Exit Project: Глоссарий: Библиография по психологии (на русском языке)

Библиография по психологии (на русском языке)



АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908. Аристотель. О душе. Сочинения в 4т., т.1. М.: Мысль, 1976. АрнольдЭ. Свет Азии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: А86). АхелисТ. Очерк сравнительного изучения религии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). БанфиА. Избранное, 1965, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 87.8) // Философия искусства, 1989, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3Б23). БасиловВ.Н. Избранники духов, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86, Б272). БасовМ.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922 // Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1925 // Общие основы педологии. 2е изд. М.Л., 1931 // Избранные психологические произведения. М., 1975. БергсонА. Восприятие изменчивости, 1911, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3) // Материя и память. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992 // Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992. БерезинФ.Б., МирошниковМ.П., СоколоваЕ.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. БерклиД. Трактат о принципах человеческого знания. Сочинения. М.: Мысль, 1978. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. БернарК. Жизненные явления, общие животным и растениям. СПб., 1878. БехтеревВ.М. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918 // Коллективная рефлексология. Петроград, 1921 // Общие основы рефлексологии труда. М.Л., 1928. БехтеревВ.М. и др. Рефлексология труда. М.Л., 1926. БинеА. Механизмы мышления. Одесса, 1894 // Введение в экспериментальную психологию, 2е изд., СПб., 1903 (совм. с В.Анри). БлейлерЭ. Руководство по психиатрии. Берлин, 1920 // Аффективность, внушаемость и паранойя. Одесса, 1929. БлонскийП.П. Реформа науки. М., 1920 // Очерк научной психологии. М., 1921 // Память и мышление. М., 1935 // Развитие мышления ребенка. М., 1935 // Избранные психологические произведения. М., 1964. БоголюбовН. Теизм и пантеизм, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87) // Философия религии, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БодалевА.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965 // Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. БолдуинД.М. Введение в психологию. М., 1902. БриллиантовА. К вопросу о философии Эригены, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БрунерДж. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971 // Психология познания. М., 1977. БудиловаЕ.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М., 1960 // Социальнопсихологические проблемы в русской науке. М., 1983. БурлачукА.Ф. Диагностика личности, Киев, 1989, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 90 В3507, 2204296). БэконФ. Новый Органон. Сочинения в 2т., М.: Мысль, 19771978. ВагнерВ.А. Вопросы зоопсихологии. СПб., 1896. ВаллонА. От действия к мысли. М., 1956. ВасилюкФ.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. ВатцлавикП. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1990. ВведенскийА.И. О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892 // Психология без всякой метафизики. СПб., 1914. ВведенскийН.Е. О современных течениях в физиологии. Избранные произведения. М., 1952. ВезалийА. О строении человеческого тела, т.2. М., 1954. ВитгенштейнЛ. Логикофилософские трактаты, 1958, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ВудвортсР. Экспериментальная психология. М.: ИЛ., 1950. ВундтВ. Основания физиологической психологии, т.12. СПб., 18801881 // Очерки психологии. М., 1912 // Введение в психологию. М., 1912 // Естествознание и психология. СПб., 1914. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти томах. М., 19821984 // Избранные психологические исследования. М., 1956 // Психология искусства. М., 1968 // Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений в 6т., т.1. М.: Педагогика, 1982 // Мышление и речь. Собрание сочинений в 6т., т. 2. М.: Педагогика, 1982 // История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6т., т.3. М.: Педагогика, 1983. Гавриил (архимандрит). История философии, 1839, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГальперинП.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976. ГальтонФ. Люди науки, их воспитание и характер. СПб., 1875 // Наследственность таланта. СПб, 1875. ГандиМ. Моя жизнь, 1934, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.343). ГартлиД. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. кн. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах, т.2 / Под ред. Б.В.Мееровского. М., 1967. ГастевА. Новая культурная установка. М., 1924. ГастевА.К. Трудовые установки. М., 1973. Гегель. Сочинения, т.III. М., 1956 //Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. Гельвеций. О человеке. Сочинения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1974. ГербартИ.Ф. Психология. СПб., 1875 // Учебник психологии. СПб., 1895. ГерценА.И. Сочинения: в 2хтомах. М., 1986. ГеффдингГ. Философия религии, 1904, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГибшГ., ФорвергМ. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. ГиляровА.Н. Платонизм как основание, 1897, (Библ. Психол. инта РАО). Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. ГоМоЖо. Философы древнего Китая, 1961, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГоббсТ. Левиафан. Избранные произведения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1965. ГолосовкерЯ.Э. Имажинативный абсолют. ГроссК. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. ГротН.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 18791880 // Душе, в связи с современными учениями, 1886, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГумбольдтВ. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. ГурляндЯ. Очерк жизни и сочинений Моисея, 1865, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДавыдовВ.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Дао и даосизм в Китае, М., 1982, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 82 В15033, 1930791). ДарвинЧ. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб.: Наука, 1991. ДекартР. Избранные произведения. М., 1950 // Рассуждения о методе. М., 1953 // Рассуждение о методе. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Описание человеческого тела. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Страсти души. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989. ДельгадоХ. Мозг и сознание. М., 1971. ДжемсВ. Психология. СПб., 1896; Пг., 1922 // Существует ли сознание? Новые идеи в философии. Сб. 4., М., 1913. ДидроД. Собрание сочинений, т.2. М.Л., 1935. ДильтейВ. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. сб. Новые идеи в философии. N1. СПб., 1912 // Описательная психология. М., 1924. ДобролюбовН.А. Избранные философские произведения. М., 1948. Древнеиндийская философия, 1972, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. М., 1915. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. 1900. ДюркхаймК. О двойственном происхождении человека, СПб., (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 1992). ЖанеП. Неврозы. М., 1911. ЖинкинН.И. Механизмы речи. М., 1958. ЖуковскаяН.Л. Ламаизм и ранние формы религии, 1977, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды в 2т., т.1. М.: Педагогика, 1986. ЗеньковскийВ.В. Православная педагогическая антропология; ЗимняяИ.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. ЗинченкоП.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. ИбнСина. Канон врачебной науки, кн. 1. Ташкент, 1954. ИвановскийВ.Н. Мистика и схоластика, 1897, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). Из истории традиционной китайской идеологии, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87. И296). Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв., М., 1961. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/ Под ред. А.Н.Ждан. М., 1988. ИльинИ.А. Том 1. Учение о Боге. Том 2. Учение о человеке, 1918, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). Исследования мышления в советской психологии/ Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966. КабанисП. Отношения между физической и нравственной природой человека. СПб., 1865. КавелинК. Задачи психологии. СПб., 1872. КандинскийВ.Х. О псевдогаллюцинациях. СПб., 1890. КантИ. Сочинения в 4х томах. М., 1965 // Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. КапетеревП.Ф. Из истории души. СПб., 1890. КаптоА.С. Философия мира, 1990, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: К20). КлапаредЭ. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб.: М., Л., 1932. КлимовЕ.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. КляйнзоргеХ., КлумбисГ. Техника релаксации. М., 1965. КовнерС.Г. История средневековой медицины. Киев, 1893. КоллингвудР.Дж. Идея истории. М., 1980. КонИ.С. Социология личности. М., 1967 // Открытие Я. М., 1978 // Психология старшеклассников. М., 1980. Кондильяк. Опыт о происхождении человеческих знаний. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1980. КонрадиГ.П. и др. Общие основы физиологии труда. М.Л., 1934. КорниловК.Н. Учение о реакциях человека. М.Л., 1921 // Современная психология и марксизм. М., 1925. КорсаковВ.В. Курс психиатрии. М., 1913. КрафтЭбингР. Учебник психиатрии. СПб., 1897. КунТ. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. КюльпеО. Современная психология мышления. сб. Новые идеи в философии. N16. СПб., 1914. ЛазурскийА.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908 // Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912. ЛаметриЖ.О. Избранные произведения. М.Л., 1925 // Сочинения. М., 1976 // Человекмашина. Сочинения. М.: Мысль, 1983. ЛангеН.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892 // Психологические исследования. Одесса, 1893 // Психология. М., 1914. ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб., 1896 // Психология социализма. Спб., 1908. ЛевиБрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930. ЛейГ. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. ЛейбницГ. Сочинения в 3х томах. М., 1983 // Новые опыты о человеческом разумении. Сочинения в 4т., т.2. М.: Мысль, 1983. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.Л., 1935. ЛеонтьевА.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969 // Психология общения. Тарту, 1974. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. ЛесгафтП.Ф. Собрание педагогический сочинений, т.1. М., 1951. Личность в традиционном Китае, 1992, (Библ. Психол. инта РАО). ЛоккД. Избранные философские произведения в 2х томах, т.1. М., 1960 // Сочинения в 3х томах. М., 1985 // Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3т., тт.1, 2. М.: Мысль, 1985. ЛомброзоЧ. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892. ЛопатинЛ.М. Положительные задачи философии, М., 1886, ч.1; 1891, ч.2; М., 1911 (Библ. Психол. инта РАО) // Курс психологии, М., 1903, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88.1(2) Л77) // Лекции по психологии, читанные на историкофилософском факультете Московского университета. М., 1909 // Лекции по истории новой философии, М., 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). ЛосевА.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. ЛукрецийКар. О природе вещей. М., 1958. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 // Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974 // Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975 // Язык и сознание. М., 1979. ЛурьеС.Я. Демокрит. Л., 1970. ЛьюисД.Г. Физиология обыденной жизни в 2х томах. М., 1876. ЛютгенауФ. Естественные и социальные религии, 1908, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Малкольм. Состояние сна, М., 1993 (Библ. Психол. инта РАО). МалявинВ.В. Чжуанцзы, М., 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 86 В5102, 2038670). Материалисты Древней Греции/ Под ред. М.А.Дынника. М, 1955. МахЭ. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908 // Познание и заблуждение, М., 1909, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88. М360). МерлинВ.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986. МиллнерД., ГалантерЕ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М., 1965. МилльД.Ст. Система логики. М., 1914. МинаевИ.П. Будаизм, 1887, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МинскийН.М. Религия будущего, 1905, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МюнстербергГ. Основы психотехники. М., 19221923 // Психология и экономическая жизнь. М., 1924. НайссерУ. Познание и реальность. М., 1981. Научное творчество Выготского и современная психология/ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. НебылицынВ.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. НечаевА.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901. НоэльЭ. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. ОбуховаЛ.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Очерки истории отечественной психологии. Киев, 1955. ПавловИ.П. Полное собрание сочинений, т.VI., М.Л., 1951. ПаскальТ. Древняя мудрость на протяжении веков, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ПетренкоВ.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном материале. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ПетровскийА.В. История советской психологии. М., 1967 // Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. ПиажеЖ. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966 // Избранные психологические труды. М., 1969 // Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994 // Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994. Платон. Сочинения в 3х томах, т.2. М., 1970 // Собрание сочинений в 4т.. М.: Мысль, 19901994. ПлехановГ.В. Сочинения, т.XXII. М.Л., 1925. ПомеранцеваЛ.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве, М., (Библ. Ин. Лит., Шифр: 3174010, 18003617). ПономаревЯ.А. Психология творчества. М., 1976. ПопперК.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. ПотебняА.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. ПрейерБ. Душа ребенка. СПб., 1891. ПрибрамК. Языки мозга. М., 1975. Проблема человека в традиционных китайских учениях, 1983, (Библ. Психол. инта РАО). ПрохазкаГ. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957. Путь теософии, Петрозаводск, 1992, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В1735, 2294449). ПэнтоР., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972. РадищевА.Н. Избранные сочинения. М., 1949 // Избранные философские и общественнополитические произведения. М., 1952. РадхакришнанС. Индийская философия, 1957 (Библ. Психол. инта РАО). РасселБ. Человеческое познание. М., 1957. РибоТ. Современная английская психология. М., 1875. РожанскийИ.Д. Анаксагор. М., 1972. РойМ. История индийской философии, 1958 (Библ. Психол. инта РАО). РоссолимоГ.И. Психологические профили. СПб., 1910. РубинштейнС.Л. Основы психологии. М., 1935 // Основы общей психологии. М., 1946 // Бытие и сознание. М., 1957 // Принципы и пути развития психологии. М., 1959 // Проблемы общей психологии. М., 1973 // Проблемы общей психологии, 2и изд., М., 1976. СеменцевВ.С. Бхагаватгита, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Семиотика и искусствометрия, М., 1972, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 6020173, 1538297). Семиотика, М., 1983, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 84 В5023, 1973945). СенекаЛ.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. СеченовИ.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947 // Рефлексы головного мозга. М., 1961. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976. СмирновА.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 // Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. СмирновК.А. Имманентная философия христианства, 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СмирновС.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд. Моск. универс., 1985. СнежневскийА.В. Общая психопатология. Валдай, 1970. СоколовА.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. СоколовМ.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XIXVIII веках. М., 1963. СпенсерГ. Сочинения: в 7и томах. СПб., 1898. СперанскийН. Ведьмы и ведовство, 1901, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СпинозаБ. Этика. М., 1936 // Избранные произведения, т.1., М., 1957. Стоглав, 1863, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983. СэвЛ. Современная французская философия. М., 1968. ТардГ. Законы подражания. СПб., 1892 // Социальная логика. СПб., 1901. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 // Избранные произведения: в 2х томах. М., 1985. ТипсинаА.Н. Философия религии Ясперса, 1982, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ТитченерЭ. Очерки психологии. СПб,, 1898. ТокаревС.А. Ранние формы религии. М.: Изд. полит. лит., 1990. ТокарскийА.А. Записки психологической лаборатории. М., 1896. ТэнИ., ДарвинЧ. Наблюдения над жизнью ребенка. СПб., 1900. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961 // Экспериментальнопсихологические исследования. М., 1966. УмрихинВ.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987. УотсонДж.Б. Психология как наука о поведении. М., 1926 // Бихевиоризм. БСЭ, т.6. М., 1930. УхтомскийА.А. Собрание сочинений, т.1., Л., 1950. УшинскийК.Д. Собрание сочинений: в 11и томах. М., Л., 1948 // Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т.8., М.Л., 1950. ФабриК.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. ФейербахЛ. Избранные философские произведения: в 2хт. М., 1955. Фрагменты ранних греческих философов, ч.1., Под ред. И.Д.Рожанского. М.: Наука, 1989. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. ФрейдЗ. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. ФукуямаС. Теоретические основы профессиональной ориентации, М., МГУ, 1989 (Педагогическая библиотета им.Ушинского). ХиллТ.И. Современная теория познания. М.: Прогресс, 1965. ХомскийН. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. ЧелпановГ. Мозг и душа. М., 1912 // Социальная психология или условные рефлексы?. М., 1926. ЧернышевскийН.Г. Избранные философские произведения, т.3., М., 1951 // Собрание сочинений: в 5ти томах. М., 1974. Чжан Циюнью. Конфуцианство в свете современности, Танбей, 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В2987, 2228261). Шантепи. Иллюстрированная история религии, ч.1, 2, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШеллингФ. Сочинения в 2х томах. М., 1977. ШибутаниТ. Социальная психология. М., 1969. ШихиревП.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. ШмелевА.Г. Психологическое исследование систем значений. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ШпетГ. Сознание и его собственник. М., 1916 // Введение в этническую психологию, вып.1., М., 1927. ШтернбергЛ.Я. Первобытная религия в свете этнографии, 1936, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШтуттеГ. (StutteH.)Психиатрия детей и юношеского возраста // Клиническая психиатрия / Под ред. Г.Груле, Р.Юнга, В.МайерГросса, М.Мюллера. М.: Мед., 1967, с.678779. ЩербатскойФ.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. ЭльконинД.Б. Детская психология. М., 1960. ЭфруссиП.О. Успехи психологии в России. Пг., 1923. ЮмД. Исследование человеческого разума. СПб., 1902. ЯрошевскийМ.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIXвека. Душанбе, 1961 // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. ЯрошевскийМ.Г., АнцыфероваЛ.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Другие статьи : Бабенковой синдром правого полушария, Бабинского симптом, Бабинского — Вакеза болезнь, Бабинского—Фромана синдром, Базальные эмоции, Базовые нарушения при шизофрении, Базоспазм, Базофилизм гипофизарный, Базофобия, Байярже симптом, Бактериофобия, Бакэ, Балара—Дежана—Пе синдром, Балинского Зрачковые симптомы, Балинт (Balint) Михаль, Балинта диета, Балинта синдром, Балинтовские группы, Бало болезнь, Бамбергера синдром, Бандура (Bandura) Альберт, Барагнозия, Барт (Burt) Сирил Лодовик, Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз, Барьер смысловой, Басов Михаил Яковлевич, Бедлам, Безобразное мышление, Безориентирное поле, Безусловный рефлекс, Бейтсон (Bateson) Грегори, Белый шум, Бендер Лауретта, Бенеке, Фридрих Эдуард, Бентли Исаак Мэдисон, Бентон Артур Лестер, Бергер (Berger) Ханс, Бергсон (Bergson) Анри, Берингер (Beringer) Курт, Беркли Джордж, Берн Эрик, Бернгейм Ипполит, Бернштейн Николай Александрович, Бессознательное, Бехтерев Владимир Михайлович, Библиография по психологии (на иностранных языках), Библиография по психологии (на русском языке), Библиопсихологическая теория, Библиотека иностранной литературы, Библиотека Психологического института РАО, Библиотерапия, Било, Бинауральный слух, Бине Альфред, Бинокулярное зрение, Бинокулярный параллакс, Бинсвангер Людвиг, Биогенетический закон, Биологическая адаптация, Биологическая обратная связь, Биологическая теория эмоций Анохина, Биологические часы, Бионика, Биосоциальная концепция утомления Шпильрейна, Биоэнергетический анализ, Биренбаум Гита Васильевна, Бирнбаум (Birnbaum) Карл, Бихевиоризм, Блаватская Е.П. Новый Панарион (сборник статей), Блаватская Елена Петровна, Блейлер (Bleuler) Эйген, Близнецовый метод, Блоки мозга, Блондель Шарль, Блонский Павел Петрович, Боваризм, Боген (Bogen) Гельмут, Бодалев Алексей Александрович, Божович Лидия Ильинична, Боксерская деменция, Болдуин Джеймс Марк, Болевые ощущения, Большая пятерка, Босс Медард, Бред значения, Брейер Жозеф, Брентано Франц, Бретт (Brett) Джордж Сидней, Бродбент (Broadbent) Дональд, Брунер Джером Сеймур (Bruner), Брунсвик Эгон, Буферная память, Бэкон Фрэнсис, Бэн Александр, Бюлер Карл, Бюлер Шарлотта, Бюхнер Людвиг, , ...

 

Теория двух факторов активации Роттенберга

Теория двух факторов активации А.Роттенберга (от лат. actus действие, движение) активация рассматривается как обеспечиваемая действием двух систем: ретикулярной активацией (кортикальная бдительность) и лимбической активацией (эмоциональные реакции), которые работают реципроктно. Литература. RouttenbergA. Current status of the two arousal hypothesis // XiX Intern. Congress of Psychol. L.,...

Теория депрессии Эллиса

Теория депрессии А.Эллиса (от лат. depressio подавление) теоретический конструкт когнитивной психологии . По представлениям Эллиса, в генезисе депрессии важную роль играют когнитивные элементы, которыми часто пренебрегают. В соответствии с его теорией, человек будет испытывать разочарование, приводящее в конченом счете к депрессии, если: негативно воспринимает самого себя; имеет неясные или негативные представления о своем окружении; ожидает от будущего только плохое; редко хвалит самого себя, но часто критикует; не имеет радостных событий в жизни; чувствует свою неспособность влиять на негативные события в своей жизни. Если эти представления индивида приобретают форму жестких стереотипов, вероятность возникновения депрессии резко...

Теория деятельности

Теория деятельности (от греч. theoria исследование) западногерманское психологическое направление, авторы Kraiker, 1980; Herzog, 1984. Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответственность за свое поведение и возможность выбирать между разными формами реагирования. В противоположность этому постулируется, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно. Считается, что человек есть активное существо, которое ведет себя целенаправленно и намеренно, которое выбирает из альтернатив, выбирает собственные цели и может на чтото решиться, происходящие на этой основе действия основательны и рациональны. В силу того, что базой этого подхода выступает операционализм , то критика заключается в отказе в возможности операционально описать экзистенциальные и трансцендентальные...

Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым

Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических...

Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном

Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать внутреннюю психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания внешней...

Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений

Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений социальнопсихологическая теория коллектива, разработанная А.В.Петровским на основе принципа деятельности . В ней постулируется, что в развитой (недиффузной) группе происходит опосредствование межличностных отношений содержанием, целями и задачами той деятельности , которая выполняется этой группой. При изменении осуществляемых целей происходит и изменение структуры межличностных отношения. Таким образом, деятельностное опосредствование выступает как системообразующий признак коллектива. В рамках этой теории исследован ряд социальнопсихологических феноменов: коллективистическое самоопределение, ценностноориентационное единство, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация,...

Теория Джемса - Ланге

Теория Джемса Ланге (от греч. theoria исследование) объяснительная модель возникновения эмоций. Разработана одновременно и независимым образом У.Джемсом и К.Г.Ланге . Сосудодвигательная теория эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовалсь как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов...

Теория зеркального Я

Теория зеркального Я Чарльза Кули в представление человека о самом себе входят: представления о том, каким он кажется другим людям; представления об оценках, которые даются ему другими людьми; интегральное чувство Я (гордость, презрение и т.д.). В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его...

Теория игр

Теория игр раздел математики, ориентированная на построение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации конкурентного взаимодействия, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей. В теории игр выделяют два класса: игры со строгим соперничеством, когда игроки имеют прямо противоположные интересы (игры с нулевой суммой); игры с нестрогим соперничеством, где возможен обоюдный выигрыш (игры с ненулевой суммой). Модель игры с ненулевой суммой чаще всего используется при анализе межличностного конфликта. Одним из наиболее известным вариантом такой игры является дилемма узника . Литература. ЛьюисР.Д., РайфаХ. Игры и решения: Введение в критический обзор. М., 1961,...

Теория игры К. Бюлера

Теория игры К.Бюлера дополнение теории игры К.Гросса, где акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный . Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий , может поддерживаться только положительными эмоциями , которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им функциональным...

Теория игры Ф. Бойтендайка

Теория игры Ф.Бойтендайка объяснение возникновения и развития детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервнопсихических структур. Среди этих черт отмечались: 1.Ненаправленность движений ; 2. Импульсивность ; 3.Наличие аффективных связей с окружающими; 4.Робость, боязливость и...

Теория когнитивного диссонанса

Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition знание, dissonance несоответствие) социальнопсихологическая теория, созданная американским психологом Л.Фестингером , в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации , призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее...

Теория коммуникативных актов Ньюкомба

Теория коммуникативных актов Т.М.Ньюкомба (от лат.cоmmunicatiо общаться) социальнопсихологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни неприязни. В ней строится трехчленная схема коммуникативного акта: A B X, где А воспринимающий субъект, В другая личность, с которой происходит коммуникация, Х предмет, на который направлена активность и А, и В. Если А воспринимает, что его отношения и отношения В к предмету Х имеют сходство (консонанс), то он инициирует возникновение между ними приязни. При восприятии несходства формируется неприязнь. Допускается, что в последней ситуации возможно и изменение отношения к предмету, чем достигается сохранение консонанса с другим. Литература. NewcombT.M. An approach to the study of communicative acts...

Теория конвергенции

Теория конвергенции теория психического развития ребенка, предложенная В.Штерном , в которой была сделана попытка примирить два подхода преформистского, в котором ведущим фактором признавался фактор наследственности , и сенсуалистического, где упор делался на внешних условиях. В этой теории, в которой приоритетность отдана наследственным факторам, среда рассматривалась как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряющий или тормозящий проявления биологически обусловленных качеств. Само же психическое развитие трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. В соответствии с этой методологической установкой периодизация детского развития трактовалась здесь на основе биогенетического закона...

Теория личности Адлера

Теория личности А.Адлера (от греч. theoria исследование) модель теории личности в индивидуальной психологии . В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности , то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности. Литература. БундулсЯ. Индивидуальная психология Альфреда Адлера // Вопросы психологии. 1982, N2,...

Теория личности Г.С. Салливена

Теория личности Г.С.Салливена система представлений, в которых решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности, что и ставится целью психотерапии...

Теория личности К. Хорни

Теория личности К.Хорни система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда . Были отвергнутым пансексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов , достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей , а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения , ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности ( агрессивного , уступчивого и отчужденного...

Теория личности Ф. Фромма

Теория личности Ф.Фромма система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но, в отличие от теории З.Фрейда , здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей . Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов...

Теория моральной ответственности Пиаже

Теория моральной ответственности Ж.Пиаже на основе оценки детьми разного возраста прочитанных им рассказов (ситуации нечаянного поступка, воровства, лжи) с точки зрения соблюдения участниками этих рассказов общественных норм Пиаже выделил две стадии развития моральной ответственности. Для детей младшего возраста характерна стадия объективной ответственности, когда поступки оцениваются по их последствиям, но не по намерениям и мотивам человека. После семи лет начинает формироваться субъективная ответственность, когда поступки оцениваются на основе мотивов и намерений, вне зависимости от внешних обстоятельств. Литература. PiagetJ. The moral judgement of the child. L.: Routlege and Regan Paul, 1932, p.302; МорозкинаТ.В. Проблема моральной ответственности в зарубежной психологии личности //...

Теория мотивации Кюля

Теория мотивации Ю.Кюля разновидность модели целенаправленного поведения Дж.Аткинсона (вероятность х ценность). Здесь постулируется, что для осуществления деятельности является необходимым не только наличие у субъекта соответствующих мотивации и способности, но и та или иная выраженность контроля действия (Handlungskontrolle) как некого интегративного критерия эффективности данной деятельности. Выделены два вида контроля деятельности: ориентация субъекта на действие (когнитивная активность, направленная на выбор из альтернатив и преодоление несоответствия между актуальными и достигаемыми позициями); ориентация субъекта на состояние (когнитивная активность, направленная на субъективные состояния как каковые, локализованные или в настоящем, или в прошлом, или в будущем, представленные в виде персевераций). Для анализа видов контроля деятельности...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Библиография по психологии (на русском языке)