Exit Project: Глоссарий: Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)



Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе).

Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.

С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.

Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.

С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.

Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).

В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.

В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.

В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу "Учение о суждении в психологизме",

в 1916 – диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении".

В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса "Психология мировоззрений" (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.

В 1923-28 - Хайдеггер профессор Марбургского университета.

В 1927 году появляется "Бытие и время" (Sein und Zeit, 1927) - книга, изменившая путь европейской мысли.

Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть - постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.

С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.

В том же году выходит в свет работа "Кант и проблема метафизики" (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).

1930 год - в свет выходит работа Хайдеггера "Что такое метафизика?" (Was ist Metaphysik?, 1930)

Дважды, в 1930 и в 1933, Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.

В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.

В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а "другое мышление" отныне его задача. Знаменитый "поворот" 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче "Бытия и времени", признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.

В 1937 году появляются работы о литературе: "Гельдерлинг и сущность поэзии" (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), "Толкования поэзии Гельдерлина" (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).

В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.

После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.

Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе "Введение в метафизику" (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как "Отрешенность" (Gelassenheit, 1959) и "Путь к языку" (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть “сказанным” или “начертанным”.

Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.

Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии:

"Учение Платона об истине" (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947),

"Лесные тропы" (Holzwege, 1950),

"Ницше" (Nietzsche, 1961),

"Вопрос о вещи" (Die Frage nach dem Ding, 1962).

ЛИТЕРАТУРА

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993

Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
15.11.2001
Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Реавтоматизация навыка

Реавтоматизация навыка восстановление автоматизированного движения после его временной утраты или...

Реактивное образование

Реактивное образование форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на...

Реактивные состояния

Реактивные состояния (от лат. re... против + actio действие) клинические состояния. Обусловлены достаточно локальным по времени действием психической травмы. Виды: реактивная депрессия, которая характеризуется заторможенностью, угнетенностью; аффективно шоковые реакции, которые характеризуются паникой, беспорядочной двигательной активностью, в других случаях...

Реактология

Реактология направление в отечественной психологии 20хгг., основанное К.Н.Корниловым . В качестве основной единицы анализа психики здесь предлагалось рассматривать реакцию, объединяющую в себе и физиологический рефлекс, и психическое переживание. В отличие от рефлекса, реакция исходит не от отдельного органа, а от целостного организма, и свойственна всем организмам, способным на движение. В начале 30хгг. это направление было...

Ребефинг

Ребефинг (от англ. rebirthing второе рождение) психотерапевтическая методика, разработанная Л.Орром и С.Рэй в 1977г., ориентированная на самоисследование и духовную трансформацию при использовании специальных дыхательных упражнений. Здесь для достижения измененных состояний сознания выполняются упражнения с интенсивным дыханием, когда осуществляется глубокое, частое дыхание без пауз между вдохом и выдохом. Вдох осуществляется с мышечным усилием, а выдох является расслабленным. После этого начинается внутренняя работа с утверждениями, осуществляется поиск проблемной ситуации, ее рациональное рассмотрение, перевод из негативного контекста в позитивный. Применяется для устранения негативных последствий родовой травмы, для активизации различных травматических событий, хранящихся в бессознательном , повторного переживания событий жизни, обусловливающих наличие стресса...

Реверберация

Реверберация эффект множественного отражения звуковых волн от стен, специально используемый в архитектурной акустике при проектировании концертных залов и...

Регенеративность

Регенеративность (от лат. regeneratio возрождение, восстановление, возобновление) возможность восстановить забытое языковое выражение из общего...

Регрессия

Регрессия форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления , которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического...

Реестр зарубежных психодиагностических методик

Список представленных здесь методик не претендует на то, чтобы быть полным. Наиболее известные методики вполне сознательно включены в него не были, приоритет же был отдан тем методикам, которые в России не используются совсем или используются очень мало. Кроме того, методики, в том виде, в котором они здесь описаны, не предназначены для практической психодиагностической работы. Их можно рассматривать лишь как эвристические модели для самостоятельной исследовательской работы, например, по выявлению структурных особенностей тех или иных личностных особенностей. 16 PF . 58item Hopkins Symptom Checklist (HSCL58) лист симптомов. Academic Achivement Accountability локус контроля при получении образования. AchievementAnxietyTest . Achivement Risk Preference Scale...

