Exit Project: Глоссарий: Профессиональные интересы

Профессиональные интересы



Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Актуализация связей

Актуализация связей (от лат. actualis деятельный) воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями , движениями , эмоциональными состояниями и...

Алалия

Алалия (от греч. a отрицат. частица и lalia говорю) нейропсихологический симптом , описанный Delius в 1757г. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта . Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой...

Алгометр

Алгометр (от греч. alx боль) прибор для измерения болевой чувствительности , с помощью которого определяется болевой порог : нижний (величина раздражения при первом появлении ощущения боли) и верхний (величина раздражения, при которой боль становится непереносимой). Существуют механические алгометры, в которых изменяется степень выдвижения иглы, электрические, где изменяется напряжение действующего тока, термические, действующие посредством нагрева, и химические, в которых изменяется концентрация раздражающего...

Алгоритм

Алгоритм инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций для решения определенной...

Александер Франц Габриель

Александер (Alexander) Франц Габриель (22.01.1891, Бухарест 8.03.1964, Палм Спрингс, США) психоаналитик. Сначала проводил работу по изучению физиологии мозга у Ф.Танга. Затем прошел учебный анализ у Э.Зиммеля. В 1932г. эмигрировал в США. С 1932по 1956г. руководитель Психоаналитического института в Чикаго. С 1952г. профессор психиатрии университета Иллинойса. С 1956г. директор психиатрической клиники госпиталя Монт Синай в ЛосАнджелесе. Один из основателей журнала Psychosomatic Medicine. Занимался проблемами психоаналитической теории неврозов, объясняя их возникновение нарушением самоконтроля, криминальной психологии. Один из начинателей психосоматической медицины. Выводил основные психосоматические заболевания из типичных человеческих конфликтов. Показал, что длительное эмоциональное напряжение связано с развитие таких заболеваний, как язва желудка,...

Александр Романович Лурия

[img]16 июля 1902 года. Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына. 1917 год. Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии. 1918 год. Завершив среднее образование на...

Алекситимия

Алекситимия (греч. a отрицание, lexis слово, thyme чувство) неспособность пациента называть эмоции , переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р.Е.Зифнеосом (R.Sifneos) в 1967г. и рассматривалось им как предпосылка развития психосоматических заболеваний. Литература...

Алексия

Алексия (от греч. а отрицат. частица и lexis слово) нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, возникает оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочнотеменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левую) при незамечании своего дефекта. При поражении коры височной области левого полушария как следствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей) возникает слуховая (височная) алексия как одно...

Алиенация

Литература. SchachtR. Alienation. N.Y.: Doubleday,...

Аллегоризация

Аллегоризация (от греч. allegoria иносказание) особая форма образования неологизмов, автор Neisser. Характерна прежде всего для шизофрении. Процессы окружающего мира характеризуются ими в сравнительном плане одним словом или кратким...

Альфа–ритм

Альфаритм ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя, имеющий частоту 813 Гц, среднюю амплитуду 3070 мкВ с периодическим усилением и ослаблением (альфаверетена) и вызываемый таламокортикальными и интракортикальными процессами. Анализ характеристик альфаритм важен при изучении когнитивных процессов, возрастной динамики и индивидуальных...

Альфа–тренинг

Альфатренинг психотерапевтический прием, основанный на биологической обратной связи. Заключается в обучении (по схеме инструментального обусловливания) регулировке таких психофизиологических процессов, которые раньше считались недоступными контролю со стороны сознания . Первоначально обратная связь обеспечивалась за счет регистрации альфаволн мозговой активности в области затылка, свидетельствующих о степени бодрствования и расслабления, и преобразования их в звуковые или визуальные сигналы, которые предъявлялись пациенту. При этом перед пациентом ставилась задача добиться уменьшения частоты сигналов, используя для этого различные средства (расслабление мышц, гармонизация дыхания, фиксирование обычно трудно уловимых соматических ощущений). Сопоставление внутренних ощущений с внешними сигналами, которые выступали в качестве средства их осознания, приводило к их...

Альфа-переживание

Альфа-переживание (от греч. alpha первая буква греческого алфавита) при произвольном усилении альфаритма мозга в условиях обеспечения биологической обратной связи испытуемые чаще всего ощущают приятное, расслабленное, медитативное состояние. В дальнейшем выяснилось, что есть люди, которым искусственный альфаритм неприятен, и что большую роль в возникновении альфапереживаний играет настрой и самовнушение. Автор Д.Камия. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз (14.6.1864, Марктбрейт 19.12.1915, Бреслау, ныне Вроцлав) немецкий психиатр и невропатолог. Образование получил в Вюрцбурге и Берлине, после защиты докторской диссертации в Вюрцбурге переехал во ФранкфуртнаМайне, где работал ассистентом в городской клинике нервных болезней под руководством Зиоли (Sioli); по приглашению Э.Крепелина переехал сначала в Гейдельберг, а затем в Мюнхен, где с 1904по 1912 руководил анатомической лабораторией Психиатрической клиники (основанной Э.Крепелином ), с 1912до конца жизни ординарный профессор психиатрии в Бреслау. Изучал течение прогрессивного паралича, шизофрении, эпилепсии. Известен по клиническому и анатомическому описанию дегенеративного заболевания мозга, названному по предложению Крепелина его именем (современное название сенильная деменция Альцгеймеровского типа)....

Амбивалентность чувств

Амбивалентность чувств (от лат. ambo оба и valentis имеющий силу) комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и...

Амбивалентность чувств в учении Э. Блейера

Амбивалентность чувств в учении Э.Блейера понятие, предложенное Э.Блейером для характеристики поведения шизофреников, в котором противоречащие друг другу отношения и реакция сменяют друг друга немотивированно...

Амбидекстрия

Амбидекстрия (от лат. ambo оба и dextera правая рука) врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей...

Амбитенденция

Амбитенденция (от лат. ambo оба и determinans определяющий) нарушение воли. Характеризуется одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, открыть и не открывать глаза при инструкции). Наиболее часто наблюдаемый феномен при шизофрении. Автор Э.Блейлер , 1911. Синоним амбивалентность...

Аменция

Аменция нарушение деятельности сознания . Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем мире, когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой...

Американская психиатрическая ассоциация

Американская психиатрическая ассоциация (APA) профессиональный союз. Наиболее представительная организация психиатров США, объединяющая более 20тыс. членов. Основана в 1844г. как Союз директоров психиатрических клиник, в 1891г. получила название Американская Психологической Ассоциации, а с 1921г. носит современное название. Ассоциация ежегодно организует конгрессы, издает собственный журнал The American Journal of Psychiatry. С 1928г. осуществляет разработку диагностического руководства Diagnostic and Statical Manual of Mental Disorders. Литература. DeutschA. The Mentally Ill in America: A History of Their Care and Treatment from Colonial Times. N.Y., 1949. (Eds.) HallJ.K., ZilboorgG., BunkerH.A. One Hundred Years of American Psychiatry. N.Y.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональные интересы