Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада 1988) американский психолог, автор теории социального научения. В 1949г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973г. профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс . Начав с методологии стимулреакция, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий . К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это и возможность непосредственного общения , и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии (Agression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression, N.Y., 1959 (совм. с WaltersR.H.)). Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification, N.Y., 1969). Литература .
Сдвиг риска феномен социальной психологии. Более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями ее членов, когда они выступают автономно. Объясняется тем, что мера ответственности за ошибочное решение распределяется между всеми членами группы и изза этого...
Сдержанность торможение внутреннего побуждения. Обусловлена сверхжестким воспитанием в детстве. В традициях глубиной психологии трактуется как особое потребностное состояние, связанное с ожиданием негативных переживаний и стремлением их избежать. В основе этого состояния находится ряд отказов от достижения изза опасения неуспеха и возникающее в ответ на это субъективно воспринимаемое бессилие. В дальнейшем реакция генерализируется. Индивид систематически упускает момент проявить собственную активность. Нереализованная в реальных действиях активность часто компенсируется в снах или фантазиях. В силу этого действительность выступает как чтото обедненное, так как проигрывает по сравнению с миром грез. Индивид теряет готовность соотносить свои требования и возможности. Синоним выученная беспомощность . Литература....
Секстерапия психотерапевтическая методика , направленная на лечение функциональных сексуальных расстройств на основе поведенческого моделирования. В ее рамках отдельные симптомы рассматриваются как частные формы неправильного поведения , которое может быть скорректировано. В качестве целей секс терапии ставится как модификация самого сексуального поведения, так и установление взаимопонимания между...
Секстерапия Мастерса и Джонсон первоначальный вариант секстерапии, разработанный американским гинекологом У.Мастерсом и его сотрудницей В.Джонсон. Здесь постулируется, что сексуальные дисфункции зависят не от одного человека, а от обоих партнеров. Поэтому методика предполагает работу только с парой и включает 23недельный цикл занятий. При ее проведении происходит выяснение анамнеза и обсуждение жалоб; с помощью специальных упражнений осуществляется функциональный тренинг нарушенной функции; обсуждаются возникающие ощущения; проводится коммуникационный тренинг, призванный установить более тесный контакт между партнерами; завершаются занятия общей дискуссией. Данную методику используют при лечении фригидности, вагинизма, аноргазмии у женщин, утраты эрекции и потенции, преждевременной эякуляции у...
Сексология (от лат. sexus пол и греч. logos слово, наука) научная дисциплина о биологических, психических и социальных аспектах полового поведения людей. Данный термин был введен в 1907г....
Сексопатология (от лат. sexus пол и греч. pathos чувство, переживание, страдание, болезнь, logos учение, наука) раздел клинической медицины, посвященный исследованию половых расстройств и разработке коррекционных...
Селективность восприятия свойство восприятия . Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле какихлибо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как фигура, а все остальные объекты воспринимаются как ее фон. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какойто мере соответствуют содержанию этой...
Селиванов Владимир Иванович (7.08.1906, Вторая Борисовская, Ленский район Архангельской области 27.09.1996) отечественный психолог. В 1922г. поступил в Яренский педагогический техникум. С 1926г. преподавал в школе. С 1928г. учился в Академии коммунистического воспитания. С 1931г. работал в аппарате Наркомпроса РСФСР инспектором школ колхозной молодежи. С 1934г. по 1935г. работал завучем первой образцовой школы Сокольнического района Москвы. В 1935г. поступил в аспирантуру Института психологии, через три года защитил кандидатскую диссертацию на тему Основные вопросы психологии воли. С 1938г. работал в Рязанском пединституте, с 1942г. по 1982г. заведовал здесь кафедрой педагогики и психологии. В 1953г. защитил докторскую диссертацию на тему Воля и...
Селье Ганс (1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе . На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизовал это учение применительно к человеческому поведению...
Семантическая функция речи использование речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий . При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе , сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями...
Семейная терапия комплекс психотерапевтических методик, направленных гарминизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В.Сатир, К.Витакер, С.Минухин, М.С.Палазолли, Д.Хейли, М.Боуэн, К.Маданес,...
Семиотика (от греч. sema знак) научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1.Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2.Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; 3.Прагматику, посвященную исследованию употреблению знаков в...
Сенестопатия (от лат. sensus чувство + греч. pathos недуг, страдание) внезапно возникающее неопределенное и крайне тягостное ощущение, не соответствующее по своей локализации конкретным анатомическим образованиям и не соответствующее объективным изменениям в органах и тканях. Субъективно эти ощущения могут осознаваться как волны ноющей боли, стягивание, переливание, бурление. Авторы DupreE., CamusP.,...
Сензитивные периоды развития (от лат. sensus чувство, ощущение) возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных...
Сенильная деменция Альцгеймеровского типа (от лат. senilis старческий, de... приставка, обозначающее отделение + mens разум) дегенеративное заболевание головного мозга, автор А.Альцгеймер . Характеризуется внезапно наступающими к 4060 годам жизни атрофическими изменениями мозга, приводящими к нарушению памяти, внимания, работоспособности и, затем, к общей дезориентации в пространстве и времени. Эта болезнь, мало понятная и теперь, была распространена еще в Древнем Египте (болезнь принца ПтахХотепа, 1500г. до н.э.). Диагностика: в качестве средства выявления разработана соответствующая шкала: Alzheimer's Disease Assessment ScaleLate...
Сенсомоторика (от лат. sensus чувство, ощущение и motor двигатель) взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности : получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений , а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное...
Сенсомоторный интелект понятие, введенное Ж.Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет), предшествующей периоду интенсивного овладения речью , при прохождении которой достигается координация восприятия и движения . На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Этот период разбивается на шесть частных стадий: 1.Упражнение рефлексов (от 0до 1мес.); 2.Первые навыки и первичные круговые реакции (от 1до 46мес.); 3.Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 46до 89мес.); 4.Стадия практического интеллекта, когда для достижения цели начинают...
Сенсорная адаптация изменение чувствительности анализатора , служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя. При помощи сенсорной адаптации достигается повышение разностной чувствительности в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные к звенья...
Сенсорная память кратковременная память (не более 2с.) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модальностноспецифический характер, отображающая физические характеристики...
Сенсорные персеверации навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, которое возникает при поражении корковых отделов анализаторных...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]