Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.
Россолимо Григорий Иванович (1860 1928) русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности внимания , восприимчивости, воли , запоминания, воображения . На основе количественной выраженности этих психических процессов, их силы, строился психологический профиль личности...
Роттер (Rotter) Джулиан Бернард (род. 1916, НьюЙорк) американский психолог. С 1963г. профессор в Коннектикутском университете. Разрабатывал теорию социального научения . Создал методику по определению...
Рубин (Rubin) Эдгар Джон (6.9.1886,Копенгаген 3.5.1951, Холте) датский психолог. Образование получил в колледже Соломанна, затем изучал философию в университетах Копенгагена (19041911, 1915) здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультантного светового контраста под руководством А.Леманна и Геттингена (19111914), здесь работал в лаборатории Г.Мюллера, затем, вместе с Д.Катцем, под руководством Э.Гуссерля (магистр психологии, 1910; доктор философии, 1915). С 1916г. по 1918г. Рубин работал в качестве доцента Копенгагенского университета, с 1918г. по 1922г. преподавателем, а с 1922г. профессором экспериментальной психологии (как преемник А.Леманна руководил психологической лабораторией). Президент Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене. Своей знаменитой работой Визуально воспринимаемые фигуры (Synsoplevede...
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 1960) советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. С 1942г. в течении несколько лет был директором Институт психологии. В 1943г. создал в МГУ им. М.В.Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР сектор психологии (1945). В статье Принцип творческой самодеятельности, написанной в 1922г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности , который в дальнейшем, в 30егг., был им положен в основу его деятельностного...
Рубинштейн Сусанна Яковлевна (3.06.1911 18.02.1990) отечественный патопсихолог. Получила образование на педагогическом факультете Второго МГУ. Здесь принимала участие в исследовании А.Н.Леонтьева неспецифической чувствительности. В 1938г. стала аспиранткой А.Р.Лурия . С 1941г. вместе с А.В.Запорожцем , Б.В.Зейгарник , С.Г.Геллрештейном работала в нейрохирургическом госпитале в поселке Кисегач на Урале по проблеме восстановления трудоспособности раненных бойцов с черепномозговыми травмами. В 1945г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Восстановление трудоспособности у больных с военными травмами мозга. С 1946г. работала в лаборатории патопсихологии НИИ судебной психиатрии им.Сербского. В 1956г. под руководством К.К.Платонова приняла участие в создании одной из первых психологических лабораторий в авиационной психологии. С 1962г....
Рудик Петр Антонович (1893 29.11.1983) отечественный психолог. Родился в семье крестьянина. В 1915г. окончил философской отделение историкофилологического факультета Московского университета. С 1919г. работал в Центральном институте физической культуры, где создал кафедру психологии. Доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент АПН СССР. Один из инициаторов развития психологии спорта в России. Занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоциональноволевых...
Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук,...
БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та. Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам...
Рэдфорд (Radfrd) Джон (род. 1934) английский психолог. Получил историческое и литературное образование в Беркбекском колледже в Лондоне. Основал отделение психологии при Лондонском северовосточном политехническом институте. Член Британской социологической ассоциации. Основал английскую ассоциацию преподавателей психологии. Специалист по проблемам психологии творчества, социальной и педагогической психологии. Сочинения. Thinking: its Nature and Develорment. L., 1974 (with...
Рюдин (Rudin) Эрнст (19.4.1874, Св.Галлен, Швейцария 22.10.1952, Мюнхен) немецкий психиатр и генеолог. После окончания гимназии в Св.Галлене получил образование в университетах Женевы, Неаполя, Дублина, был ассистентом у Э.Блейера в Цюрихе, у Э.Крепелина в Гейдельберге, у Г.Оппенгейма в Берлине, затем приступил к самостоятельной работе, с 1900г. в тюремной больнице Моабит (Берлин), в психиатрической больнице в Базеле, с 1907г. работал научным ассистентом в психиатрической клинике Мюнхена, где в 1909г. стал главным врачом и защитил докторскую диссертацию для замещения должности доцента по теме психических нарушений при заключении под стражу (Uber die klinischen Formen der Seelenstorungen bei zu lebenslandicher Zuchthausstrafe Verurteilten). С 1911г....
Стип личности (от лат. cancer рак и typos образ) характеристики личности . Система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком. Среди этих признаков ведущая роль признается за подавлением отрицательных эмоций. Наиболее характерными являются тенденция избегать конфликтов и стрессов, непроявление эмоций, стремление полагаться исключительно на себя, но при скрытой зависимости от других. Литература. SimontonO.C., SimontonS.S. Belif systems and mangement of the emotional aspects of melignancy // J. of. Transpersonal Psychology. 1975,...
Саарма симптом (Саарма Ю.М., 1953). Проявление негативизма: больной не отвечает на непосредственно к нему обращенные вопросы, но когда беседуют окружающие его люди, принимает участие в их...
Садизм половая перверсия, при которой сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений своему партнеру. Сам термин был предложен Р. фон КрафтЭббингом. Действия садиста могут включать в себя: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в плане фантазии. Получила название по имени французского писателя маркиза де...
Садомазохизм половое поведение , включающее в себя в качестве элементов мазохистские и садистические эмоциональные переживания. Сосуществующие в одном человеке садистические и мазохистские тенденции могут обусловливать как чередование реализуемых им самим ролей, так и при однозначном выполнении ролей тесноту связи со своим партнером, который выполняет противоположную роль. Часто садист и мазохист образовывают достаточно гармоничные сексуальные...
Саймон (Simon) Герберт Александр (род. 15.6.1916, Милуоки, шт.Висконсин) американский экономист, социолог, психолог, один из основателей когнитивной психологии. Обучался в Чикагском университете (бакалавр искусств, 1936, доктор философии, 1943), в дальнейшем защитил докторскую диссертацию по праву в Монреальском университете МакГилла (1970). С 1936г. по 1938г. работал в качестве научного ассистента в Чикагском университете, с 1939г. по 1942г. он начальник учебного отдела Калифорнийского университета, с 1942г. по 1945г. ассистент профессора политических наук Иллинойского технологического института, с 1945г. по 1947г. ассоциативный профессор, с 1947г. по 1949г. профессор. Одновременно с этим, с 1945г. по 1965г. он профессор администрирования и психологии университета Карнеги в Питтсбурге,...
Саккадические движения быстрые версионные движения глаз, осуществляющиеся скачками, при зрительном поиске, чтении, рассматривании изображении, а также во время сновидений. Перед самыми саккадическими движениями и во время их осуществления происходит некоторое повышение зрительных порогов, что свидетельствует о том, что анализ зрительной информации происходит прежде всего в промежутках между саккадами, в то время, когда глаза фиксируются на...
Салливен Гарри Стэк (1892 1949) американский психиатр и психолог, один из основоположников неофрейдизма . Рассматривал в качестве ключевого момента развития индивида формирование его межличностных отношений, в которых происходит трансляция основных способов удовлетворения потребностей . В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, для защиты от которого служат определенные элементы самооценки . Разработал психотерапевтическую методику, основанную на выработке защитных механизмов применительно к конкретным межличностным...
Самовосприятие (selfmonitoring) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс систематического наблюдения за собственным поведением. Индивид строит образ самого себя на основе и самого поведения, представленного интроспективными данными о физиологических, перцептивных, интеллектуальных процессах, и от наблюдения следствий данного поведения в окружающем мире. На основе самовосприятия строятся самооценивание и самоподкрепление . Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...
Самооценивание (selfevaluation) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс применения определенных критериев к данным, полученным в самовосприятии . В результате каждого отдельного акта самооценивания выносится суждение о степени достижения ожидаемого результата. На основе самооценивания строится самоподкрепление . Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...
Самоподкрепление (selfreinforcement) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс, основанный на самооценивании и представляющий собой использование самим индивидом в отношении себя поощрений (например, похвалы) за субъективно эффективное поведение и наказаний за неэффективное. Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]