Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе).
Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.
С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.
Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.
С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.
Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).
В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.
В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.
В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу "Учение о суждении в психологизме",
в 1916 – диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении".
В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса "Психология мировоззрений" (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.
В 1923-28 - Хайдеггер профессор Марбургского университета.
В 1927 году появляется "Бытие и время" (Sein und Zeit, 1927) - книга, изменившая путь европейской мысли.
Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть - постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.
С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.
В том же году выходит в свет работа "Кант и проблема метафизики" (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).
1930 год - в свет выходит работа Хайдеггера "Что такое метафизика?" (Was ist Metaphysik?, 1930)
Дважды, в 1930 и в 1933, Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.
В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.
В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а "другое мышление" отныне его задача. Знаменитый "поворот" 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче "Бытия и времени", признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.
В 1937 году появляются работы о литературе: "Гельдерлинг и сущность поэзии" (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), "Толкования поэзии Гельдерлина" (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).
В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.
После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.
Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе "Введение в метафизику" (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как "Отрешенность" (Gelassenheit, 1959) и "Путь к языку" (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть “сказанным” или “начертанным”.
Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.
Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии:
"Учение Платона об истине" (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947),
"Лесные тропы" (Holzwege, 1950),
"Ницше" (Nietzsche, 1961),
"Вопрос о вещи" (Die Frage nach dem Ding, 1962).
ЛИТЕРАТУРА
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Россолимо Григорий Иванович (1860 1928) русский невролог и психолог. Разработал систему комплексной психологической диагностики, которая позволяла анализировать индивидуальные особенности внимания , восприимчивости, воли , запоминания, воображения . На основе количественной выраженности этих психических процессов, их силы, строился психологический профиль личности...
Роттер (Rotter) Джулиан Бернард (род. 1916, НьюЙорк) американский психолог. С 1963г. профессор в Коннектикутском университете. Разрабатывал теорию социального научения . Создал методику по определению...
Рубин (Rubin) Эдгар Джон (6.9.1886,Копенгаген 3.5.1951, Холте) датский психолог. Образование получил в колледже Соломанна, затем изучал философию в университетах Копенгагена (19041911, 1915) здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультантного светового контраста под руководством А.Леманна и Геттингена (19111914), здесь работал в лаборатории Г.Мюллера, затем, вместе с Д.Катцем, под руководством Э.Гуссерля (магистр психологии, 1910; доктор философии, 1915). С 1916г. по 1918г. Рубин работал в качестве доцента Копенгагенского университета, с 1918г. по 1922г. преподавателем, а с 1922г. профессором экспериментальной психологии (как преемник А.Леманна руководил психологической лабораторией). Президент Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене. Своей знаменитой работой Визуально воспринимаемые фигуры (Synsoplevede...
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 1960) советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. С 1942г. в течении несколько лет был директором Институт психологии. В 1943г. создал в МГУ им. М.В.Ломоносова кафедру, а затем отделение психологии, а в Институте философии АН СССР сектор психологии (1945). В статье Принцип творческой самодеятельности, написанной в 1922г., сформулировал принцип единства сознания и деятельности , который в дальнейшем, в 30егг., был им положен в основу его деятельностного...
Рубинштейн Сусанна Яковлевна (3.06.1911 18.02.1990) отечественный патопсихолог. Получила образование на педагогическом факультете Второго МГУ. Здесь принимала участие в исследовании А.Н.Леонтьева неспецифической чувствительности. В 1938г. стала аспиранткой А.Р.Лурия . С 1941г. вместе с А.В.Запорожцем , Б.В.Зейгарник , С.Г.Геллрештейном работала в нейрохирургическом госпитале в поселке Кисегач на Урале по проблеме восстановления трудоспособности раненных бойцов с черепномозговыми травмами. В 1945г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Восстановление трудоспособности у больных с военными травмами мозга. С 1946г. работала в лаборатории патопсихологии НИИ судебной психиатрии им.Сербского. В 1956г. под руководством К.К.Платонова приняла участие в создании одной из первых психологических лабораторий в авиационной психологии. С 1962г....
Рудик Петр Антонович (1893 29.11.1983) отечественный психолог. Родился в семье крестьянина. В 1915г. окончил философской отделение историкофилологического факультета Московского университета. С 1919г. работал в Центральном институте физической культуры, где создал кафедру психологии. Доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент АПН СССР. Один из инициаторов развития психологии спорта в России. Занимался проблемами психологии личности спортсмена, психологических особенностей физических упражнений, производственной гимнастики и спортивной тренировки, психологии соревновательной деятельности и особенностей эмоциональноволевых...
Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук,...
БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та. Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам...
Рэдфорд (Radfrd) Джон (род. 1934) английский психолог. Получил историческое и литературное образование в Беркбекском колледже в Лондоне. Основал отделение психологии при Лондонском северовосточном политехническом институте. Член Британской социологической ассоциации. Основал английскую ассоциацию преподавателей психологии. Специалист по проблемам психологии творчества, социальной и педагогической психологии. Сочинения. Thinking: its Nature and Develорment. L., 1974 (with...
Рюдин (Rudin) Эрнст (19.4.1874, Св.Галлен, Швейцария 22.10.1952, Мюнхен) немецкий психиатр и генеолог. После окончания гимназии в Св.Галлене получил образование в университетах Женевы, Неаполя, Дублина, был ассистентом у Э.Блейера в Цюрихе, у Э.Крепелина в Гейдельберге, у Г.Оппенгейма в Берлине, затем приступил к самостоятельной работе, с 1900г. в тюремной больнице Моабит (Берлин), в психиатрической больнице в Базеле, с 1907г. работал научным ассистентом в психиатрической клинике Мюнхена, где в 1909г. стал главным врачом и защитил докторскую диссертацию для замещения должности доцента по теме психических нарушений при заключении под стражу (Uber die klinischen Formen der Seelenstorungen bei zu lebenslandicher Zuchthausstrafe Verurteilten). С 1911г....
Стип личности (от лат. cancer рак и typos образ) характеристики личности . Система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком. Среди этих признаков ведущая роль признается за подавлением отрицательных эмоций. Наиболее характерными являются тенденция избегать конфликтов и стрессов, непроявление эмоций, стремление полагаться исключительно на себя, но при скрытой зависимости от других. Литература. SimontonO.C., SimontonS.S. Belif systems and mangement of the emotional aspects of melignancy // J. of. Transpersonal Psychology. 1975,...
Саарма симптом (Саарма Ю.М., 1953). Проявление негативизма: больной не отвечает на непосредственно к нему обращенные вопросы, но когда беседуют окружающие его люди, принимает участие в их...
Садизм половая перверсия, при которой сексуальное удовлетворение достигается при причинении физических страданий или унижений своему партнеру. Сам термин был предложен Р. фон КрафтЭббингом. Действия садиста могут включать в себя: оскорбления, брань, запугивание, побои, бичевание, нанесение ран, убийство. Часто садистические наклонности реализуются в плане фантазии. Получила название по имени французского писателя маркиза де...
Садомазохизм половое поведение , включающее в себя в качестве элементов мазохистские и садистические эмоциональные переживания. Сосуществующие в одном человеке садистические и мазохистские тенденции могут обусловливать как чередование реализуемых им самим ролей, так и при однозначном выполнении ролей тесноту связи со своим партнером, который выполняет противоположную роль. Часто садист и мазохист образовывают достаточно гармоничные сексуальные...
Саймон (Simon) Герберт Александр (род. 15.6.1916, Милуоки, шт.Висконсин) американский экономист, социолог, психолог, один из основателей когнитивной психологии. Обучался в Чикагском университете (бакалавр искусств, 1936, доктор философии, 1943), в дальнейшем защитил докторскую диссертацию по праву в Монреальском университете МакГилла (1970). С 1936г. по 1938г. работал в качестве научного ассистента в Чикагском университете, с 1939г. по 1942г. он начальник учебного отдела Калифорнийского университета, с 1942г. по 1945г. ассистент профессора политических наук Иллинойского технологического института, с 1945г. по 1947г. ассоциативный профессор, с 1947г. по 1949г. профессор. Одновременно с этим, с 1945г. по 1965г. он профессор администрирования и психологии университета Карнеги в Питтсбурге,...
Саккадические движения быстрые версионные движения глаз, осуществляющиеся скачками, при зрительном поиске, чтении, рассматривании изображении, а также во время сновидений. Перед самыми саккадическими движениями и во время их осуществления происходит некоторое повышение зрительных порогов, что свидетельствует о том, что анализ зрительной информации происходит прежде всего в промежутках между саккадами, в то время, когда глаза фиксируются на...
Салливен Гарри Стэк (1892 1949) американский психиатр и психолог, один из основоположников неофрейдизма . Рассматривал в качестве ключевого момента развития индивида формирование его межличностных отношений, в которых происходит трансляция основных способов удовлетворения потребностей . В том случае, когда происходит рассогласование самих потребностей и способов их удовлетворения, возникает личностное напряжение, для защиты от которого служат определенные элементы самооценки . Разработал психотерапевтическую методику, основанную на выработке защитных механизмов применительно к конкретным межличностным...
Самовосприятие (selfmonitoring) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс систематического наблюдения за собственным поведением. Индивид строит образ самого себя на основе и самого поведения, представленного интроспективными данными о физиологических, перцептивных, интеллектуальных процессах, и от наблюдения следствий данного поведения в окружающем мире. На основе самовосприятия строятся самооценивание и самоподкрепление . Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...
Самооценивание (selfevaluation) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс применения определенных критериев к данным, полученным в самовосприятии . В результате каждого отдельного акта самооценивания выносится суждение о степени достижения ожидаемого результата. На основе самооценивания строится самоподкрепление . Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...
Самоподкрепление (selfreinforcement) элемент поведенческой теории самоконтроля, авторы F.H.Kanfer, D.Meichenbaum. Процесс, основанный на самооценивании и представляющий собой использование самим индивидом в отношении себя поощрений (например, похвалы) за субъективно эффективное поведение и наказаний за неэффективное. Литература. KanferF.H. Selfmanagement methods // (Eds.) KanferF.H., GoldsteinA.P. Helping People Change. N.Y., 1975; MeichenbaumD. Cognitive modification of test anxious college students // J. Of Counsulting and Clinical Psychology. 1972, 39; FuchsA. Kognitivistische Aspekte der Verhaltenstheorie der Selbstkontrolle // Psychol. Rundsch. 1982, N3,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]