Exit Project: Глоссарий: Методики оценки дивергентного мышления

Методики оценки дивергентного мышления



Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Реавтоматизация навыка

Реавтоматизация навыка восстановление автоматизированного движения после его временной утраты или...

Реактивное образование

Реактивное образование форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на...

Реактивные состояния

Реактивные состояния (от лат. re... против + actio действие) клинические состояния. Обусловлены достаточно локальным по времени действием психической травмы. Виды: реактивная депрессия, которая характеризуется заторможенностью, угнетенностью; аффективно шоковые реакции, которые характеризуются паникой, беспорядочной двигательной активностью, в других случаях...

Реактология

Реактология направление в отечественной психологии 20хгг., основанное К.Н.Корниловым . В качестве основной единицы анализа психики здесь предлагалось рассматривать реакцию, объединяющую в себе и физиологический рефлекс, и психическое переживание. В отличие от рефлекса, реакция исходит не от отдельного органа, а от целостного организма, и свойственна всем организмам, способным на движение. В начале 30хгг. это направление было...

Ребефинг

Ребефинг (от англ. rebirthing второе рождение) психотерапевтическая методика, разработанная Л.Орром и С.Рэй в 1977г., ориентированная на самоисследование и духовную трансформацию при использовании специальных дыхательных упражнений. Здесь для достижения измененных состояний сознания выполняются упражнения с интенсивным дыханием, когда осуществляется глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Вдох осуществляется с мышечным усилием, а выдох является расслабленным. После этого начинается внутренняя работа с утверждениями, осуществляется поиск проблемной ситуации, ее рациональное рассмотрение, перевод из негативного контекста в позитивный. Применяется для устранения негативных последствий родовой травмы, для активизации различных травматических событий, хранящихся в бессознательном , повторного переживания событий жизни, обусловливающих наличие стресса...

Реверберация

Реверберация эффект множественного отражения звуковых волн от стен, специально используемый в архитектурной акустике при проектировании концертных залов и...

Регенеративность

Регенеративность (от лат. regeneratio возрождение, восстановление, возобновление) возможность восстановить забытое языковое выражение из общего...

Регрессия

Регрессия форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления , которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического...

Реестр зарубежных психодиагностических методик

Список представленных здесь методик не претендует на то, чтобы быть полным. Наиболее известные методики вполне сознательно включены в него не были, приоритет же был отдан тем методикам, которые в России не используются совсем или используются очень мало. Кроме того, методики, в том виде, в котором они здесь описаны, не предназначены для практической психодиагностической работы. Их можно рассматривать лишь как эвристические модели для самостоятельной исследовательской работы, например, по выявлению структурных особенностей тех или иных личностных особенностей. 16 PF . 58item Hopkins Symptom Checklist (HSCL58) лист симптомов. Academic Achivement Accountability локус контроля при получении образования. AchievementAnxietyTest . Achivement Risk Preference Scale...

Рейк Теодор

Рейк (Reik) Теодор (12.05.1888, Вена 31.12.1969, НьюЙорк) психоаналитик. Образование получил по германским и романским языкам, психологии. Ученик З.Фрейда . Как любитель занимался прикладными вопросами психоанализа. С 1928г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1933г. эмигрировал в Голландию, в 1938г. в США. Не был принят в Американское психоаналитическое общество, так как не был врачом. В 1947г. основал собственную Национальную ассоциацию психоанализа, в которую моги входить и не врачи. Сочинения. Der eigene und der fremde Gott. 1923; Gestandniszwang und Strafdedurfnis. 1925; Freud als Kulturkritiker. 1930; Lust und Leid im Witz. 1929; Nachdenkliche Heiterkeit. 1933; Listening With the Third Ear. 1948;...

Рейх (Reich) Вильгельм

Рейх (Reich) Вильгельм (24.03.1897, Галиция, Австрия 3.11.1957, Льюисбург, США) немецкоамериканских психолог, психоаналитически ориентированный исследователь. С 1922г. руководитель венского семинара по психоаналитической психотерапии. Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания...

Рекапитуляция

Рекапитуляция (от лат. recapitulatio повторение) понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного...

Рекрутмент

Рекрутмент (от англ. recrutment пополнение, вовлечение) неравномерное нарастание воспринимаемой громкости , связанное с нарушениями слуха, в частности с поражением клеток кортиева органа. В его основе лежит процесс вовлечения в ответную реакцию на раздражитель, достигающий известной силы, большего числа нейронов слухового анализатора , чем в...

Релаксация

Релаксация (от лат. relaxatio облегчение, расслабление) состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной...

Реминисценция

Реминисценция (от лат. reminiscor припоминаю) воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших...

Респираторный аффективный спазм

Респираторный аффективный спазм (от лат. respirare дышать и affectus душевное волнение, страсть) остановка дыхания. Возникает у детей 24 лет при аффективном возбуждении, например, после сильного плача или крика, особенно в ситуации фрустрации . Изза гипервентиляции легких наступает остановка дыхания (на 1мин.), что ведет к цианозу и аноксии. Этим вызываются приступы подергиваний, обмороки, которые могут привести к генерализованному эпилептическому припадку. В большинстве случаев данный спазм является безобидным, но может свидетельствовать о нарушениях в органическом созревании...

Респондент

Респондент (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса...

Ретроактивное торможение

Ретроактивное торможение негативное влияние деятельности , которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности, при значительной ее интересности , связью с эмоциями , или повышенных требованиях к энергозатратам. В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных...

Ретроспекция

Ретроспекция (от лат. retro назад и specto смотрю) мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной...

Реферативный журнал (РЖ). Психология

Журнал Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ), выпускаемый как отдельное издание с 1989г. в Москве. Периодичность: 12номеров в год (в 1989г. один пробный номер). В журнале публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, отражающие статьи в научных журналах и сборниках, книги, материалы съездов и конференций, патентные документы, депонированные научные работы и пр. Кроме отечественных периодических изданий в журнале охватывается более...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Методики оценки дивергентного мышления