Exit Project: Глоссарий: Половое созревание

Половое созревание



Cложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных последовательных изменений, результатом которых является половая зрелость индивидуума, способность к размножению. При этом происходит рост и морфологическое преобразование всего организма, развитие вторичных половых признаков, наружных и внутренних половых органов, становление гипоталамо-гипофизарно-гонадных отношений. П. с. подразделяют на эмбриональный и постэмбриональный периоды, препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную фазы.

В эмбриональном периоде с 6-й по 10-ю неделю внутриутробной жизни происходят накладка и половая дифференцировка первичной гонады и начало продукции половых гормонов. При этом для превращения половой закладки в яичник необходим женский набор хромосом (46ХХ), а для изменения половой закладки в яичко — мужской (46ХУ). На 10—12-й неделе осуществляется дифференцировка половых протоков во внутренние половые органы (матку, маточные трубы, свод влагалища у девочек; придатки яичка, семявыносящий проток у мальчиков). С 12-й по 24-ю неделю наблюдается дифференцировка наружных половых органов. Образование внутренних и наружных гениталий женского типа происходит под влиянием автономной тенденции к феминизации и не требует воздействия половых гормонов, а для образования внутренних и наружных половых органов мужского типа необходимы морфогенетический субстрат и половые гормоны, вырабатываемые самим яичком. На 14—30-й неделе внутриутробной жизни гормональная активность гонад влияет на дифференцировку центральных нервных, в т.ч. гипоталамических, структур, определяющих в половозрелом возрасте секрецию гонадотропных гормонов (ГТГ) и половое поведение. Так, у мальчиков под влиянием авдрогенов, секретируемых яичками, циклический половой центр теряет функциональную активность, и у взрослых мужчин сохраняется только тонический тип секреции гонадолиберина (люлиберина) и гонадотропинов (см. Гипоталамические нейрогормоны, Гипофизарные гормоны). У девочек же и взрослых женщин сохраняется активность и циклического, и тонического половых центров гипоталамуса. Комплексное состояние гипоталамических половых центров и регулируемый ими уровень гипофизарных и половых гормонов принято обозначать термином «гонадостат». Гонадостат функционирует на протяжении всего развития ребенка начиная с внутриутробного периода.

Постэмбриональный период П. с. начинается с момента рождения ребенка и длится приблизительно до 6—7 лет, в течение которых происходит дальнейшая перестройка гипоталамо-гипофизарно-гонадных соотношений. Формирование взаимосвязей в цепи гипоталамус — гипофиз — гонады заканчивается к 11/2—2 годам. У ребенка 2—7 лет уровень ГТГ и половых гормонов низкий, но чрезвычайно высока чувствительность гонадостата. Поэтому низкий (детский) уровень половых гормонов тормозит гонадотропную активность гипоталамо-гипофизарной системы по принципу обратной связи и задерживает наступление пубертатного периода. Кроме того, не исключено наличие центрального ингибирующего механизма, не зависящего от отрицательной обратной связи половых стероидов и гонадостата. Так, тормозящее влияние на наступление пубертатного периода оказывают антигонадотропные гормоны эпифизарного происхождения.

Препубертатная фаза (адренархе) начинается после 6—7 лет, когда происходит созревание надпочечников с быстрым повышением концентрации надпочечниковых андрогенов, которые воздействуют на гипоталамус и стимулируют созревание гипоталамо-гипофизарной системы. Фактор, вызывающий скачкообразный подъем уровня надпочечников андрогенов, не известен. Дискутируется возможная роль пролактина или другой специфической гипофизарной фракции, которая, возможно, обладает гормональной активностью, подобной лютеинизирующему гормону.

Собственно пубертатная фаза (пубертатный период) является кульминационной в процессе П. с. Пубертатный период наступает по достижении соответствующей степени зрелости организма. Эта фаза характеризуется качественными изменениями в системе гипоталамус — гипофиз — гонады. Постепенно падает чувствительность гипоталамуса к половым гормонам и для подавления секреции ГТГ требуется все возрастающее количество половых гормонов. Снижение порога чувствительности гипоталамуса приводит к растормаживанию секреции ГТГ, уровень которой постепенно нарастает. Одновременно повышается чувствительность гипофиза к стимулирующему воздействию гонадолиберинов, выделяемых гипоталамусом, что также приводит к увеличению секреции ГТГ. Ведущую роль в повышении чувствительности гипофиза к воздействию гонадолиберина играют половые стероиды, главным образом эстрогены. В этом же периоде возрастает количество рецепторов к ГТГ в гонадах, а также количество секретируемых ими половых гормонов.

Повышение уровня ГТГ происходит скачкообразно, с нарастанием их общего уровня и амплитуды колебаний. Для становления пубертатной фазы характерно ночное увеличение выброса ГТГ, главным образом лютеинизирующего гормона (ЛГ). Пульсирующий пубертатный выброс ГТГ происходит в результате эпизодической секреции гонадолиберина. Ночной пик ЛГ вызывает более высокий подъем уровня тестостерона у мальчиков. У девочек максимальная концентрация эстрадиола наблюдается в дневное время, т.к. для его образования в яичниках нужен более длительный период времени. По мере развития пубертатного периода к ночным импульсам присоединяются дневные; происходит увеличение амплитуды и частоты импульсов с формированием зрелого типа секреции ЛГ. Пубертатный период у девочек завершается окончательным созреванием циклического центра гипоталамуса и появлением положительной обратной связи с эстрогенами.

Механизм «запуска» пубертатной фазы рассматривают как результат совпадения двух физиологических процессов, происходящих в гипоталамусе: продукции люлиберина (гонадолиберина — ГРГ) аркуатным ядром и деятельности супрахиазматического ядра — регулятора циркадных ритмов. Замедление частоты осцилляций супрахиазматического ядра приводит к усилению импульсов, стимулирующих секрецию ГРГ. В результате этого в течение раннего пубертатного периода наблюдаются эпизодические выбросы ГТГ, в частности ЛГ, в ночные часы. Затем устанавливается ритмичное выделение ГТГ, которое стимулирует синтез и секрецию половых гормонов гонадами и гаметогенез. Человек достигает половой зрелости позже, чем все остальные млекопитающие, т.к. процесс пубертатных изменений протекает у него очень медленно. В связи с этим увеличивается период зависимости детей от родителей и создаются большие возможности для передачи опыта одного поколения другому.

У мальчиков в препубертатной фазе отмечается детский тип телосложения, отсутствуют пигментированные остистые волоски на лобке и в подмышечных областях. Диаметр яичек не превышает 2,5 см. Наиболее ранним признаком пубертатного периода у мальчиков является увеличение диаметра яичек, обычно в возрасте 10—12 лет. В этом периоде в яичках начинается усиленное размножение сперматогоний. С 16 лет в семенных канальцах образуются первые сперматозоиды и еще через несколько лет канальцы достигают максимального диаметра и активности. Через год от начала роста яичек появляются вторичные половые признаки: увеличиваются длина и диаметр полового члена, отмечается оволосение на лобке (пигментированные остистые волосы), происходит изменение тембра голоса. В последующем продолжают увеличиваться размеры яичек, оволосение на лобке становится более обильным, распространяется вверх по средней линии живота, появляются признаки оволосения над верхней губой, угревая сыпь на лице. Темпы роста тела в длину достигают своего максимума, увеличивается мышечная масса.

О завершении П. с. у лиц мужского пола свидетельствует появление поллюций. Половая зрелость у них наступает в 18—20 лет. К этому времени диаметр яичек более 4,5 см, оволосение на лобке, животе и туловище приближается к своему максимуму, наблюдается рост волос на подбородке и нижней части лица. Рост волос на лице начинается обычно через 3 года после появления оволосения на лобке. Рост волос на груди и туловище, увеличение окружности грудном клетки, мышечной массы у мужчин продолжаются и в постпубертатном периоде.

