Exit Project: Глоссарий: Мак–Дугалл (McDougall) Уильям

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям



МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением , которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям . Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями , так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства : удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности . МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна , организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик ( Г.У.Олпорт , Г.А.Мюррей , Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш ). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Реавтоматизация навыка

Реавтоматизация навыка восстановление автоматизированного движения после его временной утраты или...

Реактивное образование

Реактивное образование форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на...

Реактивные состояния

Реактивные состояния (от лат. re... против + actio действие) клинические состояния. Обусловлены достаточно локальным по времени действием психической травмы. Виды: реактивная депрессия, которая характеризуется заторможенностью, угнетенностью; аффективно шоковые реакции, которые характеризуются паникой, беспорядочной двигательной активностью, в других случаях...

Реактология

Реактология направление в отечественной психологии 20хгг., основанное К.Н.Корниловым . В качестве основной единицы анализа психики здесь предлагалось рассматривать реакцию, объединяющую в себе и физиологический рефлекс, и психическое переживание. В отличие от рефлекса, реакция исходит не от отдельного органа, а от целостного организма, и свойственна всем организмам, способным на движение. В начале 30хгг. это направление было...

Ребефинг

Ребефинг (от англ. rebirthing второе рождение) психотерапевтическая методика, разработанная Л.Орром и С.Рэй в 1977г., ориентированная на самоисследование и духовную трансформацию при использовании специальных дыхательных упражнений. Здесь для достижения измененных состояний сознания выполняются упражнения с интенсивным дыханием, когда осуществляется глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Вдох осуществляется с мышечным усилием, а выдох является расслабленным. После этого начинается внутренняя работа с утверждениями, осуществляется поиск проблемной ситуации, ее рациональное рассмотрение, перевод из негативного контекста в позитивный. Применяется для устранения негативных последствий родовой травмы, для активизации различных травматических событий, хранящихся в бессознательном , повторного переживания событий жизни, обусловливающих наличие стресса...

Реверберация

Реверберация эффект множественного отражения звуковых волн от стен, специально используемый в архитектурной акустике при проектировании концертных залов и...

Регенеративность

Регенеративность (от лат. regeneratio возрождение, восстановление, возобновление) возможность восстановить забытое языковое выражение из общего...

Регрессия

Регрессия форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления , которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического...

Реестр зарубежных психодиагностических методик

Список представленных здесь методик не претендует на то, чтобы быть полным. Наиболее известные методики вполне сознательно включены в него не были, приоритет же был отдан тем методикам, которые в России не используются совсем или используются очень мало. Кроме того, методики, в том виде, в котором они здесь описаны, не предназначены для практической психодиагностической работы. Их можно рассматривать лишь как эвристические модели для самостоятельной исследовательской работы, например, по выявлению структурных особенностей тех или иных личностных особенностей. 16 PF . 58item Hopkins Symptom Checklist (HSCL58) лист симптомов. Academic Achivement Accountability локус контроля при получении образования. AchievementAnxietyTest . Achivement Risk Preference Scale...

Рейк Теодор

Рейк (Reik) Теодор (12.05.1888, Вена 31.12.1969, НьюЙорк) психоаналитик. Образование получил по германским и романским языкам, психологии. Ученик З.Фрейда . Как любитель занимался прикладными вопросами психоанализа. С 1928г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1933г. эмигрировал в Голландию, в 1938г. в США. Не был принят в Американское психоаналитическое общество, так как не был врачом. В 1947г. основал собственную Национальную ассоциацию психоанализа, в которую моги входить и не врачи. Сочинения. Der eigene und der fremde Gott. 1923; Gestandniszwang und Strafdedurfnis. 1925; Freud als Kulturkritiker. 1930; Lust und Leid im Witz. 1929; Nachdenkliche Heiterkeit. 1933; Listening With the Third Ear. 1948;...

Рейх (Reich) Вильгельм

Рейх (Reich) Вильгельм (24.03.1897, Галиция, Австрия 3.11.1957, Льюисбург, США) немецкоамериканских психолог, психоаналитически ориентированный исследователь. С 1922г. руководитель венского семинара по психоаналитической психотерапии. Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания...

Рекапитуляция

Рекапитуляция (от лат. recapitulatio повторение) понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного...

Рекрутмент

Рекрутмент (от англ. recrutment пополнение, вовлечение) неравномерное нарастание воспринимаемой громкости , связанное с нарушениями слуха, в частности с поражением клеток кортиева органа. В его основе лежит процесс вовлечения в ответную реакцию на раздражитель, достигающий известной силы, большего числа нейронов слухового анализатора , чем в...

Релаксация

Релаксация (от лат. relaxatio облегчение, расслабление) состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной...

Реминисценция

Реминисценция (от лат. reminiscor припоминаю) воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших...

Респираторный аффективный спазм

Респираторный аффективный спазм (от лат. respirare дышать и affectus душевное волнение, страсть) остановка дыхания. Возникает у детей 24 лет при аффективном возбуждении, например, после сильного плача или крика, особенно в ситуации фрустрации . Изза гипервентиляции легких наступает остановка дыхания (на 1мин.), что ведет к цианозу и аноксии. Этим вызываются приступы подергиваний, обмороки, которые могут привести к генерализованному эпилептическому припадку. В большинстве случаев данный спазм является безобидным, но может свидетельствовать о нарушениях в органическом созревании...

Респондент

Респондент (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса...

Ретроактивное торможение

Ретроактивное торможение негативное влияние деятельности , которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности, при значительной ее интересности , связью с эмоциями , или повышенных требованиях к энергозатратам. В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных...

Ретроспекция

Ретроспекция (от лат. retro назад и specto смотрю) мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной...

Реферативный журнал (РЖ). Психология

Журнал Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ), выпускаемый как отдельное издание с 1989г. в Москве. Периодичность: 12номеров в год (в 1989г. один пробный номер). В журнале публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, отражающие статьи в научных журналах и сборниках, книги, материалы съездов и конференций, патентные документы, депонированные научные работы и пр. Кроме отечественных периодических изданий в журнале охватывается более...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям