Exit Project: Глоссарий: Ивановой методика обучающего эксперимента

Ивановой методика обучающего эксперимента



Ивановой методика обучающего эксперимента (Иванова А.Я., 1965, 1969, 1976). Экспериментально-психологическая методика для оценки умственного развития детей. В основе - идея Л.С.Выготского о необходимости при изучении интеллектуального уровня детей учитывать зону ближайшего развития. Определяются степень и виды нарушения обучаемости. Помощь исследующего при этом дозируется количеством уроков-подсказох. Используются приемы классификации геометрических фигур, кубики Кооса. Методика позволяет дифференцировать различные формы аномалий умственного развития детей.

Другие статьи : Иванова метод активирующей психотерапии, Иванова методика коллективной психотерапии, Иванова структурно-ассоциативный эксперимент, Иванова-Смоленского симптом, Ивановой методика обучающего эксперимента, Иглоукалывание, Игра, Игра у животных, Игровая терапия, Игровая терапия аутических детей, Идеальное, Идентификация, Идентификация личности, Идеомоторика, Идиотия, Изард Кэррол, Избранные чаньские изречения, Измерения в психологии, Изобразительные способности, Изолят, Изоляция, Изоляция в психологии личности, Изохроматические таблицы, Иконическая память, Икскюль (Uxkull) Якоб фон, Иллюзии восприятия, Иллюзия Аристотеля, Иллюзия луны, Иллюзия тяжести А. Шарпантье, Ильенков Эвальд Васильевич, Имажинативная психотерапия, Имплицитная теория личности, Импрессивная речь, Импринтинг, Импульсивность, Ингруппа, Ингрупповой фаворитизм, Индивидуальная психология, Индивидуальная терапия, Индивидуально–психологические различия, Индивидуальность, Индивидуальные различия памяти, Индивидуальный подход, Индивидуальный стиль деятельности, Индивидуация, Индиго, Индикатор, Индукция, Индуцированные цвета, Индуцированный психоз, Инертность, Инженерная психология, Инкубация, Иностранная психология, Инсайт, Инстинкты животных, Инструментальная агрессия, Инструментальное осязание, Инструментальные и терминальные ценности, Интегративная психология, Интеллект, Интеллектуализация, Интеллектуальные операции, Интеллектуальные персеверации, Интенсивность ощущения, Интенция, Интерактивная психотерапия, Интеракционизм, Интервальная шкала, Интерес, Интерорецепторы, Интерференция, Интерференция навыков, Интроверсия по Айзенку, Интроверсия по Юнгу, Интроекция, Интроспективная психология, Интроспекция, Интуиция, Инфантилизм, Инфляция, Информационная модель, Информационное поле рабочего места человека–оператора, Информационный подход, Информационный поиск, Ипохондрический синдром, Исполнительное действие, Исправительная психология, Истериформные расстройства, Истерическая дуга, Истерический комок, Истерический невроз, Истерия, Истерия алкогольная, Истерия командная, Истерия тюремная, Истерогенные зоны, Истероид, Истероид органический, Истерокаталепсия, Истероневрастения, Истероэпилепсия, История болезни, История инженерной психологии, История психиатрии, Исходные состояния, Итерация, Иценко—Кушинга болезнь, , ...

 

Талант

Талант высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке в 3540 лет, в поэзии в...

Талассофобия

Талассофобия (греч. thalassa — море + фобия). Навязчивый страх, боязнь моря (морских путешествий,...

Талызина Нина Федоровна

Талызина Нина Федоровна (род. 28.12.1923) отечественный психолог. В 1947г. поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, в 1950г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Особенности умозаключений при решении геометрических задач. Работала на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1963г. заведовала кафедрой педагогики и педагогической психологии на факультете психологии МГУ. Доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент АПН СССР. Ученица П.Я.Гальперина . На основе концепции поэтапного формирования умственных действий провела цикл экспериментальных исследований психологических механизмов становления и функционирования научных понятий. Изучала формирование таких умственных действий, как доказательство и классификация. В этих исследованиях было показано, что формирование полноценных понятий возможно уже у детей пятишести...

Танатофобия

Танатофобия (от греч. thanatos смерть + phobos страх) навязчивый страх внезапной скоропостижной...

Тангорецепторы

Тангорецепторы (от лат. tango касаюсь и recetor принимающий) вид тактильных рецепторов, реагирующих только на...

