Exit Project: Глоссарий: Профессиональное развитие

Профессиональное развитие



Профессиональное развитие (от лат. profiteor объявляю своим делом) происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурноисторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация). На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека по его психофизиологическим показателям (скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания и т.д.) к конкретной профессии. Осознание важности профессионального обучения для достижения соответствия человека и профессии привело к тому, что стали использоваться основные теоретические конструкты и исследовательская методология психологии общего развития. Главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. В первобытном обществе, с его естественным разделением труда на мужской, женский и детский труд, профессиональное развитие неиндивидуализировано и допускает прежде всего вертикальную ориентацию (все более качественное овладение операцией, выполняемой всеми). При переходе к охотничеству и рыболовству, затем к земледелию и скотоводству, наконец, к ремесленничеству и торговле появляются возможности не только вертикальной ориентации, но также и горизонтальной, по предметам труда. Другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации ребенка. В самой популярной в настоящее время концепции Д.Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Яконцепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. Теории, опирающиеся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики (М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес). В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка на основе взаимодействия психологических инстанций Оно , Я , СверхЯ разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных, организмических, потребностей ребенка (нарциссизм, агрессия, эротика): например, утверждается, что фиксация на потребности в агрессии при ее прямом удовлетворении может привести к выбору индивидом профессии охотника, при сублимативном (в условиях социальных запретов) к выбору занятий батальной живописью, при ориентации на Яидентичность (при идентификации с моральными нормами) к выбору занятий юридическими специальностями (Э.С.Бордин, У.Мозер). Схожие установки в отношении ранней фиксации потребностей (фиксируется то, что фрустрируется) проявляются в теории профессионального развития Э.Роу. Среди методов, при помощи которых диагностируют индивидуальные особенности профессионального развития, наиболее распространено интервьюирование в условиях профконсультации; в психоаналитической традиции широко используется толкование биографий и автобиографий, Роршахдиагностика; в подходе Д.Сьюпера впервые началось использование стандартизованных методов диагностики профессиональной Яконцепции и профессиональных установок. Все большее распространение получают стандартизованные биографические опросники (используемые также при профотборе), в которых оцениваются профессиональная мобильность и повышение квалификации, социальная активность, восприятие своих возможностей, удовлетворенность трудом и пр. (Ф.Кассенс). Литература. RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y.:Wiley. 1956; SuperD., BahnM.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971; (Hrsg.) SeifertK.H., EckhardtH.H., JaideW. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen: Hogrefe. 1977 781 p.; КудрявцевТ.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ. 1985; SeifertK.H. Berufliche Laufbahnentwicklung // (Hrsg.) SargesW., FrickeR. Psychologie fur die Erwachsenbildung Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffe. Gottingen: Hogrefe, 1987.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Стратегия срезов

Стратегия срезов процедура исследования развития какойлибо психической функции посредством сравнения показателей этой функции, в группах детей, которые отличаются по возрасту, а все другие показатели максимально уравнены. Первоначально была разработана американским ученым А.Гезеллом . В рамках его подхода, срезы, делаемые для ранних возрастов, должны быть более частыми, чем для...

Стратометрическая концепция коллектива

Стратометрическая концепция коллектива социальнопсихологическая теория структурообразования коллектива, разработанная А.В.Петровским на основе деятельностного принципа . Она основана на предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития, в частности коллективы, имеют значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы. В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на которой выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность , смысл которой определяется ее содержательными, общественноэкономическими аспектами. На уровне первой, мотивационной...

Страх

Страх состояние, которое возникает прежде всего в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П.Павлова и Дж.Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности , или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией . По Х.Айзенку , предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и...

Страх жизни

Страх жизни (Lebensangst) состояние экзистенциального плана, характеризующееся опасением потерять смысл жизни. Это состояние часто не осознается достаточно ясно, но проявляется в виде кардиофобии или ипохондрии. Ф.Лерш рассматривал его как основу любого вида страха, не имеющего четкую...

Страх экзамена

Страх экзамена форма страхов . Напряженное ожидание индивидом проверки тех или иных его способностей. Характеризуется тревожными ощущениями, связанными с возможным провалом. Достигая невротического уровня, страх экзамена приводит к торможению всех продуктивных процессов, обеспечивающих достижения, и тем самым приводит к реализации неблагоприятного прогноза. Интерпретируется как результат бессознательного соотнесения предстоящей проверки с экстремальными ситуациями, уже бывшими в жизни индивида и предъявившими к его способностям особые требования, а кроме того несшими большой эмоциональный заряд (разрыв с любимым человеком, болезнь, наказание и т.п.). В рамках психоанализа страх экзамена рассматривается как проявление Эдипова комплекса , в котором экзаменатор выступает в качестве того, на которого...

Стремление

Стремление мотив , который не представлен субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает динамическая сторона деятельности...

Стресс

Стресс понятие, введенное Г.Селье в 1936г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной...

Стрессоры

Стрессоры внешние или внутренние воздействия, приводящие к возникновению стрессовых состояний. К ним могут относиться сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки,...

Строгая изоляция

Строгая изоляция экспериментальный прием, при помощи которого исследуется влияние изоляции на человека и который характеризуется максимальным устранением действия всяческих раздражителей. При этом при помощи различных технических приемов (например, за счет погружения в аморфную среду или нахождения в замкнутых кабинах малого объема) происходит снижение работы зрения, слуха,...

Структура интеллекта по Айзенку

Структура интеллекта по Х.Айзенку (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) модель интеллекта . Выделяется такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых определяется уровень...

Структура интеллекта по Гарднеру

Структура интеллекта по Х.Гарднеру (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) модель интеллекта . Состоит из независимых друг от друга модулей. Это следующие модули: формальнолингвистический, пространственный, логикоматематический, музыкальный, двигательный, межличностный, внутриличностный. В разных культурах делается акцент на формировании разных модулей. Каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями: восприятие, запоминание, учение. Литература. GardnerH.E. Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences. Basic book, 1983; ПинильосХ.Л. Человеческий потенциал и его реализация // Перспективы. 1990, N1,...

Структура интеллекта по Р. Кеттелу

Структура интеллекта по Р.Кеттелу факторноаналитическая теория, в которой выделяется два вида интеллекта : текучий (fluid), который существенно зависит от наследственности и играет роль в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям, и кристаллизованный (cristallized), в котором отражен прошлый опыт. Кроме общих факторов интеллекта в этом подходе выделяются отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов , как например фактор визуализации, а также факторыоперации, которые соответствуют специальным факторам Спирмена. Как показали его исследования с возрастом, особенно после 4050 лет происходит снижение показателей текучего интеллекта, но не...

Структура интеллекта по Р. Стернбергу

Структура интеллекта по Р.Стернбергу классификация, в которой выделяется три вида мыслительных процессов: 1.Вербальный интеллект , который характеризуется запасом слов, эрудицией, умением понимать прочитанное; 2.Способность решать проблемы; 3.Практический интеллект как умение добиваться поставленных...

Структура интеллекта по Торренсу

Структура интеллекта по Э.П.Торренсу (от лат. structura взаиморасположение и intellectus ум) модель интеллекта . Выделяется такие элементы, как вербальное понимание, пространственные представления, индуктивные рассуждения, счетная способность, память, перцептивная быстрота, речевая беглость. Литература. TorranceE.P. Developing creative thinking through school experience // (Ed.) ParnesS.J. HardingH.F. A Source Book of creative Thinking. N.Y., 1962; TorranceE.P. Education and creativity // (Ed.) TaylorC.W. Creativity: Progress and Potential. N.Y.,...

Структура интеллекта по Ч. Спирмену

Структура интеллекта по Ч.Спирмену факторноаналитическая теория генерального фактора, в которой интеллект рассматривается как некая умственная энергия, уровень которой определяет успешность решения тестовых заданий любого характера. В соответствии с этой теорией генеральный фактор интеллекта имеет наибольший вес при выполнении задач на абстрактные отношения, а наименьший при выполнении сенсорных задач. Кроме генерального существуют также и групповые факторы интеллекта, к которым можно отнести механическую, лингвистическую, математическую компетентность, а также специальные факторы, которые делают свой вклад лишь в отдельные интеллектуальные...

Структура творческой одаренности Матюшкина

Структура творческой одаренности А.М.Матюшкина В единой интегративной структуре одаренности выделяются следующие компоненты: доминирующая роль познавательной мотивации; исследовательская творческая активность, выражающееся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Литература. МатюшкинА.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, N6,...

Структурирование

Структурирование стратегия запоминания, при которой элементы запоминаемой информации связываются по какомуто логическому основанию в целостные...

Структурная психология

Структурная психология направление в психологии, развивавшееся Э.Титченером на основе идей В.Вундта в противовес функциональной психологии . Задачей психологии, по его мнению, является не анализ роли, выполняемой сознанием в поведении , а обнаружение элементарных структур сознания, не поддающихся дальнейшему расчленению, выяснение законов объединения этих частей, а также раскрытие связи психологических элементов с физиологическими процессами. Эта задача решалась прежде всего при помощи метода аналитической интроспекции...

Стыд

Стыд негативная эмоция, свидетельствующая о возможности потери самоуважения. При его переживании акцентируется самосознание, и индивид начинает воспринимать себя как маленького, беспомощного, скованного, глупого, ни к чему не годного и не способного. Исходно, к переживанию стыда ведут ситуации социального неодобрения неудач...

Сублимация

Сублимация форма психологической защиты . Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональное развитие