Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Сдвиг риска

Сдвиг риска феномен социальной психологии. Более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями ее членов, когда они выступают автономно. Объясняется тем, что мера ответственности за ошибочное решение распределяется между всеми членами группы и изза этого...

Сдержанность

Сдержанность торможение внутреннего побуждения. Обусловлена сверхжестким воспитанием в детстве. В традициях глубиной психологии трактуется как особое потребностное состояние, связанное с ожиданием негативных переживаний и стремлением их избежать. В основе этого состояния находится ряд отказов от достижения изза опасения неуспеха и возникающее в ответ на это субъективно воспринимаемое бессилие. В дальнейшем реакция генерализируется. Индивид систематически упускает момент проявить собственную активность. Нереализованная в реальных действиях активность часто компенсируется в снах или фантазиях. В силу этого действительность выступает как чтото обедненное, так как проигрывает по сравнению с миром грез. Индивид теряет готовность соотносить свои требования и возможности. Синоним выученная беспомощность . Литература....

Секс–терапия

Секстерапия психотерапевтическая методика , направленная на лечение функциональных сексуальных расстройств на основе поведенческого моделирования. В ее рамках отдельные симптомы рассматриваются как частные формы неправильного поведения , которое может быть скорректировано. В качестве целей секс терапии ставится как модификация самого сексуального поведения, так и установление взаимопонимания между...

Секс–терапия Мастерса и Джонсон

Секстерапия Мастерса и Джонсон первоначальный вариант секстерапии, разработанный американским гинекологом У.Мастерсом и его сотрудницей В.Джонсон. Здесь постулируется, что сексуальные дисфункции зависят не от одного человека, а от обоих партнеров. Поэтому методика предполагает работу только с парой и включает 23недельный цикл занятий. При ее проведении происходит выяснение анамнеза и обсуждение жалоб; с помощью специальных упражнений осуществляется функциональный тренинг нарушенной функции; обсуждаются возникающие ощущения; проводится коммуникационный тренинг, призванный установить более тесный контакт между партнерами; завершаются занятия общей дискуссией. Данную методику используют при лечении фригидности, вагинизма, аноргазмии у женщин, утраты эрекции и потенции, преждевременной эякуляции у...

Сексология

Сексология (от лат. sexus пол и греч. logos слово, наука) научная дисциплина о биологических, психических и социальных аспектах полового поведения людей. Данный термин был введен в 1907г....

Сексопатология

Сексопатология (от лат. sexus пол и греч. pathos чувство, переживание, страдание, болезнь, logos учение, наука) раздел клинической медицины, посвященный исследованию половых расстройств и разработке коррекционных...

Селективность восприятия

Селективность восприятия свойство восприятия . Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле какихлибо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как фигура, а все остальные объекты воспринимаются как ее фон. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какойто мере соответствуют содержанию этой...

Селиванов Владимир Иванович

Селиванов Владимир Иванович (7.08.1906, Вторая Борисовская, Ленский район Архангельской области 27.09.1996) отечественный психолог. В 1922г. поступил в Яренский педагогический техникум. С 1926г. преподавал в школе. С 1928г. учился в Академии коммунистического воспитания. С 1931г. работал в аппарате Наркомпроса РСФСР инспектором школ колхозной молодежи. С 1934г. по 1935г. работал завучем первой образцовой школы Сокольнического района Москвы. В 1935г. поступил в аспирантуру Института психологии, через три года защитил кандидатскую диссертацию на тему Основные вопросы психологии воли. С 1938г. работал в Рязанском пединституте, с 1942г. по 1982г. заведовал здесь кафедрой педагогики и психологии. В 1953г. защитил докторскую диссертацию на тему Воля и...

Селье Ганс

Селье Ганс (1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе . На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизовал это учение применительно к человеческому поведению...

Семантическая функция речи

Семантическая функция речи использование речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий . При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе , сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями...

Семейная терапия

Семейная терапия комплекс психотерапевтических методик, направленных гарминизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В.Сатир, К.Витакер, С.Минухин, М.С.Палазолли, Д.Хейли, М.Боуэн, К.Маданес,...

Семиотика

Семиотика (от греч. sema знак) научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1.Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2.Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; 3.Прагматику, посвященную исследованию употреблению знаков в...

Сенестопатия

Сенестопатия (от лат. sensus чувство + греч. pathos недуг, страдание) внезапно возникающее неопределенное и крайне тягостное ощущение, не соответствующее по своей локализации конкретным анатомическим образованиям и не соответствующее объективным изменениям в органах и тканях. Субъективно эти ощущения могут осознаваться как волны ноющей боли, стягивание, переливание, бурление. Авторы DupreE., CamusP.,...

Сензитивные периоды развития

Сензитивные периоды развития (от лат. sensus чувство, ощущение) возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных...

Сенильная деменция Альцгеймеровского типа

Сенильная деменция Альцгеймеровского типа (от лат. senilis старческий, de... приставка, обозначающее отделение + mens разум) дегенеративное заболевание головного мозга, автор А.Альцгеймер . Характеризуется внезапно наступающими к 4060 годам жизни атрофическими изменениями мозга, приводящими к нарушению памяти, внимания, работоспособности и, затем, к общей дезориентации в пространстве и времени. Эта болезнь, мало понятная и теперь, была распространена еще в Древнем Египте (болезнь принца ПтахХотепа, 1500г. до н.э.). Диагностика: в качестве средства выявления разработана соответствующая шкала: Alzheimer's Disease Assessment ScaleLate...

Сенсомоторика

Сенсомоторика (от лат. sensus чувство, ощущение и motor двигатель) взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности : получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений , а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное...

Сенсомоторный интелект

Сенсомоторный интелект понятие, введенное Ж.Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет), предшествующей периоду интенсивного овладения речью , при прохождении которой достигается координация восприятия и движения . На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Этот период разбивается на шесть частных стадий: 1.Упражнение рефлексов (от 0до 1мес.); 2.Первые навыки и первичные круговые реакции (от 1до 46мес.); 3.Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 46до 89мес.); 4.Стадия практического интеллекта, когда для достижения цели начинают...

Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация изменение чувствительности анализатора , служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя. При помощи сенсорной адаптации достигается повышение разностной чувствительности в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные к звенья...

Сенсорная память

Сенсорная память кратковременная память (не более 2с.) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модальностноспецифический характер, отображающая физические характеристики...

Сенсорные персеверации

Сенсорные персеверации навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, которое возникает при поражении корковых отделов анализаторных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху