Exit Project: Глоссарий: Половая жизнь

Половая жизнь



У человека представляет собой совокупность соматических, психических и социальных процессов, в основе которых лежит половое влечение. По сравнению с менее высокоорганизованными видами млекопитающих у человека уменьшается роль инстинктивной, безусловнорефлекторной основы П. ж., ее гормональный регуляции и возрастает влияние высших отделов ц.н.с., а индивидуальный опыт приобретает решающее значение в процессе формирования полового поведения. В итоге свойственный всем животным половой инстинкт, который обеспечивает воспроизведение вида, у человека дополняется специфической человеческой сексуальностью, с ее особенностями полового влечения, половых реакций, половой активности, благодаря которой создается глубокое личностное единение мужчины и женщины.

Половое влечение (либидо) основывается на половом инстинкте и половых потребностях, т.е. на врожденных, генетически обусловленных механизмах. Однако в отличие от жизненно важных потребностей (например, в пище) сексуальные потребности, а следовательно, и половое влечение у ребенка не проявляется сразу после рождения, а формируется в процессе полового созревания. Особенность человеческой сексуальности заключается в том, что удовлетворение полового влечения имеет два аспекта: прокреативный (заключающийся в первоначальной биологической цели П. ж. — воспроизведение вида) и рекреативный (связанный с получением наслаждения). Второй аспект явился принципиальной основой превращения полового влечения в человеческую любовь. Половое влечение (его выраженность и интенсивность) связано прежде всего с функцией эндокринных желез (половых, гипофиза, надпочечников), а также некоторых образований в головном мозге (например, зрительных бугров). В период полового созревания формируется его окончательная направленность. Половое влечение максимально выражено в юношеском и зрелом возрасте, в пожилом возрасте оно понижается (у женщин одновременно с изменениями в организме, характерными для климактерического периода).

Выраженность полового влечения может значительно меняться в зависимости от ряда причин, в т.ч. от полового воздержания (абстиненции), последствия которого особенно ярко выражены в молодом возрасте. При отсутствии возможности поддерживать индивидуальный уровень (ритм) половой активности (например. вследствие утраты полового партнера) развиваются в основном невротические расстройства (нарушение сна, раздражительность, фиксация внимания на сексуальных темах и т.д.).

Универсальной формы П. ж. не существует. У каждого человека особенности П. ж. определяются многими факторами, в т.ч. индивидуальными свойствами личности. То, что для одного человека является нормой П. ж., для другого представляется резким отклонением от нее. Возраст начала П. ж. зависит от сроков полового созревания, врожденных индивидуальных особенностей, в т.ч. конституциональных (см. Конституция), и ряда внешних, главным образом социальных, факторов (воспитания, в т.ч. полового, условий жизни и т.д.).

В связи с многообразием факторов (социальных, этнических, исторических и др.), участвующих в становлении П. ж. человека, ее формы могут быть разными. Наряду с так называемой нормативной формой П. ж. (половым сношением между мужчиной и женщиной) выделяют викарные (заместительные) формы (мастурбацию, петтинг, поллюции); суррогатные формы полового сношения (вестибулярный, анальный половые акты, в т.ч. гомосексуальные); орогенитальные (лабиогенитальные) контакты; сексуальные действия с животными.

Наиболее типичные проявления мужской сексуальности — эрекция и эякуляция. В результате эрекции, представляющей собой рефлекторный акт, половой член увеличивается и приобретает твердость, необходимую для введения его во влагалище, обеспечивая возможность полового сношения, которое заканчивается эякуляцией и оргазмом. После оргазма нервное возбуждение спадает, мужчина в течение не которого времени остается, как правило, безразличным к сексуальным раздражителям. Половая возбудимость восстанавливается в различные сроки, что зависит от индивидуальных особенностей личности, возраста, а также от конкретной ситуации.

Характерной реакцией на сексуальную стимуляцию у женщин является увлажнение (любрикация) влагалища. Особенности женской сексуальности заключаются в необходимости психологической подготовки женщины мужчиной к половому акту, обеспечивающей наиболее полное половое удовлетворение. В связи с этим следует придавать большое значение предварительным ласкам, особенно если сексуальность женщины еще не пробудилась. Характер предварительных ласк зависит от индивидуальных особенностей половых партнеров. Большую роль играет раздражение так называемых эрогенных зон тела, что вызывает половое возбуждение. У женщин в отличие от мужчин большое значение имеют экстрагенитальные эрогенные зоны, иногда даже большее, чем генитальные. Такой зоной может быть любой участок тела, причем раздражение одних и тех же зон у одних женщин вызывает половое возбуждение, а у других нет, оставляя их безразличными или даже сопровождаясь неприятными ощущениями. Кроме того, предварительные ласки подразумевают участие различных органов чувств. У мужчин на первый план выступает зрение, а у женщин слух. Следует также иметь в виду, что выраженность полового влечения у женщин в отличие от мужчин подвержена циклическим колебаниям; оно обычно усиливается либо в предменструальный период, либо в первые дни после менструации. Оргазм у женщин в большей мере, чем у мужчин, зависит от условий полового сношения, психологической подготовки к нему, настроения и длительности предварительных ласк. У большинства женщин первый оргазм появляется после более или менее длительного периода половых сношений, нередко уже после родов. По мере накопления сексуального опыта увеличивается также процент половых актов, заканчивающихся оргазмом, в то время как в первые годы супружеской жизни далеко не каждое половое сношение доставляет женщине оргастические переживания. У некоторых женщин при половой близости никогда и ни при каких условиях оргазм не наступает (так называемая половая холодность, или фригидность, — см. Сексуальные расстройства), другие испытывают оргазм несколько раз во время одного полового акта.

Из других форм П. ж. наиболее часто наблюдаются поллюции, мастурбация, петтинг. Поллюции, или непроизвольные эякуляции (условно противопоставляемые «произвольным» при половом сношении, мастурбации, петтинге), происходят большей частью во сне и обычно сопровождаются эротическими сновидениями. Первая поллюция (ойгархе) является объективным признаком полового созревания. В зрелом возрасте поллюции играют роль викарного механизма (своеобразного «предохранительного клапана» сексуальности), который обеспечивает периодическую эвакуацию эякулята и облегчает тягостные проявления сексуальной абстиненции. Мастурбация, по данным Кинзи (A.Ch. Kinsey), имеющая место у 96% здоровых мужчин и у 62% женщин, обычно совершается на собственных гениталиях, хотя практикуется и взаимная мастурбация (например, среди гомосексуалистов). Под петтингом понимается преднамеренное достижение оргазма путем раздражения эрогенных зон в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновение гениталий. Наиболее частый случай — форсирование поцелуев и тесных объятий до появления эякуляции и оргазма.

Вестибулярный половой акт обычно практикуется с целью сохранения девственной плевы и предупреждения беременности, а также в тех случаях, когда ослабленная эрекция не позволяет совершить нормальное половое сношение или когда оргазм у женщины наступает только при интенсивном раздражении клитора и малых половых губ, а вагинальные фрикции не дают ей полного удовлетворения или даже неприятны.

Орогенитальные контакты — воздействие языком и губами на половой член (фелляция) или вульварную область (куннилингус) практикуются и как самостоятельная форма П. ж. и в качестве предварительных ласк для достижения полового возбуждения.

В целом можно считать приемлемыми любые виды сексуальных действий, если они совершаются с обоюдного согласия, доставляют обоим партнерам удовлетворение и не причиняют никакого вреда.

Среди факторов, отрицательно влияющих на П. ж., следует прежде всего отметить особенности личности (эмоциональная холодность, некоммуникабельность, неспособность к глубокой и длительной привязанности) и условия воспитания (эмоциональная депривация, гиперопека, подавление адекватных форм полового поведения). Особое значение приобретает первое половое сношение, в результате которого посредством механизма условнорефлекторной фиксации могут в дальнейшем формироваться фобические или девиантно-перверсные формы полового поведения (см. Половые извращения).

