Exit Project: Глоссарий: Рут Фултон Бенедикт

Рут Фултон Бенедикт



БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.



Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.



Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;



Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.



Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.


Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Сдвиг риска

Сдвиг риска феномен социальной психологии. Более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями ее членов, когда они выступают автономно. Объясняется тем, что мера ответственности за ошибочное решение распределяется между всеми членами группы и изза этого...

Сдержанность

Сдержанность торможение внутреннего побуждения. Обусловлена сверхжестким воспитанием в детстве. В традициях глубиной психологии трактуется как особое потребностное состояние, связанное с ожиданием негативных переживаний и стремлением их избежать. В основе этого состояния находится ряд отказов от достижения изза опасения неуспеха и возникающее в ответ на это субъективно воспринимаемое бессилие. В дальнейшем реакция генерализируется. Индивид систематически упускает момент проявить собственную активность. Нереализованная в реальных действиях активность часто компенсируется в снах или фантазиях. В силу этого действительность выступает как чтото обедненное, так как проигрывает по сравнению с миром грез. Индивид теряет готовность соотносить свои требования и возможности. Синоним выученная беспомощность . Литература....

Секс–терапия

Секстерапия психотерапевтическая методика , направленная на лечение функциональных сексуальных расстройств на основе поведенческого моделирования. В ее рамках отдельные симптомы рассматриваются как частные формы неправильного поведения , которое может быть скорректировано. В качестве целей секс терапии ставится как модификация самого сексуального поведения, так и установление взаимопонимания между...

Секс–терапия Мастерса и Джонсон

Секстерапия Мастерса и Джонсон первоначальный вариант секстерапии, разработанный американским гинекологом У.Мастерсом и его сотрудницей В.Джонсон. Здесь постулируется, что сексуальные дисфункции зависят не от одного человека, а от обоих партнеров. Поэтому методика предполагает работу только с парой и включает 23недельный цикл занятий. При ее проведении происходит выяснение анамнеза и обсуждение жалоб; с помощью специальных упражнений осуществляется функциональный тренинг нарушенной функции; обсуждаются возникающие ощущения; проводится коммуникационный тренинг, призванный установить более тесный контакт между партнерами; завершаются занятия общей дискуссией. Данную методику используют при лечении фригидности, вагинизма, аноргазмии у женщин, утраты эрекции и потенции, преждевременной эякуляции у...

Сексология

Сексология (от лат. sexus пол и греч. logos слово, наука) научная дисциплина о биологических, психических и социальных аспектах полового поведения людей. Данный термин был введен в 1907г....

Сексопатология

Сексопатология (от лат. sexus пол и греч. pathos чувство, переживание, страдание, болезнь, logos учение, наука) раздел клинической медицины, посвященный исследованию половых расстройств и разработке коррекционных...

Селективность восприятия

Селективность восприятия свойство восприятия . Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле какихлибо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как фигура, а все остальные объекты воспринимаются как ее фон. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какойто мере соответствуют содержанию этой...

Селиванов Владимир Иванович

Селиванов Владимир Иванович (7.08.1906, Вторая Борисовская, Ленский район Архангельской области 27.09.1996) отечественный психолог. В 1922г. поступил в Яренский педагогический техникум. С 1926г. преподавал в школе. С 1928г. учился в Академии коммунистического воспитания. С 1931г. работал в аппарате Наркомпроса РСФСР инспектором школ колхозной молодежи. С 1934г. по 1935г. работал завучем первой образцовой школы Сокольнического района Москвы. В 1935г. поступил в аспирантуру Института психологии, через три года защитил кандидатскую диссертацию на тему Основные вопросы психологии воли. С 1938г. работал в Рязанском пединституте, с 1942г. по 1982г. заведовал здесь кафедрой педагогики и психологии. В 1953г. защитил докторскую диссертацию на тему Воля и...

Селье Ганс

Селье Ганс (1907 1982) канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе . На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизовал это учение применительно к человеческому поведению...

