Мюррей (Murray) Генри Александр (13.5.1893, НьюЙорк 1988) американский психолог. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; доктор медицины, 1920) и Кембриджском университетах. Работал преподавателем физиологии в Гарвардском университете и врачом в Пресвитерианском госпитале НьюЙорка (19201922), с 1922г. по 1926г. он ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском институте медицинских исследований, одновременно с этим с 1924г. по 1925г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа, Англия, здесь по биохимическим вопросам защитил докторскую диссертацию (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926г. по 1927г. Мюррей преподаватель психологии Гарвардского университета, с 1928г. он ассистент профессора, с 1937г. ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф.Александера и Г.Захса (1935). В 1943г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу, работал в Отделе стратегических служб США над программой разработки ситуационных тестов на стрессоустойчивость, в 1947г. вновь возвратился обратно в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал в 1949г. собственную Психологическую клинику Annex при Гарвардском университете. Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки Мюррей в области теории и диагностики личности . Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З.Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, СверхЯ, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от З.Фрейда и А.Адлера им было введено большое число базовых потребностей , где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге Исследование личности (Exploration in Personality, N.Y., 1938 (et al.)), он выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации (давление), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах . Перечень потребностей, составленный Мюррей несколько позже, включал в себя такие потребности, как потребности в достижении, уважении, общении , порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии , игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники Список личностных предпочтений А.Эдварса и Форма по изучению личности Д.Джексона). Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, в статье К классификации взаимодействий (Toward a classification of interaction, in: Toward a general theory of action, Cambridge, Mass., 1951), он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных (давление как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: давление актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей давление; их встреча обозначалась Мюррей как тема. Благодаря такому подходу Мюррей оказал влияние на современный интеракционизм. Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие , в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). Разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе Тематический Апперцептивнй Тест (Thematic Apperception Test: Manual, Cambridge, 1943), который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств, принесший ему всемирную известность. Литература .
Скиннер Беррес Фредерик (1904 1990) американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в классическом обусловливании И.П.Павлова . Выступал с критикой необихевиоризма за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, скиннеровскую...
Склонность форма отрефлексированной мотивации...
Скрипт (от англ. script сценарий) элемент памяти . Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в...
Скрытая леворукость сформированные в обучении навыки использования правой руки как ведущей у левшей. При скрытой леворукости дети научились действовать преимущественно правой рукой (есть, писать, выполнять трудовые операции ), но в особых условиях, например, в состоянии аффекта , левая рука у них может становиться ведущей. В качестве диагностических критериев скрытой леворукости выступают следующие: сравнительно большая величина левой руки и кровеносных сосудов на ней, большая ширина ногтя на левом мизинце, более дифференцированное развитие мимической мускулатуры с левой стороны лица, при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая...
Следящие движения плавные и медленные версионные движения глаз, возникающие только в ответ на реальное или кажущееся движение предметов в поле зрения. Возникают с латентным периодом около 130мс. За их счет происходит отслеживание объектов, которые движутся со скоростью до 40 угловых градусов/сек. При более высоких скоростях глаза не успевают следить, и возникает ощущение...
Слепоглухонемота выпадение зрительной и слуховой функций и нарушение на этой основы речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве происходит нарушение речевого общения с людьми и, как следствие, задержка в умственном развитии . Без специального обучения не усваивается человеческая речь и правила поведения . При специально организованном обучении первоначальными средствами общения со слепоглухонемыми являются жесты , которые обозначают предметы и действия . В дальнейшем на этой основе формируется дактильная форма речи , когда жесты заменяются словами, которые сообщаются при помощи прикосновений руки. Наконец словесная дактильная речь полностью заменяет жестовую форму общения, и формируются навыки работы с рельефным шрифтом...
Слобин (Slobin) Дэн (род. 1916, НьюЙорк) американский психолог, ученик и сотрудник Дж.Миллера . В 1963г. защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете. Работал в Гарвардском Центре исследования познавательных процессов. Профессор университета Беркли в Калифорнии. Специалист в области восприятия речи,...
Словесный эсгибиционизм вариация эсгибиционизма. Характеризуется тем, что сексуальное удовлетворение достигается при нашептывании непристойностей или интимных подробностей лицам противоположного...
Слово лексическая единица языка, имеющая определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции. В развитых языка насчитывается по несколько сотен тысяч слов, из которых в обыденном общении употребляется очень небольшая...
Слоги произносительные единицы речи, на которые делятся...
Слух способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора . Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость , которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующей частоте, и тембр, или окраска (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового...
Слуховая агнозия нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности опознания звуков, фонем и шумов. При слуховой, или слухоречевой, агнозии , которая возникает при поражении височной коры левого полушария, нарушается фонематический слух и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии , которая возникает при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается музыкальный...
Слуховая адаптация изменения чувствительности, прежде всего в виде снижения, по отношению к звукам во время и после их действия. Это происходит как за счет изменений в функции внутреннего уха, выражающихся в уменьшении частоты разрядов рецепторных клеток, так за счет процессов в высших отделах центральной нервной...
Слуховой анализатор анатомические структуры, за счет работы которых обеспечивается восприятие звуковых колебаний. Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых...
Смешение цветов получение качественно нового по субъективному восприятию цвета за счет совместного воздействия двух или более цветовых раздражителей. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, которые впервые были сформулированы Н.Грассманом в 1853г. Если новый цвет получен при применении светофильтра, то он называется субстрактным, так как является результатом оптического вычитания исходного из белого цвета. Так, при вычитании красного цвета получается синезеленый. Если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, то он называется аддитивным, или оптическим, так как исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном...
Смещение форма психологической защиты. Характеризуется переадресацией разрядки эмоций, прежде всего гнева, на объекты, более безопасные, чем те, которые породили эти эмоции. Это могут быть предметы, животные или другие...
Смирнов Анатолий Александрович (1894 1980) советский психолог, специалист в области психологии памяти, а также общей, возрастной и педагогической психологии и истории психологии. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности...
Смысловой барьер непонимание, возникающее при общении , обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию...
Содержательная абстракция абстракция, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые имеют практическое...
Созависимость (codependence) патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого человека, когда центрированность на его жизни приводит к нарушению адаптации. Чаще всего наблюдается в семьях алкоголиков и наркоманов. Возникает на фоне длительного нахождения в стрессовой ситуации, когда используются подавляющие правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Предпосылкой возникновения созависимости у индивида является снижение самооценки, слабая концепция своего Я, отсутствие четких представлений, как другие должны к нему относиться. При этом созависимые взаимоотношения с другими необходимы для подпитки собственной ценности, для получения оценки себя извне. Литература. SchaefA.W. Codependence: Misunderstood mistreated. SanFrancisco: Harper and Row, 1986;...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]