Exit Project: Глоссарий: Закаливание

Закаливание



Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает.
Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе (см. Аэротерапия) и применения водных процедур (см. Водолечение). Наиболее эффективны и удобны водные процедуры - обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры. Постепенно температуру воды понижают, а продолжительность процедуры увеличивают. Большую пользу приносят также купания. Такие водные процедуры, как моржевание, т.е. купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева организма, не привычного к жаре (см. Перегревание организма, Тепловой удар). Закаливание высокой температурой воздуха проводится посредством дозированного пребывания на открытом воздухе в жаркие и солнечные дни, жаровоздушных ванн в бане-сауне. В результате многократного и длительного воздействия на организм высоких температур окружающего воздуха устойчивость организма к жаре повышается за счет усиления потоотделения и изменения состава пота (повышение содержания жировых веществ, уменьшение концентрации хлоридов), а также вследствие снижения теплоообразования. Усиление теплоотдачи у людей, закаленных в отношении действия высоких температур, обусловливает лишь умеренное учащение у них пульса во время работы в условиях жаркого климата; работоспособность у них сохраняется, несмотря на жару. Возможно также одновременное З. к теплу и холоду (см. Бани).
Для развития устойчивости организма к пониженному атмосферному давлению чаще всего используют восхождение в горы, в частности применяют метод так называемой ступенчатой акклиматизации: нахождение в течение определенного времени и тренировка в альпинистских лагерях, расположенных на разных высотах, начиная с меньшей. С этой целью используют также тренировку в барокамерах.
Закаливание солнечным облучением, применяемое с целью общеукрепляющего воздействия и для предупреждения и устранения ультрафиолетовой недостаточности, требует определенной осторожности и точного дозирования (см. Гелиотерапия).
Режим для закаливания с учетом возраста и состояния здоровья обязательно устанавливает врач. При ухудшении самочувствия (инфекционная болезнь, переохлаждение и др.) закаливающие процедуры временно прекращают, а после выздоровления возобновляют, используя методику начального периода закаливания.
Закаливание в пожилом возрасте надо проводить особенно осторожно, под тщательным врачебным контролем. Следует учитывать снижение адаптивных свойств организма в этом возрасте, а также более медленное восстановление физиологических функций после нагрузок. Предпочтение надо отдавать различным закаливающим процедурам на воздухе - воздушным ваннам на верандах, балконах, в тени деревьев или под тентом (летом). Солнечные ванны следует принимать, используя рассеянный солнечный свет. Полезно постепенно переходить к прогулкам в облегченной одежде. Физические упражнения следует завершать водными процедурами - обтиранием, обливанием (или душем) тепловатой водой или водой комнатной температуры, а в теплое время года - непродолжительным купанием при температуре питьевой воды не ниже 20—22°.
Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы. Дети с недостаточным питанием (см. Дистрофия у детей), рахитом, повторными или хроническими заболеваниями особенно нуждаются в закаливающих процедурах. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует очень внимательного подхода. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка при любых заболеваниях. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями, при которых нарушается газообмен: врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической пневмонией, бронхиальной астмой. При проведении общих воздушных ванн в помещении ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды. Воздушные и солнечные ванны строго дозируют, дети принимают их в положении лежа, при этом положение тела ребенка меняют через определенные промежутки времени.
Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды от исходной (35—36°) снижают очень медленно и лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом (см. Диатезы), водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. О закаливании детей различного возраста см. Ясельный возраст, Грудной ребенок, Дошкольный возраст, Школьный возраст.
Библиогр.: Воровин Н.М., Основы медицинской и биологической климатологии, с. 216, 227, М., 1981; Курортология и физиотерапия, под ред. В.М. Боголюбова, т. 1, с. 66, М., 1985; Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека, Л., 1965, библиогр.; Спирина В.П. Закаливание детей, М., 1972.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Амимия

Амимия (от греч. a отрицат. частица и mimikos мимика) ослабление или торможение лицевой экспрессии, возникающее при заболеваниях нервной системы, при некоторых психических заболеваниях. Амимия, возникающая при поражении экстрапирамидной системы, является проявлением нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. При поражении лобных долей мозга амимия обусловлена нарушениями эмоциональной сферы и входит в лобный...

Амнезия

Амнезия частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую...

Амнезия раннего детства

Амнезия раннего детства отсутствие воспоминаний, связанных с первыми тремя годами жизни человека. В рамках концепции З.Фрейда интерпретировалась как вытеснение сексуальных побуждений в бессознательное. Согласно современным взглядам, обусловлена отсутствием в этом возрасте личностного контекста, за счет которого в дальнейшем возникает возможность категоризации...

Амок

Амок этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется внезапным возникновением панических состояний с изменением сознания по типу сумеречного и неконтролируемым стремлением двигаться в одном направлении, круша и ломая все, что стоит на пути, и убивая тех, кто мешает этому движению. Продолжается до тех пор, пока больного не остановят другие, или он не упадет от бессилия. В психологической картине приступа отмечается регрессия поведения, когда на первый план всплывают инфантильные агрессивные реакции, проявляющиеся в виде автоматизмов (Van LoonF. Amok and latah, J. O. Abnormal and Social Psychology, 1928, 9, p. 264276). Слово амок малайского происхождения и имеет значение неистово нападать, сам же синдром...

Амплификация

Амплификация (от лат. amplificatio распространение, расширение) техника работы со сновидениями в бодрствующем состоянии, автор К.Г.Юнг . Прообразом этого процесса служит стилистическая фигура, состоящая из нанизанных друг на друга синонимических определений, сравнений, образных выражений, с целью усиления выразительности высказывания. Содержание снов осмысливается за счет свободных ассоциаций и через мифологическое их толкование. Происходит сравнение отдельных мотивов сна индивида с аналогичными по смыслу произведениями литературы (саги, мифы), живописи, традиционными символами. Предполагается, что при применении этой техники происходит развитие личности изза осознания той части души, которая была до сих пор скрыта. Расширение сознания индивида и его упорядочивание происходит в контексте смыслов сна. Противоположна...

Амтхауэр Рудольф

Амтхауэр (Amthauer) Рудольф (род. 1920) немецкий психолог. Преимущественное внимание уделял проблеме структуры интеллекта. Разработал тест структуры интеллекта. Сочинения. Intelligenz und Beruf. 1953; Zum Problem der produktiven Begabung....

Амузия

Амузия ( от греч. а отрицат. частица и musikos музыкальный) утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Проявляется в неузнавании известных музыкальных произведений, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков (аритмия). Часто амузия сочетается со слуховой агнозией , при которой перестают различаться обычные звуки или...

Анаклизия

Анаклизия психоаналитическое понятие, обозначающее чрезмерную эмоциональную зависимость индивида от других людей. У индивида появляется ощущение, что его мысли, чувства , побуждения возникают синхронно с появлению таких же состояний у людей, с которыми индивид находится в анаклитической связи. Этот феномен интерпретируется как регрессия поведения до стадии единства индивида с его матерью, когда такая связь является естественной. В том случае, если анаклитическая связь обрывается резко и очень рано (например, при помещении ребенка в лечебное заведение без возможностей контакта с матерью или ее заместителем), то вероятно развитие анаклитической депрессии , характеризующейся необратимыми психическими нарушениями ( Р.Спитц ). Литература...

Анализ

Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное...

Анализ бытия

Анализ бытия (Existentialanalyse) форма психотерапии , автор Л.Бинсвангер . Представляет собой синтез психоанализа З.Фрейда и философии М.Хайдеггера. Этот метод выступал исходным для разработки В.Франклом его логотерапии...

Анализатор

Анализатор термин, введенный И.П.Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какойлибо одной модальности. Существуют: зрительный , слуховой , обонятельный , вкусовой , кожный, вестибулярный , двигательный анализаторы , анализаторы внутренних органов. В анализаторе выделяют три отдела: 1.Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2.Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы; 3.Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий. Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних...

Аналитическая гипотеза формирования вкусовых ощущений

Аналитическая гипотеза формирования вкусовых ощущений теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым химический стимул, воспринимаемый как вкусовой, взаимодействует с белковоподобным веществом вкусового рецептора, за счет чего образуется некоторое вещество, концентрация которого определяет величину нервного возбуждения. Эта гипотеза находит все больше подтверждений. Обнаружено, что во вкусовых сосочках существуют фракции белковых макромолекул, входящие в реакцию со сладкими и горькими веществами, сила которой зависит от концентрации вкусового вещества и порога чувствительности к...

Аналитическая интроспецкия

Аналитическая интроспецкия интроспективный метод, разработанный в школе Э.Титченера . Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам...

Аналитическая психология

Аналитическая психология направление неофрейдизма , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г.Юнг . Это учение основано на понятии коллективного бессознательном , в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурноисторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения , соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо . Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной...

Анальная стадия психосексуального развития

Анальная стадия психосексуального развития (от лат. anus задний проход) второй этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднего прохода и удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Проходит со второго по третий год...

Анальный характер

Анальный характер (от лат. anus задний проход) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая в своем развитии зафиксировалось на анальной стадии психосексуального развития. Виды: анальноудерживающий тип характеризуется скупостью, упрямством, запасливостью; анальноагрессивный тип характеризуется враждебностью, беспорядочностью,...

Анамнесис

Анамнесис (греч. anamnesis) античное понятие, обозначающее припоминание. Это понятие явилось центральным в теории познания Платона . По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ человеческой душе и в которым она находилась в единстве до своего воплощения в земное тело. В соответствии с этим, познание предметов есть припоминание идей, соответствующих этим предметам. От этого понятия образован термин...

Ананьев Борис Герасимович

Ананьев Борис Герасимович (1907 1972) отечественный психолог, предложивший систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке (как индивиде, личности и индивидуальности ). Осуществлял также исследования в области чувственного восприятия , психологии общения , восстановления работоспособности...

Анартрия

Анартрия (от греч. anarthros нечленораздельный, невнятный) расстройство речи изза нарушения артикуляции, возникающее вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в...

Анастази (Anastasi) Анна

Анастази (Anastasi) Анна (род. 1908, НьюЙорк) американский психолог. В 1930г. получила научную степень в Колумбийском университете. Работала психологоминструктором в колледже Бернарда. С 1947г. работала в университете Фордхам, здесь профессор (1951) и руководитель (1968) психологического факультета. Президент Американской психологической ассоциации (197172). Занималась проблемами дифференциальной психологии, формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий его воспитания. Разработала ряд психологических тестов. Сочинения. Differential Psychology. 1937; Psychological Testing. 1954; в рус. пер.: Психологическое тестирование. Т.12, М., 1982; Filds of Applited...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Закаливание