Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Психология

Давыдов В.В. Психология



Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов. На разных стадиях филогенетического развития психики в теле животных выделился специализированный орган нервная система и мозг, определенной функцией которых является психика. Мозг как особая часть тела человека является органом его психики (сознания). Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественноисторическую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов. К.Маркс, характеризуя связь идеальных образов с общественным характером труда человека, писал: ...Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой он осуществляет вместе с тем и сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и который он должен подчинить свою волю (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.189). Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественноисторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного. Ориентация поведения животного и деятельности человека осуществляется различными по содержанию нуждами, потребностями, эмоциями и целями, а также образами различного типа перцептивными, мнемическими и интеллектуальными. В основе поведения животных лежат их инстинкты, т.е. единство врожденных нужд и потребностей с врожденными же способами их удовлетворения. Деятельность человека, сохраняя врожденность органических нужд и потребностей, вместе с тем не имеет врожденных способов их удовлетворения, т.е. не имеет инстинктивной основы. Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественнокультурное происхождение. Сознательный характер деятельности человека определяет своеобразие его перцептивных, мнемических и интеллектуальных образов, своеобразие его чувств и воли (например, люди в отличие от всех животных обладают воображением и абстрактноречевым мышлением). Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.). В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории потребности, образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива и т.д. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основание, стволом всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (возрастная психология, дифференциальная психология, зоопсихология, инженерная психология, медицинская психология, нейропсихология, общая психология, патопсихология, психогенетика, психодиагностика, психосемантика, психология искусства, психология спорта, психология труда, психология управления, психотерапия, психофизиология, социальная психология, сравнительная психология и др.). Дифференциальноинтеграционные процессы, превратившие психологию в куст отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Исторический очерк. Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозномифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином душа). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь? Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие. Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих так или иначе объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что всетаки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности. Парадоксальность описка состоит в том, что он сочетает в себе возможное и действительное. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты О душе, Происхождение животных и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: (Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным) (Аристотель. О душе. М., 1937, с.42). Предвидение это усмотрение возможности. Реальные действия субъекта, обладающего психикой (душой), осуществляют то, что может быть создано в самой действительности. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем, в будущем, которого еще нет! Образ будущего, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта. Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: Ожидание относится к вещам будущим, память к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет (Августин. Творения. Киев, 19001905, ч.2, с.302303). В XVIIXVIIIвв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р.Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т.Гоббс создает теорию ассоциаций как закономерных связей психических явлений, определяемых связями телесных явлений. В XVIIIв. была поставлена проблема различных уровней нервнопсихической организации (Д.Дидро, П.Ж.Кабинис и др.) и проблема развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (К.Гельвеций). В психофизиологии XIXв. Г.Гельмгольц показал недостаточность анатомофизиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют бессознательные умозаключения. Ч.Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В.Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии). На рубеже XIXXXвв. сложился созданный З.Фрейдом психоанализ, исследующий сферу бессознательного (неосознаваемого в психике человека). В начале XXв. важным течением психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать динамику внешних телесных реакций на стимул. Это направление стремилось найти всем проявлениям психики чисто поведенческие эквиваленты (мышление реакции речевого аппарата; чувство реакции внутренних органов и т.п.). Другой влиятельной школой в психологии выступила гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психики. В 3070гг. сложилась научная школа Ж.Пиаже, изучающая становление интеллектуальных структур в процессе онтогенеза (представителя этой школы начали широко исследовать достижения математической логики). В середине века в недрах психоанализа возник неофрейдизм, связывающий бессознательную психику с социальными факторами (Э.Фромм и др.). Возникла так называемая гуманистическая психология, утверждающая, что использование объективных методов изучения личности ведет ее к дегуманизации (А.Маслоу и др.). В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 2030гг. была разработана культурноисторическая теория психического развития человека (научная школа Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и др.). В научных школах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н.Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна и др.). Серьезное воздействие на развитие мировой психологии оказывает происшедшая в условиях современной научнотехнической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являющихся прежде уникальным достоянием человеческой психики функции накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретикоинформационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению в нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логикоматематического аппарата, компьютеров и других средств. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научнотехнический прогресс. Изучение проблем искусственного интеллекта, с одной стороны, творчества с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как функциональных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическом анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дельнейшего развития. Литература. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. В 2х тт. М., 1980. БернштейнН.А. Физиология движений и активность. М., 1990. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6ти тт. М., 19821984. ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983. ПиажеЖ. Избранные психологические труды. М., 1969. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. М., 1989. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961. Экспериментальная психология: Пер. с фр. 15 тт. Ред.сост. П.Фресс и Ж.Пиаже. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. М., 1985. MisiakH., SextonV. History of Psychology. N.Y.L., 1968. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Субъективное семантическое пространство

Субъективное семантическое пространство (от лат. subjectum подлежащее и греч. semantikos обозначающий) система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Если принять определенные допущения, в частности о независимости данных категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве, которое получает свою характеристику в системе координатных осей, на основании которых вычисляется расстояние между...

Суггестивная терапия

Суггестивная терапия (от лат. suggestio внушение) форма психотерапии . В ней устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка курение безразлично, но не курить больше не хочется). Наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках,...

Судебная психология

Судебная психология отрасль юридической психологии, изучающая закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебноследственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания...

Суждение

Суждение выражение элементов чувственного опыта в общезначимой словесной...

Суицид

Суицид (от лат. sui себя + caedere убивать) поведение, имеющее цель самоубийство. В большинстве случаев осуществляется как форма агрессии против собственного Я. Характерен прежде всего для психических больных, в значительно меньшей степени встречается у индивидов с пограничными расстройствами и психически здоровых. Наиболее типичным состоянием перед суицидом является депрессия, кроме того непосредственным стимулом обычно выступает конкретная стрессовая ситуация. Литература. RasselA. Suicide. Toronto, 1968; StengelE., CookN.G. Attempted Suicide. L., 1958; КонончукН.В. О психологическом смысле суицидов // Психологический журнал. 1989, N5,...

Сукцессивное опознание

Сукцессивное опознание отнесение воспринимаемого предмета к какомулибо классу в результате развернутого анализа его...

Сумеречное помрачение сознания

Сумеречное помрачение сознания нарушение в деятельности сознания. Характеризуется глубокой дезориентировкой в окружающем мире при относительном сохранении логической последовательности действий . Сопровождается яркими и устрашающими галлюцинациями , возникают сильные аффекты страха, злобы и тоски и проявляется склонность к агрессивным...

Сурдопсихология

Сурдопсихология (от лат. surdus глухой) отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с недостатками слуха, в частности в условиях специального обучения. При нарушении слуха не только существенно затрудняет формирование речи и словесного мышления , но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Основной задачей сурдопсихологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых могут быть преодолены недостатки слуха, получено достаточное образование, обеспечено участие в трудовой...

Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека

Введение. Актуальность исследования. Современный этап культурноисторического развития, по мнению исследователей из различных областей науки о человеке, практически во всех его аспектах психологически воспринимается людьми как переживание кризиса, одного из переломных моментов истории. Этот проявляется в ожидании надвигающейся экологической катастрофы, перенаселения планеты, эпидемий неизлечимых болезней, как чувство тревоги, неуверенности в завтрашнем дне изза экономических кризисов, распространения локальных военных конфликтов и нарастания скорости изменений происходящих в мире, в целом. Важнейшей составляющей этого переживания является ощущение общего падения нравов, обнаруживающее себя и в сфере высших ценностей, в частности, в проблемах, возникающих в связи с нарушением прав человека, в конфликтах внутри традиционных верований...

Сухотка спинная

Форма позднего нейросифилиса. Возникает через 5 - 10, иногда 15 - 20 лет после заражения сифилисом. Поражается спинной мозг, его задние столбы и корешки. Морфологически - воспалительные, а затем дегенеративные изменения паренхимы, происходит распад миелина и аксонов. Поражаются также черепно-мозговые и спинальные нервы. Основная симптоматика - нарушения походки, атаксия, угасание рефлексов, парестезии, выпадение глубокой чувствительности, болевые симптомы (стреляющие боли в ногах), симптом Аргайдла Робертсона, тазовые и трофические расстройства, вегетативные кризы. Психически - астения, снижение памяти, вниманмя, аффективная лабильность, аффективные колебания, изменения характера, иногда - галлюцинаторно-бредовые непродолжительные состояния. Возможно присоединение симптоматики прогрессивного паралича (табопаралич). Реакция Вассермана положительная, реакция Ланге по...

Схема отношений дети-родители Шефера и Белла

Авторы . Е.С.Шефер (Schaefer) и Р.К.Белл (Bell), 1958. В результате факторноаналитических исследований были получены два фактора отношений детиродители: автономия контроль и любовь ненависть. На основе этой модели описываются типы родительского поведения. Холодные отношения служат предпосылкой отвергающего типа воспитания (небрежение, отвержение); теплые принимающего тип воспитания (полное заботы, попустительствующее); эмоционально центрированный на ребенке тип воспитания (сверхтребовательное или сверхопекающее) может возникать и при холодных, и при теплых отношениях. В качестве средства диагностики используется PARIтест, который имеет 23шкалы по...

Т–группа

Тгруппа (от англ. traininggroup тренинггруппа) форма психотерапии . Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их. Литература: (Eds.) BrandfordL., GibbJ., BenneK. TGroup Theory and Laboratory Method. N.Y.,...

Табакокурение

Вредная привычка, самая распространенная форма токсикомании. При табакокурении в организм попадает токсичный алкалоид никотин; длительное злоупотребление приводит к выраженной соматической патологии (со стороны сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта). Доказано канцерогенное влияние табакокурения, проявляющееся, в первую очередь, в росте злокачественных заболеваний дыхательных путей среди курящих. Существует психологическое привыкание к никотину, на поздних этапах — снижение толерантности к нему....

Табопаралич

Табопаралич (лат. tabes dorsalis + паралич). Сочетание спинной сухотки с прогрессивным параличом. Характеризуется сравнительно медленным, по сравнению с прогрессивным параличом, нарастанием слабоумия. Спинномозговые симптомы проявляются раньше, чем паралитическая деменция (иногда на 5-10 лет). Картина прогрессивного паралича чаще соответствует его дементной форме, однако возможны симптомокомплексы, характерные для экспансивной, ажитированной и депрессивной форм. Часто наблюдаются зрительные галлюцинации,...

Табофобия

Табофобия (табес + фобия). Навязчивый страх, боязнь заболеть спинной сухоткой. В настоящее время встречается крайне...

Табу

Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие табу было введено S. Freud (1913) в психоанализ, как противоположное «обычному», «общедоступному». При этом различались его позитивный («святой», «освященный») и негативный («жуткий», «опасный», «нечистый») аспекты. В табу виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между табу и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-«Я», цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и...

Таката—Ара реакция

Таката—Ара реакция (Takata M., Aга К.). Коллоидная реакция. При добавлении к подщелоченному ликвору растворов сулемы и фуксина в норме наблюдается смесь фиолетового цвета. При просветлении жидкости и выпадении осадка реакцию обозначают как метасифилитическую (прогрессивный паралич), при окрашивании в красный цвет - как...

Таксисы

Таксисы (от греч. taxis порядок, расположение) инстинктивная форма пространственной ориентации животных, в соответствии с которой они начинают двигаться либо по направлению к благоприятным, жизненно необходимым элементам окружающей среды (положительные таксисы), либо от неблагоприятных (отрицательные таксисы). Выделяют фототаксисы как реакции на свет, хемотаксисы на химические раздражители, термотаксисы на температурные изменения, геотаксисы на силу тяжести, гидротаксисы на течение жидкостей. Для одноклеточных и многих низших многоклеточных животных характерны ортотаксисы как реакции на ускорение или замедление передвижения и клинотаксисы как реакции на изменение направления передвижения на определенный...

Тактильная агнозия

Тактильная агнозия нейропсихологическое нарушение, описанное G.Delay в 1935г. Характеризуется потерей способности к адекватному восприятию предметов на ощупь при достаточной степени адекватности отдельных тактильных ощущений (ощущений формы, массы, температуры). Агнозия тактильная возникает при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария. При астереогнозе происходит нарушение узнавания формы предмета на ощупь. При анхилогнозии страдает интеграция в целостный образ текстурных признаков предмета. При аморфогнозии нарушается узнавание формы предмета. При соматоагнозии нарушается восприятие образа собственного...

Тактильные ощущения

Тактильные ощущения форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Психология