Семантическая функция речи

Семантическая функция речи использование речи в качестве средства выражения мыслей, за счет чего происходит обозначение предметов, явлений, действий . При усвоении языка как общественно фиксированной знаковой системы, основанной на анализе и синтезе , сравнении и обобщении предметов и явлений действительности, человек овладевает скрытыми в них логическими операциями...

Семейная терапия

Семейная терапия комплекс психотерапевтических методик, направленных гарминизацию семейных взаимоотношений. Среди исследователей, внесших наиболее ощутимый вклад в развитие данного подхода, наиболее известны следующие: В.Сатир, К.Витакер, С.Минухин, М.С.Палазолли, Д.Хейли, М.Боуэн, К.Маданес,...

Семиотика

Семиотика (от греч. sema знак) научная дисциплина, посвященная изучению знаковых систем. В ней выделяют: 1.Семантику, занимающуюся исследованием соотношения знака и обозначаемого; 2.Синтаксис как исследование закономерностей сочетания знаков в сообщении; 3.Прагматику, посвященную исследованию употреблению знаков в...

Сенестопатия

Сенестопатия (от лат. sensus чувство + греч. pathos недуг, страдание) внезапно возникающее неопределенное и крайне тягостное ощущение, не соответствующее по своей локализации конкретным анатомическим образованиям и не соответствующее объективным изменениям в органах и тканях. Субъективно эти ощущения могут осознаваться как волны ноющей боли, стягивание, переливание, бурление. Авторы DupreE., CamusP.,...

Сензитивные периоды развития

Сензитивные периоды развития (от лат. sensus чувство, ощущение) возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим прежде всего для правильной организации учебных...

Сенильная деменция Альцгеймеровского типа

Сенильная деменция Альцгеймеровского типа (от лат. senilis старческий, de... приставка, обозначающее отделение + mens разум) дегенеративное заболевание головного мозга, автор А.Альцгеймер . Характеризуется внезапно наступающими к 4060 годам жизни атрофическими изменениями мозга, приводящими к нарушению памяти, внимания, работоспособности и, затем, к общей дезориентации в пространстве и времени. Эта болезнь, мало понятная и теперь, была распространена еще в Древнем Египте (болезнь принца ПтахХотепа, 1500г. до н.э.). Диагностика: в качестве средства выявления разработана соответствующая шкала: Alzheimer's Disease Assessment ScaleLate...

Сенсомоторика

Сенсомоторика (от лат. sensus чувство, ощущение и motor двигатель) взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности : получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений , а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В качестве основного сенсомоторного механизма выступает рефлекторное...

Сенсомоторный интелект

Сенсомоторный интелект понятие, введенное Ж.Пиаже для обозначения стадии развития интеллекта (от рождения до 2 лет), предшествующей периоду интенсивного овладения речью , при прохождении которой достигается координация восприятия и движения . На этой стадии ребенок взаимодействует с объектами, их перцептивными и моторными сигналами, но не со знаками, символами и схемами, репрезентирующими объект. Этот период разбивается на шесть частных стадий: 1.Упражнение рефлексов (от 0до 1мес.); 2.Первые навыки и первичные круговые реакции (от 1до 46мес.); 3.Координация зрения и хватания и вторичные круговые реакции, когда происходит разведение цели и средств ее достижения (от 46до 89мес.); 4.Стадия практического интеллекта, когда для достижения цели начинают...

Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация изменение чувствительности анализатора , служащее для подстройки его к интенсивности раздражителя. При помощи сенсорной адаптации достигается повышение разностной чувствительности в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные к звенья...

Сенсорная память

Сенсорная память кратковременная память (не более 2с.) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модальностноспецифический характер, отображающая физические характеристики...

Сенсорные персеверации

Сенсорные персеверации навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, которое возникает при поражении корковых отделов анализаторных...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Рут Фултон Бенедикт