Анатоль (Анатолий Борисович) (род. 22.05.1911, Лозовая, Россия) американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. В 1941г. окончил Чикагский университет. С 1955г. профессор математической биологии Института психиатрии Мичиганского университета. Один из основателей (1955) и президент (196566) Международного общества по исследованию проблем общей семантики. Один из ведущих редакторов журналов ETC и Behavior Science. Получил известность благодаря анализу связей между языком, мышлением и действием. Проводил исследования использования языка в конфликтных ситуациях. Один из первых применил теорию игр для анализа поведения, что описал в книге Дилемма узника (Prisoner's dilemma. Ann Arbor, 1965 (совм. с A.M.Chammah)). Сочинения. Operational Phylosophy. N.Y., 1953; Semantics. N.Y.,...
Расстройства памяти ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия , гипомнезия...
Расщепление Я (Ich-Spaltung) - теоретический конструкт, служащий для определения сущности шизофрении, по мнению автора, Э.Блейлера , при расщеплении Я происходит отрыв друг от друга различных групп аффектов, идей,...
Рационализация форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий , котрые в действительности обусловлены иррациональными влечениями , которые социально или личностно...
Рациональноэмотивная терапия форма когнитивной психотерапии , разработанная А.Эллисом (EllisA. Reason and Emotion in Psychotherapy, N.Y., 1962) и основанная на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом . В качестве философской установки в данном методе было реализовано положение об ответственности самого человека за свою судьбу (Б.Рассел), а как теоретическое обоснование была предложена модель опосредствования (так называемая АВС теория), в соответствии с которой, определенное негативное качество эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно какимлибо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы в соответствии с этим ставилось обнаружение и устранение системы патогенетических...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]