Пубертатный период у девочек начинается с 8—10 лет: отмечается нагрубание молочных желез, в которых увеличивается диаметр ареол, появляются пигментированные остистые волосы на лобке и больших половых губах, ускоряется рост тела в длину. У большинства девочек нагрубание молочных желез приблизительно на 6 месяцев опережает появление оволосения на лобке и только у 10% девочек последнее предваряет рост молочных желез. Затем появляется оволосение в подмышечных областях, наблюдаются дальнейшее увеличение молочных желез и их ареол, слизистые выделения из влагалища, угревая сыпь на лице. Оволосение на лобке, в подмышечных областях и угревая сыпь на лице являются результатом повышения уровня надпочечниковых андрогенов и не зависят от функции яичников. Максимум роста тела в длину наблюдается в первой половине пубертатного периода. Ускорение роста совпадает по времени с первыми проявлениями пубертатного периода

С 10—14 лет возникает менархе (первая менструация). Ее наступление не совпадает с завершением физического развития и не свидетельствует о полноценной функции яичников. Первые яичниковые циклы не сопровождаются овуляцией. Непосредственно перед менархе общий рост тела приостанавливается, но при этом возрастают темпы увеличения размеров таза и развития вторичных половых признаков. После менархе в течение 1—2 лет происходит новая прибавка как длины, так и массы тела, увеличение окружности грудной клетки, бедер, плеч, запястья. Ускорение темпов роста тела после менархе связано с анаболическим эффектом женских половых гормонов. Через 1—2 года устанавливается ритм менструаций. Циклы пока ановуляторные, количество выделяющихся эстрогенов заметно не увеличивается, прегнандиола мало. Среди ГТГ преобладает фолликулостимулирующий гормон (ФСГ). К концу пубертатной фазы вновь увеличивается количество эстрогенов (примерно через 2 года после менархе). О наступлении половой зрелости у девушек свидетельствуют регулярные яичниковые и маточные циклы (см. Менструальный цикл), которые наблюдаются обычно в 18—20 лет.

Постпубертатной фазе присуща остановка роста скелета. Менструации регулярные, на фоне увеличенной продукции эстрогенов формируются овуляторные циклы. Достоверно увеличивается выделение ЛГ, нарастает уровень прегнандиола во второй половине цикла, становится двухфазной базальная температура. Экскреция ЛГ и ФСГ приобретает закономерный циклический характер с подъемом в середине цикла, т.е. окончательно формируются гипоталамо-гипофизарно-гонадные отношения, устанавливается овуляторная функция яичников с полноценной фазой желтого тела.

Половое созревание и у девушек, и у юношей завершается формированием полноценной функции половой системы, готовой к половому размножению (к деторождению).

Отклонения и нарушения полового созревания. К отклонениям от нормального П. с. относится его задержка: запаздывание появления признаков П. с. более чем на 2 года от среднего возраста возникновения последних в популяции, т. е. отсутствие увеличения яичек у мальчиков старше 131/2 лет и увеличения молочных желез ) девочек старше 12 лет. Различают следующие формы задержки полового созревания: конституционально-соматогенную, ложную адипозогенитальную дистрофию и синдром неправильного пубертата. Конституционально-соматогенная задержка П. с. обусловлена чаще всего семейными особенностями созревания рецепторов гонад, взаимодействующих с ЛГ. Эта форма сопровождается замедлением темпов роста, отставанием костного возраста от паспортного, недостаточным развитием массы тела. Ложная адипозогенитальная дистрофия характеризуется недоразвитием наружных половых органов и отсутствием вторичных половых признаков, что обусловлено ожирением, уменьшением уровня тестостерона, чрезмерной трансформацией тестостерона в эстрогены, снижением гонадотропной функции гипофиза в возрасте, соответствующем пубертатному периоду, и запоздалым наступлением последнего. Синдром неправильного пубертата проявляется нарушением последовательности появления признаков П. с. (оволосение лобка и / или подмышечных областей опережает увеличение яичек), избыточной массой тела, опережением костного возраста. Эта форма обусловлена повышенной продукцией слабых (надпочечниковых) андрогенов, инфантильным уровнем ФСГ, сниженной чувствительностью гонад к ЛГ.

С целью установления диагноза задержки П. с. и дифференциального диагноза с гипогонадизмом проводят исследование суточного ритма ЛГ в плазме крови. Наличие эпизодических «пиков» ЛГ в ночные часы не характерно для гипогонадизма. Применяют также пробу с однократным введением хорионического гонадотропина в дозе 2000 ЕД на 1 м2 поверхности тела с исследованием уровня тестостерона в крови либо 17-кетостероидов в суточной моче до и через 48 ч и 72 ч после пробы. Обнаружение увеличения уровня тестостерона в 2 раза или 17-кетостероидов не менее чем в 11/2 раза исключает гипогонадизм.

К отклонениям П. с. можно также отнести такие состояния, как анорексия нервно-психическая, диспитуитаризм пубертатно-юношеский, персистирующая пубертатная гинекомастия.

К нарушениям П. с. относятся гермафродитизм, дисгенезии гонад (см. Яичники), гипогонадизм, гинекомастия, крипторхизм, а также гипергонадизм (гипергенитализм) — синдром, вызванный избыточной гормональной активностью половых желез и характеризующийся преждевременным половым созреванием с нарушением физического и часто психического развития. Преждевременное П. с. — патология, при которой признаки пубертатного периода появляются на 4 и более лет раньше обычного срока в популяции Различают истинное, ложное изосексуальное, ложное гетеросексуальное преждевременное П. с. и его неполные формы. Истинное преждевременное П. с. обусловлено в большинстве случаев органическим поражением ц.н.с. (опухоль гипофиза, заднего гипоталамуса, серого бугра, эпифиза, воспалительное или травматическое поражение мозга). Характерны ускорение роста в детском возрасте и низкорослость после завершения П. с. вследствие раннего закрытия зон роста, раннее увеличение яичек и полового члена у мальчиков, преждевременное увеличение молочных желез и появление менструаций у девочек. У лиц обоего пола отмечается также преждевременное развитие оволосения на лобке и в подмышечных областях.

Истинное преждевременное П. с. может быть результатом генетического поражения гипоталамуса, например при синдромах Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева и Расселла — Силвера. Синдром Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева (синдром Олбрайта) характеризуется преждевременным П. с., диссеминированным фиброзным оститом, гиперпигментацией кожи: встречается главным образом у девочек. В костях обнаруживают фиброзные кисты, истончение коркового слоя, деформации, отмечается склонность к переломам. На рентгенограмме пораженной кости видны очаги разрежения или просветления костной ткани различных размеров и форм. Гиперпигментация в виде пятен коричневого цвета чаще всего обнаруживается на лице, шее, груди, спине, ягодицах, задней поверхности бедер. Преждевременное П. с. у этих больных часто сочетается с фолликулярными кистами в яичниках. Существует гипотеза, что эпизодическая продукция эстрогенов этими кистами может быть причиной раннего созревания гипоталамо-гипофизарной системы и развития преждевременного П. с., которое протекает медленнее, чем другие формы преждевременного П. с. церебрального генеза. Костный возраст ускорен, но закрытие зон роста замедлено, уровень ГТГ обычно не повышен.

При синдроме Расселла — Силвера преждевременное П. с. начинается чаще всего в 5—6 лет. Особенностью патологии является задержка костного возраста и роста несмотря на прогрессирующее П. с. Эти дети имеют малую длину и массу тела при рождении. Низкорослость сохраняется и в дальнейшем, т.к. она генетически детерминирована. Характерны треугольной формы лицо, широкий лоб, относительное недоразвитие лицевого скелета, опущенные углы рта. Наблюдаются множественные аномалии скелета: синдактилия, клинодактилия, узкое твердое небо, укорочение проксимальных отделов конечностей.

Преждевременное П. с. наблюдают при особой форме первичного гипотиреоза, при котором чрезмерное количество тиролиберина стимулирует не только тиреотропный гормон, но и обусловливает гиперпролактинемию. Выделяют также идиопатическую форму преждевременного П. с., причина которой неясна.

Ложное изосексуальное преждевременное П. с. у мальчиков развивается вследствие воздействия гонадотропинов негипофизарного происхождения при наличии гепатомы, гепатобластомы. тератомы, хорионэпителиомы, лечения экзогенным хорионическим гонадотропином, а также может быть обусловлено опухолью яичек, андростеромой и врожденной дисфункцией коры надпочечников. У девочек эта форма встречается крайне редко, развивается под влиянием эстрогенпродуцирующих опухолей яичников или надпочечников. Клинические проявления ложного изосексуального преждевременного П. с. у девочек не отличаются от таковых при истинном преждевременном половом созревании. У мальчиков отмечается несоответствие половозрелого размера полового члена и препубертатного размера яичек при андростеромах и врожденной дисфункции коры надпочечников.

Ложное гетеросексуальное преждевременное П. с. у девочек бывает обусловлено врожденной дисфункцией коры надпочечников, адренопродуцирующей аденомой или раком коры надпочечников, арренобластомой или тератомой яичников, введением экзогенных андрогенов; проявляется увеличением клитора, развитием оволосения на туловище и лице по мужскому типу, огрубением голоса, чрезмерным развитием мускулатуры, ускорением роста и костного возраста, ранним закрытием зон роста. У мальчиков ложное гетеросексуальное преждевременное П. с. проявляется гинекомастией и может быть как идиопатическим, так и результатом эстрогенпродуцирующих опухолей (аденомы или рака надпочечников, тератомы) либо приема эстрогенсодержащих препаратов.

К неполным формам преждевременного П. с. относятся: преждевременное телархеизолированное увеличение молочных желез без других признаков П. с., причинами которого являются повышенная чувствительность организма к эстрогенам, питание молоком менструирующей матери, функциональная гиперпролактинемия; преждевременное адренархе — изолированное развитие оволосения лобка и подмыщечных областей без других признаков П. с. вследствие преждевременной усиленной активации секреции адреналовых андрогенов (дегидроэпиандростерона и андростендиона); изолированное преждевременное менархе — довольно редкая аномалия развития, причина которой неясна.

Диагноз различных форм преждевременного П. с. основывается на оценке клинических проявлений. Обязательным является выяснение в анамнезе фактов приема гормональных препаратов, травм, аномалий или перенесенных инфекций ц.н.с. Исследуют состояние ц.н.с. (производят рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию), направляют на консультацию к офтальмологу (глазное дно и поля зрения), невропатологу и нейрохирургу. По показаниям проводят компьютерную томографию головы, ядерную магнитно-резонансную томографию. Показаны ультразвуковое исследование органов малого таза и надпочечников, радионуклидное исследование надпочечников, консультация гинеколога для исключения опухолей яичников и надпочечников, обследование состояния яичек (положение, величина, консистенция, симметричность) для исключения их опухолей.

Диагноз синдрома Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева основан на рентгенологическом выявлении фиброзных кист в костях и обнаружении пигментных пятен у девочек с клиническими проявлениями преждевременного П. с. Диагноз синдрома Расселла — Силвера устанавливают на основании характерных клинических проявлений, наличия задержки дифференцировки костного скелета, несмотря на прогрессирующее половое созревание. Диагностика неполных форм преждевременного П. с. базируется на исключении стертого течения или начала других форм этой патологии.

Лечение истинного преждевременного П. с. направлено на его прерывание для предотвращения раннего закрытия зон роста, приводящего к низкорослости и затрудненной адаптации больных детей в коллективе, что может обусловить патологическое формирование личности ребенка. С лечебной целью применяют препараты прогестагенного ряда (медроксипрогестерона ацетат, оксипрогестерона капронат и др.), которые оказывают антигонадотропное действие на уровне гипоталамуса. В результате уменьшается развитие молочных желез, прекращается прогрессирование вторичного оволосения, у мальчиков снижается гиперсексуальность, исчезают зрекции. Однако эти препараты не предотвращают низкорослость; в ряде случаев их прием приводит к маточным кровотечениям у девочек. Наиболее распространенный препарат из ряда антиандрогенов и прогестагенов — ципротерона ацетат. Его назначают как мальчикам, так и девочкам в дозах от 25—50 до 75—100 мг в сутки в зависимости от выраженности клинических проявлений и скорости закрытия зон роста. Лечение ципротерона ацетатом требует тщательного и постоянного врачебного контроля. Особенно осторожно, постепенно проводят его отмену во избежание острой надпочечниковой недостаточности. которая может возникнуть в связи с подавлением ципротерона ацетатом глюкокортикоидной функции надпочечников (это возможно только при применении высоких доз препарата — до 100 мг в сутки). Имеются сообщения о применении синтетического аналога гонадолиберина, при длительном лечении которым наблюдается парадоксальное истощение гонадотропных клеток гипофиза. При наличии опухолей, вызывающих истинное и ложное преждевременное П. с., требуется хирургическое вмешательство с целью их удаления.

Применение антигонадотропной терапии при синдроме Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайчева не целесообразно в связи с тем, что основную опасность в данном случае представляет костная патология. Однако после завершения П. с. патологический процесс обычно стабилизируется. Поскольку при синдроме Расселла — Силвера половое созревание скорее ускоренное, а не преждевременное, антигонадотропное лечение также можно не проводить. Не подлежат лечению и все формы неполного преждевременного полового созревания.

Лечение задержки П. с. показано только в тех случаях, когда она является причиной развития у подростка комплекса неполноценности. При отсутствии последнего возможна выжидательная тактика. С целью стимуляции П. с. в это время применяют поливитаминные препараты, включающие витамин Е. Необходимо также соблюдение режима занятий и отдыха, правил гигиены.

Прогноз. Всем детям с преждевременным П. с. грозит низкорослость, несмотря на опережение в физическом развитии в детстве. Прогноз при ложном преждевременном П. с. зависит от вида опухоли. Так, тератомы и хорионэпителиомы склонны к малигнизации и метастазированию. Злокачественны также большинство опухолей надпочечников и яичек. Прогноз при доброкачественных опухолях ц.н.с. и яичек, а также при неполных формах преждевременного П. с. благоприятный, при синдроме Мак-Кьюна — Олбрайта — Брайцева определяется течением костной патологии.



Библиогр.: Блунк В. Детская эндокринология, пер. с нем., с. 177. М., 1981; Држевецкая И.А. Эндокринная система растущего организма, с. 157. М., 1987; Нарушения полового развития, под ред. М.А. Жуковского, М., 1989; Резников А.г. и Варга С.В. Антиандрогены. М, 1988; Скородок Л.М. и Савченко О.Н. Нарушения полового развития у мальчиков, М., 1984, библиогр.; Теппермен Дж. и Теппермен X. М. Физиология обмена веществ и эндокринной системы, пер. с англ., с. 177, М., 1989.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек

Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго 12.1.1967, Техас) американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженерэлектрик, был командирован компанией West Electric, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете МакГилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933г. по 1937г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г.ОранджПарк, Флорида, с 1937г. по 1938г. он ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938г. ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942г. полный профессор и...

Спенсер Герберт

Спенсер Герберт (1820 1903) английский философ и психолог. Автор книги Основы психологии (1855). Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде при переходе от гомогенности к гетерогенности. Внутри сознания выделял различные чувствования, к которым относил ощущения и эмоции и которые могут объединяться посредством ассоциативного...

Специальная психология

Специальная психология раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов , недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных...

Спиноза Барух Бенедикт

Спиноза Барух Бенедикт (1632 1677) нидерландский философ. Предложил решение психофизической проблемы на основе материалистического монизма, когда мышление и протяжение были рассмотрены как атрибуты одной и той же субстанции. Разработал учение об аффектах , где они рассматривались как психические процессы, реализация которых или увеличивает, или уменьшает способность тела к действию...

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард

Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард (10.09.1863, Лондон 17.09.1945) английский статистик и психолог. Сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Предложил двухфакторную теорию человеческого интеллекта, а также психического в...

Спитц (Spitz) Рене Арпад

Спитц (Spitz) Рене Арпад (29.1.1887, Вена 14.9.1974, Денвер, Колорадо) немецкоамериканский психоаналитик и психиатр. Образование получил в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910г. прошел учебный психоанализ у З.Фрейда . С 1926г. работал в Вене, с 1930г. по 1932г. в Берлинском психоаналитическом институте. В 1933г. эмигрировал сначала в Париж (19331938), затем в США, где работал в НьюЙорке (19401956) и в Денвере (с 1957). Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект...

Способности

Способности индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены сенсомоторные , перцептивные , мнемические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные);...

Сравнительная психология

Сравнительная психология научная дисциплина, посвященная анализу эволюции психики . В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии , исторической и этнической психологии. В сравнительнопсихологическом анализе онто и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социальноисторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности , общественной жизни, членораздельной речи и сознания...

Сравнительно–генетический метод

Сравнительногенетический метод исследовательская стратегия, использующаяся для изучения закономерностей психической деятельности за счет сравнения качественно особенных ступеней ее развития. Конкретизация данного метода происходит в следующих областях: 1. Филогенез психикиRT089700 (от простейших животных до человека); 2.Историческое развитие психики (от первобытнообщинного строя до современности); 3. Онтогенез психики (от рождения до смерти человека); 4. Психопатологическое развитие (от нормальной до нарушенной...

Статистическая выборка

Статистическая выборка множество зарегистрированных в эксперименте значений...

Стаут (Stout) Георг Фредерик

Стаут (Stout) Георг Фредерик (6.1.1860, Саут Шилдс, Дарем 1944) английский философидеалист, психолог, ученик Дж.Уорда и последователь Ф.Брентано . После окончания частной школы учился с 1879г. в Колледже Св.Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882, магистр, 1885), здесь специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. С 1884г. работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа Св.Иоана, в 1891г. сменил К.Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920), с 1994г. он преподаватель моральных наук в Кембридже, с 1896г. по 1898г. преподаватель сравнительной психологии в Абердинском университете, с 1898г. по 1903г. внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском университете. Участник программного сборника Personal Idealism, L., 1902....

Стационарное возбуждение

Стационарное возбуждение (от лат. stationarius стоящий, неподвижный) нервное возбуждение, которое не обусловливает распространение возбуждения по нервным путям. Представляет собой медленные изменения электрического потенциала нервной системы и характеризует уровень физиологической активности...

Стенические чувства

Стенические чувства (от греч. sthenos сила) положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии. Противоположны астеническим чувствам...

Стереопсис

Стереопсис субъективное ощущение глубины пространства при бинокулярном зрении , обусловленное сетчаточной горизонтальной диспарантности. При прочих равных условиях, чем больше диспарантность, тем больше видимая...

Стереоскоп

Стереоскоп оптическое устройство, изобретенное в 1833г. английским физиком И.Уитстоном, позволяющее независимо предъявлять правому и левому глазу два диспаратных изображения одного и того же...

Стереохимическая гипотеза обоняния

Стереохимическая гипотеза обоняния (Дж.Эймур, 1964г.) концепция, согласно которой обоняние зависит от взаимодействия молекул пахучего вещества с мембраной обонятельной клетки, которое определяется как формой молекул, так и наличием в ней определенных функциональных групп. Молекула обонятельного пигмента обонятельной клетки переходит в возбужденное состояние под действием колеблющейся молекулы пахучего вещества, которая попадает в определенную рецепторную лунку на мембране обонятельной клерки. В данной теории выделяется семь первичных запахов камфароподобный, цветочный, мускусный, мятный, эфирный, гнилостный и острый, все же остальные являются сложными и состоят из нескольких первичных. Было предположено, что молекулы, приводящие к восприятию камфароподобного запаха имеют форму шара, с цветочным диска с...

Стереоэффект Пульфриха

Стереоэффект Пульфриха зрительная иллюзия . Характеризуется субъективным восприятием глубины при неодинаковой освещенности глаз наблюдателя. В частности, если одним глазом смотреть на маятник, качающийся в одной плоскости, через красное стекло, а другим через зеленое, то траектория маятника будет восприниматься как эллиптическая. Причиной этого эффекта является различие латентных периодов ощущений, вызванных воздействием света разной длины...

Стернберг (Sternberg) Сол

Стернберг (Sternberg) Сол (род. 30.8.1933, НьюЙорк) американский психолог. После окончания колледжа получил образование в Гарвардском университете (бакалавр, 1954; магистр, 1958; доктор философии по социологии, 1960), с 1958г. по 1959г. работал в Совете социальных исследований, с 1959г. по 1960г. член Национального научного фонда в Кембридже, с 1960г. по 1961г. преподаватель психологии в Пенсильванском университете, с 1961г. по 1964г. ассистент профессора, с 1964г. член технического руководства Центра исследования поведения и статистического обеспечения Bell Telephone Laboratory в Марри Хилл, ведущий специалист исследовательской группы группы процесса человеческих коммуникаций. Известен изучением кратковременной памяти, решения задач мнемического поиска и логики аддитивных процессов. Литература...

Стиль руководства

Выделяют следующие стили: авторитарный; директивный; laisserfaire; демократический;...

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Половое созревание