Exit Project: Глоссарий: Гилфорд (Guilford) Джой Пол

Гилфорд (Guilford) Джой Пол



Гилфорд (Guilford) Джой Пол (7.3.1897, Аврора, шт. Небраска 1976) американский психолог. Образование получил в университете штата Небраска (19181924, бакалавр гуманитарных наук, 1922; магистр, 1924), в Корнеллском университете (19241926, доктор философии, 1927), позже снова в Небраске (доктор права, 1952) и в университете Южной Калифорнии (доктор социологии, 1962). С 1920г. по 1924г. работал в качестве ассистента преподавателя в университете Небраски, с 1924г. по 1926г. в Корнеллском университете, с 1926г. по 1927г. он преподаватель психологии в университете Иллинойса, с 1927г. по 1928г. он ассистент профессора психологии в университете Канзаса, с 1928г. по 1940г. ассоциированный профессор университета Небраски, параллельно директор Отдела образовательных исследований (19381940), с 1940г. по 1967г. профессор психологии университета Южной Калифорнии. Начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интровертов. Всемирную известность ему принесли исследования, в которых он, на основе использования тестов и факторного анализа, предпринял попытку математического построения модели творческой личности . Эта модель широко использовалась в дальнейшем для определения творческих способностей в американской науке и промышленности. В результате своих двадцатилетних исследований Гилфорд пришел к построению кубической модели структуры интеллекта , в которой было представлено три измерения: операции (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), содержание (изобразительный материал, символический, семантический и поведенческий), результаты (элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и делаемые выводы). Вместе с сотрудниками ему удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками этого куба (Analysis of Intelligence, N.Y., 1971 (совм. с HoepfnerR.)). Особый интерес в его исследованиях вызвали методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строго алгоритма решения и решаемые разными путями. В частности был создан Тест университета штата Юж.Калифорнии, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. Гилфорд трактовал личность как простое сочетание определенных индивидуальноспецифических черт. В соответствии с этим разработал тест Обзор темпераментов, позволяющий диагностировать: общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament, Psychological Monogr., 1956, 70 (совм. с ZimmermanW.S.)). В результате факторноаналитического исследования, первого в области изучения личности, пришел к достаточности выделения следующих мотивационных факторов: организмические потребности (голод, секс, потребность в движении), потребность в определенных параметрах среды (комфорт, чистота), потребности, связанные с работой (честолюбие, упорство), потребности, связанные с социальным положением (свобода, честность), социальные потребности, общие интересы (потребность в риске, в развлечениях) (Personality, N.Y., 1959). Первый стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (A factor analysis study of human interests, Psychological Monogr., 1954, 68 (et al.)). Литература .

Другие статьи : Габитус, Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия, Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь, Галантер (Galanter) Юджин, Галеантропия, Гален Клавдий, Галеропия, Галлервордена—Шпаца болезнь, Галль Франц, Галлюцинаторно–паранойяльный синдром, Галлюцинации, Галлюцинации абстрактные, Галлюцинации аделоморфные, Галлюцинации акустические, Галлюцинации антагонистические, Галлюцинации апперцептивные, Галлюцинации ассоциированные, Галлюцинации аутовисцероскопические, Галлюцинации ложные, Галлюцинации «ангельские», Галлюцинация, Гало-эффект, Гальперин Петр Яковлевич, Гальтон Френсис, Гамбринизм, Ганнушкин Петр Борисович, Гаптика, Гаптическое восприятие, Гартли Давид, Гартманн Хайнг, Гедонизм, Гезелл (Gesell) Арнольд, Геллап (Gallup) Джордж Горас, Геллерштейн Соломон Григорьевич, Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан, Гельмгольц Герман, Гемералопия, Гемианопсия, Гендерная роль, Генезис общения в онтогенезе, Генетика поведения, Генетическая эпистемология, Гениальность, Генитальная стадия психосексуального развития, Генитальный характер, Генотип, Гербарт Иоганн, Геринг (Hering) Эвальд, Гетерогенность живого движения, Геффдинг Харальд, Гештальт, Гештальт–качество, Гештальт-анализ, Гештальтпсихологическая концепция ощущений, Гештальтпсихология, Гештальттерапия, Гибсон Джеймс Джером, Гилозоизм, Гилфорд (Guilford) Джой Пол, Гиперкомпенсация, Гипермнезия, Гиперпатия, Гипертимия, Гиперэстезия, Гипноанализ, Гипноз абляционный, Гипнопедия, Гипнотизм, Гипнотическая анестезия, Гипокинезия, Гипомания, Гипомнезия, Гипотеза, Гипотеза вертикальной диадной связи, Гипотеза двойного кодирования, Гипотеза интерференции запоминаемого материла, Гипотеза лингвистической относительности, Гипотимия, Гипофизарное настроение, Гиппократ, Гисофобия, Глобальный оперативный образ, Глубинная психология, Глубинное зрение, Глубокие структуры мозга, Гоббс Томас, Гоклениус (Goclenius) Родольф, Голубева Эра Александровна, Гольдштейн (Goldstein) Курт, Гомеостаз, Гомеостат, Гомосексуализм, Гомофобия, Горбов Федор Дмитриевич, Горизонтальные декаляжи, Гормическая психология, Госпитализм, Готовность к действию, Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно, Границы Я, Графема, Графологический анализ, Гроддек Георг, Громкость, Гроос Карл, Грот Николай Яковлевич, Гроф Станислав, Группа встреч, Группировка, Групповая идентификация, Групповое мышление, Групповое поведение животных, Гудинаф Флоренс Лаура, Гуманистическая психология, Гуревич Константин Маркович, Гюрджиев Гергий Иванович, , ...

 

Талант

Талант высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке в 3540 лет, в поэзии в...

Талассофобия

Талассофобия (греч. thalassa — море + фобия). Навязчивый страх, боязнь моря (морских путешествий,...

Талызина Нина Федоровна

Талызина Нина Федоровна (род. 28.12.1923) отечественный психолог. В 1947г. поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, в 1950г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Особенности умозаключений при решении геометрических задач. Работала на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1963г. заведовала кафедрой педагогики и педагогической психологии на факультете психологии МГУ. Доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент АПН СССР. Ученица П.Я.Гальперина . На основе концепции поэтапного формирования умственных действий провела цикл экспериментальных исследований психологических механизмов становления и функционирования научных понятий. Изучала формирование таких умственных действий, как доказательство и классификация. В этих исследованиях было показано, что формирование полноценных понятий возможно уже у детей пятишести...

Танатофобия

Танатофобия (от греч. thanatos смерть + phobos страх) навязчивый страх внезапной скоропостижной...

Тангорецепторы

Тангорецепторы (от лат. tango касаюсь и recetor принимающий) вид тактильных рецепторов, реагирующих только на...

Тард Габриель

Тард (Tarde) Габриель (12.03.1843 13.05.1904) французский социолог и криминалист. В 189396гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции. С 1900г. профессор новой философии в Коллеж де Франс. Общественные отношения сводил к отношениям между индивидами. Основными процессами социального развития считал изобретение и подражание. Подражание реализуется в форме обычаев и моды, при усвоении которых происходит социализация индивида. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Анализируя эффект толпы, констатировал, что индивид в толпе имеет такие свойства, как чрезмерная возбужденность, потеря сознательного контроля и индивидуальности. Сочинения. Законы подражания. СПб., 1892; Социальная логика. СПб., 1901; Общественное мнение и толпа. М., 1902; Личность и...

Тау-феномен

Тауфеномен (от греч. phainomenon являющееся) иллюзия восприятия . При неодинаковом временном интервале предъявления трех световых точек в одном и том же месте пространства возникает иллюзия их неодинаковой пространственной близости близкие по времени точки кажутся близкими пространственно. Синоним (по имени автора А.М.Гельба 1914 г.) феномен Гельба. Литература. HelsonH., KungS. The tau effect // J. Exp. Psychol. 1931,...

Тахистоскоп

Тахистоскоп (от греч. tachistos быстрый, скорый и skopeo смотрю) прибор, позволяющий проецировать изображения в строго определенное время, в том числе через очень короткие промежутки времени. Одним из первых конструкторов этого прибора был В.Вундт . Используется в исследованиях познавательных процессов ( восприятия , опознания , памяти...

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу (20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания 21.3.1915, Филадельфия) американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда . Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем в академии Ф.Экстера, НьюХэмпшир, в 1874г. окончил Гарвардский юридический колледж, но изза ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком, с 1882г. по 1883г. начальником механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам,...

Телепатия

Телепатия мысленное общение между двумя...

Тембр

Тембр субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых...

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности , связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности . К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомофизиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями...

Температурные ощущения

Температурные ощущения вид кожных ощущений, проявляющихся прежде всего в ощущениях тепла и холода. Построение субъективного образа достигается за счет реагирования на изменения теплового баланса организма и среды специализированных рецепторов, которые находятся во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и подкожной клетчаткой. Проявляются в виде озноба, потоотделения, изменения скорости...

Тень

Тень (Schatten) (автор К.Г.Юнг ) архетип . Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете образует достаточно автономную личность. Как правило, это та часть личности, которая имеет негативные черты и которые человек пытается спрятать и от других, и от самого себя. Принадлежит к области личного бессознательного, но в благоприятных условиях может быть достаточно легко включено в содержание сознания. В снах теневой персонаж всегда имеет ту же половую принадлежность, что и сам индивид. Осознать тень первый шаг индивидуализации...

Теорема Томаса

Теорема У.Томаса феномен социального взаимодействия. Если человек определяет ситуацию как реальную, то станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит. Литература. БовинаИ.Б. Представления об элементах процесса группового решения и выбор стратегии // Мир психологии. Научнометодический журнал. 1999, N3,...

Теоретические обобщение

Теоретические обобщение обобщение , основанное на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия , в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте...

Теоретическое понятие

Теоретическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью генетической реинтерпретации, существенных свойств, являющихся общими для какоголибо класса предметов, ввязанных их общей историей...

Теории обмена

Теории обмена направление американской социальной психологии, построенное на базе бихевиоризма с использованием модели экономического поведения. Социальное действие здесь трактуется как справедливый обмен активностями взаимодействующих индивидов, которые преследуют сугубо личные и рационально оформленные цели. Наиболее влиятельными представителями этого направления являются Дж.К.Хоманc , Г.Кейлли и др. Литература. ЮревичА.В. Критический анализ американских социальнопсихологических концепций справедливого обмена // Вопросы психологии. 1981, N5,...

Теория активации эмоций

Теория активации эмоций (от лат. actus действие, движение) теория эмоций (авторы Arnold (1950); Lindsey (1951.)), происходит из более старой таламической теории У.Кеннона и Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение...

Теория двойной связи

Теория двойной связи (doublebind theory) концептуальная модель, предложенная Г.Бейтсоном в 1956г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований г.ПалоАльто, объясняющая возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях (BatesonG. et al. Toward a theory of schizophrenia, Behav. Sci., 1956, V. 1). В силу того, что любое общение может осуществляться разнообразными способами и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и пр.), то возникает возможность противоречия между идущими от одного субъекта разноуровневыми сообщениями. В нормальной ситуации такое противоречие отслеживается общающимися, и у них есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Гилфорд (Guilford) Джой Пол