Exit Project: Глоссарий: Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна



Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Синдром Ельпенора

Синдром Ельпенора термин обозначающий клиническое состояние абстиненции, возникающее на следующий день после чрезмерного приема алкоголя или снотворных средств. Характеризуется спутанностью сознания, общей дезориентацией и стремлением к бесцельному хождению. Синдром Ельпенора назван так по имени одного из спутников Одиссея, который, будучи в подобном состоянии, упал с крыши дворца Киркеи и...

Синдром игнорирования

Синдром игнорирования интегральные нарушения, возникающие, как правило, при поражениях нижнетеменной доли правого полушария, реже третичных отделов лобной доли, поясной извилины. Характеризуются невосприятием стимулов, расположенных в половине пространства, противоположной нарушению (левой). При этом больные не только не воспринимают стимулы левого зрительного поля, звуки, предъявляемые слева, но и не пользуются левой рукой, читают только правую половину текста, не бреют левую часть лица. Однако субъективно не воспринимаемая информация все же оказывает на деятельность смысловое влияние, и на игнорируемые объекты или их части происходит более или менее адекватное реагирование, если оно не связано с сознательным...

Синдром изнашивания

Синдром изнашивания (wear and tear syndrome) (от греч. syndrome сочетание) клиническое нарушение, автор Дж.Джонсон (1831г.). Характеризует типичного англичанина среднего благосостояния, в противоположность типичному французу. К этим признакам относятся недостаток движений и свежего воздуха, перегруженность работой, плохая экологическая обстановка, свойственная индустриальным центрам. После обнаружения этого синдрома у конкретного пациента следовала, как правило, рекомендация достаточно продолжительного отдыха за границей. По мере развития психиатрических знаний данные признаки были приписаны неврастении , а сам синдром изнашивания как нозологическая единица был устранен. Но в обыденном сознании глубоко укоренились представления о том, что изза чрезмерного использования наступает изнашивание, в том числе...

Синдром Колхаса

Синдром Колхаса (от греч. syndrome сочетание и имени героя новеллы Клейста, который пытался отстаивать собственную правоту в четырехлетнем споре сначала с саксонским дворянином, затем с брандербурским курфюрстом, в результате чего кончил свою жизнь на колесе) психопатологическое нарушение. Типичное поведение параноика (в частности кверулянта) или психопата, фанатически борющегося за свои...

Синдром Мидаса

Синдром Мидаса термин, обозначающий клиническое состояние женщины, связанное с изменением ее мироощущения после достижения тридцатилетнего возраста изза все более усиливающейся и приобретающей хронические формы неудовлетворенности сексуальными отношениями с постоянным партнером. В соответствии с психоаналитической интерпретацией данного синдрома, он выражает собой достаточно адекватную реакцию женщины на изменение к ней отношения мужчины. В начале, когда мужчина еще только устанавливает свои интимные отношения с женщиной, он использует стратегию поиска разнообразных ощущений, связанных с женщиной, которые в силу новизны и непредсказуемости кажутся ему притягательными и чарующими. Но в дальнейшем происходит изменение его стратегии: он уже не находит новых ощущений в интимных взаимоотношениях с...

Синдром Мюнхгаузена

Синдром Мюнхгаузена (от греч. syndrome сочетание и имени героя рассказов Распе) клиническое нарушение, автор R.Asher (1951г.). Характеризуется стремлением больного получить направление в больницу. Для этого врачам рассказываются драматические истории, якобы произошедшие с ними. В качестве описываемых симптомов часто фигурируют желудочные проблемы, легочные кровотечения, приступы мигрени, потери сознания и т.д. При этом больные не избегают болезненных диагностических процедур или хирургических операций и даже стремятся к ним. Среди личностных особенностей этих больных отмечается стремление путешествовать и тенденция употреблять наркотики или...

Синдром Персефоны

Синдром Персефоны термин, обозначающий клиническое состояние чрезмерной эмоциональной привязанности, возникшей между матерью и дочерью, при которой их разлучение ведет к развитию схожих невротических симптомов и у той, и у другой. Первоначальное описание было дано Н.Дункасом (N.Dunkas) и Г.Найкелли (G.Nikelly), которые в 1972г. провели исследование среди греческих иммигрантов. Назван так по имени супруги Аида и повелительницы всех женщин в царстве...

Синектика

Синектика (Synectics) метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Автор У.Гордон. Литература. GordonW. Synectics. N.Y.,...

Синкинезии

Синкинезии (от греч. syn с, вместе и kinesis движение) дополнительные движения, которые непроизвольно возникают при основных функциональных движениях. К синкинезиям, в частности, относятся движения рук при...

Синкретизм

Синкретизм (от греч. syn с, вместе и лат. cresco расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия , характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С.Выготского , синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом...

Синтез

Синтез (от греч. synthesis соединение, сочетание, составление) мыслительная операция . Заключается в соединении различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа , в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным...

Синтетико–герменевтическая терапия

Синтетикогерменевтическая терапия психотерапевтический метод, разработанный К.Г.Юнгом и предназначенный для содействия процессу индивидуации пациента. Характерной чертой этого метода является то, что психотерапевт, после обсуждения с пациентом его актуальных проблем, переходит к проблемам мировоззренческого плана. При этом одной из центральных среди таких проблем, особенно если пациент перешагнул через сорокалетний жизненный рубеж, ставится проблема отношения к религии. По организации проведения данный метод имеет много общего с традиционным психоанализом: еженедельные сеансы, продолжительностью каждый по часу, весь курс проводится в течении примерно трех лет, но используется не кушетка, а кресло, стоящее напротив психотерапевта. Наибольшую эффективность синтетикогерменевтическая терапия имеет в тех случаях, когда чтото угрожает...

Синхронизация

Синхронизация (от греч. synchronos одновременный) теоретический конструкт (автор К.Г.Юнг (1951г.), обозначающий одновременное смысловое совпадение событий, которые в действительности друг с другом не связаны. Индивид может, например, многократно сталкиваться с одним и тем же феноменом, имеющим особое значение для его психической жизни, который представлен в различных вариациях (т.е. все события ассоциированы с чемто одним). Возможность введения такого понятия была обусловлена использованием понятия архетипа , близкого по своему онтологическому статусу понятию платоновской идеи. На основе принципа синхронизации дается объяснение соотношения работы мозга и психических процессов, а трактовка самого архетипа сводится констатации его как особой реальности, существующей синхронно (параллельно) с феноменальным...

Сирс (Sears) Ричард

Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 ) американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953г. профессор Станфордского университета. В 30х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с LevinK., DemboT., FestingerL.), in: HantJ. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 8692) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure, J. Exp. Psychol., 1937, 20, 570580). Работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория фрустрацииагрессии, где агрессия...

Система Тейлора

Система Тейлора система организации труда и управления производством, основные принципы которой были сформулированы Ф.У.Тейлором . В основе данной системы лежат разделение труда и максимальная рационализация движений . При ее реализации на промышленных предприятиях впервые была создана и внедрена система сдельной заработной...

Система тропизмов

Система тропизмов психоаналитическая классификация первичных мотивов человеческого поведения , предложенная Л.Сонди (SzondiL. Schicksalanalyse, Basel, 1948). Игнорируя то значение понятия тропизма , которое принято в биологии, он выделил и описал следующие виды тропизмов. Базовый генотропизм представляет собой некую энергию, обусловленную прежде всего генетическими факторами, которая является основой для притяжения людей друг к другу и выступает фактором избирательности в контактах. Либидо тропизм выступает как побуждение к выбору сексуального партнера. Идеалотропизм ведет к поиску и выбору друга, имеющего схожий психологический модус. Оперотропизм это побуждение к выбору определенного профессионального занятия. Морбо тропизм обусловливает решение жизненных проблем с помощью ухода в определенную болезнь. Наконец,...

Систематическая интроспецкия

Систематическая интроспецкия интроспективный метод, разработанный в Вюрцбургской школе . Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного...

Системно–специфические расстройства памяти

Системноспецифические расстройства памяти нарушения памяти, обусловленные поражением речевых зон, изза чего оказывается невозможным организация запоминаемой информации с помощью смысловой системы...

Ситуационизм

Ситуационизм (от фр. situatiоn совокупность обстоятельств) методологическая позиция. Заключается в признании особой важности особенностей ситуации при анализе вариативности человеческого поведения. Если в персонализме принято считать, что человек имеет определенные диспозиции, которые предопределяют его поведение в конкретных ситуациях, то в ситуационизме особое значение придается ситуациям, которые всегда уникальны и требуют различных реакций. В силу этого происходит отвержение такого диагностического средства, как личностные опросники. В области социальной психологии проявляется в виде интеракционизма , в котором подчеркивается роль взаимодействий конкретных людей в конкретных...

Сканирование

Сканирование последовательное движение фокуса внимания по элементам зрительного поля при опознании признаков окружающего...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна