Exit Project: Глоссарий: Рут Фултон Бенедикт

Рут Фултон Бенедикт



БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.



Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.



Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;



Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.



Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.


Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Актуализация связей

Актуализация связей (от лат. actualis деятельный) воспроизведение индивидуального опыта, который может быть представлен мыслями, представлениями , движениями , эмоциональными состояниями и...

Алалия

Алалия (от греч. a отрицат. частица и lalia говорю) нейропсихологический симптом , описанный Delius в 1757г. Характеризуется отсутствием или недоразвитием у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта . Обусловлена повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в доречевой период жизни. Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимание обращенной к нему речи не нарушено, и сенсорную, когда нет понимания обращенной к нему речи при своевременно появившейся речевой...

Алгометр

Алгометр (от греч. alx боль) прибор для измерения болевой чувствительности , с помощью которого определяется болевой порог : нижний (величина раздражения при первом появлении ощущения боли) и верхний (величина раздражения, при которой боль становится непереносимой). Существуют механические алгометры, в которых изменяется степень выдвижения иглы, электрические, где изменяется напряжение действующего тока, термические, действующие посредством нагрева, и химические, в которых изменяется концентрация раздражающего...

Алгоритм

Алгоритм инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций для решения определенной...

Александер Франц Габриель

Александер (Alexander) Франц Габриель (22.01.1891, Бухарест 8.03.1964, Палм Спрингс, США) психоаналитик. Сначала проводил работу по изучению физиологии мозга у Ф.Танга. Затем прошел учебный анализ у Э.Зиммеля. В 1932г. эмигрировал в США. С 1932по 1956г. руководитель Психоаналитического института в Чикаго. С 1952г. профессор психиатрии университета Иллинойса. С 1956г. директор психиатрической клиники госпиталя Монт Синай в ЛосАнджелесе. Один из основателей журнала Psychosomatic Medicine. Занимался проблемами психоаналитической теории неврозов, объясняя их возникновение нарушением самоконтроля, криминальной психологии. Один из начинателей психосоматической медицины. Выводил основные психосоматические заболевания из типичных человеческих конфликтов. Показал, что длительное эмоциональное напряжение связано с развитие таких заболеваний, как язва желудка,...

Александр Романович Лурия

[img]16 июля 1902 года. Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына. 1917 год. Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии. 1918 год. Завершив среднее образование на...

Алекситимия

Алекситимия (греч. a отрицание, lexis слово, thyme чувство) неспособность пациента называть эмоции , переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р.Е.Зифнеосом (R.Sifneos) в 1967г. и рассматривалось им как предпосылка развития психосоматических заболеваний. Литература...

Алексия

Алексия (от греч. а отрицат. частица и lexis слово) нарушение процесса чтения или овладения им при поражении различных отделов коры левого полушария (у правшей). Различают несколько форм алексии. При поражении коры затылочных долей, вследствие нарушения зрительного восприятия мозга, возникает оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии, при поражении затылочнотеменных отделов правого полушария, игнорируется половина текста (чаще левую) при незамечании своего дефекта. При поражении коры височной области левого полушария как следствие нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слов (у правшей) возникает слуховая (височная) алексия как одно...

Алиенация

Литература. SchachtR. Alienation. N.Y.: Doubleday,...

Аллегоризация

Аллегоризация (от греч. allegoria иносказание) особая форма образования неологизмов, автор Neisser. Характерна прежде всего для шизофрении. Процессы окружающего мира характеризуются ими в сравнительном плане одним словом или кратким...

Альфа–ритм

Альфаритм ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя, имеющий частоту 813 Гц, среднюю амплитуду 3070 мкВ с периодическим усилением и ослаблением (альфаверетена) и вызываемый таламокортикальными и интракортикальными процессами. Анализ характеристик альфаритм важен при изучении когнитивных процессов, возрастной динамики и индивидуальных...

