БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;
Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.
Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.
Сознание форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественноисторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественноисторической практики это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности...
Сознательность учения понимание учащимся важности образования для его дальнейшей...
Соколов Александр Николаевич (10.10.1911 17.07.1996) отечественный психолог. Окончил биологический факультет Калининского пединститута и аспирантуру Института психологии. Под руководством Б.М.Теплова подготовил и в 1937г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Роль осознания движения при выработке двигательных навыков. Работал в лаборатории мышления и речи. С 1945г. по 1952г. заведовал лабораторией общих проблем психологии. В 1967г. защитил докторскую диссертацию на тему Внутренняя речь и мышление. С 1971г. по 1983г. заведовал лабораторией психологии и речи. Профессор. Специалист по проблемам мышления. Им исследованы речевые механизмы мыслительной деятельности и внутренняя динамика речедвигательных и нагляднообразных механизмов мышления при разных формах интеллектуальной активности. Разработал метод записи электромиографических потенциалов...
Соколов Евгений Николаевич (23.09.1920, Горький) отечественный психофизиолог. Поступил в Политехнический институт, но через год обучения в 1940г. был призван в ряды Советской Армии, во время Великой Отечественной войны был военным переводчиком. В 1946г. завершил учебу а Институте иностранных языков им.М.Тореза, с 1947г. учился в аспирантуре Института философии АН СССР, где в секторе, которым руководил С.Л.Рубинштейн , проводил исследования восприятия. В 1950г. защитил кандидатскую диссертацию. С этого же времени работал старшим преподавателем на психологическом отделении философского факультета МГУ и в лаборатории ВНД на биофаке, которым руководил Л.Г.Воронин. Сотрудничал с А.Р.Лурия в Институте дефектологии. Доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой психофизиологии...
Состояние тревоги реакция человека на непосредственно действующие стрессоры. В качестве таких выступают прежде всего социальнопсихологические ситуации, в которых ожидается негативная оценка, агрессия со стороны других, ставящие под удар самоуважение и престиж индивида. Синоним реактивная тревога. Литература. ХанинЮ.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии, 1978, N6, с.94106; SpielbergerC.D., GorsuchR.L., LusheneR.E. Manual for the StateTraitAnxiety Inventory. Palo Alto, Calif., 1970; SpielbergerC.D. Anxiety as an emotional state // Anxiety: Current trends in theory and research. V.1. N.Y.,...
Сохранение понятие, используемое в системе генетической психологии Ж. Пиаже для обозначения интеллектуальной операции , связанной с инвариантностью, постоянством свойств предметов окружающей среды. Овладение ребенком данной операцией знаменует важный этап его интеллектуального развития. При понимании принципа, заключенного в данном понятии, предмет начинает восприниматься неизменными по составу его элементов или физических параметров, несмотря на возможные различия в формах их перцептивной представленности. На дооператорной стадии интеллектуально развития ребенок ориентируется только на перцептивные соотношения, в связи с чем какиелибо перемещения элементов внутри множества воспринимаются как изменения самого множества. При переходе на стадию конкретных операций ребенок овладевает принципом сохранения, на основе чего оказывается возможной...
Социализация (от лат. socialis общественный) процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание . В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения , вариантов жизненного...
Социальная агнозия понятие, введенное В.Райхом для обозначения такого отношения человека к собственной жизни, при котором позитивные стороны жизни им не воспринимаются и отсутствует способность организовывать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение. Такое отношение характерно для психопатической личности...
Социальная адаптация процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения , способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с...
Социальная желательность (от лат. socialis общественный) элемент мотивационнопотребностной сферы. Характеризуется тем, что индивид стремиться представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы. Существуют специальные методики или отдельные шкалы, предназначенные для выявления социальной...
Социальная ингибиция (от лат. socialis общественный и inhibere сдерживать) социальнопсихологический феномен. Снижение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Может проявляться даже тогда, когда другие присутствуют не реально, а лишь в...
Социальная перцепция феномен восприятия , автор Дж.Брунер (1947г.). Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т.д. Литература. (Ред.) АндрееваГ.М., ДонцовА.И. Межличностное восприятие в группе. М.,...
Социальная психология раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных...
Социальная установка форма установки , автор У.Томас и Ф.Знанецкий (1918г.). Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним аттитюд. Литература. (Ed.) SummersG.F. Attitude Measurement. N.Y.,...
Социальная фасилитация (от лат. socialis общественный и facilitare облегчать) социальнопсихологический феномен. Повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации...
Социальные представления элемент духовной жизни общества, отражающий особенности социальных отношений его носителя. Социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий воспринимаемых индивидом ситуаций взаимодействия, в частности элементы ситуации групповой динамики. В исследовательском плане данное понятие ориентирует на анализ связи социальных представлений и социального поведения. Автор С.Московичи. Литература. MoscoviciS. Etude de la representation sociale de la psychoanalyse. These puor le Doctorat es Lettres. P., 1960; ДонцовА.И., ЕмельяноваТ.П. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985, N1, с.4553; АндрееваГ.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. Научнометодический журнал. 1999, N3,...
Социальный интерес (от лат. socialis общественный и interest важно) элемент мотивационнопотребностной сферы, автор А.Адлер . По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой интеграции в общество и устранения чувства неполноценности . Ему свойственны готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, сотрудничеству и включенности. Литература. MosakH.H. I don't have social interest: social interest as construct // Indiv. Psychol. 1991, 47, N3,...
Социобиология (от лат. socialis общественный + греч. biо жизнь + logos учение) научная дисциплина, интегрирующая данные биологии, психологии и других гуманитарных дисциплин, посвященная изучению эволюционногенетических основ социального поведения животных и человека. В рамках этой научной дисциплины социальность рассматривается как результат эволюционногенетического...
Социометрический метод исследования диагностический метод, служащий для анализа межличностных отношений в малых группах. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных...
Социореадаптация процесса повторного включения индивида в общественный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, изза которой социальные контакты были нарушены. Включает в себя как трудовую, так и собственно социальную...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]