В возрастном аспекте характерны следующие сексуальные проявления. В пубертатном периоде — пробуждение полового влечения (либидо), у мальчиков — появление первых эякуляций (обычно в виде ночных поллюций), у девочек — менструаций. Для так называемого переходного периода (20—26 лет) характерны как половые эксцессы, так и суррогатно-викарные формы П. ж. Периоду зрелой сексуальности свойственны стабилизация половой активности на уровне, определяемом индивидуальной половой конституцией и местом сексуальности в шкале ценностных ориентаций личности, а также условиями жизни (особое значение имеет факт вступления в брак, после чего П. ж. обычно становится регулярной). В последующем происходит постепенное снижение половой активности, ослабление интереса к П. ж., ее угасание, при этом увеличиваются периоды полового воздержания.

Что касается психогигиены П. ж., то для каждого возрастного периода можно определить оптимальную цель: в детстве и пубертатном периоде это — недопущение ранней мастурбации и сохранение психоэмоционального равновесия: в переходном — приобретение сексуального опыта на основе положительных условнорефлекторных комплексов; в периоде зрелой сексуальности — установление гармоничных отношений с адекватным партнером; в пожилом возрасте — поддержание щадяще-стимулирующего режима половой активности, свободного как от непосильных притязаний, так и от длительных периодов воздержания, чреватых развитием так называемого синдрома детренированности. Одним из показателей нормально протекающей П. ж. следует считать хорошее самочувствие, свежесть, бодрость, ощущение удовлетворенности.

Гигиена П. ж. является составной частью личной гигиены. Нормальное функционирование половых органов зависит и от состояния других систем и органов, особенно кишечника и мочевого пузыря. Важное гигиеническое значение имеет также защита половых органов от переохлаждения, особенно у женщин. Чрезвычайно пагубное влияние на П. ж. оказывают алкоголизм и наркомании; случайные половые связи становятся все более опасными из-за нарастающего распространения венерических болезней и СПИД (см. ВИЧ-инфекция). Правильный режим дня, рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, как и Другие оздоровительные мероприятия, способствуют нормальному протеканию половой жизни и максимальному сохранению половой активности.



Библиогр.: Шмелинский К. Психогигиена половой жизни, пер. с польск., М. 1972; Общая сексопатология, под ред. г.С. Васильченко, с. 176, М., 1977; Рюриков Ю.Б. Три влечения, Минск, 1986.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Развитие интеллекта по Ж. Пиаже

Развитие интеллекта по Ж.Пиаже в этой концепции предполагается, что взаимодействие субъекта и среды может осуществляться в принципиально различных формах: 1.Вформе инстинктивного поведения , которое обусловлено анатомо-физиологической структурой организма; 2.Вформе навыков и восприятия ; 3.Вформе необратимого оперирования, основанного на интуитивном мышлении ; 4.Вформе обратимого оперирования, когда возникает способность к группировкам...

Развитие личности невротическое

Форма психогенного развития, характеризуется специфической динамикой. Приводит к формированию краевой психопатии. Возникает при длительно существующей психогенно-травматической ситуации. По Н.Д.Лакосиной (1967), первый этап невротического развития личности протекает с депрессивной и астено-депрессивной симптоматикой, второй — с характерологическими изменениями личности с преобладанием истерических черт либо взрывчатости, с появлением в дальнейшем ипохондричности и дисфории, либо астенического синдрома со склонностью к навязчивостям. См. Кербикова—Фелинской генетическая систематика...

Развитие личности параноическое

Одна из форм патологического развития личности. Бред, вначале сверхценный, а затем параноический, развивается у психопатических личностей. Речь идет о развитии конституциональном, отличающемся от ситуационного (постреактивного или психогенного) меньшим значением каких-либо чрезвычайных раздражителей. Патологическая динамика в первую очередь обусловлена внутренним предрасположением, а психогенные моменты сводятся к повседневным, почти обыденным влияниям. параноическое развитие личности чаще всего возникает у личностей паранойяльного склада, однако наблюдается и при шизоидной психопатии, психастении, у...

Развитие личности патологическое

Термин, обозначающий определенные виды динамики и формирования психопатий в результате взаимодействия комплекса конституциональных, психогенных, соматогенных и других факторов. При ядерных психопатиях патологическое развитие личности проявляется в нарастании и заострении, гипертрофии определенных преморбидно четко обозначенных у пробанда черт личности, отражающих проходимые им возрастные периоды, социально дезадаптирующие аномальную личность факторы и другое. При нажитых психопатиях — органических, постпроцессуальных и краевых — последние характеризуются возможностью формирования личности по типам патохарактерологического и психогенного (невротического или постреактивного) развития. См. Кербикова—Фелинской генетическая систематика психопатий. При патологическомразвитии личности важную роль играют конституциональная предрасположенность (склад личности) и характер психотравмирующих...

Развитие психики в онтогенезе

Развитие психики в онтогенезе процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметноманипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со...

Развитие психики в филогенезе

Развитие психики в филогенезе качественные изменения психики , происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественноисторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественноисторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения...

Развитие психодиагностики

Развитие психодиагностики процесс изменения процедур выявления индивидуальнопсихологических различий людей в условиях развития теоретической психологии и методологии измерения. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с IIIтыс. дон.э. в Древнем Египте, Китае; Вьетнаме, Древней Греции. Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХв., когда в 18841885гг. Ф.Гальтон стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия , памяти. В начале ХХв. А.Бине приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В.Штерна был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности ( К.Г.Юнг , Г.Роршаха...

Раздражимость

Раздражимость способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций...

Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс

Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс (29.9.1895, Туниата, Пеннсильвания 20.9.1980, Хиллсбороу, Северная Каролина) психолог и парапсихолог. В той же степени, как и Л.Васильев в России, он считается основателем научной парапсихологии . После окончания школы в течение полутора лет изучал богословие, в 1917г., со вступлением США во вторую мировую войну, ушел добровольцем в морскую пехоту, затем получил биологическое образование в Чикагском университете (физиология растений), работал с 1925г. на кафедре ботаники университета Западной Вирджинии. Затем, до 1928г., он преподаватель философии и психологии, с 1930г. ассистент профессора, с 1934г. ассоциативный профессор и с 1937г. по 1950г. полный профессор, а также руководитель психологической лаборатории в...

РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm)

[img]РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm) - Психоаналитик, последователь Фрейда, в дальнейшем отошедший от ортодоксального Фрейдизма. Родился 27 марта 1897 года в Галиции, бывшей в ту пору частью Австро-венгерской империи. Детские годы провел, общаясь почти исключительно со своим младшим братом, в отношениях с которым парадоксально переплетались товарищество и соперничество. После одной из сцен ревности устроенной мужем, его мать кончает жизнь самоубийством. В возрасте 17 лет остался сиротой. Умер его отец. 1916 год. Райх оставляет свое разрушенное войной хозяйство и поступает на военную службу. Став офицером сражается в Италии. После окончания войны поступает в медицинскую школу Венского университета. Здесь он...

Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни

РайхРубинштейн (ReichRubinstein) Анни (9.4.1902, Вена 5.1.1971, Питтсбург, США) американский психоаналитик. Обучалась медицине в Вене, в 1920г. вышла замуж за В.Райха . С 1929г. член Венского психоаналитического общества, с 1931г. работала в Берлине, в 1933г. эмигрировала в Прагу, где проводила психоаналитическое обучение и занималась частной практикой и где произошел развод с В.Райхом и новое замужество (историк А.Рубинштейн). В 1938г. эмигрировала в США, где продолжила психоаналитическую деятельность. С 1960г. по 1962г. президент НьюЙоркского психоаналитического института. Последние 8 лет жизни была парализована. Известность ей принесли работы по нарциссизму и контрпереносу (On countertransference, Int. J. Psychoanal., 1951, 32, p. 2531). Литература...

