Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Психология

Давыдов В.В. Психология



Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов. На разных стадиях филогенетического развития психики в теле животных выделился специализированный орган нервная система и мозг, определенной функцией которых является психика. Мозг как особая часть тела человека является органом его психики (сознания). Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественноисторическую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов. К.Маркс, характеризуя связь идеальных образов с общественным характером труда человека, писал: ...Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой он осуществляет вместе с тем и сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и который он должен подчинить свою волю (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.189). Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественноисторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного. Ориентация поведения животного и деятельности человека осуществляется различными по содержанию нуждами, потребностями, эмоциями и целями, а также образами различного типа перцептивными, мнемическими и интеллектуальными. В основе поведения животных лежат их инстинкты, т.е. единство врожденных нужд и потребностей с врожденными же способами их удовлетворения. Деятельность человека, сохраняя врожденность органических нужд и потребностей, вместе с тем не имеет врожденных способов их удовлетворения, т.е. не имеет инстинктивной основы. Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественнокультурное происхождение. Сознательный характер деятельности человека определяет своеобразие его перцептивных, мнемических и интеллектуальных образов, своеобразие его чувств и воли (например, люди в отличие от всех животных обладают воображением и абстрактноречевым мышлением). Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.). В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории потребности, образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива и т.д. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основание, стволом всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (возрастная психология, дифференциальная психология, зоопсихология, инженерная психология, медицинская психология, нейропсихология, общая психология, патопсихология, психогенетика, психодиагностика, психосемантика, психология искусства, психология спорта, психология труда, психология управления, психотерапия, психофизиология, социальная психология, сравнительная психология и др.). Дифференциальноинтеграционные процессы, превратившие психологию в куст отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Исторический очерк. Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозномифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином душа). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь? Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие. Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих так или иначе объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что всетаки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности. Парадоксальность описка состоит в том, что он сочетает в себе возможное и действительное. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты О душе, Происхождение животных и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: (Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным) (Аристотель. О душе. М., 1937, с.42). Предвидение это усмотрение возможности. Реальные действия субъекта, обладающего психикой (душой), осуществляют то, что может быть создано в самой действительности. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем, в будущем, которого еще нет! Образ будущего, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта. Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: Ожидание относится к вещам будущим, память к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет (Августин. Творения. Киев, 19001905, ч.2, с.302303). В XVIIXVIIIвв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р.Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т.Гоббс создает теорию ассоциаций как закономерных связей психических явлений, определяемых связями телесных явлений. В XVIIIв. была поставлена проблема различных уровней нервнопсихической организации (Д.Дидро, П.Ж.Кабинис и др.) и проблема развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (К.Гельвеций). В психофизиологии XIXв. Г.Гельмгольц показал недостаточность анатомофизиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют бессознательные умозаключения. Ч.Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В.Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии). На рубеже XIXXXвв. сложился созданный З.Фрейдом психоанализ, исследующий сферу бессознательного (неосознаваемого в психике человека). В начале XXв. важным течением психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать динамику внешних телесных реакций на стимул. Это направление стремилось найти всем проявлениям психики чисто поведенческие эквиваленты (мышление реакции речевого аппарата; чувство реакции внутренних органов и т.п.). Другой влиятельной школой в психологии выступила гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психики. В 3070гг. сложилась научная школа Ж.Пиаже, изучающая становление интеллектуальных структур в процессе онтогенеза (представителя этой школы начали широко исследовать достижения математической логики). В середине века в недрах психоанализа возник неофрейдизм, связывающий бессознательную психику с социальными факторами (Э.Фромм и др.). Возникла так называемая гуманистическая психология, утверждающая, что использование объективных методов изучения личности ведет ее к дегуманизации (А.Маслоу и др.). В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 2030гг. была разработана культурноисторическая теория психического развития человека (научная школа Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и др.). В научных школах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н.Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна и др.). Серьезное воздействие на развитие мировой психологии оказывает происшедшая в условиях современной научнотехнической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являющихся прежде уникальным достоянием человеческой психики функции накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретикоинформационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению в нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логикоматематического аппарата, компьютеров и других средств. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научнотехнический прогресс. Изучение проблем искусственного интеллекта, с одной стороны, творчества с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как функциональных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическом анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дельнейшего развития. Литература. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. В 2х тт. М., 1980. БернштейнН.А. Физиология движений и активность. М., 1990. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6ти тт. М., 19821984. ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983. ПиажеЖ. Избранные психологические труды. М., 1969. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. М., 1989. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961. Экспериментальная психология: Пер. с фр. 15 тт. Ред.сост. П.Фресс и Ж.Пиаже. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. М., 1985. MisiakH., SextonV. History of Psychology. N.Y.L., 1968. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Россолимо Григорий Иванович

Россолимо Григорий Иванович (1860 1928) русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности внимания , восприимчивости, воли , запоминания, воображения . На основе количественной выраженности этих психических процессов, их силы, строился психологический профиль личности...

Роттер (Rotter) Джулиан Бернард

Роттер (Rotter) Джулиан Бернард (род. 1916, НьюЙорк) американский психолог. С 1963г. профессор в Коннектикутском университете. Разрабатывал теорию социального научения . Создал методику по определению...

Рубин (Rubin) Эдгар Джон

Рубин (Rubin) Эдгар Джон (6.9.1886,Копенгаген 3.5.1951, Холте) датский психолог. Образование получил в колледже Соломанна, затем изучал философию в университетах Копенгагена (19041911, 1915) здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультантного светового контраста под руководством А.Леманна и Геттингена (19111914), здесь работал в лаборатории Г.Мюллера, затем, вместе с Д.Катцем, под руководством Э.Гуссерля (магистр психологии, 1910; доктор философии, 1915). С 1916г. по 1918г. Рубин работал в качестве доцента Копенгагенского университета, с 1918г. по 1922г. преподавателем, а с 1922г. профессором экспериментальной психологии (как преемник А.Леманна руководил психологической лабораторией). Президент Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене. Своей знаменитой работой Визуально воспринимаемые фигуры (Synsoplevede...

Рубинштейн Сергей Леонидович

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 1960) советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. С 1942г. в течении несколько лет был директором Институт психологии. В 1943г. создал в МГУ им. М.В.Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР сектор психологии (1945). В статье Принцип творческой самодеятельности, написанной в 1922г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности , который в дальнейшем, в 30егг., был им положен в основу его деятельностного...

Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Рубинштейн Сусанна Яковлевна (3.06.1911 18.02.1990) отечественный патопсихолог. Получила образование на педагогическом факультете Второго МГУ. Здесь принимала участие в исследовании А.Н.Леонтьева неспецифической чувствительности. В 1938г. стала аспиранткой А.Р.Лурия . С 1941г. вместе с А.В.Запорожцем , Б.В.Зейгарник , С.Г.Геллрештейном работала в нейрохирургическом госпитале в поселке Кисегач на Урале по проблеме восстановления трудоспособности раненных бойцов с черепномозговыми травмами. В 1945г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Восстановление трудоспособности у больных с военными травмами мозга. С 1946г. работала в лаборатории патопсихологии НИИ судебной психиатрии им.Сербского. В 1956г. под руководством К.К.Платонова приняла участие в создании одной из первых психологических лабораторий в авиационной психологии. С 1962г....

Рудик Петр Антонович

Рудик Петр Антонович (1893 29.11.1983) отечественный психолог. Родился в семье крестьянина. В 1915г. окончил философской отделение историкофилологического факультета Московского университета. С 1919г. работал в Центральном институте физической культуры, где создал кафедру психологии. Доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент АПН СССР. Один из инициаторов развития психологии спорта в России. Занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоциональноволевых...

Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук,...

Рут Фултон Бенедикт

БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та. Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам...

Рэдфорд Джон

Рэдфорд (Radfrd) Джон (род. 1934) английский психолог. Получил историческое и литературное образование в Беркбекском колледже в Лондоне. Основал отделение психологии при Лондонском северовосточном политехническом институте. Член Британской социологической ассоциации. Основал английскую ассоциацию преподавателей психологии. Специалист по проблемам психологии творчества, социальной и педагогической психологии. Сочинения. Thinking: its Nature and Develорment. L., 1974 (with...

Рюдин (Rudin) Эрнст

Рюдин (Rudin) Эрнст (19.4.1874, Св.Галлен, Швейцария 22.10.1952, Мюнхен) немецкий психиатр и генеолог. После окончания гимназии в Св.Галлене получил образование в университетах Женевы, Неаполя, Дублина, был ассистентом у Э.Блейера в Цюрихе, у Э.Крепелина в Гейдельберге, у Г.Оппенгейма в Берлине, затем приступил к самостоятельной работе, с 1900г. в тюремной больнице Моабит (Берлин), в психиатрической больнице в Базеле, с 1907г. работал научным ассистентом в психиатрической клинике Мюнхена, где в 1909г. стал главным врачом и защитил докторскую диссертацию для замещения должности доцента по теме психических нарушений при заключении под стражу (Uber die klinischen Formen der Seelenstorungen bei zu lebenslandicher Zuchthausstrafe Verurteilten). С 1911г....

