Exit Project: Глоссарий: Гилфорд (Guilford) Джой Пол

Гилфорд (Guilford) Джой Пол



Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска 1976) американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (19181924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (19241926, доктор философии, 1927), позже снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920г. по 1924г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924г. по 1926г. в Корнеллском университете, с 1926г. по 1927г. он преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927г. по 1928г. он ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928г. по 1940г. ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно директор Отдела образовательных исследований (19381940), с 1940г. по 1967г. профессор психологии университета Южной Калифорнии. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности . Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению кубической модели структуры интеллекта , в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба (Analysis of Intelligence, N.Y., 1971 (совм. с HoepfnerR.)). Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан Тест университета штата Юж.Калифорнии, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуальноспецифических черт. В соответствии с этим разработал тест Обзор темпераментов, позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament, Psychological Monogr., 1956, 70 (совм. с ZimmermanW.S.)). В результате факторноаналитического исследования, первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях) (Personality, N.Y., 1959). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (A factor analysis study of human interests, Psychological Monogr., 1954, 68 (et al.)). Литература .

Другие статьи : Габитус, Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия, Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь, Галантер (Galanter) Юджин, Галеантропия, Гален Клавдий, Галеропия, Галлервордена—Шпаца болезнь, Галль Франц, Галлюцинаторно–паранойяльный синдром, Галлюцинации, Галлюцинации абстрактные, Галлюцинации аделоморфные, Галлюцинации акустические, Галлюцинации антагонистические, Галлюцинации апперцептивные, Галлюцинации ассоциированные, Галлюцинации аутовисцероскопические, Галлюцинации ложные, Галлюцинации «ангельские», Галлюцинация, Гало-эффект, Гальперин Петр Яковлевич, Гальтон Френсис, Гамбринизм, Ганнушкин Петр Борисович, Гаптика, Гаптическое восприятие, Гартли Давид, Гартманн Хайнг, Гедонизм, Гезелл (Gesell) Арнольд, Геллап (Gallup) Джордж Горас, Геллерштейн Соломон Григорьевич, Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан, Гельмгольц Герман, Гемералопия, Гемианопсия, Гендерная роль, Генезис общения в онтогенезе, Генетика поведения, Генетическая эпистемология, Гениальность, Генитальная стадия психосексуального развития, Генитальный характер, Генотип, Гербарт Иоганн, Геринг (Hering) Эвальд, Гетерогенность живого движения, Геффдинг Харальд, Гештальт, Гештальт–качество, Гештальт-анализ, Гештальтпсихологическая концепция ощущений, Гештальтпсихология, Гештальттерапия, Гибсон Джеймс Джером, Гилозоизм, Гилфорд (Guilford) Джой Пол, Гиперкомпенсация, Гипермнезия, Гиперпатия, Гипертимия, Гиперэстезия, Гипноанализ, Гипноз абляционный, Гипнопедия, Гипнотизм, Гипнотическая анестезия, Гипокинезия, Гипомания, Гипомнезия, Гипотеза, Гипотеза вертикальной диадной связи, Гипотеза двойного кодирования, Гипотеза интерференции запоминаемого материла, Гипотеза лингвистической относительности, Гипотимия, Гипофизарное настроение, Гиппократ, Гисофобия, Глобальный оперативный образ, Глубинная психология, Глубинное зрение, Глубокие структуры мозга, Гоббс Томас, Гоклениус (Goclenius) Родольф, Голубева Эра Александровна, Гольдштейн (Goldstein) Курт, Гомеостаз, Гомеостат, Гомосексуализм, Гомофобия, Горбов Федор Дмитриевич, Горизонтальные декаляжи, Гормическая психология, Госпитализм, Готовность к действию, Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно, Границы Я, Графема, Графологический анализ, Гроддек Георг, Громкость, Гроос Карл, Грот Николай Яковлевич, Гроф Станислав, Группа встреч, Группировка, Групповая идентификация, Групповое мышление, Групповое поведение животных, Гудинаф Флоренс Лаура, Гуманистическая психология, Гуревич Константин Маркович, Гюрджиев Гергий Иванович, , ...

 

Референтная группа

Референтная группа (от англ. refer относиться) социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты. Автор Герберт Хейманс...

Рефлекс

Рефлекс (от лат. reflexus обращенный, отраженный) ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какоголибо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор , проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы...

Рефлексология

Рефлексология направление в психологии начала ХХв., основанное В.М.Бехтеревым . В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения...

Рефрактерный период

Рефрактерный период (от лат. refractio преломление) временной отрезок, следующий за периодом возбуждения, когда нервная или мышечная ткань находится в состоянии полной невозбудимости и последующей пониженной возбудимости. При этом раздражение любой силы хотя и не может вызвать нового импульса возбуждения, но может способствовать усилению эффекта последующего стимула. Возникновение рефрактерного периода обусловлено процессами восстановления электрической поляризации клеточной...

Рецептивное поле

Рецептивное поле (от лат. receptus принятый, полученный) функциональная объединение рецепторов, информация от которых поступает в единый центр. Таким центром может выступать суммирующая нервная клетка, собирающая импульсы непосредственно от рецепторов или от рецептивных...

