ЛЭНГ Рональд Давид. Британский психолог, психиатр, основатель течения, известного под названием “антипсихиатрия”.
Родился 7 октября 1927 года, в Гованхилле, Глазго, Западная Шотландия, Великобритания. Единственный сын Дэвида Макнейра Лэйнга и Амелии Лэйнг, урожденной Кирквуд. Во время беременности его мать постоянно скрывала этот факт и, выходя из дома, надевала широкое пальто. Рональд Лэйнг позднее утверждал, что помнит момент своего рождения.
Август 1932. В возрасте четырех лет начал посещать начальную школу Джона Картбертсона в Глазго.
1936 – 1945 годы. Посещает Грамматическую школу Хатчесона для мальчиков, где стал отличным учеником. Интенсивно изучает классику, греческий и латынь, проявляет незаурядные музыкальные способности. 30 марта 1944 года избран в качестве Лицензиата ( получает право вести профессиональную деятельность – Ю.Л. ) , а затем 1 апреля 1945 года – члена Королевского Музыкального Колледжа. В период обучения изучает многочисленные работы по философии, включая Фрейда, Маркса, Ницше и в особенности Кьеркегора.
1945 – 1951 годы. Изучает медицину в Университете Глазго. Встретил свою первую подругу, француженку (студентку по обмену) Марсель Винсент. В начале 1950 года провалил выпускные экзамены, которые впоследствии (декабрь 1950 года) успешно пересдал. Провел короткий период в качестве интерна в психиатрической лечебнице, что вдохновило его на дальнейшее изучение психиатрии. В этот период он встречает Аарона Эстерсона, в соавторстве с которым впоследствии напишет “Здоровье, безумие и семья”.
1951 год. Провел шесть месяцев в качестве интерна в Киллернском неврологическом отделении недалеко от Глазго.
1951 - 1953 годы. Призван на службу в Медицинский корпус Королевской армии в качестве офицера. Направлен в Психиатрическое подразделение в Нетли, неподалеку от Саутгемптона, а затем в военный госпиталь в Кеттерик, Йоркшир.
11 октября 1953 года. Женится на своей подруге Анне Хёрн, которая к тому времени уже ждала от него ребенка.
7 декабря 1952 года. Жена Анне родила девочку, которую назвали Фиона.
Июль 1953 года. В журнале Медицинского корпуса опубликована статья Лэйнга под названием “Случай синдрома Ганзера”.
Конец 1953–1956 годы. Ушел из армии. Перевелся в Госпиталь Гартнейвил для душевнобольных с целью завершения своего психиатрического образования. Здесь он начинает осуществлять экспериментальный подход к лечению, который назвал “Комната игр” , где пациенты, больные шизофренией, проводят время в комфортной обстановке. Они, равно как и персонал больницы, носят обычную одежду, им позволяется заниматься творчеством и готовить себе пищу, что создает обстановку, при которой пациенты могут общаться с персоналом и друг с другом в достаточно привычной и обычной манере вместо официально-институтской. В результате эксперимента оказалось, что состояние всех пациентов значительно улучшилось.
Позднее Лэйнг получает высокий пост в Южном Общем Госпитале.
Сентябрь 1954 года. Рождается вторая дочь Лэйнга, Сьюзан.
Ноябрь 1955 года. Появляется на свет третья дочь, Карен.
1 января 1956 года. Получает квалификацию психиатра.
Май 1956 года. Читает недавно опубликованную книгу Колина Уилсона “Посторонний”. Клянется превзойти её и приступает к написанию “Расколотого Я”.
Конец 1956 года. Получает высокий пост в клинике Тэвисток в Лондоне. Принят на стажировку в качестве психоаналитика в Институт Психоанализа.
1957 год. Родился сын Пол.
1958 год. Начал исследования, приведшие впоследствии к написанию “Здоровье, безумие и семья”. Кроме того, организовал серию семинаров, куда привлек ряд лиц, впоследствии ставших его основными сотрудниками. Среди них Аарон Эстерсон и Дэвид Купер (автор термина “антипсихиатрия”).
Апрель 1958 года. Родился Адриан Лэйнг.
1960 год. В Тэвисток Пабликейшнз издано “Расколотое Я”. Лэйнг использовал в ней не только литературу клиницистов европейской феноменологической школы (Л.Бинсвангер, Минковски, М.Босс,), но также труды философов и писателей (Ж.П.Сартр, Беккет, Тиллих, М.Хайдеггер, и даже Гегель), что, по словам П.Сиджуика (одного из исследователей творчества Лэйнга) “было, по меньшей мере редкостью для родившегося и сформировавшегося в Великобритании автора”. Книга получила положительные отзывы, однако поначалу продавалась плохо, Лэйнг получил квалификацию психоаналитика и открыл частную практику в Лондоне по улице Уимпоул, 21. Начал эксперименты с наркотиками, преимущественно ЛСД.
1961 год. В Тэвисток Пабликейшнз опубликована “Я и Другие”.
Начало 1962 года. Во время научной командировки в США знакомится с Грегори Бейтсоном. К этому времени его существующий брак начал распадаться и Лэйнг завязывает роман с журналисткой из Дейли Экспресс по имени Салли Винсент. Назначен Клиническим Директором в клинику Лэнгхем в Лондоне.
1963 год. Начинает появляться в популярных средствах массовой информации.
1964 год. Написаны, в основном, все статьи, которые впоследствии войдут в книгу “Политика опыта и Райская птица”.
Пять раз появляется на Британском телевидении.
Репутация Лэйнга как профессионала психиатра связана, прежде всего, с умением описывать психические расстройства своих пациентов. Ему отдают должное и его критики – психиатры, которые признают, что Лэйнг добивался успеха при лечении, казалось бы, безнадежных больных – психотиков. Тем не менее, популярность его книг прежде всего основана на том, что их автор выступает как критик современной цивилизации пророческого склада. Работы Лэйнга вызвали больший интерес у философов, богословов, социологов, писателей, чем у его коллег.
В соавторстве с Аароном Эстерсоном опубликована “Здоровье, безумие и семья” , а совместно с Дэвидом Купером – “Разум и насилие”, предисловие к которой написал сам Сартр, высоко оценивший как способ изложения основных идей, так и экзистенциалистский подход в психиатрии.
В Нью-Йорке знакомится с Тимоти Лири.
1965 год. Завязал очередной роман с немкой, графиком-дизайнером Джуттой Вернер. “Расколотое Я”, переизданное Пенгуин Букс, мгновенно стало бестселлером. Начал осуществление проекта Кингсли-Холл с Аароном Эстерсоном, Дэвидом Купером и другими. Это было эспериментальное неиерархическое сообщество, где больным шизофренией была предоставлена возможность преодолевать свои психозы, не прибегая к наркотикам, ЭСТ – терапии и хирургии. Вдохновение черпалось из успешных проектов Лэйнга “Комната игр”, Купера – “Вилла 21”, где пациенты общались без различия в отношениях между персоналом и больными, а также опытов Эстерсона, в ходе которых был создан кибуц для страдающих шизофренией в Израиле.
1966 год. Выходит в свет коллективная работа “Межличностное восприятие”.
15-30 июля 1967 года. Принял участие в конгрессе Диалектика освобождения , направленном на сближение левого крыла политиков и психоанализа. Произнес речь “Очевидное”, которая позднее была опубликована в трудах конгресса.
1967 год. “Политика опыта”, книга имевшая наибольший коммерческий успех, опубликована одновременно в издательстве Пенгуин и Пантеон (США).
Исследует проблемы семьи и межличностных отношений, активно выступает против существующей практики подавления личности через разветвленную сеть психиатрических лечебниц.
Сентябрь 1967 года. Джутта Вернер родила сына Адама.
1970 год. Завершился проект Кингсли-Холл.
Апрель 1970 года. У Джутты Вернер родилась девочка, которую назвали Наташей.
1971 год. В Британии и США опубликованы “Узлы”.
Март 1971 года. Лэйнг с Вернер и двумя детьми отправляется на Цейлон, где провел два месяца, изучая медитацию в Буддийском храме. После того, как срок виз закончился, перебрался в Индию, где провел три недели, обучаясь под руководством Гангроти Баба, индуистского аскета, посвятившего Лэйнга в культ индийской богини Кали. Также проводит время, изучая Санскрит и посещая Говинда Ламу, который к тому времени уже был гуру для Тимоти Лири и Ричарда Олперта.
Апрель 1972 года. Возвращение в Лондон.
С 5 ноября 1972 года по 8 декабря 1972 года. Отправляется с лекциями в США. Выступает на телевидении с Норманом Мэйлером. Знакомится с Элизабет Фер, психотерапевтом, использовавшей “возрождающие” психодрамы для лечения пациентов. В дальнейшем Лэйнг примет эти методы на вооружение и будет применять их самостоятельно.
Конец 1973 года. Начал проведение регулярных “возрождающих” сессий.
День Святого Валентина, 1974 год. Женится на Джутте Вернер.
24 июня 1975 года. У Джутты рождается третий ребенок, Макс.
1976 год. Опубликованы “Ты меня любишь?” и “Факты из жизни”. Книги довольно плохо продавались в Британии и Америке, однако были популярны в континентальной Европе.
Март 1976 года. Сьюзи Лэйнг, дочь от первого брака, умерла от лейкемии.
1978 год. Опубликована “Разговоры с детьми”.
21 апреля 1978 года. В 17.15 умер отец Лэйнга. Это время в точности совпало со временем рождения самого Лэйнга.
Сентябрь 1980 года. Принял участие в трехнедельной конференции Психотерапия будущего в Сарагосе, Испания. В ней также участвовали такие известные личности, как Фритьоф Капра, Станислав Гроф, Жан Хьюстон и Ролло Мэй.
15 сентября 1984 года. У подруги Лэйнга, Сью Санкель, родился девятый сын Рональда, Бенджамин.
Февраль 1985 года. Опубликована автобиография Лэйнга “Мудрость, сумасшествие и дурость”.
В национальной галерее портретов Шотландии выставлен его портрет.
1986 год. Развод с Джуттой Лэйнг.
1987 год. Вынужден выйти из состава Генерального Медицинского Совета, что привело к невозможности в дальнейшем заниматься медицинской практикой.
6 января 1988 года. Маргарита Ромайн-Кендон, привязанность Лэйнга в последние годы, родила ему сына Чарлза.
1988 год. Принял участие в канадском документальном фильме “Это Вы были Р.Д. Лэйнгом?”.
23 августа 1989 года. Умер от сердечного приступа во время игры в теннис в Сан-Тропе, Франция.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Теория двух факторов активации А.Роттенберга (от лат. actus действие, движение) активация рассматривается как обеспечиваемая действием двух систем: ретикулярной активацией (кортикальная бдительность) и лимбической активацией (эмоциональные реакции), которые работают реципроктно. Литература. RouttenbergA. Current status of the two arousal hypothesis // XiX Intern. Congress of Psychol. L.,...
Теория депрессии А.Эллиса (от лат. depressio подавление) теоретический конструкт когнитивной психологии . По представлениям Эллиса, в генезисе депрессии важную роль играют когнитивные элементы, которыми часто пренебрегают. В соответствии с его теорией, человек будет испытывать разочарование, приводящее в конченом счете к депрессии, если: негативно воспринимает самого себя; имеет неясные или негативные представления о своем окружении; ожидает от будущего только плохое; редко хвалит самого себя, но часто критикует; не имеет радостных событий в жизни; чувствует свою неспособность влиять на негативные события в своей жизни. Если эти представления индивида приобретают форму жестких стереотипов, вероятность возникновения депрессии резко...
Теория деятельности (от греч. theoria исследование) западногерманское психологическое направление, авторы Kraiker, 1980; Herzog, 1984. Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответственность за свое поведение и возможность выбирать между разными формами реагирования. В противоположность этому постулируется, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно. Считается, что человек есть активное существо, которое ведет себя целенаправленно и намеренно, которое выбирает из альтернатив, выбирает собственные цели и может на чтото решиться, происходящие на этой основе действия основательны и рациональны. В силу того, что базой этого подхода выступает операционализм , то критика заключается в отказе в возможности операционально описать экзистенциальные и трансцендентальные...
Теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических...
Теория деятельности, разработанная С.Л.Рубинштейном реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать внутреннюю психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания внешней...
Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений социальнопсихологическая теория коллектива, разработанная А.В.Петровским на основе принципа деятельности . В ней постулируется, что в развитой (недиффузной) группе происходит опосредствование межличностных отношений содержанием, целями и задачами той деятельности , которая выполняется этой группой. При изменении осуществляемых целей происходит и изменение структуры межличностных отношения. Таким образом, деятельностное опосредствование выступает как системообразующий признак коллектива. В рамках этой теории исследован ряд социальнопсихологических феноменов: коллективистическое самоопределение, ценностноориентационное единство, мотивационное ядро межличностных выборов, действенная групповая эмоциональная идентификация,...
Теория Джемса Ланге (от греч. theoria исследование) объяснительная модель возникновения эмоций. Разработана одновременно и независимым образом У.Джемсом и К.Г.Ланге . Сосудодвигательная теория эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой ощущения, вызываемые изменениями в произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким образом периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге заключалась в том, что он делал акцент лишь на сосудистой системе. В ней эмоции трактовалсь как субъективные образования, возникающие в ответ на нервное возбуждение, обусловленное состоянием иннервации и шириной кровеносных сосудов...
Теория зеркального Я Чарльза Кули в представление человека о самом себе входят: представления о том, каким он кажется другим людям; представления об оценках, которые даются ему другими людьми; интегральное чувство Я (гордость, презрение и т.д.). В соответствии с данными представлениями человек строит свои действия, что и определяет его...
Теория игр раздел математики, ориентированная на построение формальных моделей принятия оптимальных решений в ситуации конкурентного взаимодействия, строго регламентированного матрицей выигрышей и проигрышей. В теории игр выделяют два класса: игры со строгим соперничеством, когда игроки имеют прямо противоположные интересы (игры с нулевой суммой); игры с нестрогим соперничеством, где возможен обоюдный выигрыш (игры с ненулевой суммой). Модель игры с ненулевой суммой чаще всего используется при анализе межличностного конфликта. Одним из наиболее известным вариантом такой игры является дилемма узника . Литература. ЛьюисР.Д., РайфаХ. Игры и решения: Введение в критический обзор. М., 1961,...
Теория игры К.Бюлера дополнение теории игры К.Гросса, где акцент в анализе игры был смещен с операционного аспекта на мотивационный . Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий , может поддерживаться только положительными эмоциями , которые порождаются самим процессом деятельности и которые были названы им функциональным...
Теория игры Ф.Бойтендайка объяснение возникновения и развития детской игры необходимостью реализовать основные черты характера, свойственные растущему организму и обусловленные постепенным созреванием его нервнопсихических структур. Среди этих черт отмечались: 1.Ненаправленность движений ; 2. Импульсивность ; 3.Наличие аффективных связей с окружающими; 4.Робость, боязливость и...
Теория когнитивного диссонанса (от англ. cognition знание, dissonance несоответствие) социальнопсихологическая теория, созданная американским психологом Л.Фестингером , в которой логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации , призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счет изменения существовавших знаний или социальных установок. В теории когнитивного диссонанса считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в нее...
Теория коммуникативных актов Т.М.Ньюкомба (от лат.cоmmunicatiо общаться) социальнопсихологическая когнитивная теория, объясняющая возникновение приязни неприязни. В ней строится трехчленная схема коммуникативного акта: A B X, где А воспринимающий субъект, В другая личность, с которой происходит коммуникация, Х предмет, на который направлена активность и А, и В. Если А воспринимает, что его отношения и отношения В к предмету Х имеют сходство (консонанс), то он инициирует возникновение между ними приязни. При восприятии несходства формируется неприязнь. Допускается, что в последней ситуации возможно и изменение отношения к предмету, чем достигается сохранение консонанса с другим. Литература. NewcombT.M. An approach to the study of communicative acts...
Теория конвергенции теория психического развития ребенка, предложенная В.Штерном , в которой была сделана попытка примирить два подхода преформистского, в котором ведущим фактором признавался фактор наследственности , и сенсуалистического, где упор делался на внешних условиях. В этой теории, в которой приоритетность отдана наследственным факторам, среда рассматривалась как фактор, влияющий на темпы развития, ускоряющий или тормозящий проявления биологически обусловленных качеств. Само же психическое развитие трактовалось как созревание изначально заложенных свойств. В соответствии с этой методологической установкой периодизация детского развития трактовалась здесь на основе биогенетического закона...
Теория личности А.Адлера (от греч. theoria исследование) модель теории личности в индивидуальной психологии . В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности , то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности. Литература. БундулсЯ. Индивидуальная психология Альфреда Адлера // Вопросы психологии. 1982, N2,...
Теория личности Г.С.Салливена система представлений, в которых решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности, что и ставится целью психотерапии...
Теория личности К.Хорни система представлений, которые развивались в дискуссии со многими положениями З.Фрейда . Были отвергнутым пансексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов , достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство базальной тревожности, обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей , а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения , ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности ( агрессивного , уступчивого и отчужденного...
Теория личности Ф.Фромма система представлений, в которых постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений, но, в отличие от теории З.Фрейда , здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей . Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов...
Теория моральной ответственности Ж.Пиаже на основе оценки детьми разного возраста прочитанных им рассказов (ситуации нечаянного поступка, воровства, лжи) с точки зрения соблюдения участниками этих рассказов общественных норм Пиаже выделил две стадии развития моральной ответственности. Для детей младшего возраста характерна стадия объективной ответственности, когда поступки оцениваются по их последствиям, но не по намерениям и мотивам человека. После семи лет начинает формироваться субъективная ответственность, когда поступки оцениваются на основе мотивов и намерений, вне зависимости от внешних обстоятельств. Литература. PiagetJ. The moral judgement of the child. L.: Routlege and Regan Paul, 1932, p.302; МорозкинаТ.В. Проблема моральной ответственности в зарубежной психологии личности //...
Теория мотивации Ю.Кюля разновидность модели целенаправленного поведения Дж.Аткинсона (вероятность х ценность). Здесь постулируется, что для осуществления деятельности является необходимым не только наличие у субъекта соответствующих мотивации и способности, но и та или иная выраженность контроля действия (Handlungskontrolle) как некого интегративного критерия эффективности данной деятельности. Выделены два вида контроля деятельности: ориентация субъекта на действие (когнитивная активность, направленная на выбор из альтернатив и преодоление несоответствия между актуальными и достигаемыми позициями); ориентация субъекта на состояние (когнитивная активность, направленная на субъективные состояния как каковые, локализованные или в настоящем, или в прошлом, или в будущем, представленные в виде персевераций). Для анализа видов контроля деятельности...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]