ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.
Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.
В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.
В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.
В 1910 году женился.
1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.
1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.
Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.
В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.
Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.
Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.
В 1916 году назначен ассистентом по психологии.
В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.
Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.
В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.
После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против
тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой
гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.
В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.
Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.
В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.
В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.
Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.
Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.
Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);
"Духовная ситуация эпохи" (1931);
“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);
"Экзистенциальная философия" (1938);
“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);
“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);
"Философская вера" (1948);
"О происхождении и цели истории" (1949);
“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);
"Философия и мир" (1958);
“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);
“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);
"Куда идет Федеративная республика" (1966)
“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.
ЛИТЕРАТУРА
Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969
Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990
Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991
Ясперс К. Философская вера. М., 1992
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996
По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.
Амимия (от греч. a отрицат. частица и mimikos мимика) ослабление или торможение лицевой экспрессии, возникающее при заболеваниях нервной системы, при некоторых психических заболеваниях. Амимия, возникающая при поражении экстрапирамидной системы, является проявлением нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. При поражении лобных долей мозга амимия обусловлена нарушениями эмоциональной сферы и входит в лобный...
Амнезия частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую...
Амнезия раннего детства отсутствие воспоминаний, связанных с первыми тремя годами жизни человека. В рамках концепции З.Фрейда интерпретировалась как вытеснение сексуальных побуждений в бессознательное. Согласно современным взглядам, обусловлена отсутствием в этом возрасте личностного контекста, за счет которого в дальнейшем возникает возможность категоризации...
Амок этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется внезапным возникновением панических состояний с изменением сознания по типу сумеречного и неконтролируемым стремлением двигаться в одном направлении, круша и ломая все, что стоит на пути, и убивая тех, кто мешает этому движению. Продолжается до тех пор, пока больного не остановят другие, или он не упадет от бессилия. В психологической картине приступа отмечается регрессия поведения, когда на первый план всплывают инфантильные агрессивные реакции, проявляющиеся в виде автоматизмов (Van LoonF. Amok and latah, J. O. Abnormal and Social Psychology, 1928, 9, p. 264276). Слово амок малайского происхождения и имеет значение неистово нападать, сам же синдром...
Амплификация (от лат. amplificatio распространение, расширение) техника работы со сновидениями в бодрствующем состоянии, автор К.Г.Юнг . Прообразом этого процесса служит стилистическая фигура, состоящая из нанизанных друг на друга синонимических определений, сравнений, образных выражений, с целью усиления выразительности высказывания. Содержание снов осмысливается за счет свободных ассоциаций и через мифологическое их толкование. Происходит сравнение отдельных мотивов сна индивида с аналогичными по смыслу произведениями литературы (саги, мифы), живописи, традиционными символами. Предполагается, что при применении этой техники происходит развитие личности изза осознания той части души, которая была до сих пор скрыта. Расширение сознания индивида и его упорядочивание происходит в контексте смыслов сна. Противоположна...
Амтхауэр (Amthauer) Рудольф (род. 1920) немецкий психолог. Преимущественное внимание уделял проблеме структуры интеллекта. Разработал тест структуры интеллекта. Сочинения. Intelligenz und Beruf. 1953; Zum Problem der produktiven Begabung....
Амузия ( от греч. а отрицат. частица и musikos музыкальный) утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Проявляется в неузнавании известных музыкальных произведений, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков (аритмия). Часто амузия сочетается со слуховой агнозией , при которой перестают различаться обычные звуки или...
Анаклизия психоаналитическое понятие, обозначающее чрезмерную эмоциональную зависимость индивида от других людей. У индивида появляется ощущение, что его мысли, чувства , побуждения возникают синхронно с появлению таких же состояний у людей, с которыми индивид находится в анаклитической связи. Этот феномен интерпретируется как регрессия поведения до стадии единства индивида с его матерью, когда такая связь является естественной. В том случае, если анаклитическая связь обрывается резко и очень рано (например, при помещении ребенка в лечебное заведение без возможностей контакта с матерью или ее заместителем), то вероятно развитие анаклитической депрессии , характеризующейся необратимыми психическими нарушениями ( Р.Спитц ). Литература...
Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное...
Анализ бытия (Existentialanalyse) форма психотерапии , автор Л.Бинсвангер . Представляет собой синтез психоанализа З.Фрейда и философии М.Хайдеггера. Этот метод выступал исходным для разработки В.Франклом его логотерапии...
Анализатор термин, введенный И.П.Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какойлибо одной модальности. Существуют: зрительный , слуховой , обонятельный , вкусовой , кожный, вестибулярный , двигательный анализаторы , анализаторы внутренних органов. В анализаторе выделяют три отдела: 1.Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2.Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы; 3.Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий. Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних...
Аналитическая гипотеза формирования вкусовых ощущений теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым химический стимул, воспринимаемый как вкусовой, взаимодействует с белковоподобным веществом вкусового рецептора, за счет чего образуется некоторое вещество, концентрация которого определяет величину нервного возбуждения. Эта гипотеза находит все больше подтверждений. Обнаружено, что во вкусовых сосочках существуют фракции белковых макромолекул, входящие в реакцию со сладкими и горькими веществами, сила которой зависит от концентрации вкусового вещества и порога чувствительности к...
Аналитическая интроспецкия интроспективный метод, разработанный в школе Э.Титченера . Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам...
Аналитическая психология направление неофрейдизма , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г.Юнг . Это учение основано на понятии коллективного бессознательном , в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурноисторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения , соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо . Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной...
Анальная стадия психосексуального развития (от лат. anus задний проход) второй этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднего прохода и удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Проходит со второго по третий год...
Анальный характер (от лат. anus задний проход) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая в своем развитии зафиксировалось на анальной стадии психосексуального развития. Виды: анальноудерживающий тип характеризуется скупостью, упрямством, запасливостью; анальноагрессивный тип характеризуется враждебностью, беспорядочностью,...
Анамнесис (греч. anamnesis) античное понятие, обозначающее припоминание. Это понятие явилось центральным в теории познания Платона . По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ человеческой душе и в которым она находилась в единстве до своего воплощения в земное тело. В соответствии с этим, познание предметов есть припоминание идей, соответствующих этим предметам. От этого понятия образован термин...
Ананьев Борис Герасимович (1907 1972) отечественный психолог, предложивший систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке (как индивиде, личности и индивидуальности ). Осуществлял также исследования в области чувственного восприятия , психологии общения , восстановления работоспособности...
Анартрия (от греч. anarthros нечленораздельный, невнятный) расстройство речи изза нарушения артикуляции, возникающее вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в...
Анастази (Anastasi) Анна (род. 1908, НьюЙорк) американский психолог. В 1930г. получила научную степень в Колумбийском университете. Работала психологоминструктором в колледже Бернарда. С 1947г. работала в университете Фордхам, здесь профессор (1951) и руководитель (1968) психологического факультета. Президент Американской психологической ассоциации (197172). Занималась проблемами дифференциальной психологии, формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий его воспитания. Разработала ряд психологических тестов. Сочинения. Differential Psychology. 1937; Psychological Testing. 1954; в рус. пер.: Психологическое тестирование. Т.12, М., 1982; Filds of Applited...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]