Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Актуализация связей

Актуализация связей (от лат. actualis деятельный) воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями , движениями , эмоциональными состояниями и...

Алалия

Алалия (от греч. a отрицат. частица и lalia говорю) нейропсихологический симптом , описанный Delius в 1757г. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта . Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой...

Алгометр

Алгометр (от греч. alx боль) прибор для измерения болевой чувствительности , с помощью которого определяется болевой порог : нижний (величина раздражения при первом появлении ощущения боли) и верхний (величина раздражения, при которой боль становится непереносимой). Существуют механические алгометры, в которых изменяется степень выдвижения иглы, электрические, где изменяется напряжение действующего тока, термические, действующие посредством нагрева, и химические, в которых изменяется концентрация раздражающего...

Алгоритм

Алгоритм инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций для решения определенной...

Александер Франц Габриель

Александер (Alexander) Франц Габриель (22.01.1891, Бухарест 8.03.1964, Палм Спрингс, США) психоаналитик. Сначала проводил работу по изучению физиологии мозга у Ф.Танга. Затем прошел учебный анализ у Э.Зиммеля. В 1932г. эмигрировал в США. С 1932по 1956г. руководитель Психоаналитического института в Чикаго. С 1952г. профессор психиатрии университета Иллинойса. С 1956г. директор психиатрической клиники госпиталя Монт Синай в ЛосАнджелесе. Один из основателей журнала Psychosomatic Medicine. Занимался проблемами психоаналитической теории неврозов, объясняя их возникновение нарушением самоконтроля, криминальной психологии. Один из начинателей психосоматической медицины. Выводил основные психосоматические заболевания из типичных человеческих конфликтов. Показал, что длительное эмоциональное напряжение связано с развитие таких заболеваний, как язва желудка,...

Александр Романович Лурия

[img]16 июля 1902 года. Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына. 1917 год. Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии. 1918 год. Завершив среднее образование на...

Алекситимия

Алекситимия (греч. a отрицание, lexis слово, thyme чувство) неспособность пациента называть эмоции , переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р.Е.Зифнеосом (R.Sifneos) в 1967г. и рассматривалось им как предпосылка развития психосоматических заболеваний. Литература...

Алексия

Алексия (от греч. а отрицат. частица и lexis слово) нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, возникает оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочнотеменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левую) при незамечании своего дефекта. При поражении коры височной области левого полушария как следствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей) возникает слуховая (височная) алексия как одно...

Алиенация

Литература. SchachtR. Alienation. N.Y.: Doubleday,...

Аллегоризация

Аллегоризация (от греч. allegoria иносказание) особая форма образования неологизмов, автор Neisser. Характерна прежде всего для шизофрении. Процессы окружающего мира характеризуются ими в сравнительном плане одним словом или кратким...

Альфа–ритм

Альфаритм ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя, имеющий частоту 813 Гц, среднюю амплитуду 3070 мкВ с периодическим усилением и ослаблением (альфаверетена) и вызываемый таламокортикальными и интракортикальными процессами. Анализ характеристик альфаритм важен при изучении когнитивных процессов, возрастной динамики и индивидуальных...

Альфа–тренинг

Альфатренинг психотерапевтический прием, основанный на биологической обратной связи. Заключается в обучении (по схеме инструментального обусловливания) регулировке таких психофизиологических процессов, которые раньше считались недоступными контролю со стороны сознания . Первоначально обратная связь обеспечивалась за счет регистрации альфаволн мозговой активности в области затылка, свидетельствующих о степени бодрствования и расслабления, и преобразования их в звуковые или визуальные сигналы, которые предъявлялись пациенту. При этом перед пациентом ставилась задача добиться уменьшения частоты сигналов, используя для этого различные средства (расслабление мышц, гармонизация дыхания, фиксирование обычно трудно уловимых соматических ощущений). Сопоставление внутренних ощущений с внешними сигналами, которые выступали в качестве средства их осознания, приводило к их...

Альфа-переживание

Альфа-переживание (от греч. alpha первая буква греческого алфавита) при произвольном усилении альфаритма мозга в условиях обеспечения биологической обратной связи испытуемые чаще всего ощущают приятное, расслабленное, медитативное состояние. В дальнейшем выяснилось, что есть люди, которым искусственный альфаритм неприятен, и что большую роль в возникновении альфапереживаний играет настрой и самовнушение. Автор Д.Камия. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз (14.6.1864, Марктбрейт 19.12.1915, Бреслау, ныне Вроцлав) немецкий психиатр и невропатолог. Образование получил в Вюрцбурге и Берлине, после защиты докторской диссертации в Вюрцбурге переехал во ФранкфуртнаМайне, где работал ассистентом в городской клинике нервных болезней под руководством Зиоли (Sioli); по приглашению Э.Крепелина переехал сначала в Гейдельберг, а затем в Мюнхен, где с 1904по 1912 руководил анатомической лабораторией Психиатрической клиники (основанной Э.Крепелином ), с 1912до конца жизни ординарный профессор психиатрии в Бреслау. Изучал течение прогрессивного паралича, шизофрении, эпилепсии. Известен по клиническому и анатомическому описанию дегенеративного заболевания мозга, названному по предложению Крепелина его именем (современное название сенильная деменция Альцгеймеровского типа)....

Амбивалентность чувств

Амбивалентность чувств (от лат. ambo оба и valentis имеющий силу) комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и...

Амбивалентность чувств в учении Э. Блейера

Амбивалентность чувств в учении Э.Блейера понятие, предложенное Э.Блейером для характеристики поведения шизофреников, в котором противоречащие друг другу отношения и реакция сменяют друг друга немотивированно...

Амбидекстрия

Амбидекстрия (от лат. ambo оба и dextera правая рука) врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей...

Амбитенденция

Амбитенденция (от лат. ambo оба и determinans определяющий) нарушение воли. Характеризуется одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, открыть и не открывать глаза при инструкции). Наиболее часто наблюдаемый феномен при шизофрении. Автор Э.Блейлер , 1911. Синоним амбивалентность...

Аменция

Аменция нарушение деятельности сознания . Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем мире, когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой...

Американская психиатрическая ассоциация

Американская психиатрическая ассоциация (APA) профессиональный союз. Наиболее представительная организация психиатров США, объединяющая более 20тыс. членов. Основана в 1844г. как Союз директоров психиатрических клиник, в 1891г. получила название Американская Психологической Ассоциации, а с 1921г. носит современное название. Ассоциация ежегодно организует конгрессы, издает собственный журнал The American Journal of Psychiatry. С 1928г. осуществляет разработку диагностического руководства Diagnostic and Statical Manual of Mental Disorders. Литература. DeutschA. The Mentally Ill in America: A History of Their Care and Treatment from Colonial Times. N.Y., 1949. (Eds.) HallJ.K., ZilboorgG., BunkerH.A. One Hundred Years of American Psychiatry. N.Y.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки