Exit Project: Глоссарий: Мах (Mach) Эрнст

Мах (Mach) Эрнст



Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах приватдоцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864г. он профессор математики, затем, с 1866г. профессор физики, с 1867г. профессор университета Праги, где выполнял функции декана (18721873) и ректора (rector magnificus) (18791880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883г. по 1884г. Мах ректор пражского Немецкого университета. С 1895г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й.Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата . Выступал непримиримым противником О.Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898г. Мах был вынужден устраниться от дел изза инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат нейтральный опыт, и состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом ( настроения , чувства ), обозначаемые какЯ. Я принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У.Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г.Бар, Р.Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия , в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения , когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение при помощи полос Маха (когда на участке с постепенно уменьшающемся коэффициентом отражения создается резкий переход к уменьшению этого коэффициента, то возникает ощущение темной линии). Литература .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Emotional Control Questionnaire

Тест . Опросник эмоционального контроля. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: стремление к повторению, заторможенность эмоций, контроль за агрессией, контроль за сочувствием, 40 пунктов. Источник . Pers. and Indiv. Differ. 1987,...

Encounter-tapes

Encounter-tapes (от англ. encounter встреча + tape магнитофонная лента) групповая психотерапевтическая методика, основанная на технологии группы встреч. Особенностью ее проведения является физическое отсутствие ведущего программа обучения представлена в виде структурированных магнитофонных записей, где записаны необходимые прежде всего групповые и парные упражнения. Автор Э.Берсон. Литература. BersonE. et al. Audiotape program for selfdirected groups // New Perspective on Encounter Groups. SanFrancisco, 1972,...

Esalen Eclectic

Esalen Eclectic психотерапевтическая методика группового и личностного роста, основанная на отработке форм невербального поведения и невербальных коммуникаций . В основе лежит представление структуре человеческих межличностных потребностей, которая включает в себя три компонента (потребности во включенности, в контроле, в близости). На занятиях последовательно прорабатываются телесные позы и движения, соответствующие этим потребностям и свободно выражающие их. Автор У.Шутц. Литература. SchutzW. Expanding Human Awareness. N.Y.,...

Kindersprachtest

Тест . Тест детской речи. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: коммуникативнопрагматическая сфера речи, лексическая и структурноязыковая. Источник . KasielkeE., FrarnK., ScheidereiterU. Untersuchungen zur Validirung des Kindersprachtests (KISTE) mit Hilfe des Heidelberger Sprachentwicklungtest (HEST) an sechsjдhrigen Vorschulkindern/ J. Psychol. 1992, 200, N3,...

Klages L. Handschrift und Charakter

I. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА (ГОСПОДСТВО ВОЛИ). 1. Правильность. сила воли, противодействие, крепкость, определенность, решительность, выдержка, последовательность, чувство порядка, упорство; холодность чувств, трезвость, эмоциональная бедность, равнодушие, скучность, шаблонность. 2. Неправильность. слабость воли, неопределенность, изменчивость, поверхностность, отсутствие упорства, нерешительность, внеплановость, непоследовательность, зависимость, ведомость; оживленность чувств, чувственность, психологическая интенсивность, импульсивность, теплота, расположенность. II. СОРАЗМЕРНОСТЬ ПОЧЕРКА (ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ). 1. Соразмерность. хладнокровие, спокойствие, созерцательность, гармония, безоблачность; тупость, невосприимчивость, неподвижность, индифферентность, апатия, толстокожесть. 2. Несоразмерность. общительность, восприимчивость, нежность, тонкость, выразительность, чувствительность, подвижность; сбиваемость, возбудимость, раздражительность, склонность расстраиваться, взволнованность, неспокойствие, торопливость, капризность, потребность во впечатлениях, любопытство. III. ВЕЛИЧИНА БУКВ. 1. Большая. чувства, способность к воодушевлению, энтузиазм, потребность...

Konstanzer Fragebogen zur Erfassung von Ursachenzuschreiben

Тест . Констанцский опросник приписывания причин. Авторы . HohnerH.U., WalterH. Структура . Опросник включает в себя шкалы локуса контроля в областях: досуга, профессии, социальных отношений, здоровья, материального благополучия, политики предприятия. Источник . HohnerH.U., WalterH. Ursachenzuschreiben (locus of control) bei Arbeiten und Angestellten. Einige empirische Befunde // Psychol. Beitrage. 1981, N23,...

Manifest Needs Questionnaire

Тест . Опросник актуальных потребностей. Авторы . Stersu, Braunstein (1976). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: потребность в достижении, аффилиация, автономия,...

Marburger Verhaltenslist (MVL)

Тест . Марбургский лист поведения. Авторы . EhlersB., EhlersTh., MakusH. Структура . Опросник имеет 80 пунктов и включает в себя шкалы: эмоциональная лабильность, страх социальных контактов, нереалистическая Яконцепция, неадекватное социальное поведение, нестабильность...

Maslach Burnout Inventory (MBI)

Тест . Опросинк выгорания. Автор . Maslach, Jackson (1984). Структура . Методика включает в себя 4 субшкалы: эмоциональная истощенность, личностное самоосуществление, деперсонализация, ущербность, как следствие занятия альтруистическими профессиями. Состоит из 25...

Medical Psychotherapy. An International Journal

Журнал Медицинская психотерапия. Международный научнопрактический журнал по психотерапии, издаваемый с 1988г. книгоиздательством Х.Хубера (H.Huber) в Берне, Штуттгарте и Торонто. Выходит на английском языке раз в год. Ответственные редакторы издания: К.Н.Энкор, Дж.Т.Барт. На страницах журнала публикуются официальные сообщения Американской коллегии медицинских психотерапевтов, концептуальные и практические статьи, посвященные вопросам восстановления психического...

Methodika. An International Journal of Methods in the Behavioral and Social Sciences

Журнал Методика. Научный журнал по проблемам методов и моделей измерения в поведенческих и социальных науках, выпускаемый с 1987г. психологическим книгоиздательством К.Й.Хогрефе (Verlag fur Psychologie Dr. C.J.Hogrefe) в Геттингене, Торонто и Цюрихе. Периодичность: 2номера в год. Ответственные редакторы издания: Й.Бреденкамп, Й.Д.Карролл, Х.Фегер, К.Й.Клауер, Й.Краут, К.Павлик, Э.Э.Розкам, Р.Циглер, Й.Л.Циннес. Журнал ориентирован на такие области, как психология, педагогика, социология. На его станицах публикуются материалы, касающиеся психологической и педагогической статистики, методов наблюдения, статистического анализа, психометрии, математической психологии, социометрии, математической социологии и...

Millon Adolescent Personality Inventory

Тест . Личностный опросник для подростков. Автор . Millon. Структура . Методика включает в себя шкалы для выявления типов: компульсивного , заторможенносензитивного, кооперативносензитивного, соцаибельносамоуверенного, соцаибельносензитивного, самоувереннодействующего, действующегосензитивного; также имеет 7 факторов личностных расстройств (шизотипия, социальная интроверсияэкстраверсия, конформизм, подчинениеагрессия, враждебность, агрессия), 5 клинических симптомов (депрессиятревожность, алкогольная зависимость, суицидные намерения, гипомания, наркотическая зависомость), 4 типа подкрепления (зависимость, независимость, обособление, амбивалентность), 2 стиля преодоления стресса (активный,...

Millon Chlinical Multiaxial Inventory (MCMI)

Тест . Многоосевая клиническая методика Millon. Автор . Millon. Структура . Методика имеет оси: социальная изоляция и нестандартное мышление, импульсивность (со шкалами: наркомания, алкоголизм, протест против ограничений), тревожность (со шкалами: дистресс , соматические расстройства), психотичность (со шкалой: параноидное...

MMPI

1 J5 Я люблю читать научнотехническую литературу. 2 B12 У меня хороший аппетит. 3 B27 По утрам я обычно встаю свежим и отдохнувшим. 4 J34 Думаю, что мне понравилось бы работа библиотекаря. 5 B31 Я легко просыпаюсь от шума. 6 C42 Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях. 7 A55 Мои руки и ноги обычно достаточно теплые. 8 F39 Моя повседневная жизнь полна интересных событий. 9 C17 Моя работоспособность не хуже, чем была раньше. 10 B11 Я часто ощущаю комок в горле. 11 B37 Я верю, что сны всегда сбываются. 12 C43 Я люблю читать о преступлениях и...

Motivation and Emotion

Журнал Мотивация и эмоции. Теоретикоэкспериментальный журнал, издаваемый с 1977г. книгоиздательством Плинем Пресс (Plenum Press) в НьюЙорке. Периодичность: 4номера в год. Редактор: А.М.Айзен. Журнал публикует оригинальные теоретические статьи и отчеты об экспериментальных исследованиях в области психологии и поведенческих наук, с преобладающим вниманием на внутренние механизмы мотивации и эмоций...

Myers-Briggs Type Indicator

Тест . Индикатор типов Myers, Briggs. Авторы . Myers, Briggs. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: суждениявосприятия (в том числе: планированиеспонтанность), экстраверсияинтроверсия, чувственностьинтуиция (склонность к расчленению и реалистичности к целостному интуитивному восприятию), мышлениечувствование (субъективные объективные...

T–O–T–E

TOTE /testoperationtestexit/ (от проба операция проба результат) единица анализа психического, основанная на постулировании ведущей роли планирования и реализации поведения. Авторы Д.Миллер , Ю.Галантер , К.Прибрам . Литература. МиллерД., ГалантерЮ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М.,...

Tabes dorsalis

(лат. tabes разрушение, истощение, тяжелая болезнь; dorsum спина; син. сухотка спинного мозга) — форма позднего нейросифилиса, характеризующаяся развитием дегенеративных изменений в задних корешках и в задних столбах спинного мозга; проявляется нарушением глубокой чувствительности, сенситивной атаксией, арефлексией, синдромом Аргайлла Робертсона, стреляющими болями в ногах и вегетативными...

Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)

Тест . Техасская шкала социального поведения. Авторы . Helmreich, Stapp, 1977. Литература . MarloweH.A. The Structure of Social Intelligence. Florida, 1984. Текст методики...

Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)

1.Я не могу заговорить с другими людьми, пока они сами не сделаю этого. 2.Я описал бы самого себя как уверенного в себе человека. 3.В отношении своей наружности у меня нет комплексов. 4.Я общительный человек. 5.Когда я нахожусь среди других людей, меня беспокоит мысль, правильно ли я рассуждаю. 6.Когда я нахожусь среди людей, я делаю скорее то, что ожидают от меня другие, чем то, что хочу сам. 7.Если мое мнение расходится со мнением других людей, я придерживаюсь своего мнения. 8.Я описал бы себя как человека, который старается подчинить себе обстоятельства. 9.Другие люди считаются со мной. 10.Мне нравится быть среди людей,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Мах (Mach) Эрнст