Exit Project: Глоссарий: Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна



Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Скиннер Беррес Фредерик

Скиннер Беррес Фредерик (1904 1990) американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в классическом обусловливании И.П.Павлова . Выступал с критикой необихевиоризма за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, скиннеровскую...

Склонность

Склонность форма отрефлексированной мотивации...

Скрипт

Скрипт (от англ. script сценарий) элемент памяти . Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в...

Скрытая леворукость

Скрытая леворукость сформированные в обучении навыки использования правой руки как ведущей у левшей. При скрытой леворукости дети научились действовать преимущественно правой рукой (есть, писать, выполнять трудовые операции ), но в особых условиях, например, в состоянии аффекта , левая рука у них может становиться ведущей. В качестве диагностических критериев скрытой леворукости выступают следующие: сравнительно большая величина левой руки и кровеносных сосудов на ней, большая ширина ногтя на левом мизинце, более дифференцированное развитие мимической мускулатуры с левой стороны лица, при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая...

Следящие движения

Следящие движения плавные и медленные версионные движения глаз, возникающие только в ответ на реальное или кажущееся движение предметов в поле зрения. Возникают с латентным периодом около 130мс. За их счет происходит отслеживание объектов, которые движутся со скоростью до 40 угловых градусов/сек. При более высоких скоростях глаза не успевают следить, и возникает ощущение...

Слепоглухонемота

Слепоглухонемота выпадение зрительной и слуховой функций и нарушение на этой основы речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве происходит нарушение речевого общения с людьми и, как следствие, задержка в умственном развитии . Без специального обучения не усваивается человеческая речь и правила поведения . При специально организованном обучении первоначальными средствами общения со слепоглухонемыми являются жесты , которые обозначают предметы и действия . В дальнейшем на этой основе формируется дактильная форма речи , когда жесты заменяются словами, которые сообщаются при помощи прикосновений руки. Наконец словесная дактильная речь полностью заменяет жестовую форму общения, и формируются навыки работы с рельефным шрифтом...

Слобин (Slobin) Дэн

Слобин (Slobin) Дэн (род. 1916, НьюЙорк) американский психолог, ученик и сотрудник Дж.Миллера . В 1963г. защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете. Работал в Гарвардском Центре исследования познавательных процессов. Профессор университета Беркли в Калифорнии. Специалист в области восприятия речи,...

Словесный эсгибиционизм

Словесный эсгибиционизм вариация эсгибиционизма. Характеризуется тем, что сексуальное удовлетворение достигается при нашептывании непристойностей или интимных подробностей лицам противоположного...

Слово

Слово лексическая единица языка, имеющая определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции. В развитых языка насчитывается по несколько сотен тысяч слов, из которых в обыденном общении употребляется очень небольшая...

Слоги

Слоги произносительные единицы речи, на которые делятся...

Слух

Слух способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора . Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость , которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующей частоте, и тембр, или окраска (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового...

Слуховая агнозия

Слуховая агнозия нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности опознания звуков, фонем и шумов. При слуховой, или слухоречевой, агнозии , которая возникает при поражении височной коры левого полушария, нарушается фонематический слух и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии , которая возникает при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается музыкальный...

Слуховая адаптация

Слуховая адаптация изменения чувствительности, прежде всего в виде снижения, по отношению к звукам во время и после их действия. Это происходит как за счет изменений в функции внутреннего уха, выражающихся в уменьшении частоты разрядов рецепторных клеток, так за счет процессов в высших отделах центральной нервной...

Слуховой анализатор

Слуховой анализатор анатомические структуры, за счет работы которых обеспечивается восприятие звуковых колебаний. Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых...

Смешение цветов

Смешение цветов получение качественно нового по субъективному восприятию цвета за счет совместного воздействия двух или более цветовых раздражителей. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, которые впервые были сформулированы Н.Грассманом в 1853г. Если новый цвет получен при применении светофильтра, то он называется субстрактным, так как является результатом оптического вычитания исходного из белого цвета. Так, при вычитании красного цвета получается синезеленый. Если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, то он называется аддитивным, или оптическим, так как исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном...

Смещение

Смещение форма психологической защиты. Характеризуется переадресацией разрядки эмоций, прежде всего гнева, на объекты, более безопасные, чем те, которые породили эти эмоции. Это могут быть предметы, животные или другие...

Смирнов Анатолий Александрович

Смирнов Анатолий Александрович (1894 1980) советский психолог, специалист в области психологии памяти, а также общей, возрастной и педагогической психологии и истории психологии. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности...

Смысловой барьер

Смысловой барьер непонимание, возникающее при общении , обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию...

Содержательная абстракция

Содержательная абстракция абстракция, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые имеют практическое...

Созависимость

Созависимость (codependence) патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого человека, когда центрированность на его жизни приводит к нарушению адаптации. Чаще всего наблюдается в семьях алкоголиков и наркоманов. Возникает на фоне длительного нахождения в стрессовой ситуации, когда используются подавляющие правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Предпосылкой возникновения созависимости у индивида является снижение самооценки, слабая концепция своего Я, отсутствие четких представлений, как другие должны к нему относиться. При этом созависимые взаимоотношения с другими необходимы для подпитки собственной ценности, для получения оценки себя извне. Литература. SchaefA.W. Codependence: Misunderstood mistreated. SanFrancisco: Harper and Row, 1986;...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна