Exit Project: Глоссарий: Закаливание

Закаливание



Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.
В основе закаливания лежит способность организма человека приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды (см. Адаптация). Закаливание осуществляется только в результате продолжительного систематического тренирующего воздействия физических факторов на организм при постепенном повышении интенсивности и продолжительности воздействия. Так, воздействие холодом повышает устойчивость организма только к действию низких температур, а теплом - к действию высоких температур. При прекращении закаливающих процедур степень закаленности организма ослабевает.
Закаливание к холоду является самым распространенным и практически наиболее важным, т.к. оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. У людей, устойчивых к низким температурам, теплообразование в организме происходит более интенсивно; лучшее кровоснабжение кожи уменьшает вероятность возникновения отморожений. Чувствительность к холоду понижается также и за счет некоторого утолщения рогового слоя кожи и отложения холодостойких жиров. Охлаждение даже небольших участков тела, как и общее переохлаждение, у людей, не привычных к холоду, ведет к расширению сосудов слизистой оболочки носа и носоглотки. У закаленных людей слизистая оболочка верхних дыхательных путей не реагирует подобным образом. Закаливание к холоду осуществляют, главным образом, посредством частого пребывания на открытом воздухе (см. Аэротерапия) и применения водных процедур (см. Водолечение). Наиболее эффективны и удобны водные процедуры - обтирания, обливания, души, которые начинают с использования воды комнатной температуры. Постепенно температуру воды понижают, а продолжительность процедуры увеличивают. Большую пользу приносят также купания. Такие водные процедуры, как моржевание, т.е. купание в открытых водоемах зимой, можно принимать исключительно после длительной предварительной подготовки, с разрешения врача и под постоянным врачебным контролем.
При высокой температуре воздуха возникает опасность перегрева организма, не привычного к жаре (см. Перегревание организма, Тепловой удар). Закаливание высокой температурой воздуха проводится посредством дозированного пребывания на открытом воздухе в жаркие и солнечные дни, жаровоздушных ванн в бане-сауне. В результате многократного и длительного воздействия на организм высоких температур окружающего воздуха устойчивость организма к жаре повышается за счет усиления потоотделения и изменения состава пота (повышение содержания жировых веществ, уменьшение концентрации хлоридов), а также вследствие снижения теплоообразования. Усиление теплоотдачи у людей, закаленных в отношении действия высоких температур, обусловливает лишь умеренное учащение у них пульса во время работы в условиях жаркого климата; работоспособность у них сохраняется, несмотря на жару. Возможно также одновременное З. к теплу и холоду (см. Бани).
Для развития устойчивости организма к пониженному атмосферному давлению чаще всего используют восхождение в горы, в частности применяют метод так называемой ступенчатой акклиматизации: нахождение в течение определенного времени и тренировка в альпинистских лагерях, расположенных на разных высотах, начиная с меньшей. С этой целью используют также тренировку в барокамерах.
Закаливание солнечным облучением, применяемое с целью общеукрепляющего воздействия и для предупреждения и устранения ультрафиолетовой недостаточности, требует определенной осторожности и точного дозирования (см. Гелиотерапия).
Режим для закаливания с учетом возраста и состояния здоровья обязательно устанавливает врач. При ухудшении самочувствия (инфекционная болезнь, переохлаждение и др.) закаливающие процедуры временно прекращают, а после выздоровления возобновляют, используя методику начального периода закаливания.
Закаливание в пожилом возрасте надо проводить особенно осторожно, под тщательным врачебным контролем. Следует учитывать снижение адаптивных свойств организма в этом возрасте, а также более медленное восстановление физиологических функций после нагрузок. Предпочтение надо отдавать различным закаливающим процедурам на воздухе - воздушным ваннам на верандах, балконах, в тени деревьев или под тентом (летом). Солнечные ванны следует принимать, используя рассеянный солнечный свет. Полезно постепенно переходить к прогулкам в облегченной одежде. Физические упражнения следует завершать водными процедурами - обтиранием, обливанием (или душем) тепловатой водой или водой комнатной температуры, а в теплое время года - непродолжительным купанием при температуре питьевой воды не ниже 20—22°.
Закаливание детей начинают с первых дней жизни ребенка и проводят систематически, учитывая, однако, что органы и системы ребенка еще функционально незрелы. Дети с недостаточным питанием (см. Дистрофия у детей), рахитом, повторными или хроническими заболеваниями особенно нуждаются в закаливающих процедурах. Однако использование средств закаливания для оздоровления больных и ослабленных детей требует очень внимательного подхода. Свежий чистый воздух, прежде всего во время сна, благоприятно действует на организм ребенка при любых заболеваниях. Особенно полезно пребывание на открытом воздухе и летом, и зимой детям с заболеваниями, при которых нарушается газообмен: врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической пневмонией, бронхиальной астмой. При проведении общих воздушных ванн в помещении ограничиваются частичным кратковременным обнажением тела ребенка во время смены одежды. Воздушные и солнечные ванны строго дозируют, дети принимают их в положении лежа, при этом положение тела ребенка меняют через определенные промежутки времени.
Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды от исходной (35—36°) снижают очень медленно и лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом (см. Диатезы), водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка. О закаливании детей различного возраста см. Ясельный возраст, Грудной ребенок, Дошкольный возраст, Школьный возраст.
Библиогр.: Воровин Н.М., Основы медицинской и биологической климатологии, с. 216, 227, М., 1981; Курортология и физиотерапия, под ред. В.М. Боголюбова, т. 1, с. 66, М., 1985; Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека, Л., 1965, библиогр.; Спирина В.П. Закаливание детей, М., 1972.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Талант

Талант высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке в 3540 лет, в поэзии в...

Талассофобия

Талассофобия (греч. thalassa — море + фобия). Навязчивый страх, боязнь моря (морских путешествий,...

Талызина Нина Федоровна

Талызина Нина Федоровна (род. 28.12.1923) отечественный психолог. В 1947г. поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР, в 1950г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Особенности умозаключений при решении геометрических задач. Работала на отделении психологии философского факультета МГУ. С 1963г. заведовала кафедрой педагогики и педагогической психологии на факультете психологии МГУ. Доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент АПН СССР. Ученица П.Я.Гальперина . На основе концепции поэтапного формирования умственных действий провела цикл экспериментальных исследований психологических механизмов становления и функционирования научных понятий. Изучала формирование таких умственных действий, как доказательство и классификация. В этих исследованиях было показано, что формирование полноценных понятий возможно уже у детей пятишести...

Танатофобия

Танатофобия (от греч. thanatos смерть + phobos страх) навязчивый страх внезапной скоропостижной...

Тангорецепторы

Тангорецепторы (от лат. tango касаюсь и recetor принимающий) вид тактильных рецепторов, реагирующих только на...

Тард Габриель

Тард (Tarde) Габриель (12.03.1843 13.05.1904) французский социолог и криминалист. В 189396гг. возглавлял отдел в Министерстве юстиции. С 1900г. профессор новой философии в Коллеж де Франс. Общественные отношения сводил к отношениям между индивидами. Основными процессами социального развития считал изобретение и подражание. Подражание реализуется в форме обычаев и моды, при усвоении которых происходит социализация индивида. В результате подражания возникают групповые и общественные ценности и нормы. Анализируя эффект толпы, констатировал, что индивид в толпе имеет такие свойства, как чрезмерная возбужденность, потеря сознательного контроля и индивидуальности. Сочинения. Законы подражания. СПб., 1892; Социальная логика. СПб., 1901; Общественное мнение и толпа. М., 1902; Личность и...

Тау-феномен

Тауфеномен (от греч. phainomenon являющееся) иллюзия восприятия . При неодинаковом временном интервале предъявления трех световых точек в одном и том же месте пространства возникает иллюзия их неодинаковой пространственной близости близкие по времени точки кажутся близкими пространственно. Синоним (по имени автора А.М.Гельба 1914 г.) феномен Гельба. Литература. HelsonH., KungS. The tau effect // J. Exp. Psychol. 1931,...

Тахистоскоп

Тахистоскоп (от греч. tachistos быстрый, скорый и skopeo смотрю) прибор, позволяющий проецировать изображения в строго определенное время, в том числе через очень короткие промежутки времени. Одним из первых конструкторов этого прибора был В.Вундт . Используется в исследованиях познавательных процессов ( восприятия , опознания , памяти...

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу

Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу (20.3.1856, Германтаун, Пенсильвания 21.3.1915, Филадельфия) американский инженер, изобретатель, основатель научной организации труда . Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями; путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем в академии Ф.Экстера, НьюХэмпшир, в 1874г. окончил Гарвардский юридический колледж, но изза ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии, в 1878г. благодаря своей настойчивости (в это время был пик экономической депрессии) получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе, был лекальщиком и механиком, с 1882г. по 1883г. начальником механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам,...

Телепатия

Телепатия мысленное общение между двумя...

Тембр

Тембр субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых...

Темперамент

Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности , связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности . К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомофизиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями...

Температурные ощущения

Температурные ощущения вид кожных ощущений, проявляющихся прежде всего в ощущениях тепла и холода. Построение субъективного образа достигается за счет реагирования на изменения теплового баланса организма и среды специализированных рецепторов, которые находятся во втором чувствительном слое кожи между ороговевшей оболочкой и подкожной клетчаткой. Проявляются в виде озноба, потоотделения, изменения скорости...

Тень

Тень (Schatten) (автор К.Г.Юнг ) архетип . Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной установкой, не допускается к проявлению в реальной жизни, и за счет этого в конечном счете образует достаточно автономную личность. Как правило, это та часть личности, которая имеет негативные черты и которые человек пытается спрятать и от других, и от самого себя. Принадлежит к области личного бессознательного, но в благоприятных условиях может быть достаточно легко включено в содержание сознания. В снах теневой персонаж всегда имеет ту же половую принадлежность, что и сам индивид. Осознать тень первый шаг индивидуализации...

Теорема Томаса

Теорема У.Томаса феномен социального взаимодействия. Если человек определяет ситуацию как реальную, то станет реальной по своим последствиям. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит. Литература. БовинаИ.Б. Представления об элементах процесса группового решения и выбор стратегии // Мир психологии. Научнометодический журнал. 1999, N3,...

Теоретические обобщение

Теоретические обобщение обобщение , основанное на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия , в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте...

Теоретическое понятие

Теоретическое понятие символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью генетической реинтерпретации, существенных свойств, являющихся общими для какоголибо класса предметов, ввязанных их общей историей...

Теории обмена

Теории обмена направление американской социальной психологии, построенное на базе бихевиоризма с использованием модели экономического поведения. Социальное действие здесь трактуется как справедливый обмен активностями взаимодействующих индивидов, которые преследуют сугубо личные и рационально оформленные цели. Наиболее влиятельными представителями этого направления являются Дж.К.Хоманc , Г.Кейлли и др. Литература. ЮревичА.В. Критический анализ американских социальнопсихологических концепций справедливого обмена // Вопросы психологии. 1981, N5,...

Теория активации эмоций

Теория активации эмоций (от лат. actus действие, движение) теория эмоций (авторы Arnold (1950); Lindsey (1951.)), происходит из более старой таламической теории У.Кеннона и Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения. После этого происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое в клинике внезапное пробуждение...

Теория двойной связи

Теория двойной связи (doublebind theory) концептуальная модель, предложенная Г.Бейтсоном в 1956г. и развитая исследовательской группой Института ментальных исследований г.ПалоАльто, объясняющая возникновение и развитие шизофрении особенностями общения в их семьях (BatesonG. et al. Toward a theory of schizophrenia, Behav. Sci., 1956, V. 1). В силу того, что любое общение может осуществляться разнообразными способами и на разных уровнях (уровень вербального текста, уровень телесной экспрессии и пр.), то возникает возможность противоречия между идущими от одного субъекта разноуровневыми сообщениями. В нормальной ситуации такое противоречие отслеживается общающимися, и у них есть принципиальная возможность выйти на метауровень и обсудить правила своих коммуникаций. Но в семьях...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Закаливание