Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Сознание

Сознание форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественноисторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественноисторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности...

Сознательность учения

Сознательность учения понимание учащимся важности образования для его дальнейшей...

Соколов Александр Николаевич

Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 17.07.1996) отечественный психолог. Окончил биологический факультет Калининского пединститута и аспирантуру Института психологии. Под руководством Б.М.Теплова подготовил и в 1937г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Роль осознания движения при выработке двигательных навыков. Работал в лаборатории мышления и речи. С 1945г. по 1952г. заведовал лабораторией общих проблем психологии. В 1967г. защитил докторскую диссертацию на тему Внутренняя речь и мышление. С 1971г. по 1983г. заведовал лабораторией психологии и речи. Профессор. Специалист по проблемам мышления. Им исследованы речевые механизмы мыслительной деятельности и внутренняя динамика речедвигательных и нагляднообразных механизмов мышления при разных формах интеллектуальной активности. Разработал метод записи электромиографических потенциалов...

Соколов Евгений Николаевич

Соколов Евгений Николаевич (23.09.1920, Горький) отечественный психофизиолог. Поступил в Политехнический институт, но через год обучения в 1940г. был призван в ряды Советской Армии, во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком. В 1946г. завершил учебу а Институте иностранных языков им.М.Тореза, с 1947г. учился в аспирантуре Института философии АН СССР, где в секторе, которым руководил С.Л.Рубинштейн , проводил исследования восприятия. В 1950г. защитил кандидатскую диссертацию. С этого же времени работал старшим преподавателем на психологическом отделении философского факультета МГУ и в лаборатории ВНД на биофаке, которым руководил Л.Г.Воронин. Сотрудничал с А.Р.Лурия в Институте дефектологии. Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии...

Состояние тревоги

Состояние тревоги реакция человека на непосредственно действующие стрессоры. В качестве таких выступают прежде всего социальнопсихологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, ставящие под удар самоуважение и престиж индивида. Синоним реактивная тревога. Литература. ХанинЮ.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии, 1978, N6, с.94106; SpielbergerC.D., GorsuchR.L., LusheneR.E. Manual for the StateTraitAnxiety Inventory. Palo Alto, Calif., 1970; SpielbergerC.D. Anxiety as an emotional state // Anxiety: Current trends in theory and research. V.1. N.Y.,...

Сохранение

Сохранение понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции , связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов окружающей среды. Овладение ребенком данной операцией знаменует важный этап его интеллектуального развития. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменными по составу его элементов или физических параметров, несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности. На дооператорной стадии интеллектуально развития ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем какиелибо перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. При переходе на стадию конкретных операций ребенок овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной...

Социализация

Социализация (от лат. socialis общественный) процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание . В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения , вариантов жизненного...

Социальная агнозия

Социальная агнозия понятие, введенное В.Райхом для обозначения такого отношения человека к собственной жизни, при котором позитивные стороны жизни им не воспринимаются и отсутствует способность организовывать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение. Такое отношение характерно для психопатической личности...

Социальная адаптация

Социальная адаптация процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения , способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с...

Социальная желательность

Социальная желательность (от лат. socialis общественный) элемент мотивационнопотребностной сферы. Характеризуется тем, что индивид стремиться представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы. Существуют специальные методики или отдельные шкалы, предназначенные для выявления социальной...

Социальная ингибиция

Социальная ингибиция (от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать) социальнопсихологический феномен. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в...

Социальная перцепция

Социальная перцепция феномен восприятия , автор Дж.Брунер (1947г.). Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) АндрееваГ.М., ДонцовА.И. Межличностное восприятие в группе. М.,...

Социальная психология

Социальная психология раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных...

Социальная установка

Социальная установка форма установки , автор У.Томас и Ф.Знанецкий (1918г.). Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним аттитюд. Литература. (Ed.) SummersG.F. Attitude Measurement. N.Y.,...

Социальная фасилитация

Социальная фасилитация (от лат. socialis общественный и facilitare облегчать) социальнопсихологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации...

Социальные представления

Социальные представления элемент духовной жизни общества, отражающий особенности социальных отношений его носителя. Социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий воспринимаемых индивидом ситуаций взаимодействия, в частности элементы ситуации групповой динамики. В исследовательском плане данное понятие ориентирует на анализ связи социальных представлений и социального поведения. Автор С.Московичи. Литература. MoscoviciS. Etude de la representation sociale de la psychoanalyse. These puor le Doctorat es Lettres. P., 1960; ДонцовА.И., ЕмельяноваТ.П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985, N1, с.4553; АндрееваГ.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. Научнометодический журнал. 1999, N3,...

Социальный интерес

Социальный интерес (от лат. socialis общественный и interest важно) элемент мотивационнопотребностной сферы, автор А.Адлер . По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности . Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. Литература. MosakH.H. I don't have social interest: social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N3,...

Социобиология

Социобиология (от лат. socialis общественный + греч. biо жизнь + logos учение) научная дисциплина, интегрирующая данные биологии, психологии и других гуманитарных дисциплин, посвященная изучению эволюционногенетических основ социального поведения животных и человека. В рамках этой научной дисциплины социальность рассматривается как результат эволюционногенетического...

Социометрический метод исследования

Социометрический метод исследования диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных...

Социореадаптация

Социореадаптация процесса повторного включения индивида в общественный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, изза которой социальные контакты были нарушены. Включает в себя как трудовую, так и собственно социальную...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху