Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни, который способствует общественному и индивидуальному здоровью, является основой профилактики, а его формирование - важнейшей задачей социальной политики государства в деле охраны и укрепления здоровья народа.
Образ жизни человека отражает субъективную сторону в отличие от условий жизни людей (условия труда, быта, материальное положение, возрастно-половой состав населения, его расселенность, природно-климатические условия и др.), представляющих собой объективную сторону жизни общества.
С помощью эпидемиологических, социально-гигиенических и других современных исследований получены многочисленные доказательства прямого воздействия на здоровье людей условий и образа жизни. Чаще всего отрицательное влияние на здоровье оказывают негигиеническое, медицински и экологически неграмотное поведение, несоблюдение режима и распорядка дня, питания, труда, отдыха, употребление алкогольных напитков, курение, низкая физическая активность (гиподинамия), психоэмоциональные перегрузки и т.п., являющиеся в одних случаях причинами заболеваний, в других - факторами риска нарушения здоровья. Отрицательно сказывается и низкий уровень медицинской активности, к проявлениям которой можно отнести не только вредные для здоровья привычки, пассивное отношение к факторам риска заболеваний, нежелание бороться с ними, несоблюдение режима труда и отдыха, но и самолечение, позднее обращение за медпомощью, низкую санитарную грамотность, несоблюдение правил и норм общественной и личной гигиены, пренебрежительное отношение не только к своему здоровью, но и к здоровью окружающих.
Частью медицинской активности является так называемая оздоровительная, или профилактическая, активность. Так, значительная часть рабочих и служащих на промышленных предприятиях не желает своевременно проходить диспансерные осмотры, между тем при медицинском обследовании у многих из них обнаруживаются подлежащие лечению хронические заболевания. При этом далеко не все знают, что артериальная гипертензия и атеросклероз могут привести к инфаркту миокарда и являются угрозой мозгового инсульта. Другой пример: если женщина обращается впервые в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 нед.) и регулярно наблюдается весь период беременности, то вероятность перинатальной смертности минимальна (8-10 на 1000 родившихся); более позднее обращение в женскую консультацию и нерегулярное ее посещение приводит к значительному повышению риска потери ребенка (до 50—60 на 1000 родившихся). Одно из свидетельств низкой медицинской активности — поздние обращения за медпомощью. Исследования свидетельствуют, что родители почти 2/3 детей, больных острыми респираторными заболеваниями и гриппом, и более 60% детей, больных пневмонией, обращаются за медпомощью лишь на 6-й день от начала заболевания.
Негативные стороны образа жизни особенно опасны в условиях напряженных семейных отношений, распада семей, разводов, неполных семей, а также для здоровья одиноких, малообеспеченных лиц, пенсионеров и других групп риска. Преждевременные роды в 2-21/2 раза чаще наблюдаются у разведенных, одиноких женщин и женщин из семей с неустойчивыми, напряженными отношениями. Неблагоприятный психологический климат в семьях - важная причина повышенного риска хронической патологии. В таких семьях в 3-31/2 раза чаще, чем в благополучных, дети длительно и часто болеют. У лиц со злокачественными опухолями, профессиональными болезнями, остеохондрозом патологический процесс протекает более тяжело под негативным влиянием условий и образа жизни, о чем свидетельствуют исследования профпатологов и специалистов в области социальной гигиены. Очевидны большие трудности (особенно в связи с низкой медицинской активностью) на пути выполнения задачи формирования и соблюдения З. о. ж. имеющей не только тактическое, но и стратегическое значение в деле охраны и улучшения здоровья населения.
В Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здавоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года (1987 г.) говорится, что профилактическое направление было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. В основе профилактической деятельности должно лежать утверждение З. о. ж. каждого человека и всего общества. Кроме того, указывается на необходимость сознательного отношения к здоровью как к общенародному достоянию, которое должно стать нормой жизни и поведения всех советских людей. Формирование З. о. ж. и есть конкретный путь выполнения этого социального заказа. Естественно, что его реализация - это долгосрочная программа, требующая активного участия всего общества, всех его организаций и учреждений, а не только системы здравоохранения.
Подход к здоровому образу жизни как к основе профилактического направления требует пересмотра традиционных представлений о профилактике как совокупности мероприятий по предупреждению массовых, главным образом инфекционных и профессиональных, заболеваний, охране окружающей среды с помощью гигиенических мероприятий. Теперь наряду с этим (причем особое значение придается оздоровлению окружающей среды) акцент сделан на формирование здорового образа жизни как важнейшего средства предупреждения и преодоления причин и факторов риска хронически протекающих, неэпидемических заболеваний, ставших основой современной патологии в экономически развитых странах, и как первостепенного звена охраны и улучшения здоровья вообще.
Формирование здорового образа жизни - главная задача получающих все большее распространение территориальных и отраслевых программ «Здоровье», государственных, кооперативных центров и других учреждений по охране и улучшению здоровья, особенно оздоровительных комплексов, и важнейшая обязанность всей сети лечебно-профилактических учреждений, в первую очередь системы первичной медико-санитарной помощи - поликлиник, амбулаторий, женских консультаций, диспансеров и др. Важнейшим подразделением по организации здорового образа жизни должны стать отделения (кабинеты) профилактики поликлиник и особенно центры здоровья, создаваемые на основе реорганизации Домов санитарного просвещения. Задача координации медицинских мероприятий по обеспечению здорового образа жизни и научных исследований в этой области возложена на Всесоюзный центр профилактической медицины, который возглавляет работу по составлению и реализации в масштабах страны программы укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний.
Действенным рычагом формирования здорового образа жизни должно быть гигиеническое воспитание населения. Территориальные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметологические лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды здорового образа жизни различных медицинских учреждений (см. Служба формирования здорового образа жизни) основой содержания своей деятельности обязаны сделать пропаганду принципов формирования здорового образа жизни, воспитание системы поведенческих реакций, благотворно сказывающихся на здоровье всех людей начиная с младенческого возраста.
Формирование здорового образа жизни - всенародная задача, и работники здравоохранения, стоящие на форпосте этой общегосударственной программы, сами должны быть примером соблюдения здорового образа жизни Однако практика этого не подтверждает (не более 10% врачей регулярно занимаются утренней гигиенической гимнастикой, не менее 40% медиков курят).
Основные доступные для всех способы формирования здорового образа жизни предполагают искоренение вредных привычек, воспитание культуры общения, поведения, питания, соблюдение режима труда и отдыха, систематические занятия физической культурой и спортом, повышение общей санитарной культуры и гигиенических знаний.
Здоровый образ жизни направлен не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических и духовных интересов, возможностей человека, рачительное использование его резервов.
Библиогр.: Книга о здоровье, под ред. Ю. П. Лисицына, М., 1988.
Амимия (от греч. a отрицат. частица и mimikos мимика) ослабление или торможение лицевой экспрессии, возникающее при заболеваниях нервной системы, при некоторых психических заболеваниях. Амимия, возникающая при поражении экстрапирамидной системы, является проявлением нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. При поражении лобных долей мозга амимия обусловлена нарушениями эмоциональной сферы и входит в лобный...
Амнезия частичная утрата способности сохранять в памяти вновь проступающую...
Амнезия раннего детства отсутствие воспоминаний, связанных с первыми тремя годами жизни человека. В рамках концепции З.Фрейда интерпретировалась как вытеснение сексуальных побуждений в бессознательное. Согласно современным взглядам, обусловлена отсутствием в этом возрасте личностного контекста, за счет которого в дальнейшем возникает возможность категоризации...
Амок этноспецифический термин, обозначающий синдром. Характеризуется внезапным возникновением панических состояний с изменением сознания по типу сумеречного и неконтролируемым стремлением двигаться в одном направлении, круша и ломая все, что стоит на пути, и убивая тех, кто мешает этому движению. Продолжается до тех пор, пока больного не остановят другие, или он не упадет от бессилия. В психологической картине приступа отмечается регрессия поведения, когда на первый план всплывают инфантильные агрессивные реакции, проявляющиеся в виде автоматизмов (Van LoonF. Amok and latah, J. O. Abnormal and Social Psychology, 1928, 9, p. 264276). Слово амок малайского происхождения и имеет значение неистово нападать, сам же синдром...
Амплификация (от лат. amplificatio распространение, расширение) техника работы со сновидениями в бодрствующем состоянии, автор К.Г.Юнг . Прообразом этого процесса служит стилистическая фигура, состоящая из нанизанных друг на друга синонимических определений, сравнений, образных выражений, с целью усиления выразительности высказывания. Содержание снов осмысливается за счет свободных ассоциаций и через мифологическое их толкование. Происходит сравнение отдельных мотивов сна индивида с аналогичными по смыслу произведениями литературы (саги, мифы), живописи, традиционными символами. Предполагается, что при применении этой техники происходит развитие личности изза осознания той части души, которая была до сих пор скрыта. Расширение сознания индивида и его упорядочивание происходит в контексте смыслов сна. Противоположна...
Амтхауэр (Amthauer) Рудольф (род. 1920) немецкий психолог. Преимущественное внимание уделял проблеме структуры интеллекта. Разработал тест структуры интеллекта. Сочинения. Intelligenz und Beruf. 1953; Zum Problem der produktiven Begabung....
Амузия ( от греч. а отрицат. частица и musikos музыкальный) утрата способности понимать или исполнять музыку, писать и читать ноты, возникающее при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей) за счет нарушения музыкального слуха. Проявляется в неузнавании известных музыкальных произведений, в затруднении восприятия и воспроизведения ритмических сочетаний звуков (аритмия). Часто амузия сочетается со слуховой агнозией , при которой перестают различаться обычные звуки или...
Анаклизия психоаналитическое понятие, обозначающее чрезмерную эмоциональную зависимость индивида от других людей. У индивида появляется ощущение, что его мысли, чувства , побуждения возникают синхронно с появлению таких же состояний у людей, с которыми индивид находится в анаклитической связи. Этот феномен интерпретируется как регрессия поведения до стадии единства индивида с его матерью, когда такая связь является естественной. В том случае, если анаклитическая связь обрывается резко и очень рано (например, при помещении ребенка в лечебное заведение без возможностей контакта с матерью или ее заместителем), то вероятно развитие анаклитической депрессии , характеризующейся необратимыми психическими нарушениями ( Р.Спитц ). Литература...
Анализ (от греч. analysis разложение, расчленение) расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части. С анализа начинается любое научное...
Анализ бытия (Existentialanalyse) форма психотерапии , автор Л.Бинсвангер . Представляет собой синтез психоанализа З.Фрейда и философии М.Хайдеггера. Этот метод выступал исходным для разработки В.Франклом его логотерапии...
Анализатор термин, введенный И.П.Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какойлибо одной модальности. Существуют: зрительный , слуховой , обонятельный , вкусовой , кожный, вестибулярный , двигательный анализаторы , анализаторы внутренних органов. В анализаторе выделяют три отдела: 1.Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2.Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы; 3.Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий. Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних...
Аналитическая гипотеза формирования вкусовых ощущений теоретический конструкт, призванный объяснить возникновение того или иного вкуса, в соответствии с которым химический стимул, воспринимаемый как вкусовой, взаимодействует с белковоподобным веществом вкусового рецептора, за счет чего образуется некоторое вещество, концентрация которого определяет величину нервного возбуждения. Эта гипотеза находит все больше подтверждений. Обнаружено, что во вкусовых сосочках существуют фракции белковых макромолекул, входящие в реакцию со сладкими и горькими веществами, сила которой зависит от концентрации вкусового вещества и порога чувствительности к...
Аналитическая интроспецкия интроспективный метод, разработанный в школе Э.Титченера . Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам...
Аналитическая психология направление неофрейдизма , основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К.Г.Юнг . Это учение основано на понятии коллективного бессознательном , в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурноисторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как врожденного образца поведения , соответствующего различным пластам психики человека: животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является проявлением либидо . Кроме понятия коллективного бессознательного Юнг дал описание экстравертированной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертированной (направленной...
Анальная стадия психосексуального развития (от лат. anus задний проход) второй этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что доминирующими становятся эрогенные зоны заднего прохода и удовольствие начинает приносить контроль за деятельностью кишечника. Проходит со второго по третий год...
Анальный характер (от лат. anus задний проход) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая в своем развитии зафиксировалось на анальной стадии психосексуального развития. Виды: анальноудерживающий тип характеризуется скупостью, упрямством, запасливостью; анальноагрессивный тип характеризуется враждебностью, беспорядочностью,...
Анамнесис (греч. anamnesis) античное понятие, обозначающее припоминание. Это понятие явилось центральным в теории познания Платона . По его мнению, чувственный мир может быть воспринят лишь потому, что он является подобием мира идей, который единосущ человеческой душе и в которым она находилась в единстве до своего воплощения в земное тело. В соответствии с этим, познание предметов есть припоминание идей, соответствующих этим предметам. От этого понятия образован термин...
Ананьев Борис Герасимович (1907 1972) отечественный психолог, предложивший систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке (как индивиде, личности и индивидуальности ). Осуществлял также исследования в области чувственного восприятия , психологии общения , восстановления работоспособности...
Анартрия (от греч. anarthros нечленораздельный, невнятный) расстройство речи изза нарушения артикуляции, возникающее вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в...
Анастази (Anastasi) Анна (род. 1908, НьюЙорк) американский психолог. В 1930г. получила научную степень в Колумбийском университете. Работала психологоминструктором в колледже Бернарда. С 1947г. работала в университете Фордхам, здесь профессор (1951) и руководитель (1968) психологического факультета. Президент Американской психологической ассоциации (197172). Занималась проблемами дифференциальной психологии, формирования способностей, психологической диагностики. Рассматривала творчество в контексте жизни индивида, в частности условий его воспитания. Разработала ряд психологических тестов. Сочинения. Differential Psychology. 1937; Psychological Testing. 1954; в рус. пер.: Психологическое тестирование. Т.12, М., 1982; Filds of Applited...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]