Ранк Отто

Ранк (Rank) Отто (22.04.1880, Вена 31.10.1939, НьюЙорк) австрийский психолог, психотерапевт. С 1906по 1915г. секретарь Венского психоаналитического общества. Один из основателей журналов Imago (1912) и International Zeitschrift fur Psychoanalyse (1913). С конца 1920хгг. жил в США, выступая с лекциями в различных университетах. В ранний период деятельности, под влиянием З.Фрейда , рассматривал с позиций психоанализа процесс художественного творчества (Der Kunstler. W., 1907). В дальнейшем разработал собственную теорию психического развития, основанную на понятии травма рождения (Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung fur die Psychoanalyse. Lpz., 1924). Основной потребностью индивида является возвращение в изначальное состояние внутриутробного существования, в котором он един с...

Ранний возраст

Ранний возраст стадия психического развития ребенка от 1года до 3лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития: 1.Формируется ходьба, локомоция, мелкая моторика , за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; 2.Развивается ситуативноделовое общения со взрослыми и общение со сверстниками; 3.Формируются когнитивные процессы; 4.Происходит овладение пассивной и активной речью; 5.Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями ; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир....

Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм клинический синдром , впервые описанный Л.Каннером в 1943г. Его основными признаками являются: 1.Врожденная неспособность ребенка к установлению аффективного контакта посредством взгляда, мимики, жеста , не обусловленная низким интеллектуальным уровнем; 2.Стереотипность поведения ; 3.Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями); 4.Нарушения речевого развития; 5.Раннее проявление до 30го месяца жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 35 лет и сопровождается страхами, негативизмом , агрессией . В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного...

Ранняя одаренность

Ранняя одаренность специальная или общая одаренность , обнаруживаемая у детей. Время проявления той или иной одаренности в разных областях различно. Наиболее рано проявляется одаренность в области музыкальной деятельности, затем в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике. Ранняя одаренность сопровождается выраженной увлеченностью теми или иными занятиями и склонностью проявлять фантазию. О наличии одаренности не дают основания судить результаты тестовых испытания в силу того, что они обычно стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних...

Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович)

Рапопорт (Rapoport) Анатоль (Анатолий Борисович) (род. 22.05.1911, Лозовая, Россия) американский философ, представитель операционализма, биолог, психолог. В 1941г. окончил Чикагский университет. С 1955г. профессор математической биологии Института психиатрии Мичиганского университета. Один из основателей (1955) и президент (196566) Международного общества по исследованию проблем общей семантики. Один из ведущих редакторов журналов ETC и Behavior Science. Получил известность благодаря анализу связей между языком, мышлением и действием. Проводил исследования использования языка в конфликтных ситуациях. Один из первых применил теорию игр для анализа поведения, что описал в книге Дилемма узника (Prisoner's dilemma. Ann Arbor, 1965 (совм. с A.M.Chammah)). Сочинения. Operational Phylosophy. N.Y., 1953; Semantics. N.Y.,...

Расстройства памяти

Расстройства памяти ухудшение или потеря способности запоминать, хранить, узнавать или воспроизводить информацию. Наиболее распространены следующие расстройства памяти: амнезия , гипомнезия...

Расщепление Я

Расщепление Я (Ich-Spaltung) - теоретический конструкт, служащий для определения сущности шизофрении, по мнению автора, Э.Блейлера , при расщеплении Я происходит отрыв друг от друга различных групп аффектов, идей,...

Рационализация

Рационализация форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий , котрые в действительности обусловлены иррациональными влечениями , которые социально или личностно...

Рационально–эмотивная терапия

Рациональноэмотивная терапия форма когнитивной психотерапии , разработанная А.Эллисом (EllisA. Reason and Emotion in Psychotherapy, N.Y., 1962) и основанная на устранении иррациональных суждений пациента, страдающего неврозом . В качестве философской установки в данном методе было реализовано положение об ответственности самого человека за свою судьбу (Б.Рассел), а как теоретическое обоснование была предложена модель опосредствования (так называемая АВС теория), в соответствии с которой, определенное негативное качество эмоций (фрустрация, разочарование) или поведения (С) пробуждается к жизни не непосредственно какимлибо событием (А), а лишь опосредствованно, через систему интерпретаций или верований (В). Целью психотерапевтической работы в соответствии с этим ставилось обнаружение и устранение системы патогенетических...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Половая жизнь