Научение (автор Э.Л.Торндайк ) приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды: привыкание, импринтинг , запечатление , образование рефлексов , формирование сложных поведенческих реакций, социальное научение и др.
Референтная группа (от англ. refer относиться) социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе. Ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты. Автор Герберт Хейманс...
Рефлекс (от лат. reflexus обращенный, отраженный) ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какоголибо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор , проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы...
Рефлексология направление в психологии начала ХХв., основанное В.М.Бехтеревым . В исследованиях, которые проводились в его русле, использовались исключительно объективные методы анализа связи рефлексов с теми или иными раздражениями. Все проявления психической деятельности рассматривались в контексте данных физиологии и неврологии высшей нервной деятельности, что фактически приписывало им статус процессов, лишь сопутствующих актам поведения...
Рефрактерный период (от лат. refractio преломление) временной отрезок, следующий за периодом возбуждения, когда нервная или мышечная ткань находится в состоянии полной невозбудимости и последующей пониженной возбудимости. При этом раздражение любой силы хотя и не может вызвать нового импульса возбуждения, но может способствовать усилению эффекта последующего стимула. Возникновение рефрактерного периода обусловлено процессами восстановления электрической поляризации клеточной...
Рецептивное поле (от лат. receptus принятый, полученный) функциональная объединение рецепторов, информация от которых поступает в единый центр. Таким центром может выступать суммирующая нервная клетка, собирающая импульсы непосредственно от рецепторов или от рецептивных...
Рецепторы (от лат. receptor принимающий) нервные образования, преобразующие химикофизические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы. По месту своего расположения и по выполняемым функциям рецепторы могут быть расклассифицированы на экстерорецепторы , интерорецепторы и проприоцепторы . В соответствии с характером воспринимаемого воздействия различаются механо, термо, фото, хемо и...
Реципроктная координация (от лат. reciprocus возвращающийся, взаимный) взаимодействие нервных центров, при котором возбуждение одних центров ведет к торможению других. В частности, при возбуждении нейронов мышцсгибателей происходит торможение активности нейронов мышцразгибателей; при возбуждении центра вдоха затормаживается центр...
Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами...
Рибо (Ribot) Теодюль (18.12.1839 9.12.1916, Париж) французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии. Автор книг Болезни памяти (1881), Болезни воли (1883), Болезни личности (1885). Разрабатывал проблемы внимания , воображения , понятий . На основе применения патопсихологического метода строил модель нормального развития психики . Сформулировал закон регрессии памяти, получивший название закона Рибо . В своих поздних работах обратился к проблемам аффекта и...
Ригидность (от лат. rigidus жесткий, твердый) неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную , аффективную и мотивационную...
Риск действие , реализация которого ставит под угрозу удовлетворение какойлибо достаточно важной потребности . Ситуация риска основана на выборе из двух альтернативных вариантов поведения связанного с возможной неудачей, с одной стороны, и предполагающего хотя бы минимальное сохранение уже достигнутого, с другой. При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого при этом результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, который воспринимается как самостоятельная...
Ритмы мозга (от греч. rhytmos равномерное чередование) спонтанная электрическая активность мозга. В том или ином психологическом состоянии меняется набор ритмов, составляющих электроэнцефалограмму. В электроэнцефалограмме можно выделить следующие ритмы: альфа , бета, гамма, дельта, тета . При активации (психическом напряжении, решении задач, работа) происходит усиление высокочастотных ритмов, а при достижения покоя (сне) низкочастотных. В частности, при достижении состояния гипнотического сна исчезает альфаритм, снижается частота и амплитуда бетаритма, нарастают дельта и тетаритмы. Отмечено также, что ритмы мозга гипнолога и испытуемого, подвергающегося воздействию гипноза, синхронизируются. Низкий бетаритм (15Гц) свидетельствует о нормальном состоянии бодрствования, высокий бетаритм (30Гц) о наркотическом опьянении, низкий тетаритм (4Гц)...
Рише Шарль (1850 1935) французский физиолог, психолог, гипнолог. Автор книг Экспериментальные и клинические исследования чувствительности (1877), Опыт общей психологии (1887). Установил три фазы...
Роджерс Карл Рэнсом (1902 1987) американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Автор книги Центрированная на клиенте терапия (1954). В качестве ядра личности рассматривал Яконцепцию , представленную динамикой соотношения Яреального и Яидеального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно, реальноеЯ, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и идеальноеЯ, представляющее собой то, каким человек хочет быть. Разработал индирективную психотерапию , центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения , но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для...
Розенталь (Rosenthal) Роберт (род. 1933) американских психолог. Специалист в области человеческих коммуникаций. Работал в Гарвардском университете. Дал описание эффекта...
Розенцвейг (Rosenzweig) Саул (род. 1907) американский психолог. Профессор университета СентЛуис. Занимался проблемами шизофрении, психологической диагностики. Создал теорию фрустрации, в рамках которой разработал тест рисуночную методику фрустрации. Сочинения. Psychodiagnostics. 1949; The Pictureassotiation Method and its Application in a Study of Reactions to Frustration....
Ролевая игра детей преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаковосимволической функцией, развитие...
Романтические поведение опыт социально значимых контактов с лицами противоположного пола и сопутствующее им поведение. Включает в себя ухаживание, влюбленность. Литература. BersheidE., WalsterE. Interpersonal attraction. California, 1969; ГозманЛ.Я. О возможностях социальнопсихологического исследования любви // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1979,...
Роршах (Rorschach) Герман (1884, Цюрих 1922) швейцарский психиатр, создатель проективного теста цветовых пятен, получивший его имя. Получил медицинское образование, защитил докторскую диссертацию в области психиатрии. С 1911г. приступил к опытам с чернильными пятнами. В 1919г. подготовил рукопись книги Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии, которую удаль опубликовать только в 1921г. В 1922г. скончался от...
1.ABC of Psychology, London, 1981, (Шифр: ИНК533/210). 2.AckerknechtE. Kurze Geschichte der Psychiatrie, Stuttgart, 1985, (Шифр: 5:8616/195X). 3.AlexanderF. The history of psychiatry, N.Y., 1968, (Шифр: ИН7138/283). 4.AlleschCh. Geschichte der psychologischen Asthetik, Gottingen, 1987, (Шифр: 58728/1882). 5.AmthauerR. IST, Gottingen, 1955, (Шифр: Ф173/15788). 6.Angewandte Psychologie, Munchen, 1988, (Шифр: 59028/420). 7.Arbeitsbiographie und Personentwicklung, Bern, 1985, (Шифр: 15885/984). 8.ArgyleM. Korpersprache und Kommunikation, Padeborn, 1979, (Шифр: 80185/23382, Bd.5). 9.Art Therapy. A bibliography, Washington, 1974, (Шифр: ИН7520/81). 10.BaderA., NavratilL. Zwischen Wann und Wirklichkeit: Kunst Psychose Kreativitat, Frankfurt, 1976, (Шифр: C/P78/158). 11.BarzH. Selbstverwirklichung, Dusseldorf, 1989, (Шифр: 59039/151). 12.BeckerK. Absicht und Wirkung in der Psychiatry, Stuttgart, 1984, (Шифр:...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]