Сирс (Sears) Ричард (род. 31.8.1908 ) американский психолог, специалист по проблемам личности и социального научения. С 1953г. профессор Станфордского университета. В 30х годах проводил исследования, в рамках левиновской школы, уровня притязаний (Level of aspiration (совм. с LevinK., DemboT., FestingerL.), in: HantJ. (Ed.) Personality and the Behavior Desorders, N.Y., 1944; в рус. пер. Уровень притязаний, в кн.: Психология личности: Тексты, М., 1982, 8692) и влияния неудач на процесс запоминания (Initization of the repression sequence by experienced failure, J. Exp. Psychol., 1937, 20, 570580). Работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского университета, в которой была сформулирована теория фрустрацииагрессии, где агрессия понимается как следствие столкновения с препятствием целенаправленного действия (Frustration and Agression (совм. с DollardJ., DoobL.W., MowrerO.H.), New Haven, 1939). Близкое знакомство Сирса с психоаналитической литературой в 1943г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе (Survey of Objective Studies of Analytic Concepts (et al.), N.Y., 1943), позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики . Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей (Patterns of Child Reading (совм. с MaccobyE., LevinH.), Evanston, 1957), а затем, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста (Relation of early sozialisation experiences to selfconcepts and gender role in middle childhood, Child Development, 1970, 41, 267289). На основании этих исследований сформулировал вывод, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения его к самому себе ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течении многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого через подкрепление родителями приобретаются те или иные формы социального поведения . Сирс предложил общепсихологическую теорию, основанную на диадической системе, в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в диадических ситуациях, поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. Литература .
Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго 12.1.1967, Техас) американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженерэлектрик, был командирован компанией West Electric, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете МакГилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933г. по 1937г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г.ОранджПарк, Флорида, с 1937г. по 1938г. он ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938г. ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942г. полный профессор и...
Спенсер Герберт (1820 1903) английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного...
Специальная психология раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов , недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных...
Спиноза Барух Бенедикт (1632 1677) нидерландский философ. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах , где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию...
Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863, Лондон 17.09.1945) английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в...
Спитц (Spitz) Рене Арпад (29.1.1887, Вена 14.9.1974, Денвер, Колорадо) немецкоамериканский психоаналитик и психиатр. Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910г. прошел учебный психоанализ у З.Фрейда . С 1926г. работал в Вене, с 1930г. по 1932г. в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933г. эмигрировал сначала в Париж (19331938), затем в США, где работал в НьюЙорке (19401956) и в Денвере (с 1957). Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект...
Способности индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные , перцептивные , мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные);...
Сравнительная психология научная дисциплина, посвященная анализу эволюции психики . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии , исторической и этнической психологии. В сравнительнопсихологическом анализе онто и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социальноисторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности , общественной жизни, членораздельной речи и сознания...
Сравнительногенетический метод исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях: 1. Филогенез психикиRT089700 (от простейших животных до человека); 2.Историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); 3. Онтогенез психики (от рождения до смерти человека); 4. Психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной...
Статистическая выборка множество зарегистрированных в эксперименте значений...
Стаут (Stout) Георг Фредерик (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем 1944) английский философидеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано . После окончания частной школы учился с 1879г. в Колледже Св.Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св.Иоана, в 1891г. сменил К.Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920), с 1994г. он преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896г. по 1898г. преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898г. по 1903г. внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника Personal Idealism, L., 1902....
Стационарное возбуждение (от лат. stationarius стоящий, неподвижный) нервное возбуждение, которое не обусловливает распространение возбуждения по нервным путям. Представляет собой медленные изменения электрического потенциала нервной системы и характеризует уровень физиологической активности...
Стенические чувства (от греч. sthenos сила) положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Противоположны астеническим чувствам...
Стереопсис субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении , обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая...
Стереоскоп оптическое устройство, изобретенное в 1833г. английским физиком И.Уитстоном, позволяющее независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же...
Стереохимическая гипотеза обоняния (Дж.Эймур, 1964г.) концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную лунку на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным диска с...
Стереоэффект Пульфриха зрительная иллюзия . Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины...
Стернберг (Sternberg) Сол (род. 30.8.1933, НьюЙорк) американский психолог. После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958г. по 1959г. работал в Совете социальных исследований, с 1959г. по 1960г. член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960г. по 1961г. преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961г. по 1964г. ассистент профессора, с 1964г. член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения Bell Telephone Laboratory в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы группы процесса человеческих коммуникаций. Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов. Литература...
Выделяют следующие стили: авторитарный; директивный; laisserfaire; демократический;...
Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]