Тард Габриель

Тард (Tarde) Габриель (12.03.1843 13.05.1904) французский социолог и криминалист. В 189396гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции. С 1900г. профессор новой философии в Коллеж де Франс. Общественные отношения сводил к отношениям между индивидами. Основными процессами социального развития считал изобретение и подражание. Подражание реализуется в форме обычаев и моды, при усвоении которых происходит социализация индивида. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Анализируя эффект толпы, констатировал, что индивид в толпе имеет такие свойства, как чрезмерная возбужденность, потеря сознательного контроля и индивидуальности. Сочинения. Законы подражания. СПб., 1892; Социальная логика. СПб., 1901; Общественное мнение и толпа. М., 1902; Личность и...

Тау-феномен

Тауфеномен (от греч. phainomenon являющееся) иллюзия восприятия . При неодинаковом временном интервале предъявления трех световых точек в одном и том же месте пространства возникает иллюзия их неодинаковой пространственной близости близкие по времени точки кажутся близкими пространственно. Синоним (по имени автора А.М.Гельба 1914 г.) феномен Гельба. Литература. HelsonH., KungS. The tau effect // J. Exp. Psychol. 1931,...

Тахистоскоп

Тахистоскоп (от греч. tachistos быстрый, скорый и skopeo смотрю) прибор, позволяющий проецировать изображения в строго определенное время, в том числе через очень короткие промежутки времени. Одним из первых конструкторов этого прибора был В.Вундт . Используется в исследованиях познавательных процессов ( восприятия , опознания , памяти...

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу (20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания 21.3.1915, Филадельфия) американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда . Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем в академии Ф.Экстера, НьюХэмпшир, в 1874г. окончил Гарвардский юридический колледж, но изза ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком, с 1882г. по 1883г. начальником механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам,...

Телепатия

Телепатия мысленное общение между двумя...

Тембр

Тембр субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых...

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности , связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности . К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомофизиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями...

Температурные ощущения

Температурные ощущения вид кожных ощущений, проявляющихся прежде всего в ощущениях тепла и холода. Построение субъективного образа достигается за счет реагирования на изменения теплового баланса организма и среды специализированных рецепторов, которые находятся во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и подкожной клетчаткой. Проявляются в виде озноба, потоотделения, изменения скорости...

Тень

Тень (Schatten) (автор К.Г.Юнг ) архетип . Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете образует достаточно автономную личность. Как правило, это та часть личности, которая имеет негативные черты и которые человек пытается спрятать и от других, и от самого себя. Принадлежит к области личного бессознательного, но в благоприятных условиях может быть достаточно легко включено в содержание сознания. В снах теневой персонаж всегда имеет ту же половую принадлежность, что и сам индивид. Осознать тень первый шаг индивидуализации...

Теорема Томаса

Теорема У.Томаса феномен социального взаимодействия. Если человек определяет ситуацию как реальную, то станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит. Литература. БовинаИ.Б. Представления об элементах процесса группового решения и выбор стратегии // Мир психологии. Научнометодический журнал. 1999, N3,...

Теоретические обобщение

Теоретические обобщение обобщение , основанное на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия , в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте...

Теоретическое понятие

Теоретическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью генетической реинтерпретации, существенных свойств, являющихся общими для какоголибо класса предметов, ввязанных их общей историей...

Теории обмена

Теории обмена направление американской социальной психологии, построенное на базе бихевиоризма с использованием модели экономического поведения. Социальное действие здесь трактуется как справедливый обмен активностями взаимодействующих индивидов, которые преследуют сугубо личные и рационально оформленные цели. Наиболее влиятельными представителями этого направления являются Дж.К.Хоманc , Г.Кейлли и др. Литература. ЮревичА.В. Критический анализ американских социальнопсихологических концепций справедливого обмена // Вопросы психологии. 1981, N5,...

Теория активации эмоций

Теория активации эмоций (от лат. actus действие, движение) теория эмоций (авторы Arnold (1950); Lindsey (1951.)), происходит из более старой таламической теории У.Кеннона и Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение...

Теория двойной связи

Теория двойной связи (doublebind theory) концептуальная модель, предложенная Г.Бейтсоном в 1956г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований г.ПалоАльто, объясняющая возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях (BatesonG. et al. Toward a theory of schizophrenia, Behav. Sci., 1956, V. 1). В силу того, что любое общение может осуществляться разнообразными способами и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и пр.), то возникает возможность противоречия между идущими от одного субъекта разноуровневыми сообщениями. В нормальной ситуации такое противоречие отслеживается общающимися, и у них есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Ивановой методика обучающего эксперимента