С-тип личности

Стип личности (от лат. cancer рак и typos образ) характеристики личности . Система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком. Среди этих признаков ведущая роль признается за подавлением отрицательных эмоций. Наиболее характерными являются тенденция избегать конфликтов и стрессов, непроявление эмоций, стремление полагаться исключительно на себя, но при скрытой зависимости от других. Литература. SimontonO.C., SimontonS.S. Belif systems and mangement of the emotional aspects of melignancy // J. of. Transpersonal Psychology. 1975,...

Саарма симптом

Саарма симптом (Саарма Ю.М., 1953). Проявление негативизма: больной не отвечает на непосредственно к нему обращенные вопросы, но когда беседуют окружающие его люди, принимает участие в их...

Садизм

Садизм половая перверсия, при которой сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений своему партнеру. Сам термин был предложен Р. фон КрафтЭббингом. Действия садиста могут включать в себя: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в плане фантазии. Получила название по имени французского писателя маркиза де...

Садомазохизм

Садомазохизм половое поведение , включающее в себя в качестве элементов мазохистские и садистические эмоциональные переживания. Сосуществующие в одном человеке садистические и мазохистские тенденции могут обусловливать как чередование реализуемых им самим ролей, так и при однозначном выполнении ролей тесноту связи со своим партнером, который выполняет противоположную роль. Часто садист и мазохист образовывают достаточно гармоничные сексуальные...

Саймон (Simon) Герберт Александр

Саймон (Simon) Герберт Александр (род. 15.6.1916, Милуоки, шт.Висконсин) американский экономист, социолог, психолог, один из основателей когнитивной психологии. Обучался в Чикагском университете (бакалавр искусств, 1936, доктор философии, 1943), в дальнейшем защитил докторскую диссертацию по праву в Монреальском университете МакГилла (1970). С 1936г. по 1938г. работал в качестве научного ассистента в Чикагском университете, с 1939г. по 1942г. он начальник учебного отдела Калифорнийского университета, с 1942г. по 1945г. ассистент профессора политических наук Иллинойского технологического института, с 1945г. по 1947г. ассоциативный профессор, с 1947г. по 1949г. профессор. Одновременно с этим, с 1945г. по 1965г. он профессор администрирования и психологии университета Карнеги в Питтсбурге,...

Саккадические движения

Саккадические движения быстрые версионные движения глаз, осуществляющиеся скачками, при зрительном поиске, чтении, рассматривании изображении, а также во время сновидений. Перед самыми саккадическими движениями и во время их осуществления происходит некоторое повышение зрительных порогов, что свидетельствует о том, что анализ зрительной информации происходит прежде всего в промежутках между саккадами, в то время, когда глаза фиксируются на...

Салливен Гарри Стэк

Салливен Гарри Стэк (1892 1949) американский психиатр и психолог, один из основоположников неофрейдизма . Рассматривал в качестве ключевого момента развития индивида формирование его межличностных отношений, в которых происходит трансляция основных способов удовлетворения потребностей . В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, для защиты от которого служат определенные элементы самооценки . Разработал психотерапевтическую методику, основанную на выработке защитных механизмов применительно к конкретным межличностным...

Само-восприятие

Самовосприятие (selfmonitoring) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс систематического наблюдения за собственным поведением. Индивид строит образ самого себя на основе и самого поведения, представленного интроспективными данными о физиологических, перцептивных, интеллектуальных процессах, и от наблюдения следствий данного поведения в окружающем мире. На основе самовосприятия строятся самооценивание и самоподкрепление . Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...

Само-оценивание

Самооценивание (selfevaluation) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс применения определенных критериев к данным, полученным в самовосприятии . В результате каждого отдельного акта самооценивания выносится суждение о степени достижения ожидаемого результата. На основе самооценивания строится самоподкрепление . Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...

Само-подкрепление

Самоподкрепление (selfreinforcement) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс, основанный на самооценивании и представляющий собой использование самим индивидом в отношении себя поощрений (например, похвалы) за субъективно эффективное поведение и наказаний за неэффективное. Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Психология