Альфа–тренинг

Альфатренинг психотерапевтический прием, основанный на биологической обратной связи. Заключается в обучении (по схеме инструментального обусловливания) регулировке таких психофизиологических процессов, которые раньше считались недоступными контролю со стороны сознания . Первоначально обратная связь обеспечивалась за счет регистрации альфаволн мозговой активности в области затылка, свидетельствующих о степени бодрствования и расслабления, и преобразования их в звуковые или визуальные сигналы, которые предъявлялись пациенту. При этом перед пациентом ставилась задача добиться уменьшения частоты сигналов, используя для этого различные средства (расслабление мышц, гармонизация дыхания, фиксирование обычно трудно уловимых соматических ощущений). Сопоставление внутренних ощущений с внешними сигналами, которые выступали в качестве средства их осознания, приводило к их...

Альфа-переживание

Альфа-переживание (от греч. alpha первая буква греческого алфавита) при произвольном усилении альфаритма мозга в условиях обеспечения биологической обратной связи испытуемые чаще всего ощущают приятное, расслабленное, медитативное состояние. В дальнейшем выяснилось, что есть люди, которым искусственный альфаритм неприятен, и что большую роль в возникновении альфапереживаний играет настрой и самовнушение. Автор Д.Камия. Литература. (Eds.) BarberT.X. et al. Biofeedback & SelfControl 1975/76. An Aldine Annual on the Regulation of Bodily Processing and Consciousness. Chicago: Aldine Publishing Company, 1976,...

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз

Альцхаймер (Alzheimer) Алоиз (14.6.1864, Марктбрейт 19.12.1915, Бреслау, ныне Вроцлав) немецкий психиатр и невропатолог. Образование получил в Вюрцбурге и Берлине, после защиты докторской диссертации в Вюрцбурге переехал во ФранкфуртнаМайне, где работал ассистентом в городской клинике нервных болезней под руководством Зиоли (Sioli); по приглашению Э.Крепелина переехал сначала в Гейдельберг, а затем в Мюнхен, где с 1904по 1912 руководил анатомической лабораторией Психиатрической клиники (основанной Э.Крепелином ), с 1912до конца жизни ординарный профессор психиатрии в Бреслау. Изучал течение прогрессивного паралича, шизофрении, эпилепсии. Известен по клиническому и анатомическому описанию дегенеративного заболевания мозга, названному по предложению Крепелина его именем (современное название сенильная деменция Альцгеймеровского типа)....

Амбивалентность чувств

Амбивалентность чувств (от лат. ambo оба и valentis имеющий силу) комплекс эмоциональных состояний, связанных с двойственностью в отношении к человеку или явлению при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности происходит объединение чувств любви и...

Амбивалентность чувств в учении Э. Блейера

Амбивалентность чувств в учении Э.Блейера понятие, предложенное Э.Блейером для характеристики поведения шизофреников, в котором противоречащие друг другу отношения и реакция сменяют друг друга немотивированно...

Амбидекстрия

Амбидекстрия (от лат. ambo оба и dextera правая рука) врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей...

Амбитенденция

Амбитенденция (от лат. ambo оба и determinans определяющий) нарушение воли. Характеризуется одновременно возникающими противоположными побуждениями (например, открыть и не открывать глаза при инструкции). Наиболее часто наблюдаемый феномен при шизофрении. Автор Э.Блейлер , 1911. Синоним амбивалентность...

Аменция

Аменция нарушение деятельности сознания . Характеризуется полной дезориентировкой в окружающем мире, когда утрачивается осознание самого себя и нарушается запоминание новой...

Американская психиатрическая ассоциация

Американская психиатрическая ассоциация (APA) профессиональный союз. Наиболее представительная организация психиатров США, объединяющая более 20тыс. членов. Основана в 1844г. как Союз директоров психиатрических клиник, в 1891г. получила название Американская Психологической Ассоциации, а с 1921г. носит современное название. Ассоциация ежегодно организует конгрессы, издает собственный журнал The American Journal of Psychiatry. С 1928г. осуществляет разработку диагностического руководства Diagnostic and Statical Manual of Mental Disorders. Литература. DeutschA. The Mentally Ill in America: A History of Their Care and Treatment from Colonial Times. N.Y., 1949. (Eds.) HallJ.K., ZilboorgG., BunkerH.A. One Hundred Years of American Psychiatry. N.Y.,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Рут Фултон Бенедикт