Exit Project: Глоссарий: Зайферт К. Профессиональное развитие

Зайферт К. Профессиональное развитие



I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Сенсорный порог

Сенсорный порог величина раздражителя, при достижении которой начинает возникать ощущение или другие реакции (соматические, вегетативные, электроэнцефалографические). В соответствии с этим различают нижний порог чувствительности сенсорной системы и порог реагирования эффектора, свидетельствующего об ответе организма на...

Сенсорный регистр

Сенсорный регистр элемент трехкомпонентной модели памяти . Блок, в который с самого начала попадает воспринимаемая информация. В нем эта информация может храниться около трети секунды, практически в полном объеме. При этом она еще не подвергается упорядочиванию и перекодированию и имеет тот вид, в котором она существовала на уровне органов...

Сенсорный эталон

Сенсорный эталон понятие, разработанное А.В.Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий и обозначающее системы чувственных качеств предметов, которые были выделены в процессе общественноисторического развития и затем предлагаются ребенку для усвоения и использования их в качестве образцов при обследовании объектов и анализе их свойств. В качестве подобных эталонов могут рассматриваться геометрические фигуры, речевые...

Сенсуализм

Сенсуализм (от лат. sensus ощущение, чувство) методологическая позиция. Характеризуется допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в процессе жизнедеятельности субъекта познания. Это учение берет свое начало в философских школах эпикурейцев и стоиков, где было предложено рассматривать ум как чистую доску, на которой опыт чертит свои письмена. В дальнейшем на основе сенсуализма возникла ассоциативная психология , в которой задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из которых складывается вся душевная...

Сепир (Sapir) Эдвард

Сепир (Sapir) Эдвард (26.1.1884, Лауенбург, Померания 4.2.1939, Нью Хавен) американский антрополог, лингвист и психолингвист. Родился в Германии, из которой семья эмигрировала в 1889г. в США, образование получил в Колумбийском (бакалавр гуманитарных наук, 1904; магистр, 1905) и Пенсильванском (19081909) университетах (доктор, 1909). Работал с 1907г. по 1908г. научным ассистентом антропологии в Калифорнийском университете Беркли, с 1909г. по 1910г. преподавал антропологию в Пенсильванском университете, с 1910г. по 1925г. руководил отделом антропологии Канадской геологической инспекции при Национальном музее в Оттаве. С 1925г. по 1931г. Сепир ассоциированный профессор социологии и антропологии Чикагского университета, с 1927г. полный профессор антропологии и общей лингвистики, с 1931г....

Сервилизм

Сервилизм (от фр. servilis раб) вид мазохизма, при котором половое удовлетворение наступает, когда проигрывается роль лишенного всех прав невольника, или даже бессловесного...

Сеченов Иван Михайлович

Сеченов Иван Михайлович (1829 1905) русский физиолог и психолог. Открыл эффект центрального торможения, который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии объективное наблюдение развития психических процессов, которые происходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся свернутыми формами действий (мысли). Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями...

Сиблинговая позиция

Сиблинговая позиция (от англ. sibling брат или сестра) cтратегии поведения индивида по отношению к его братьям и/или сестрам. Выделяются следующие формальные позиции: старший ребенок, младший ребенок, средний ребенок, единственный ребенок, близнец. Каждой позиции присущ типичный (нормальный) стиль взаимодействия и функционирования индивида, который предписывает ему конкретные действия и выступает основой ожиданий. В контексте развития личности взаимоотношения с сиблингами играют важную роль с формировании адекватной социальной эмоцоинальности. Литература. TomanW. Family constellation: Its effects on personality and social behavior. N.Y.: Springer,...

Сигнальные системы

Сигнальные системы качество, выделяющее животные организмы из живого мира, характеризующееся возникновением ориентировки на признаки окружающей среды. В соответствии с терминологией И.П.Павлова , разделяют первую и вторую сигнальные системы...

Сила суперэго

Сила суперэго (superego strength) (от лат. suрer сверху, над + ego я) конструкт теории личности Х.Ю.Айзенка . Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к сопереживанию, сочувствию. Является чертой, противоположной психотизму...

Симон (Simon) Теодор

Симон (Simon) Теодор (1873, Дижон 1961, Париж) французский психиатр. Работал врачом в больнице, осуществляя контроль за госпитализацией детей с различными нарушениями. Ознакомление с трудами А.Бине побудило его к личному знакомству, приведшему к плодотворному сотрудничеству (совместно опубликовали более 20 статей). Вместе с Бине, работая в рамках Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей, они создали, ставшую в дальнейшем всемирно известной, Шкалу измерения интеллекта, названную шкалой БинеСимона (Methodes neuvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux, Annee psychologique, 1905, 11). Эта шкала включала в себя только 30 заданий в порядке возрастания трудности. Вторая версия шкалы, 1908г., была соотнесена с...

Симптом

Симптом (греч. symptoma совпадение, признак) телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования...

Симультанное опознание

Симультанное опознание отнесение воспринимаемого предмета к какомулибо классу одномоментно, как мгновенное...

Синанон

Синанон (Synanon) групповая психотерапевтическая методика, основанная на тренинге выражения отрицательных эмоций (гнева, агрессии и т.д.). Обучение осуществляется как резкое критическое обсуждение, представленное в игровой форме, проблем участников группы. За счет этого вырабатывает толерантность к негативным психологическим воздействиям. Литература. BlumbergA., GolembiewskiR. Learning and change in groups. N.Y.,...

Синдром

Синдром (греч. syndrome сочетание) группа признаков ( симптомов ), которые в силу общего механизма возникновения объединяются друг с другом закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние...

Синдром АА–зависимости

Синдром ААзависимости (от греч. syndrome сочетание и англ. Alcoholic Anonymous) феномен эмоциональной зависимости от психотерапевтических групп Анонимных алкоголиков . Единственной опорой для бывшего алкоголика, чтобы не сорваться в запой, становится группа АА. Проявляется в частности в том, что даже при переезде в другой город индивид должен находить там местную группу АА и вступать в ее ряды. Литература. ШихиревП.Н. От терапии личности к терапии социальной среды: эволюция подходов к решению проблемы алкоголизма в США // психологический журнал. 1987, N5,...

Синдром выгорания

Синдром выгорания (от греч. syndrome сочетание и англ. burnout прекращение горения) клиническое нарушение, автор Freudenberger (1974г.). Состояния физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. В исследованиях Maslach и Jackson показано, что данный синдром сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализациями, снижением...

Синдром Геры

Синдром Геры термин, обозначающий состояние близкое к клиническому. Характеризуется гипертрофированной привязанностью жены к супругу, когда она буквально боготворит его. При этом женщина стремиться играть ведущую роль в их интимных отношениях, а своему супругу не позволяет выходить за рамки стереотипного образца кормильца семьи. По мнению некоторых психиатров, такая форма поведения является скрытой формой женского гомосексуализма, и брак в этом случае может быть стабильным лишь, если мужчина не противится навязываемой ему роли. Назван так по имени супруги Зевса символа ревностного выполнения супружеского...

Синдром Да Коста (кардиофобия)

Синдром Да Коста (кардиофобия) (от греч. syndrome сочетание, kardia сердце + phobos страх) клиническое нарушение. Характеризуется внезапно возникающим страхом за собственное сердце. Больной ощущает боли в сердце, которые не связаны с органическими нарушениями, и его охватывает страх смерти от остановки сердца или инфаркта. Причинами, как правило, служат актуальные жизненные конфликты, подавляемая агрессия, страх разрыва межличностных связей. Может служить побочным признаком эндогенной депрессии. Литература. RichterH.E. BeckmannD. Herzneurose. Stuttgart: G.Thieme,...

Синдром Диогена

Синдром Диогена термин, обозначающий клиническое состояние. Характеризуется пренебрежительным отношением к бытовым вопросам одиноко живущих престарелых людей. Наиболее часто синдром Диогена возникает у ранее активных людей, ориентированных прежде всего на работу и имевших социальный успех. Постепенно, с отходом от профессиональной и общественной деятельности , они перестают заботиться о своей внешности и жилище, которое приходит в запустение и превращается в склад старых и никому не нужных вещей, не уделяют должного внимания правильному питанию, что может вести к истощению и даже смерти. Вместе с тем у них возникают необратимые изменение характера: появляется недоверчивость, необщительность, нереалистичность установок и, самое главное, негативизм по отношению...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зайферт К. Профессиональное развитие