Рейк Теодор

Рейк (Reik) Теодор (12.05.1888, Вена 31.12.1969, НьюЙорк) психоаналитик. Образование получил по германским и романским языкам, психологии. Ученик З.Фрейда . Как любитель занимался прикладными вопросами психоанализа. С 1928г. работал в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1933г. эмигрировал в Голландию, в 1938г. в США. Не был принят в Американское психоаналитическое общество, так как не был врачом. В 1947г. основал собственную Национальную ассоциацию психоанализа, в которую моги входить и не врачи. Сочинения. Der eigene und der fremde Gott. 1923; Gestandniszwang und Strafdedurfnis. 1925; Freud als Kulturkritiker. 1930; Lust und Leid im Witz. 1929; Nachdenkliche Heiterkeit. 1933; Listening With the Third Ear. 1948;...

Рейх (Reich) Вильгельм

Рейх (Reich) Вильгельм (24.03.1897, Галиция, Австрия 3.11.1957, Льюисбург, США) немецкоамериканских психолог, психоаналитически ориентированный исследователь. С 1922г. руководитель венского семинара по психоаналитической психотерапии. Создал свою собственную теорию характера, в которой ведущую роль играет возможность снятия напряженности за счет переживания...

Рекапитуляция

Рекапитуляция (от лат. recapitulatio повторение) понятие, используемое в биологии для обозначения повторения в индивидуальном развитии признаков, свойственных более ранней стадии эволюционного...

Рекрутмент

Рекрутмент (от англ. recrutment пополнение, вовлечение) неравномерное нарастание воспринимаемой громкости , связанное с нарушениями слуха, в частности с поражением клеток кортиева органа. В его основе лежит процесс вовлечения в ответную реакцию на раздражитель, достигающий известной силы, большего числа нейронов слухового анализатора , чем в...

Релаксация

Релаксация (от лат. relaxatio облегчение, расслабление) состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной...

Реминисценция

Реминисценция (от лат. reminiscor припоминаю) воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших...

Респираторный аффективный спазм

Респираторный аффективный спазм (от лат. respirare дышать и affectus душевное волнение, страсть) остановка дыхания. Возникает у детей 24 лет при аффективном возбуждении, например, после сильного плача или крика, особенно в ситуации фрустрации . Изза гипервентиляции легких наступает остановка дыхания (на 1мин.), что ведет к цианозу и аноксии. Этим вызываются приступы подергиваний, обмороки, которые могут привести к генерализованному эпилептическому припадку. В большинстве случаев данный спазм является безобидным, но может свидетельствовать о нарушениях в органическом созревании...

Респондент

Респондент (лат. responsare отвечать) обследуемый с помощью анкетного опроса...

Ретроактивное торможение

Ретроактивное торможение негативное влияние деятельности , которая следовала сразу за заучиванием, на последующее воспроизведение заученной информации. Сила ретроактивного торможения увеличивается в зависимости от степени сходства между материалом для заучивания и содержанием затормаживающей запоминание деятельности, при значительной ее интересности , связью с эмоциями , или повышенных требованиях к энергозатратам. В качестве механизма ретроактивного торможения выступает запредельное торможение или отрицательная индукция нервных...

Ретроспекция

Ретроспекция (от лат. retro назад и specto смотрю) мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной...

Реферативный журнал (РЖ). Психология

Журнал Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ), выпускаемый как отдельное издание с 1989г. в Москве. Периодичность: 12номеров в год (в 1989г. один пробный номер). В журнале публикуются рефераты, аннотации и библиографические описания, отражающие статьи в научных журналах и сборниках, книги, материалы съездов и конференций, патентные документы, депонированные научные работы и пр. Кроме отечественных периодических изданий в журнале охватывается более...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin)