Exit Project: Глоссарий: Избранные чаньские изречения

Избранные чаньские изречения



В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится. Искусный мастер не оставляет следов. Что невыразимо в словах, неистощимо в действии. Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду. Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел. Журчание ручья в ночи становится слышнее. Краски гор на закате становятся ярче. Там, куда не проникают ни свет, ни мрак, повсюду один прекрасный вид. Я полностью сбросил свою кожу. Осталось одно подлинное естество. Встречаюсь с ним, но не знаю, кто он. Говорю с ним, но не знаю его имени. Глупо упрямый упрямо глуп. Прямые речи лучше покрасневшего лица. Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу. На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее. Три человека удостоверяют, что черепаха это черепаха. Густой туман не скрывает благоухания цветов. Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим. Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади. Сверху ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу ни вершка земли, чтобы поставить ногу. Стоит устам захотеть рассказать и речь умирает. Стоит разуму захотеть понять свой исток и мысль умирает. Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным. Солнце и луна не могут осветить это полностью. Небо и земля не могут покрыть это целиком. Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей. Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим поглядеть, не на что смотреть. Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину. У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны. Он видит только, как петляет река и вьется тропинка, и не знает, что он уже в стране Персикового источника. Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся. Когда птицы не поют, гора еще покойнее. Высохшее дерево, распустившийся цветок: такова весна за пределами этого мира. Вторая попытка не стоит и половины медяка. Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче. Раскаты моего смеха сотрясают Небо и Землю. Мышь, забравшаяся в трубку для денег, не найдет выхода. Вечность безбрежных просторов: один день ветра и луны. С незапамятной древности и во веки веков оно выставляет себя на обозрение всех. Когда откупоривают кувшин с соленой рыбой, вокруг с жужжанием роятся мухи. Когда кувшин опорожнен и вымыт, он тихо лежит в холодке. Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге. Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки. Перед моим окном всегда одна и та же луна. Но расцветут сливы и луна уже другая. Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды. Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу. Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше. Там, где нет одухотворенности, там одухотворенность есть. В корзине Бездонного покоится ясная луна. В чаше Безмыслия собирается чистый ветер. Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца. Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое. Простаки и мудрецы живут вместе. Драконы и змеи обитают вперемежку. По закону не дозволяется пронести иголку. Частным образом проедет целый экипаж. Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом. Чтобы написать такие стихи, нужно прежде иметь такое сердце. Чтобы нарисовать такой портрет, нужно прежде постичь такой облик. Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где уже прошел Будда. Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить. Речь клевета. Молчание ложь. За пределами речи и молчания есть выход. В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей. Слепота ясность зрения, глухота чуткость слуха, опасность это покой, удача это несчастье. В весенний день, в лунную ночь кваканье лягушки оглашает целый мир и объединяет всех в одну семью. Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно господин всех явлений и не подвластно смене времен года. Когда наступит великая смерть, осуществится великая жизнь. Где много глины, будды велики. На большой воде корабли высоки. Чтобы пересечь этот суетный мир, надо знать дорогу. Чтобы прописать лекарство, нужно знать причину болезни. Без угломера и циркуля не установишь квадратное и круглое. Без отвеса не определишь прямое и кривое. Над ветками, не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны. Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы это уже слишком много. На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности. Когда поднимается одна пылинка, в ней содержится вся земля. Когда распускается один цветок, раскрывается целый мир. Когда дерево сохнет, листья опадают. Принимая наставления, ты должен постигать их исток. Не меряй их собственными мерками. Когда проплывает рыба, вода мутнеет. Когда пролетают птицы, падают перья. Пошевелись и появится тень. Осознай и родится лед. Но если не двигаться и не сознавать, неминуемо окажешься в норе дикой лисы. Те, кто, сидя у тигра на шее, хватается за тигриный хвост, не годится даже в ученики. Когда голова буйвола исчезает и показывается голова лошади это не удивительно. Где кончаются дороги мысли там начинай внимать. Где слова перестают выражать там начинай созерцать. Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть. Одну фразу, существующую до слов, не передадут и тысячи мудрецов. Одна нить перед нашими глазами не прервется целую вечность. Золотой Будда не переправится через плавильный котел. Деревянный Будда не переправится через огонь. Глиняный Будда не переправится через реку. Весь мир не спрячешь, близкое и далекое друг друга выявляют, прошлое и настоящее ясно различаются. В одной фразе жизнь и погибель, в одном поступке свобода и рабство. На вершине священной горы травы растут без корней. Не ведая о весеннем ветре, цветы цветут сами по себе. В десяти пределах света нет стен. В четырех стенах крепости нет ворот. Вдыхая, он не пребывает в мире теней. Выдыхая, он не касается мира вещей. Каждый голос голос Будды. Каждая форма форма Будды. В сухом дереве рев дракона. В древнем черепе ясный зрачок. Мой путь лежит за краем голубых небес, там, где белые облака плывут неостановимо. Когда курам холодно, они взлетают на дерево. Когда уткам холодно, они бросаются в воду. У хорошего кузнеца скапливаются горы необработанного железа. У дверей искусного лекаря собирается толпа больных. На вершине одинокой горы он свистит при луне и грезит среди облаков. В пучине великого океана он вздымает бурю и скользит по волнам. Прими слепоту за ясность зрения, а глухоту за острый слух. Восприми опасность как обещание покоя, а удачу как вестницу несчастья. Искать мудрость вне себя вот верх глупости.

