Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Референтная группа

Референтная группа (от англ. refer относиться) социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты. Автор Герберт Хейманс...

Рефлекс

Рефлекс (от лат. reflexus обращенный, отраженный) ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какоголибо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор , проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы...

Рефлексология

Рефлексология направление в психологии начала ХХв., основанное В.М.Бехтеревым . В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения...

Рефрактерный период

Рефрактерный период (от лат. refractio преломление) временной отрезок, следующий за периодом возбуждения, когда нервная или мышечная ткань находится в состоянии полной невозбудимости и последующей пониженной возбудимости. При этом раздражение любой силы хотя и не может вызвать нового импульса возбуждения, но может способствовать усилению эффекта последующего стимула. Возникновение рефрактерного периода обусловлено процессами восстановления электрической поляризации клеточной...

Рецептивное поле

Рецептивное поле (от лат. receptus принятый, полученный) функциональная объединение рецепторов, информация от которых поступает в единый центр. Таким центром может выступать суммирующая нервная клетка, собирающая импульсы непосредственно от рецепторов или от рецептивных...

Рецепторы

Рецепторы (от лат. receptor принимающий) нервные образования, преобразующие химикофизические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы. По месту своего расположения и по выполняемым функциям рецепторы могут быть расклассифицированы на экстерорецепторы , интерорецепторы и проприоцепторы . В соответствии с характером воспринимаемого воздействия различаются механо, термо, фото, хемо и...

Реципроктная координация

Реципроктная координация (от лат. reciprocus возвращающийся, взаимный) взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других. В частности, при возбуждении нейронов мышцсгибателей происходит торможение активности нейронов мышцразгибателей; при возбуждении центра вдоха затормаживается центр...

Речь

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами...

Рибо (Ribot) Теодюль

Рибо (Ribot) Теодюль (18.12.1839 9.12.1916, Париж) французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг Болезни памяти (1881), Болезни воли (1883), Болезни личности (1885). Разрабатывал проблемы внимания , воображения , понятий . На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики . Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо . В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и...

Ригидность

Ригидность (от лат. rigidus жесткий, твердый) неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную , аффективную и мотивационную...

Риск

Риск действие , реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какойлибо достаточно важной потребности . Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная...

Ритмы мозга

Ритмы мозга (от греч. rhytmos равномерное чередование) спонтанная электрическая активность мозга. В том или ином психологическом состоянии меняется набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму. В электроэнцефалограмме можно выделить следующие ритмы: альфа , бета, гамма, дельта, тета . При активации (психическом напряжении, решении задач, работа) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижения покоя (сне) низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфаритм, снижается частота и амплитуда бетаритма, нарастают дельта и тетаритмы. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бетаритм (15Гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бетаритм (30Гц) о наркотическом опьянении, низкий тетаритм (4Гц)...

Рише Шарль

Рише Шарль (1850 1935) французский физиолог, психолог, гипнолог. Автор книг Экспериментальные и клинические исследования чувствительности (1877), Опыт общей психологии (1887). Установил три фазы...

Роджерс Карл Рэнсом

Роджерс Карл Рэнсом (1902 1987) американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги Центрированная на клиенте терапия (1954). В качестве ядра личности рассматривал Яконцепцию , представленную динамикой соотношения Яреального и Яидеального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно, реальноеЯ, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и идеальноеЯ, представляющее собой то, каким человек хочет быть. Разработал индирективную психотерапию , центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения , но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для...

Розенталь (Rosenthal) Роберт

Розенталь (Rosenthal) Роберт (род. 1933) американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта...

Розенцвейг Саул

Розенцвейг (Rosenzweig) Саул (род. 1907) американский психолог. Профессор университета СентЛуис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест рисуночную методику фрустрации. Сочинения. Psychodiagnostics. 1949; The Pictureassotiation Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration....

Ролевая игра детей

Ролевая игра детей преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаковосимволической функцией, развитие...

Романтические поведение

Романтические поведение опыт социально значимых контактов с лицами противоположного пола и сопутствующее им поведение. Включает в себя ухаживание, влюбленность. Литература. BersheidE., WalsterE. Interpersonal attraction. California, 1969; ГозманЛ.Я. О возможностях социальнопсихологического исследования любви // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979,...

Роршах (Rorschach) Герман

Роршах (Rorschach) Герман (1884, Цюрих 1922) швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, получивший его имя. Получил медицинское образование, защитил докторскую диссертацию в области психиатрии. С 1911г. приступил к опытам с чернильными пятнами. В 1919г. подготовил рукопись книги Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии, которую удаль опубликовать только в 1921г. В 1922г. скончался от...

Российская государственная библиотека

1.ABC of Psychology, London, 1981, (Шифр: ИНК533/210). 2.AckerknechtE. Kurze Geschichte der Psychiatrie, Stuttgart, 1985, (Шифр: 5:8616/195X). 3.AlexanderF. The history of psychiatry, N.Y., 1968, (Шифр: ИН7138/283). 4.AlleschCh. Geschichte der psychologischen Asthetik, Gottingen, 1987, (Шифр: 58728/1882). 5.AmthauerR. IST, Gottingen, 1955, (Шифр: Ф173/15788). 6.Angewandte Psychologie, Munchen, 1988, (Шифр: 59028/420). 7.Arbeitsbiographie und Personentwicklung, Bern, 1985, (Шифр: 15885/984). 8.ArgyleM. Korpersprache und Kommunikation, Padeborn, 1979, (Шифр: 80185/23382, Bd.5). 9.Art Therapy. A bibliography, Washington, 1974, (Шифр: ИН7520/81). 10.BaderA., NavratilL. Zwischen Wann und Wirklichkeit: Kunst Psychose Kreativitat, Frankfurt, 1976, (Шифр: C/P78/158). 11.BarzH. Selbstverwirklichung, Dusseldorf, 1989, (Шифр: 59039/151). 12.BeckerK. Absicht und Wirkung in der Psychiatry, Stuttgart, 1984, (Шифр:...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху