Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Актуализация связей

Актуализация связей (от лат. actualis деятельный) воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями , движениями , эмоциональными состояниями и...

Алалия

Алалия (от греч. a отрицат. частица и lalia говорю) нейропсихологический симптом , описанный Delius в 1757г. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта . Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой...

Алгометр

Алгометр (от греч. alx боль) прибор для измерения болевой чувствительности , с помощью которого определяется болевой порог : нижний (величина раздражения при первом появлении ощущения боли) и верхний (величина раздражения, при которой боль становится непереносимой). Существуют механические алгометры, в которых изменяется степень выдвижения иглы, электрические, где изменяется напряжение действующего тока, термические, действующие посредством нагрева, и химические, в которых изменяется концентрация раздражающего...

Алгоритм

Алгоритм инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций для решения определенной...

Александер Франц Габриель

Александер (Alexander) Франц Габриель (22.01.1891, Бухарест 8.03.1964, Палм Спрингс, США) психоаналитик. Сначала проводил работу по изучению физиологии мозга у Ф.Танга. Затем прошел учебный анализ у Э.Зиммеля. В 1932г. эмигрировал в США. С 1932по 1956г. руководитель Психоаналитического института в Чикаго. С 1952г. профессор психиатрии университета Иллинойса. С 1956г. директор психиатрической клиники госпиталя Монт Синай в ЛосАнджелесе. Один из основателей журнала Psychosomatic Medicine. Занимался проблемами психоаналитической теории неврозов, объясняя их возникновение нарушением самоконтроля, криминальной психологии. Один из начинателей психосоматической медицины. Выводил основные психосоматические заболевания из типичных человеческих конфликтов. Показал, что длительное эмоциональное напряжение связано с развитие таких заболеваний, как язва желудка,...

Александр Романович Лурия

[img]16 июля 1902 года. Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына. 1917 год. Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии. 1918 год. Завершив среднее образование на...

Алекситимия

Алекситимия (греч. a отрицание, lexis слово, thyme чувство) неспособность пациента называть эмоции , переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р.Е.Зифнеосом (R.Sifneos) в 1967г. и рассматривалось им как предпосылка развития психосоматических заболеваний. Литература...

Алексия

Алексия (от греч. а отрицат. частица и lexis слово) нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, возникает оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочнотеменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левую) при незамечании своего дефекта. При поражении коры височной области левого полушария как следствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей) возникает слуховая (височная) алексия как одно...

Алиенация

Литература. SchachtR. Alienation. N.Y.: Doubleday,...

Аллегоризация

Аллегоризация (от греч. allegoria иносказание) особая форма образования неологизмов, автор Neisser. Характерна прежде всего для шизофрении. Процессы окружающего мира характеризуются ими в сравнительном плане одним словом или кратким...

Альфа–ритм

Альфаритм ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя, имеющий частоту 813 Гц, среднюю амплитуду 3070 мкВ с периодическим усилением и ослаблением (альфаверетена) и вызываемый таламокортикальными и интракортикальными процессами. Анализ характеристик альфаритм важен при изучении когнитивных процессов, возрастной динамики и индивидуальных...

Альфа–тренинг

Альфатренинг психотерапевтический прием, основанный на биологической обратной связи. Заключается в обучении (по схеме инструментального обусловливания) регулировке таких психофизиологических процессов, которые раньше считались недоступными контролю со стороны сознания . Первоначально обратная связь обеспечивалась за счет регистрации альфаволн мозговой активности в области затылка, свидетельствующих о степени бодрствования и расслабления, и преобразования их в звуковые или визуальные сигналы, которые предъявлялись пациенту. При этом перед пациентом ставилась задача добиться уменьшения частоты сигналов, используя для этого различные средства (расслабление мышц, гармонизация дыхания, фиксирование обычно трудно уловимых соматических ощущений). Сопоставление внутренних ощущений с внешними сигналами, которые выступали в качестве средства их осознания, приводило к их...

Альфа-переживание

Альфа-переживание (от греч. alpha первая буква греческого алфавита) при произвольном усилении альфаритма мозга в условиях обеспечения биологической обратной связи испытуемые чаще всего ощущают приятное, расслабленное, медитативное состояние. В дальнейшем выяснилось, что есть люди, которым искусственный альфаритм неприятен, и что большую роль в возникновении альфапереживаний играет настрой и самовнушение. Автор Д.Камия. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз (14.6.1864, Марктбрейт 19.12.1915, Бреслау, ныне Вроцлав) немецкий психиатр и невропатолог. Образование получил в Вюрцбурге и Берлине, после защиты докторской диссертации в Вюрцбурге переехал во ФранкфуртнаМайне, где работал ассистентом в городской клинике нервных болезней под руководством Зиоли (Sioli); по приглашению Э.Крепелина переехал сначала в Гейдельберг, а затем в Мюнхен, где с 1904по 1912 руководил анатомической лабораторией Психиатрической клиники (основанной Э.Крепелином ), с 1912до конца жизни ординарный профессор психиатрии в Бреслау. Изучал течение прогрессивного паралича, шизофрении, эпилепсии. Известен по клиническому и анатомическому описанию дегенеративного заболевания мозга, названному по предложению Крепелина его именем (современное название сенильная деменция Альцгеймеровского типа)....

Амбивалентность чувств

Амбивалентность чувств (от лат. ambo оба и valentis имеющий силу) комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и...

Амбивалентность чувств в учении Э. Блейера

Амбивалентность чувств в учении Э.Блейера понятие, предложенное Э.Блейером для характеристики поведения шизофреников, в котором противоречащие друг другу отношения и реакция сменяют друг друга немотивированно...

Амбидекстрия

Амбидекстрия (от лат. ambo оба и dextera правая рука) врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей...

Амбитенденция

Амбитенденция (от лат. ambo оба и determinans определяющий) нарушение воли. Характеризуется одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, открыть и не открывать глаза при инструкции). Наиболее часто наблюдаемый феномен при шизофрении. Автор Э.Блейлер , 1911. Синоним амбивалентность...

Аменция

Аменция нарушение деятельности сознания . Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем мире, когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой...

Американская психиатрическая ассоциация

Американская психиатрическая ассоциация (APA) профессиональный союз. Наиболее представительная организация психиатров США, объединяющая более 20тыс. членов. Основана в 1844г. как Союз директоров психиатрических клиник, в 1891г. получила название Американская Психологической Ассоциации, а с 1921г. носит современное название. Ассоциация ежегодно организует конгрессы, издает собственный журнал The American Journal of Psychiatry. С 1928г. осуществляет разработку диагностического руководства Diagnostic and Statical Manual of Mental Disorders. Литература. DeutschA. The Mentally Ill in America: A History of Their Care and Treatment from Colonial Times. N.Y., 1949. (Eds.) HallJ.K., ZilboorgG., BunkerH.A. One Hundred Years of American Psychiatry. N.Y.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)