Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго 12.1.1967, Техас) американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженерэлектрик, был командирован компанией West Electric, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете МакГилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933г. по 1937г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г.ОранджПарк, Флорида, с 1937г. по 1938г. он ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938г. ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942г. полный профессор и...

Спенсер Герберт

Спенсер Герберт (1820 1903) английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного...

Специальная психология

Специальная психология раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов , недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных...

Спиноза Барух Бенедикт

Спиноза Барух Бенедикт (1632 1677) нидерландский философ. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах , где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию...

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863, Лондон 17.09.1945) английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в...

Спитц (Spitz) Рене Арпад

Спитц (Spitz) Рене Арпад (29.1.1887, Вена 14.9.1974, Денвер, Колорадо) немецкоамериканский психоаналитик и психиатр. Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910г. прошел учебный психоанализ у З.Фрейда . С 1926г. работал в Вене, с 1930г. по 1932г. в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933г. эмигрировал сначала в Париж (19331938), затем в США, где работал в НьюЙорке (19401956) и в Денвере (с 1957). Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект...

Способности

Способности индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные , перцептивные , мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные);...

Сравнительная психология

Сравнительная психология научная дисциплина, посвященная анализу эволюции психики . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии , исторической и этнической психологии. В сравнительнопсихологическом анализе онто и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социальноисторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности , общественной жизни, членораздельной речи и сознания...

Сравнительно–генетический метод

Сравнительногенетический метод исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях: 1. Филогенез психикиRT089700 (от простейших животных до человека); 2.Историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); 3. Онтогенез психики (от рождения до смерти человека); 4. Психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной...

Статистическая выборка

Статистическая выборка множество зарегистрированных в эксперименте значений...

Стаут (Stout) Георг Фредерик

Стаут (Stout) Георг Фредерик (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем 1944) английский философидеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано . После окончания частной школы учился с 1879г. в Колледже Св.Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св.Иоана, в 1891г. сменил К.Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920), с 1994г. он преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896г. по 1898г. преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898г. по 1903г. внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника Personal Idealism, L., 1902....

Стационарное возбуждение

Стационарное возбуждение (от лат. stationarius стоящий, неподвижный) нервное возбуждение, которое не обусловливает распространение возбуждения по нервным путям. Представляет собой медленные изменения электрического потенциала нервной системы и характеризует уровень физиологической активности...

Стенические чувства

Стенические чувства (от греч. sthenos сила) положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Противоположны астеническим чувствам...

Стереопсис

Стереопсис субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении , обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая...

Стереоскоп

Стереоскоп оптическое устройство, изобретенное в 1833г. английским физиком И.Уитстоном, позволяющее независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же...

Стереохимическая гипотеза обоняния

Стереохимическая гипотеза обоняния (Дж.Эймур, 1964г.) концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную лунку на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным диска с...

Стереоэффект Пульфриха

Стереоэффект Пульфриха зрительная иллюзия . Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины...

Стернберг (Sternberg) Сол

Стернберг (Sternberg) Сол (род. 30.8.1933, НьюЙорк) американский психолог. После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958г. по 1959г. работал в Совете социальных исследований, с 1959г. по 1960г. член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960г. по 1961г. преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961г. по 1964г. ассистент профессора, с 1964г. член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения Bell Telephone Laboratory в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы группы процесса человеческих коммуникаций. Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов. Литература...

Стиль руководства

Выделяют следующие стили: авторитарный; директивный; laisserfaire; демократический;...

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки