Exit Project: Глоссарий: Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху



Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго 12.1.1967, Техас) американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженерэлектрик, был командирован компанией West Electric, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете МакГилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933г. по 1937г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г.ОранджПарк, Флорида, с 1937г. по 1938г. он ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938г. ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942г. полный профессор и...

Спенсер Герберт

Спенсер Герберт (1820 1903) английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного...

Специальная психология

Специальная психология раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов , недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных...

Спиноза Барух Бенедикт

Спиноза Барух Бенедикт (1632 1677) нидерландский философ. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах , где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию...

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863, Лондон 17.09.1945) английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в...

Спитц (Spitz) Рене Арпад

Спитц (Spitz) Рене Арпад (29.1.1887, Вена 14.9.1974, Денвер, Колорадо) немецкоамериканский психоаналитик и психиатр. Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910г. прошел учебный психоанализ у З.Фрейда . С 1926г. работал в Вене, с 1930г. по 1932г. в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933г. эмигрировал сначала в Париж (19331938), затем в США, где работал в НьюЙорке (19401956) и в Денвере (с 1957). Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект...

Способности

Способности индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные , перцептивные , мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные);...

Сравнительная психология

Сравнительная психология научная дисциплина, посвященная анализу эволюции психики . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии , исторической и этнической психологии. В сравнительнопсихологическом анализе онто и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социальноисторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности , общественной жизни, членораздельной речи и сознания...

Сравнительно–генетический метод

Сравнительногенетический метод исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях: 1. Филогенез психикиRT089700 (от простейших животных до человека); 2.Историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); 3. Онтогенез психики (от рождения до смерти человека); 4. Психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной...

Статистическая выборка

Статистическая выборка множество зарегистрированных в эксперименте значений...

Стаут (Stout) Георг Фредерик

Стаут (Stout) Георг Фредерик (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем 1944) английский философидеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано . После окончания частной школы учился с 1879г. в Колледже Св.Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св.Иоана, в 1891г. сменил К.Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920), с 1994г. он преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896г. по 1898г. преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898г. по 1903г. внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника Personal Idealism, L., 1902....

Стационарное возбуждение

Стационарное возбуждение (от лат. stationarius стоящий, неподвижный) нервное возбуждение, которое не обусловливает распространение возбуждения по нервным путям. Представляет собой медленные изменения электрического потенциала нервной системы и характеризует уровень физиологической активности...

Стенические чувства

Стенические чувства (от греч. sthenos сила) положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Противоположны астеническим чувствам...

Стереопсис

Стереопсис субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении , обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая...

Стереоскоп

Стереоскоп оптическое устройство, изобретенное в 1833г. английским физиком И.Уитстоном, позволяющее независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же...

Стереохимическая гипотеза обоняния

Стереохимическая гипотеза обоняния (Дж.Эймур, 1964г.) концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную лунку на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным диска с...

Стереоэффект Пульфриха

Стереоэффект Пульфриха зрительная иллюзия . Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины...

Стернберг (Sternberg) Сол

Стернберг (Sternberg) Сол (род. 30.8.1933, НьюЙорк) американский психолог. После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958г. по 1959г. работал в Совете социальных исследований, с 1959г. по 1960г. член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960г. по 1961г. преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961г. по 1964г. ассистент профессора, с 1964г. член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения Bell Telephone Laboratory в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы группы процесса человеческих коммуникаций. Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов. Литература...

Стиль руководства

Выделяют следующие стили: авторитарный; директивный; laisserfaire; демократический;...

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху