(от лат. copulatio соединение) — сложный комплекс специфических физиологических реакций, лежащих в основе интимной близости мужчины и женщины. Наряду с генитальными (собственно половое сношение) включает сложные психологические и поведенческие проявления,
Условно выделяют несколько стадий К. ц. У мужчин на фоне сформировавшегося после периода полового созревания исходного состояния так называемой предварительной нейрогуморальной готовности, не имеющего специфической сексуальной окраски и воспринимаемого субъективно как физиологический комфорт, при благоприятных обстоятельствах развертывается психическая стадия, характеризующаяся возникновением половой доминанты (рис. 1). На этой стадии поведенческие реакции направлены на реализацию стремления к интимной близости с сексуальным партнером. С возрастанием степени нервного возбуждения возникает эрекция и наступает эрекционная стадия. После введения полового члена во влагалище (синоним: интроекция, иммиссия, интроитус) начинается копулятивная (фрикционная) стадия. Нарастающее в результате суммации ощущений, связанных с фрикциями, специфическое нервное возбуждение завершается эякуляцией и оргазмом (эякуляторная стадия). После этого наступает спад нервного возбуждения (рефрактерная стадия), при котором эрекция не может быть вызвана никакими эротическими воздействиями (абсолютная половая невозбудимость) либо возникает несколько позже лишь под влиянием необычных (эксквизитных) раздражителей (относительная половая невозбудимость).
У женщин с пробудившейся сексуальностью состояние предварительной нейрогуморальной готовности подвержено некоторым колебаниям, определяемым овуляцией (см. Менструальный цикл). Аналогом эрекционной стадии у женщин является секреторная стадия, или стадия увлажнения (любрикации) влагалища (рис. 1). Сенсорная стадия отражает важную особенность женской сексуальности — выраженность эротического компонента либидо, удовлетворяющего потребность женщины в тактильных ласках (объятия, поцелуи). По времени эта стадия соответствует психической и эрекционной стадиям у мужчин (тактильное воздействие многие мужчины осуществляют и после появления эрекции). Вторая особенность женского К. ц. — отсутствие у женщин эякуляции и рефрактерной стадии.
У представителей обоих полов при нормальном К. ц. смена стадий происходит строго последовательно; например, у мужчин эякуляция реализуется при эрегированном половом члене, а ее наступлению предшествует период копулятивных фрикций.
Возрастание полового возбуждения с момента возникновения половой доминанты до высшей точки оргазма обусловлено увеличением количества вовлекаемых в деятельное состояние нервных клеток, т.е. иррадиацией процесса возбуждения на каждой последующей стадии. У мужчин в состоянии предварительной нейрогуморальной готовности процесс слабого (тонического) возбуждения не выходит за рамки лимбико-ретикулярного комплекса и интрамуральных нервных образований половых органов. С момента формирования половой доминанты процесс возбуждения распространяется на различные области коры большого мозга. На эрекционной стадии возбуждение охватывает спинальные центры эрекции. Т.о., переход от одной стадии к следующей становится возможным при условии подключения к процессу возбуждения новых клеточных образований (например, на эякуляторной стадии таковыми являются нейронные комплексы аппарата эякуляции в парацентральных дольках коры большого мозга, поясничном и крестцовом отделах спинного мозга).
В сексологической литературе такое сочетание анатомического субстрата с выполняемой им функцией определяют как составляющую копулятивного цикла. У мужчин выделяют четыре составляющих: 1) нейрогуморальную, связанную с активностью глубоких структур головного мозга и эндокринной системы и обеспечивающую выраженность полового влечения и повышенную возбудимость всех отделов нервной системы, регулирующих половую деятельность; 2) психическую, связанную с деятельностью коры большого мозга, определяющую направленность полового влечения и обеспечивающую специфические для человека формы проявления половой активности, в т. ч. соответствие поведенческих реакций условиям конкретной ситуации и моральным установкам; 3) эрекционную, обусловленную функцией спинальных центров эрекции с их экстраспинальными отделами и обеспечивающую главным образом механическую сторону полового сношения; 4) эякуляторную, основанную на интеграции функций многих структурных элементов (от предстательной железы с ее собственным нервным аппаратом до парацентральных долек коры большого мозга) и обеспечивающую выделение эякулята (спермы и секретов вспомогательных половых желез).
У женщин выделяют нейрогуморальную, психическую и генитосегментарную составляющие, последняя основана на интеграции функций спинальных центров и вегетативных приорганных сплетений малого таза, обеспечивающих начало оргазма.
В распространении процесса возбуждения при К. ц. проявляется следующая закономерность: элементы, включившиеся в этот процесс, при нормальном протекании К. ц. не только сохраняют достигнутый уровень активности, но и повышают его, так что каждая последующая составляющая формируется только на фоне предыдущей и ни одна из них не отключается до завершения К. ц. эякуляцией и оргазмом (рис. 3). Например, нейрогуморальная составляющая после подключения психической составляющей не только продолжает ее сопровождать, но и активно поддерживает. В тех случаях, когда этого не происходит, наблюдаются так называемые синдромы дезинтеграции — эякуляция без эрекции, эякуляция без оргазма, оргазм без эякуляции, приапизм и т.п.
Зависимость каждой из составляющих от предшествующих особенно четко проявляется в случаях раннего евнухоидизма (см. Гипогонадизм), при котором чрезвычайно низкий уровень функциональной активности нейрогуморальной составляющей исключает возможность формирования психической составляющей. У таких больных сексуальное влечение отсутствует, эрекции, хотя и возникают в связи с сохранностью спинномозговых сегментарных механизмов, бывают крайне редкими, слабыми, кратковременными и не сопровождаются либидинозными ощущениями. Вследствие отсутствия полового влечения попыток к осуществлению интимной близости не предпринимается, предстательная железа подвергается вторичной аплазии, эякуляции ни при каких условиях не наступают, оргазм отсутствует.
Патология К. ц. обусловлена чаще всего поражением психической составляющей; реже причиной половых расстройств являются нарушения нейрогуморальной и других составляющих (см. Сексуальные расстройства).
Библиогр.: Общая сексопатология, под ред. Г.С. Васильченко, с. 148, М., 1977.
Сознание форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественноисторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественноисторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности...
Сознательность учения понимание учащимся важности образования для его дальнейшей...
Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 17.07.1996) отечественный психолог. Окончил биологический факультет Калининского пединститута и аспирантуру Института психологии. Под руководством Б.М.Теплова подготовил и в 1937г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Роль осознания движения при выработке двигательных навыков. Работал в лаборатории мышления и речи. С 1945г. по 1952г. заведовал лабораторией общих проблем психологии. В 1967г. защитил докторскую диссертацию на тему Внутренняя речь и мышление. С 1971г. по 1983г. заведовал лабораторией психологии и речи. Профессор. Специалист по проблемам мышления. Им исследованы речевые механизмы мыслительной деятельности и внутренняя динамика речедвигательных и нагляднообразных механизмов мышления при разных формах интеллектуальной активности. Разработал метод записи электромиографических потенциалов...
Соколов Евгений Николаевич (23.09.1920, Горький) отечественный психофизиолог. Поступил в Политехнический институт, но через год обучения в 1940г. был призван в ряды Советской Армии, во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком. В 1946г. завершил учебу а Институте иностранных языков им.М.Тореза, с 1947г. учился в аспирантуре Института философии АН СССР, где в секторе, которым руководил С.Л.Рубинштейн , проводил исследования восприятия. В 1950г. защитил кандидатскую диссертацию. С этого же времени работал старшим преподавателем на психологическом отделении философского факультета МГУ и в лаборатории ВНД на биофаке, которым руководил Л.Г.Воронин. Сотрудничал с А.Р.Лурия в Институте дефектологии. Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии...
Состояние тревоги реакция человека на непосредственно действующие стрессоры. В качестве таких выступают прежде всего социальнопсихологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, ставящие под удар самоуважение и престиж индивида. Синоним реактивная тревога. Литература. ХанинЮ.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии, 1978, N6, с.94106; SpielbergerC.D., GorsuchR.L., LusheneR.E. Manual for the StateTraitAnxiety Inventory. Palo Alto, Calif., 1970; SpielbergerC.D. Anxiety as an emotional state // Anxiety: Current trends in theory and research. V.1. N.Y.,...
Сохранение понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции , связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов окружающей среды. Овладение ребенком данной операцией знаменует важный этап его интеллектуального развития. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменными по составу его элементов или физических параметров, несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности. На дооператорной стадии интеллектуально развития ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем какиелибо перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. При переходе на стадию конкретных операций ребенок овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной...
Социализация (от лат. socialis общественный) процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание . В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения , вариантов жизненного...
Социальная агнозия понятие, введенное В.Райхом для обозначения такого отношения человека к собственной жизни, при котором позитивные стороны жизни им не воспринимаются и отсутствует способность организовывать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение. Такое отношение характерно для психопатической личности...
Социальная адаптация процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения , способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с...
Социальная желательность (от лат. socialis общественный) элемент мотивационнопотребностной сферы. Характеризуется тем, что индивид стремиться представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы. Существуют специальные методики или отдельные шкалы, предназначенные для выявления социальной...
Социальная ингибиция (от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать) социальнопсихологический феномен. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в...
Социальная перцепция феномен восприятия , автор Дж.Брунер (1947г.). Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) АндрееваГ.М., ДонцовА.И. Межличностное восприятие в группе. М.,...
Социальная психология раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных...
Социальная установка форма установки , автор У.Томас и Ф.Знанецкий (1918г.). Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним аттитюд. Литература. (Ed.) SummersG.F. Attitude Measurement. N.Y.,...
Социальная фасилитация (от лат. socialis общественный и facilitare облегчать) социальнопсихологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации...
Социальные представления элемент духовной жизни общества, отражающий особенности социальных отношений его носителя. Социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий воспринимаемых индивидом ситуаций взаимодействия, в частности элементы ситуации групповой динамики. В исследовательском плане данное понятие ориентирует на анализ связи социальных представлений и социального поведения. Автор С.Московичи. Литература. MoscoviciS. Etude de la representation sociale de la psychoanalyse. These puor le Doctorat es Lettres. P., 1960; ДонцовА.И., ЕмельяноваТ.П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985, N1, с.4553; АндрееваГ.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. Научнометодический журнал. 1999, N3,...
Социальный интерес (от лат. socialis общественный и interest важно) элемент мотивационнопотребностной сферы, автор А.Адлер . По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности . Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. Литература. MosakH.H. I don't have social interest: social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N3,...
Социобиология (от лат. socialis общественный + греч. biо жизнь + logos учение) научная дисциплина, интегрирующая данные биологии, психологии и других гуманитарных дисциплин, посвященная изучению эволюционногенетических основ социального поведения животных и человека. В рамках этой научной дисциплины социальность рассматривается как результат эволюционногенетического...
Социометрический метод исследования диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных...
Социореадаптация процесса повторного включения индивида в общественный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, изза которой социальные контакты были нарушены. Включает в себя как трудовую, так и собственно социальную...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]