Другие статьи : Иванова метод активирующей психотерапии, Иванова методика коллективной психотерапии, Иванова структурно-ассоциативный эксперимент, Иванова-Смоленского симптом, Ивановой методика обучающего эксперимента, Иглоукалывание, Игра, Игра у животных, Игровая терапия, Игровая терапия аутических детей, Идеальное, Идентификация, Идентификация личности, Идеомоторика, Идиотия, Изард Кэррол, Избранные чаньские изречения, Измерения в психологии, Изобразительные способности, Изолят, Изоляция, Изоляция в психологии личности, Изохроматические таблицы, Иконическая память, Икскюль (Uxkull) Якоб фон, Иллюзии восприятия, Иллюзия Аристотеля, Иллюзия луны, Иллюзия тяжести А. Шарпантье, Ильенков Эвальд Васильевич, Имажинативная психотерапия, Имплицитная теория личности, Импрессивная речь, Импринтинг, Импульсивность, Ингруппа, Ингрупповой фаворитизм, Индивидуальная психология, Индивидуальная терапия, Индивидуально–психологические различия, Индивидуальность, Индивидуальные различия памяти, Индивидуальный подход, Индивидуальный стиль деятельности, Индивидуация, Индиго, Индикатор, Индукция, Индуцированные цвета, Индуцированный психоз, Инертность, Инженерная психология, Инкубация, Иностранная психология, Инсайт, Инстинкты животных, Инструментальная агрессия, Инструментальное осязание, Инструментальные и терминальные ценности, Интегративная психология, Интеллект, Интеллектуализация, Интеллектуальные операции, Интеллектуальные персеверации, Интенсивность ощущения, Интенция, Интерактивная психотерапия, Интеракционизм, Интервальная шкала, Интерес, Интерорецепторы, Интерференция, Интерференция навыков, Интроверсия по Айзенку, Интроверсия по Юнгу, Интроекция, Интроспективная психология, Интроспекция, Интуиция, Инфантилизм, Инфляция, Информационная модель, Информационное поле рабочего места человека–оператора, Информационный подход, Информационный поиск, Ипохондрический синдром, Исполнительное действие, Исправительная психология, Истериформные расстройства, Истерическая дуга, Истерический комок, Истерический невроз, Истерия, Истерия алкогольная, Истерия командная, Истерия тюремная, Истерогенные зоны, Истероид, Истероид органический, Истерокаталепсия, Истероневрастения, Истероэпилепсия, История болезни, История инженерной психологии, История психиатрии, Исходные состояния, Итерация, Иценко—Кушинга болезнь, , ...

 

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго 12.1.1967, Техас) американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженерэлектрик, был командирован компанией West Electric, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете МакГилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933г. по 1937г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г.ОранджПарк, Флорида, с 1937г. по 1938г. он ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938г. ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942г. полный профессор и...

Спенсер Герберт

Спенсер Герберт (1820 1903) английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного...

Специальная психология

Специальная психология раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов , недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных...

Спиноза Барух Бенедикт

Спиноза Барух Бенедикт (1632 1677) нидерландский философ. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах , где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию...

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863, Лондон 17.09.1945) английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в...

Спитц (Spitz) Рене Арпад

Спитц (Spitz) Рене Арпад (29.1.1887, Вена 14.9.1974, Денвер, Колорадо) немецкоамериканский психоаналитик и психиатр. Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910г. прошел учебный психоанализ у З.Фрейда . С 1926г. работал в Вене, с 1930г. по 1932г. в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933г. эмигрировал сначала в Париж (19331938), затем в США, где работал в НьюЙорке (19401956) и в Денвере (с 1957). Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект...

Способности

Способности индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные , перцептивные , мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные);...

Сравнительная психология

Сравнительная психология научная дисциплина, посвященная анализу эволюции психики . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии , исторической и этнической психологии. В сравнительнопсихологическом анализе онто и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социальноисторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности , общественной жизни, членораздельной речи и сознания...

Сравнительно–генетический метод

Сравнительногенетический метод исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях: 1. Филогенез психикиRT089700 (от простейших животных до человека); 2.Историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); 3. Онтогенез психики (от рождения до смерти человека); 4. Психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной...

Статистическая выборка

Статистическая выборка множество зарегистрированных в эксперименте значений...

Стаут (Stout) Георг Фредерик

Стаут (Stout) Георг Фредерик (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем 1944) английский философидеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано . После окончания частной школы учился с 1879г. в Колледже Св.Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св.Иоана, в 1891г. сменил К.Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920), с 1994г. он преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896г. по 1898г. преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898г. по 1903г. внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника Personal Idealism, L., 1902....

Стационарное возбуждение

Стационарное возбуждение (от лат. stationarius стоящий, неподвижный) нервное возбуждение, которое не обусловливает распространение возбуждения по нервным путям. Представляет собой медленные изменения электрического потенциала нервной системы и характеризует уровень физиологической активности...

Стенические чувства

Стенические чувства (от греч. sthenos сила) положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Противоположны астеническим чувствам...

Стереопсис

Стереопсис субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении , обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая...

Стереоскоп

Стереоскоп оптическое устройство, изобретенное в 1833г. английским физиком И.Уитстоном, позволяющее независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же...

Стереохимическая гипотеза обоняния

Стереохимическая гипотеза обоняния (Дж.Эймур, 1964г.) концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную лунку на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным диска с...

Стереоэффект Пульфриха

Стереоэффект Пульфриха зрительная иллюзия . Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины...

Стернберг (Sternberg) Сол

Стернберг (Sternberg) Сол (род. 30.8.1933, НьюЙорк) американский психолог. После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958г. по 1959г. работал в Совете социальных исследований, с 1959г. по 1960г. член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960г. по 1961г. преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961г. по 1964г. ассистент профессора, с 1964г. член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения Bell Telephone Laboratory в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы группы процесса человеческих коммуникаций. Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов. Литература...

Стиль руководства

Выделяют следующие стили: авторитарный; директивный; laisserfaire; демократический;...

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Избранные чаньские изречения