Рецепторы

Рецепторы (от лат. receptor принимающий) нервные образования, преобразующие химикофизические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы. По месту своего расположения и по выполняемым функциям рецепторы могут быть расклассифицированы на экстерорецепторы , интерорецепторы и проприоцепторы . В соответствии с характером воспринимаемого воздействия различаются механо, термо, фото, хемо и...

Реципроктная координация

Реципроктная координация (от лат. reciprocus возвращающийся, взаимный) взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других. В частности, при возбуждении нейронов мышцсгибателей происходит торможение активности нейронов мышцразгибателей; при возбуждении центра вдоха затормаживается центр...

Речь

Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами...

Рибо (Ribot) Теодюль

Рибо (Ribot) Теодюль (18.12.1839 9.12.1916, Париж) французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг Болезни памяти (1881), Болезни воли (1883), Болезни личности (1885). Разрабатывал проблемы внимания , воображения , понятий . На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики . Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо . В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и...

Ригидность

Ригидность (от лат. rigidus жесткий, твердый) неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную , аффективную и мотивационную...

Риск

Риск действие , реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какойлибо достаточно важной потребности . Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная...

Ритмы мозга

Ритмы мозга (от греч. rhytmos равномерное чередование) спонтанная электрическая активность мозга. В том или ином психологическом состоянии меняется набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму. В электроэнцефалограмме можно выделить следующие ритмы: альфа , бета, гамма, дельта, тета . При активации (психическом напряжении, решении задач, работа) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижения покоя (сне) низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфаритм, снижается частота и амплитуда бетаритма, нарастают дельта и тетаритмы. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бетаритм (15Гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бетаритм (30Гц) о наркотическом опьянении, низкий тетаритм (4Гц)...

Рише Шарль

Рише Шарль (1850 1935) французский физиолог, психолог, гипнолог. Автор книг Экспериментальные и клинические исследования чувствительности (1877), Опыт общей психологии (1887). Установил три фазы...

Роджерс Карл Рэнсом

Роджерс Карл Рэнсом (1902 1987) американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги Центрированная на клиенте терапия (1954). В качестве ядра личности рассматривал Яконцепцию , представленную динамикой соотношения Яреального и Яидеального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно, реальноеЯ, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и идеальноеЯ, представляющее собой то, каким человек хочет быть. Разработал индирективную психотерапию , центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения , но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для...

Розенталь (Rosenthal) Роберт

Розенталь (Rosenthal) Роберт (род. 1933) американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта...

Розенцвейг Саул

Розенцвейг (Rosenzweig) Саул (род. 1907) американский психолог. Профессор университета СентЛуис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест рисуночную методику фрустрации. Сочинения. Psychodiagnostics. 1949; The Pictureassotiation Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration....

Ролевая игра детей

Ролевая игра детей преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаковосимволической функцией, развитие...

Романтические поведение

Романтические поведение опыт социально значимых контактов с лицами противоположного пола и сопутствующее им поведение. Включает в себя ухаживание, влюбленность. Литература. BersheidE., WalsterE. Interpersonal attraction. California, 1969; ГозманЛ.Я. О возможностях социальнопсихологического исследования любви // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979,...

Роршах (Rorschach) Герман

Роршах (Rorschach) Герман (1884, Цюрих 1922) швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, получивший его имя. Получил медицинское образование, защитил докторскую диссертацию в области психиатрии. С 1911г. приступил к опытам с чернильными пятнами. В 1919г. подготовил рукопись книги Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии, которую удаль опубликовать только в 1921г. В 1922г. скончался от...

Российская государственная библиотека

1.ABC of Psychology, London, 1981, (Шифр: ИНК533/210). 2.AckerknechtE. Kurze Geschichte der Psychiatrie, Stuttgart, 1985, (Шифр: 5:8616/195X). 3.AlexanderF. The history of psychiatry, N.Y., 1968, (Шифр: ИН7138/283). 4.AlleschCh. Geschichte der psychologischen Asthetik, Gottingen, 1987, (Шифр: 58728/1882). 5.AmthauerR. IST, Gottingen, 1955, (Шифр: Ф173/15788). 6.Angewandte Psychologie, Munchen, 1988, (Шифр: 59028/420). 7.Arbeitsbiographie und Personentwicklung, Bern, 1985, (Шифр: 15885/984). 8.ArgyleM. Korpersprache und Kommunikation, Padeborn, 1979, (Шифр: 80185/23382, Bd.5). 9.Art Therapy. A bibliography, Washington, 1974, (Шифр: ИН7520/81). 10.BaderA., NavratilL. Zwischen Wann und Wirklichkeit: Kunst Psychose Kreativitat, Frankfurt, 1976, (Шифр: C/P78/158). 11.BarzH. Selbstverwirklichung, Dusseldorf, 1989, (Шифр: 59039/151). 12.BeckerK. Absicht und Wirkung in der Psychiatry, Stuttgart, 1984, (Шифр:...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Гилфорд (Guilford) Джой Пол

SetLinks error: Incorrect password!