Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе).
Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.
С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.
Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.
С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.
Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).
В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.
В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.
В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу "Учение о суждении в психологизме",
в 1916 – диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении".
В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса "Психология мировоззрений" (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.
В 1923-28 - Хайдеггер профессор Марбургского университета.
В 1927 году появляется "Бытие и время" (Sein und Zeit, 1927) - книга, изменившая путь европейской мысли.
Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть - постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.
С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.
В том же году выходит в свет работа "Кант и проблема метафизики" (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).
1930 год - в свет выходит работа Хайдеггера "Что такое метафизика?" (Was ist Metaphysik?, 1930)
Дважды, в 1930 и в 1933, Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.
В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.
В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а "другое мышление" отныне его задача. Знаменитый "поворот" 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче "Бытия и времени", признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.
В 1937 году появляются работы о литературе: "Гельдерлинг и сущность поэзии" (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), "Толкования поэзии Гельдерлина" (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).
В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.
После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.
Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе "Введение в метафизику" (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как "Отрешенность" (Gelassenheit, 1959) и "Путь к языку" (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть “сказанным” или “начертанным”.
Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.
Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии:
"Учение Платона об истине" (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947),
"Лесные тропы" (Holzwege, 1950),
"Ницше" (Nietzsche, 1961),
"Вопрос о вещи" (Die Frage nach dem Ding, 1962).
ЛИТЕРАТУРА
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Скиннер Беррес Фредерик (1904 1990) американский психолог, создатель концепции оперантного бихевиоризма. В качестве ключевого ввел понятие оперантного обусловливания, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в классическом обусловливании И.П.Павлова . Выступал с критикой необихевиоризма за введение промежуточных переменных между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. Разработал ряд оригинальных экспериментальных методик, например, скиннеровскую...
Склонность форма отрефлексированной мотивации...
Скрипт (от англ. script сценарий) элемент памяти . Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в...
Скрытая леворукость сформированные в обучении навыки использования правой руки как ведущей у левшей. При скрытой леворукости дети научились действовать преимущественно правой рукой (есть, писать, выполнять трудовые операции ), но в особых условиях, например, в состоянии аффекта , левая рука у них может становиться ведущей. В качестве диагностических критериев скрытой леворукости выступают следующие: сравнительно большая величина левой руки и кровеносных сосудов на ней, большая ширина ногтя на левом мизинце, более дифференцированное развитие мимической мускулатуры с левой стороны лица, при сжимании кистей с переплетенными пальцами большой палец левой руки оказывается сверху, при аплодировании активнее действует левая...
Следящие движения плавные и медленные версионные движения глаз, возникающие только в ответ на реальное или кажущееся движение предметов в поле зрения. Возникают с латентным периодом около 130мс. За их счет происходит отслеживание объектов, которые движутся со скоростью до 40 угловых градусов/сек. При более высоких скоростях глаза не успевают следить, и возникает ощущение...
Слепоглухонемота выпадение зрительной и слуховой функций и нарушение на этой основы речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве происходит нарушение речевого общения с людьми и, как следствие, задержка в умственном развитии . Без специального обучения не усваивается человеческая речь и правила поведения . При специально организованном обучении первоначальными средствами общения со слепоглухонемыми являются жесты , которые обозначают предметы и действия . В дальнейшем на этой основе формируется дактильная форма речи , когда жесты заменяются словами, которые сообщаются при помощи прикосновений руки. Наконец словесная дактильная речь полностью заменяет жестовую форму общения, и формируются навыки работы с рельефным шрифтом...
Слобин (Slobin) Дэн (род. 1916, НьюЙорк) американский психолог, ученик и сотрудник Дж.Миллера . В 1963г. защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете. Работал в Гарвардском Центре исследования познавательных процессов. Профессор университета Беркли в Калифорнии. Специалист в области восприятия речи,...
Словесный эсгибиционизм вариация эсгибиционизма. Характеризуется тем, что сексуальное удовлетворение достигается при нашептывании непристойностей или интимных подробностей лицам противоположного...
Слово лексическая единица языка, имеющая определенное значение, или предметную отнесенность, и внешнюю форму, которая может быть представлена определенной совокупностью звуков, системой зрительно воспринимаемых знаков или образов артикуляции. В развитых языка насчитывается по несколько сотен тысяч слов, из которых в обыденном общении употребляется очень небольшая...
Слоги произносительные единицы речи, на которые делятся...
Слух способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора . Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость , которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующей частоте, и тембр, или окраска (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового...
Слуховая агнозия нейропсихологическое нарушение. Характеризуется потерей способности опознания звуков, фонем и шумов. При слуховой, или слухоречевой, агнозии , которая возникает при поражении височной коры левого полушария, нарушается фонематический слух и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии , которая возникает при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается музыкальный...
Слуховая адаптация изменения чувствительности, прежде всего в виде снижения, по отношению к звукам во время и после их действия. Это происходит как за счет изменений в функции внутреннего уха, выражающихся в уменьшении частоты разрядов рецепторных клеток, так за счет процессов в высших отделах центральной нервной...
Слуховой анализатор анатомические структуры, за счет работы которых обеспечивается восприятие звуковых колебаний. Состоит из наружного, среднего и внутреннего уха, слухового нерва, подкорковых релейных центров и корковых...
Смешение цветов получение качественно нового по субъективному восприятию цвета за счет совместного воздействия двух или более цветовых раздражителей. Все цвета можно получить с помощью минимального числа исходных цветов, смешиваемых по определенным правилам, которые впервые были сформулированы Н.Грассманом в 1853г. Если новый цвет получен при применении светофильтра, то он называется субстрактным, так как является результатом оптического вычитания исходного из белого цвета. Так, при вычитании красного цвета получается синезеленый. Если новый цвет получен в результате освещения темного поля лучами разного цвета, то он называется аддитивным, или оптическим, так как исходные цвета складываются с черным. Смешения цветов можно достичь при быстром последовательном...
Смещение форма психологической защиты. Характеризуется переадресацией разрядки эмоций, прежде всего гнева, на объекты, более безопасные, чем те, которые породили эти эмоции. Это могут быть предметы, животные или другие...
Смирнов Анатолий Александрович (1894 1980) советский психолог, специалист в области психологии памяти, а также общей, возрастной и педагогической психологии и истории психологии. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности...
Смысловой барьер непонимание, возникающее при общении , обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию...
Содержательная абстракция абстракция, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые имеют практическое...
Созависимость (codependence) патологическая, аффективно окрашенная зависимость от другого человека, когда центрированность на его жизни приводит к нарушению адаптации. Чаще всего наблюдается в семьях алкоголиков и наркоманов. Возникает на фоне длительного нахождения в стрессовой ситуации, когда используются подавляющие правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства и прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Предпосылкой возникновения созависимости у индивида является снижение самооценки, слабая концепция своего Я, отсутствие четких представлений, как другие должны к нему относиться. При этом созависимые взаимоотношения с другими необходимы для подпитки собственной ценности, для получения оценки себя извне. Литература. SchaefA.W. Codependence: Misunderstood mistreated. SanFrancisco: Harper and Row, 1986;...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]