Exit Project: Глоссарий: Психологическое образование: ресурсы Internet

Психологическое образование: ресурсы Internet



В данной статье речь пойдет о том, каким образом можно использовать глобальную компьютерную сеть для психологического образования или самообразования (последнее более перспективно). Конечно, охватить все ресурсы сети невозможно, тем более что ее отличительная черта быстрота обновления. Меняются как материалы, так и адреса. Но основные типы источников, содержащих материал, адекватный целям психологического образования, и соответственно наиболее характерные примеры каждого типа охватить вполне реально. Эти типы и будут здесь рассмотрены, прежде всего с целью помочь пользователям Internet в самостоятельном овладении ими психологией. Каталоги поисковых сайтов. Среди наиболее распространенных сервисов глобальной сети два непосредственно относятся к нашей теме. Это каталоги и служба поиска по ключевым словам, которые организуются на специальных поисковых серверах. При регистрации на таких серверах любого вновь разработанного сайта обычно он прописывается в том или ином каталоге (в нашем случае такими каталогами могут быть гуманитарные науки, естественные науки, медицина, образование, или более частные, а также собственно каталог психология). Кроме того разработчики нового сайта предоставляют список ключевых слов (подобный список может генерироваться и автоматически, с помощью так называемых поисковых машин), которые, по их мнению, отвечает специфике их сайта. Пользователь же, обратившись на поисковый сайт, либо выбирает нужный ему сайт из представленных там каталогов, либо делает запрос на поиск по ключевым словам, которые его интересуют. Для русскоязычного пользователя сети практически невозможно избежать обращения к таким поисковым сайтам, как Rambler ( http://rambler.ru ), Яndex ( http://www.yandex.ru ), Апорт ( http://www.aport.ru ). Для поиска информации, относящейся к науках, среди других хорошо зарекомендовал себя сайт Mavicanet ( http://www.mavicanet.ru/ ; http://www.mavica.ru/ ). Для поиска информации, касающейся организационных структур науки (научные и учебные институты, фонды, общественные организации и пр.) проще всего пользоваться сервисом сайта ПитерПресс. Желтые страницы Интернета ( http://piter-press.ru/yp ). Но значительно большие возможности открываются, если пользоваться поисковыми сайтами мирового уровня, из которых признанными лидерами являются сайты компании Yahoo! ( http://www.yahoo.com (англ.)), локализованные во многих странах мира. Это, например, Yahoo! в Канаде, где психологи интересующую их информацию могут найти прежде всего в рубрике Наука>Биология ( http://ca.dir.yahoo.com/Science/Biology/ ); Yahoo! в Германии имеет следующую рубрикацию: Гуманитарные науки>Психология ( http://de.dir.yahoo.com/Geisteswissenschaften/Psychologie/ (нем.)), с подразделом Нейропсихологии ( http://de.dir.yahoo.com/ Geisteswissenschaften/ Psychologie/ Neuropsychologie ); Yahoo! во Франции также имеет рубрикацию Гуманитарные науки>Психология ( http://fr.dir.yahoo.com/Sciences_humaines/Psychologie/ (фр.)). В русскоязычной части сети достаточно полная коллекция психологических ссылок дана на поисковом сайте List.ru>Каталог>Наука/Техника/Образование>Психология ( http://www.list.ru/catalog/10199.html ). Наряду с универсальными существуют и специальные каталоги, в которых дано описание ресурсов только по определенной, более узкой теме. Можно указать некоторые из таких каталогов: Психология ( http://omni.ac.uk/browse/mesh/detail/C0033909L0033909.html (англ.)); Вебресурсы истории и философии психологии Йоркского университета ( http://www.psych.yorku.ca/orgs/profsocs.htm ); Энциклопедия психологии ( http://www.psychology.org/ (англ.)); Социальные науки ( http://www.sosig.ac.uk/psychology/ (англ.)); Психологические ссылки ( http://www.mrc-cbu.cam.ac.uk/psychology.links.netscape.html (англ.)); Ссылки по истории психологии ( http://www.socialpsychology.org/history.htm (англ.)); Нейронауки ( http://www.neuro.fsu.edu/wwwneuro.htm ); Профессиональный круг дифференциальной психологии и психологии личности ( http://psylux.psych.tu-dresden.de/i2/differentielle/linkage.htm (нем.)); Психоаналитические ресурсы в WWW ( http://www.rzuser.uni-heidelberg.de/~iy0/texte/pawww.htm (нем.)); Науки о человеке ( http://netia59.ac-lille.fr/mau/0594561m/wwwfr/Sc-hum.htm (фр.)), где есть рубрика Психология; Психоресурсы ( http://www.psycho-ressources.com/babillard.html (фр.)); Мир психологии ( http://psychology.net.ru/ (рус.)); Psychology Online Russia ( http://www.psycho.all.ru (рус.)); Психология он-лайн ( http://www.psychology-online.ru/ (рус.)). Сайты средств массовой информации. Одним из основных источников поучения актуальной информации о развитии психологических знаний выступает периодика. Причем, кроме электронных журналов, прямо специализирующихся по данной тематике, существенную помощь при психологическом обучении и/или самообучении могут оказать средства массовой информации. Здесь, как правило, есть новостная колонка, а также систематически делаются тематические обзоры либо по страницам научных журналов, либо на основании интервью с известными учеными. Пожалуй, наибольшим охватом, оперативностью и доступностью для русскоязычного пользователя глобальной сети характеризуются три сайта: BBC, на котором имеется ежедневная рубрика Новости Науки ( http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/default.stm ); Радио свободы с рубрикой Наука и техника ( http://www.svoboda.org/ ) и Немецкой волны (Русская редакция http://www.dwelle.de/russian/Welcome.html ), где каждый понедельник появляется новый материал о достижениях науки и техники (надо прибавить, что здесь большее внимание уделяется достижениям прежде всего немецких специалистов). Среди отечественных ресурсов можно отметить такие сайты, как НГ Наука ( http://science.ng.ru/ ), Кирилл и Мефодий. Наука/Техника ( http://www.km.ru/science/ ). Правда, в силу того, что инфраструктура отечественных сайтов не такая разветвленная, как у зарубежных, в большинстве случаев материал попадает на них в результате реферирования информации с сайтов зарубежных СМИ, значительно реже на основе анализа отечественных разработок. Такой подход реферирование и редактирование общедоступных источников делает возможным существование авторских сайтов на тему Наука, среди которых, по хорошему качеству работы, стоит отметить сайт Новости науки от Михаила Висенс ( http://www.nauka.lucksite.com/ ). Интересующий психологов материал может появиться на сайте любого СМИ, как отечественного, так и зарубежного. Причем, как правило, научный материал, располагающийся на сайтах СМИ, дублируется. Поэтому для систематического поиска разумно выбрать один из них и периодически заглядывать именно на него, прежде всего в разделы Наука или Медицина. Стоит прибавить, что в настоящее время по частоте публикаций на первые места выходят две психологические области, а именно психогенетика и когнитивная психология, как дисциплины наиболее интенсивно развивающиеся и носящие для всей психологии революционный характер. Сайты научных и учебных институтов. В большей своей части отечественные институты, связанные с психологией, как научные, так и учебные (в которых ведется научноисследовательская работа) или уже имеют свои сайты, или в срочном порядке их создают. Очень часто эти сайты служат исключительно презентационным целям (на них дается, например, описание структуры института, представляются выдающиеся деятели отечественной науки, работавшие или работающие в данном институте, объявляются конференции и т.д.), и для содержательной работы они мало подходят. Все же есть смысл познакомиться с некоторыми из них. Это Институт психологии РАН ( http://www.psychol.ras.ru ), факультет психологии МГУ ( http://www.psy.msu.ru/ ), Психологический институт РАО ( http://pirao.ru/ ); Институт психологии РГГУ ( http://www.rsuh.ru/win/fac/psych/index.shtml ), Московский городской психологопедагогический институт ( http://www.psychology-online.ru/ ), Московский городской педагогический университет ( http://www.flogiston.ru/univery/vuz/mgpu.shtml ), Воронежский институт психологии ( http://www.vspu.ac.ru/ ), Научноучебный центр психологии Новгородского государственного университета ( http://www.nsu.ru/psych/internet/ ), Самарский государственный университет ( http://www.ssu.samara.ru/ ). Стоит отметить, что наиболее интересную информацию именно о психологии, а не ее институциональной структуре, можно обнаружить не на официальных психологических сайтах, а на студенческих. Серьезно работать с такими сайтами не всегда комфортно, т.к. часто они перегружены элементами молодежной субкультуры (речь идет о значительной доли материалов о досуге), зато именно на таких сайтах, наряду с прочим, можно найти достаточно полные подборки текстов первоисточников. Обязательно надо зайти на народный сайт факультета психологии МГУ Флогистон ( http://flogiston.da.ru/ ). Несколько иначе дело обстоит с институтами, которые активно предлагают свои услуги на потребительском рынке (это прежде всего рынки образовательных и психотерапевтических услуг). Internet здесь рассматривается как форма активного маркетинга, поэтому часть содержательного материала, иногда большая, иногда меньшая, находится в свободном доступе. В качестве примера можно привести сайт Института прикладной психологии ( http://www.sobchik.newmail.ru/Apilns/metod.html ), на котором даются описания психодиагностических методик, или сайт Академии практической психологии при факультете психологии МГУ ( http://www.informika.ru/text/friends/raduga/vs/vs23.html ). Совершенно особое место занимает сайт Дмитрия Сатина, созданный в марте 2000г., Психология на русском языке ( web.psychology.ru ). Очень хорошо проработанный с точки рения дизайна и программного обеспечения, хорошо раскрученный в поисковых системах, имеющий богатое психологическое содержание (научные статьи на актуальные темы, в том числе на тему психология и Internet, исторические портреты деятелей психологии, различные формы общения в режиме online и т.д.), этот сайт позиционируется как особая способная к самостоятельной коммерческой деятельности фирма по информационному обеспечению психологов пользователей глобальной сети. Сайты зарубежных психологических обществ и институтов также могут быть разделены на официальные, имеющие содержание и коммерческие. Как правило, официальные сайты не помещают на своих страницах содержательный материла, а если, например, профессора, работающие в данном учреждении, хотят выложить какойто лекционный материал, то для этого обычно используется другой Internetадрес. Как правило, очень строго придерживаются официального стандарта (структура института, направления деятельности, если институт учебный студенческая жизнь) научные и учебные институты Германии и других немецкоязычных стран, связанные с психологией. Наиболее показательны в этом отношении университеты: Гамбурга (факультет психологии) ( http://www.rrz.uni-hamburg.de/psycholo/welcome.html ), Дортмунда ( http://statistik.uni-dortmund.de ), Бонна ( http://www.psychologie.uni-bonn.de/ ), Лейпцига ( http://www.uni-leipzig.de/~psy/ ), Вены ( http://www.univie.ac.at/ ), Граца ( http://www.uni-graz.at/ ), Инсбурга ( http://info.uibk.ac.at/ ). Полный список американских университетов можно найти по адресу: http://www.unet.univie.ac.at/~a9509553/Universitaeres/UniUSAam.htm . В качестве примера некоммерческого частного сайта можно привести сайт Института пограничных между психологией и гигиеной исследований ( http://www.igpp.de/english/welcome.htm (англ.)), созданного во Фрейбурге, Германия, в 1950г. физиологом и врачом профессором Х.Бендером. Традиционно институт занимается междисциплинарными исследованиями аномальных явлений (экстрасенсорное восприятие, измененные состояния сознания, психокинез и т.д.). Кроме того, он предоставляет информацию и услуги людям с экстраординарными способностями, поддерживает специальную библиотеку и архив исследований по парапсихологии и пограничным областям психологии. А Институт анализа пропаганды ( http://carmen.artsci.washington.edu/propaganda/ipa.htm (англ.)), созданный в 1937г. для исследований механизмов политической пропаганды и их популяризации, занимается обширной издательской деятельностью, ориентированной на обеспечение проведения социальнопсихологических тренингов. Основа сайта как раз и образована материалами, фактически выступающими в качестве рекламы этих тренингов. Аналогичный по организации Институт поведенческой терапии А.Т.Бека ( http://www.beckinstitute.org/ (англ.)) для удаленных пользователей прелагает заочные программы. Институт психологического анализа искусства университета Флориды ( http://www.clas.ufl.edu/ipsa/intro.htm (англ.)) занимается исследованием (прежде всего на основе психоанализа, но не только) вопросов литературы, киноискусства, живописи, пытаясь ответить на вопросы: как и почему данный автор пишет? почему разные люди читают поразному? в чем психологическая сущность того или иного вида или жанра искусств? Отдел Истории и философии ( http://www.chelt.ac.uk/ess/soss/hps/ (англ.)) Психологической секции Британского психологического общества ( http://www.bps.org.uk ) обеспечивают организацию Ежегодной конференции, симпозиумов и семинаров, подготовку совместных заседаний с другими обществами родственной тематики. Схожими задачами занимается Интернациональная психоаналитическая ассоциация ( http://www.ipa.org.uk/ (англ.)). Учебные материалы. Образование это то, что имеет свою стоимость, и данное правило достаточно строго выполняется, по крайней мере в зарубежной части глобальной сети. Поэтому учебные материалы, которые выкладываются на различных сайтах, имеют определенные ограничения. Эти материалы могут располагаться, вопервых, на сайтах электронных библиотек, имеющих платный доступ (абонемент или разовый доступ), или на сайтах организаций специального (дистинционного) обучения (по этой теме стоит посмотреть сайт Специальные образовательные ресурсы в Интернете: http://seriweb.com/ ); вовторых, они могут быть анонсами курсов или, более часто, практических тренингов, которые проводятся в очном порядке; втретьих, могут выступать своеобразным пробным шаром при определении читаемости для принятия решения о публикации материала типографским способом; наконец, могут делать вклад в создание имиджа того или иного ученого. Правда, можно найти ресурсы и некоммерческого характера, например благотворительные сайты информационной поддержки культуры малоразвитых стран. Рассмотрим некоторые примеры сайтов с учебными материалами по психологии. Среди ресурсов, на которых можно найти интересный психологический материал, стоит отметить следующие: Институт психологии университета Р.Декарта (Париж) ( http://misyapp.com/lps/fr/g/s1&2/s2.html (фр.)); Институт клинической, диагностической и дифференциальной психологии Технического университета Дрездена ( http://psylux.psych.tu-dresden.de/i2/differentielle/home.htm (нем.)) здесь можно найти публикации сотрудников института по темам психобиологии личности, когнитивной психологии, психологии межиндивидуальных различий и темперамента, психогенетики, психопатологии и молекулярных основ психики; кафедра психологии факультета математики и естественных наук этого же университета ( http://linus.psych.tu-dresden.de/inhalt.html (нем.)). Сайт департамента социальных наук Ноттигемского университета (Великобритания) включает в себя сайт Психология факультета экономики и социальных наук ( http://ess.ntu.ac.uk/bscpsych /) с описанием трехлетнего курса, который аккредитован Британским психологическим обществом (BPS) для студентов по основным теоретическим областям психологии (познание, биологические, социальные и индивидуальные различия, развитие), экспериментальным и статистическим методам исследования. На неофициальном сайте университета Руана ( http://bonnepluie.free.fr/psychologie/ (фр.)) можно найти вводные лекционные материалы курсов, читаемых для первого и второго курсов. Причем особенно богато представлена традиция З.Фрейда. Здесь есть материалы по истории психологии; психологии развития; патопсихологии; клинической психологии (в частности, представлено введение в различные психоаналитические понятия, такие как, фантазия, травма, инстинкты и импульсы, детская сексуальность, отношения дети родители, работа механизма психической защиты, изоляция, неврозы); социальной психологии. Показательно, что все учебные материалы (в форматах doc, pdf или rtf) можно получить через Internet. На сайте Общая психология. Восприятие ( http://psychologie.fernuni-hagen.de/Kurs3250/Wahrnehmung.htm (нем.)) представлен учебный мультимедийный курс по общей психологии (тема: восприятие), разработанный C.O.Schmidt. Кроме самого учебного материала он включает в себя соответствующий иллюстративный материал и обширную систему ссылок на связанные с данной темой сайты. Колледж г.Кортланда ( http://snycorva.cortland.edu/~andersmd/edpsy.html (англ.)) предоставляет обучающие программы по курсу психологии образования. Рассматриваются следующие темы: содержание предмета психологии образования; поведенческий, когнитивный и гуманистический подходы к обучению; учения Ж.Пиаже, Э.Эриксона, Л.Колберга, А.Маслоу, Л.С.Выготского, К.Роджерса; обучение, основанное на оперантном и классическом обусловливании; синдром дефицита внимания; фасилитация при коммуникациях; статистика и др. Пожалуй, наиболее полно реализованы именно мультимедийные технологии в предъявлении учебного материала по психологии и смежным дисциплинам на страница, посвященных нейроанатомическим основам психики. Очень часто такой материал сопровождается не просто красочными иллюстрациями, которые можно встретить и в изданиях, выполненных типографским способом, но изображения либо анимированные (представленные в gifформате), либо интерактивные (в большинстве случаев написанные на JavaScript). Анатомический атлас. Форум для медиков ( http://trautline.de/nerven.htm (нем.)) дает краткий, но содержательный обзор принципов устройства и работы нервной системы, начиная с механизмов синаптической передачи и заканчивая блоками мозга. Глобальная анатомия Медицинской школы факультета психологии Висконсинского университета ( http://www.anatomy.wisc.edu/anatomy.htm (англ.)) представляет собой прекрасный интерактивный атлас мозга, созданный с помощью аплетов Java. Биологическая психология ( http://www.csuchico.edu/psy/BioPsych/limbicSystem.html (англ.)) факультета психологии Калифорнийского университета также является иллюстрированным учебником по строению мозга. Атлас целостного мозга, созданный A.J.Keith ( http://www.med.harvard.edu/AANLIB/home.html (англ.)) также использует Javaаплеты, чтобы показать срезы мозга в той плоскости, которую заказывает пользователь. Здесь есть следующие разделы: нормальный мозг; нормальная структура мозга и кроветока; 100основных мозговых структур; сосудистая анатомия; нормальное старение: структуры и функции; церебрососудистые заболевания; инсульт; афазия; алексия без аграфии; хроническая гематома и др. При этом учащихся может пройти тестирование на тему Как называются эти мозговые структуры?. Наконец, сайт Атлас мозга приматов ( http://rprcsgi.rprc.washington.edu/~atlas/index.html (англ.)) Вашингтонского университета, специально созданный для целей образования студентов, располагает описанием большого количества мозговых структур, он хорошо иллюстрирован и имеет большего количества ссылок на родственные сайты, кроме того он сопровождается достаточно полным списком неврологических терминов. Существенную помощь в изучении практических всех разделов психологии могут оказать многочисленные сайты с материалами по истории психологических учений, которые, как правило, имеют развернутые статьи и, к тому же, хорошо иллюстрированы. Очень содержательный материал, иллюстрированный фотографиями великих психологов, есть на странице Даты истории, важнейшие направления и персоны психологии ( http://www.stangl-aller.at/ ARBEITSBLAETTER/ WISSENSCHAFTPSYCHOLOGIE/ PsychologiePersonen.html (нем.)). Эта страница расположена на сайте Тест и эксперимент (автор: Werner Stangl), где, кроме истории, обсуждаются часто задаваемые вопросы ( http://www.stangl-taller.at/Testexperiment/FAQs.html ), дают консультации по организации эксперимента и тестирования, также есть психологический лексикон и список литературы. А программа по история психологии открытого доступа по адресу: http://www.unb.ca/web/units/psych/likely/psyc4053.htm (англ.) разработана D.Likely (факультет психологии университета Нью Брунсвик) и представляет собой дополнение к стандартному учебнику (HergenhahnB.R. An introduction to the history of psychology. 4th edition. Brooks/Cole Publishing Company. 1997) в виде обширного набора лекций online, литературы и демонстраций. Курс состоит из 12частей, после прохождения каждой из которых студент должен посылать по электронной почте письменной отчет. Библиотечные сайты. Большая часть библиотечных сайтов с универсальным набором психологической литературой имеет закрытый доступ. Это означает, что с библиографией, а иногда и с анонсами текстов можно познакомиться без какихлибо осложнений, но сами тексты (прежде всего если речь идет о свежих публикациях) надо заказывать отдельно. Великолепная библиография по психологии, в том числе по современной когнитивной, собрана на сайте http://cogprints.soton.ac.uk/view-psyc.html (анг.); по логотерапии и экзистенциальной психологии на сайте http://logotherapy.univie.ac.at/bibde.html (англ. и нем.). Сайт Философская библиотека ( http://www.meiner.de/autoren.htm (нем.)) дает очень подробные анонсы на тексты по истории философии. Очень полная библиография современных журналов по социальной психологии дана на сайте Университетская библиотека по психологии А.Пьерона ( http://www.bu.univ-paris5.fr/psychologie/netsociale.htm ). Приятным исключением из общего правила является бесплатный доступ к базе данных MEDLINE Национальной медицинской библиотеки (NLM) в США ( http://www.nlm.nih.gov/databases/freemedl.html ). Правда, получить доступ к классическим текстам по психологии не составляет трудностей. Так, по адресу: http://www.elseminario.com.ar/Bibliografia/ (англ., фр., лат.) можно заказать тексты основных трудов классиков психологии, среди которых А.Бине, Ф.Брентано, Г.Бунге, Ж.М.Шарко, В.Дильтей, Г.Т.Фехнер, М.Фуко, Э.Гуссерль, Э.Мах, У.Джемс, Э.Титчнер, В.Вундт и др. Для русскоязычного читателя также нет проблем. В знакомстве с классикой ему могут помочь сайты: Каталог книжной полки по психологии ( http://psylab.unn.ac.ru/library/Psycho/satin/Library/catalog.shtml ); Чернильница ( http://www.kulichki.com/inkwell/ ); High.ru Классики ( http://high.ru/library/authors.html здесь собрана литература по теме измененных состояний сознания); Рефераты по психологии. НЛП ( http://alternativa22.boom.ru/Psycholog.htm ) и др. Достаточно полный перечень книг по психологии на русском языке можно найти на странице: http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm . Конечно, значительно труднее с современной литературой (на иностранных языках). Ее можно найти, но не в одном месте, а, как правило, на специализированных сайтах, которые разрабатывают какуюлибо одну психологическую тему. Пожалуй, самым разнообразным набором современных аналитических текстов отличается библиотека Йоркского университета (Великобритания) ( http://www.yorku.ca/ ). А по психоанализу есть уникальная подборка материалов по адресу: http://www.microtec.net/desgros/index.html . Еще одним источником получения новой информации по психологии являются электронные журналы. Некоторые дают только анонсы: Наука/Интерпериодика. Психологический журнал ( http://www.maik.rssi.ru ); Вопросы психологии ( http://www.courier.com.ru/vp/index.html ); Журнал неврологии и психиатрии ( http://www.mediasphera.aha.ru/neurol/neur-mn.htm ). Но есть и ресурсы с доступом к самим статьям, например, Журнал практической психологии и психоанализа ( http://www.psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal ); Психология и бизнес. Эжурнал ( http://www.psycho.ru/magazine/mainpage.htm ). Широкий охват образовательной тематики дает электронный журнал Курьер образования ( http://www.courier.com.ru/index.html ), предоставляющий кроме всего прочего каталог журналов с родственной ориентацией. Сайты психологических издательств, в принципе, могут быть достаточно интересными, но само содержание там не выкладывается, только анонсы выпускаемых книг. Среди немецкоязычных издательство номер один Hogrefe Verlag fr Psychologie ( http://lnx1.hogrefe.de/ ), которое издает, в частности, журналы: Zeitschrift fr Entwicklungspsychologie und Pdagogische Psychologie ( http://www.hogrefe.de/zepp/ ) и Diagnostica ( http://www.hogrefe.de/diagnostica/ ). Словари и энциклопедии. Особо стоит остановится на сайтах с энциклопедической тематикой на них дается, может быть не самая свежая, зато отстоявшаяся, рафинированная информация. В Энциклопедии Энкарты (Microsoft Encarta. Online Encyclopedia, 2001) ( http://encarta.msn.com/ (англ.)) собрано не так много материалов, касающихся знаменитых психологов и психологических направлений, но те материалы которые представлены (на уровне именно базовых знаний), заслуживают одобрения по критерию единство стиля и полноту изложения. Схожие черты имеет Колумбийская электронная энциклопедия Колумбийского университета ( http://www.encyclopedia.com/home.html ), которая по результатам запроса выдает саму статью и ссылки на соответствующие ресурсы. Стенфордская философская энциклопедия ( http://plato.stanford.edu/contents.html (англ.)), которая, правда, находится еще в стадии комплектования, включает в себя не очень много статей, относящихся непосредственно к психологии, но если они есть, то носят фундаментальный характер (бихевиоризм, когнитивные науки, эпифеноменалим, экзистенция, теория игр, теория лингвистической относительности, философия нейронаук, ментальный образ, панпсихизм и др.). Аналогичный материал можно найти на сайте Internet-энциклопедия по философии ( http://www.utm.edu/research/iep/ (англ.)). Немецкоязычный Лексикон философии существует по адресу: http://www.philosophenlexikon.de/kuelpe.htm . Образцовым русскоязычным ресурсом по философской тематике является сайт Культурология XX ( http://philosophy.ru/edu/ref/enc/ ). Особо стоит отметить словарь понятий психологии и родственных дисциплин (физиологии, генетики и др.) на немецком языке ( http://www.sign-lang.uni-hamburg.de/Projekte/PLex/PLex/Lemmata/ (нем., англ.)), который представляет собой полноценную гипертекстовую энциклопедию, где в каждой статье (более 1000 понятий) дана собственно дефиниция понятия, ссылки на родовое понятие, родственные понятия и синонимы, а также есть возможность двигаться к другим статьям по алфавиту. В отдельном списке представлены родовые понятия. На русском языке разработан Психологический словарь ( http://psi.webzone.ru/index.htm ) этот сайт интересен еще и тем, что на нем анонсирован Психологический практикум на JavaScript. Ясную, хорошо организованную в плане дизайна структуру имеет сайт с глоссарием психологопедагогических терминов, составленным Л.С.Колмогоровой ( http://bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html ). Краткий терминологический словарь по психологии, разработанный A.Samson (1996, 1998), представлен по адресу: http://www.ustboniface.mb.ca/cusb/psycho/psy120/gloslex.html (итал.). А сайт: http://phobialist.com/ (англ.) представляет замечательно полный терминологический словарь по очень узкой теме по теме невротических страхов. Общий список фобий, который собирался его автором в течении многих лет из различных справочников, включает более 500 терминов. Как правило, в стандарте энциклопедического словаря сделаны биографические сайты. Уникальный материал с очень редкими фотографиями ученых собран на сайте AEIOU. OesterreichLexikon. Система информации о культуре ( http://www.aeiou.at/aeiou.encyclop ), касающийся истории психологии в Австрии, в частности, Грацкой школы. На сайте Biographie.net ( http://www.biographie.net/ (многояз.)) не очень много биографий именно психологов, тем не менее достаточно хорошо представлена высокая классика (З.Фрейд, И.Тэн и т.п.). Похожая картина на сайте Классики в истории психологии ( http://psychclassics.yorku.ca/ (англ.)). На Вебсайте истории психологии ( http://elvers.stjoe.udayton.edu/history/welcome.htm (англ.)), в разделе Люди в психологии собраны биографические статьи о наиболее значительных представителях психологии. Всего здесь находится более 150биографий (взятых из Leonard Zusne's Names in the history of psychology. 1975), начиная с хрестоматийных персон (Ф.Бэкон, К.Левин, Э.Эриксон, З.Фрейд) и кончая менее известными (Э.Брюнсвик, К.Данлап, К.Вернике и др.). Предложено как алфавитное расположение биографий, так и хронологическое (начиная с Античности). Кроме того сайт обеспечивает выход к более чем 1000 ресурсов Internet, связанных с историей психологии. Интересен бразильский сайт История психологии, разработанный Marcos Emanoel Pereira ( http://www.geocities.com/Athens/Delphi/6061/en_linha.htm (порт.), на котором показана широкая панорама развития психологических идет от 600г. до н.э. до нашего времени. Очень содержательные материалы по истории психологии, прежде всего из областей дифференциальной психологии и психологии личности (включая психологию буддизма), находятся на сайте C.G.Boeree (факультет психологии университета г.Шиппенсбурга): http://www.ship.edu/~cgboeree/historyofpsych.html . Материалы по гештальтпсихологии собраны по адресу: http://dmoz.org/Science/Social_Sciences/Psychology (англ.), здесь можно найти биографии таких психологах, как Р.Арнхейм, С.Аш, Х.Эренфельс, К.Гольдштейн, К.Коффка, В.Келер, К.Левин, М.Вертгеймер и др. Сайт бельгийской клинической психологии имеет подрубрику Ученые в психологии ( http://user.online.be/allemeesch/KlinPsy/Psychintro.htm ), где можно познакомиться с ссылками на биографии более чем 400ученых (К.Абрахам, А.Адлер, Г.Олпорт, А.Альцгеймер и др.). Сайт Персоны медицины ( http://www.m-ww.de/persoenlichkeiten/index.html ) представляет собой собрание биографий ученых и общественных деятелей, оказавших существенное влияние на развитие представлений о телесном, душевном и психическом здоровье человека; среди них известные психологи (Ф.Александер, А.Адлер, Ш.Бюлер, Ж.Шарко и др.). Очень развернутые биографии ученых, связанных с психоанализом, есть на странице: http://psychematters.com/bibliographies.htm сайта Вопросы души ( http://www.psychematters.com/ (англ.)). Среди них М.Балинт, Д.Винникот, М.Клейн, Х.Шэфер, Х.Кохут, Ж.Лакан, З.Фрейд, Э.Боулби, Г.Салливен, Э.Эриксон, К.Хорни, К.Юнг, Ш.Ференци и др.). По адресу: http://www.psiconet.org/otros/ (исп.) расположен прекрасный ресурс по истории психиатрии, где даны биографии таких исследователей, как Ф.Пинель, П.Жане, Г.Клерамбо, Э.Крепелин, Э.Блейлер, Ж.Брейер и др. Дополнительный материал на схожую тему можно найти на сайте Иллинойского университета Основатели неврологии ( http://www.uic.edu/depts/mcne/founders/ ). Следует также отметить, что существуют сайты, посвященные отдельным (культовым) фигурам психологии. Это в частности, К.Г.Юнг ( http://lafontaine.depierre.free.fr/c.g.jung_encyclopedia(29).html (фр.); Биография: http://www.cgjung.org/index.htm (нем.); http://www.cgjung.net/index.htm (фр.) этот ресурс публикует работы, посвященные Юнгу и его ученикам, содержит также словарь терминов по темам: анима, анимус, архетип, комплекс и т.д.; бразильский ресурс: http://www.symbolon.com.br/index.html ); Э.Фромм (Интернациональное общество Э.Фромма: http://www.erichfromm.de/lib_2/hoffmann02.html (нем.)); З.Фрейд (Избранная библиография биографии: http://www.uchtspringe.de/frdbibl.htm (нем.)); Ж.П.Сартр (Ж.П.Сартр. Философия и экзистенциализм: http://members.aol.com/DonJohnR/Philosophy/Sartre.html (фр.)); Г.Роршах (Классический Роршах: http://www.phil.gu.se/fu/ro.html ; Роршахиана Интернационального общества Роршаха: http://www.rorschach.com/rorschachiana.html ); Г.Зиммель (Георг Зиммель online: http://socio.ch/sim/index_sim.htm ); Д.Джексон (один из десяти лучших психиатров Америки конца 1960хгг.) ( http://www.dondjackson.com/bio.htm ) и множество других. Сайты психологического тестирования. Одним из самых раскрученных видов психологических ресурсов в глобальной сети являются сайты тестирования, что связано с тем, что посещаются они не столько ради работы, сколько ради развлечения. Практически каждый крупный портал имеет рубрику Тесты. Собственно профессиональных сайтов в русскоязычной части Internet не так уж и много. Среди них можно отметить следующие сайты: Гуманитарные технологии Шмелева ( http://www.ht.ru/ ); Центр Дружинина. Ссылки: психологические тесты и компьютерные программы ( http://www.rusdrakon.narod.ru/links/linkstests.htm ); Институт прикладной психологии ( http://sobchik.newmail.ru/ ). Но и сайты развлечений определенный интерес представляют. Вопервых, среди тестоводнодневок на такие сайты попадают и вполне профессиональные тесты (это, например, таблицы Шульте, тест независимого от культуры интеллекта Р.Кеттелла, тест IQАйзенка, ШТУР, опросник Кейрси, опросник Ханина, Методика конфликтного поведения К.Томаса, EPI и т.д.), вовторых, в силу того, что тесты для Internet пишут, как правило, на JavaScript, всю их внутреннюю механику достаточно легко реинтерпретировать. Поэтому стоит просмотреть такие популярные ресурсы, как: http://www.aurora.ru/index_iq.htm ; http://www.bitnet.ru/psycho/index.html ; http://www.doktor.ru/phone/psytest/index.htm . Зарубежные психодиагностических ресурсы также очень многочисленны и разнообразны. Среди англоязычных можно отметить очень хорошо сконструированный сайт общедоступного тестирования: http://www.queendom.com/ . Образец сайта, где дается лишь профессиональное описание методик, но не предлагается само тестирование, можно посмотреть по адресу: http://charlies-playhouse.ch/scientology/tests (нем.). Здесь, в частности, дано описание Теста интеллекта для детей Д.Векслера HAWIK (Hamburg-Wechsler Intelligenztest fuer Kinder). Узко тематически специализированные сайты. Естественно, в глобальной сети есть множество малобюджетных сайтов по психологии, которые разрабатываются прежде единомышленниками, последователями или в виде хобби. Немецкое Сообщество Нейро-лингвистического программирования ( http://www.nlp.de/ ) с 1995г. занимается распространением идей НЛП в немецкоязычных странах; стоит сказать, что здесь имеется богатая библиотека литературы по этой теме. Берлинский сайт Критической психологии ( http://www.kripsy.de/home.htm ), входящий в круг родственных сайтов ( http://www.webring.org/ ), построен вокруг личности Клауса Хольцмана. По культурноисторической психологии можно отметить англоязычные ресурсы: http://maple.lemoyne.edu/~hevern/nr-anth.html и http://arts.uwaterloo.ca/~acheyne/chp.html . Сайт Международная ассоциация Развивающее обучение http://www.maro.newmail.ru знакомит с идеологий развивающего обучения. Достаточно занимательны сайты, созданные коллекционерами раритетов. К одному из них относится сайт Георга Фрича ( http://members.eunet.at/selfritsch/k161autogr.html (нем.)), где собрана коллекция автографов знаменитых психоаналитиков (З.Фрейд, А.Фрейд, Ш.Ференци) и их корреспондентов (например, Т.Манн) из библиотеки П.Федерна. Прекрасная подборка экспонатов по истории экспериментальной психологии собрана на сайте: http://chss.montclair.edu/psychology/museum (анг.). Здесь можно полюбоваться на тахистоскоп Вундта, ольфактометр Цваардемекера и т.д., которые взяты из ZimmermannE. PreisListe ber psychologische und physiologische Apparate. Leipzig, 1903. Музей Истории психологических инструментов университета Upper Montclair ( http://www.chss.montclair.edu/psychology/museum.html ) также основан на немецком каталоге психологических и физиологических аппаратов. Схожий характер носит сайт Brass Instrument Psychology университета Торонто ( http://www.psych.utoronto/museum/ ), где также представлены инструменты психологического исследования конца XIX начала XXвека, типа резонатора Гельмгольца, горизонтального кимографа образца 1892г., спектроскопа и т.д. Наконец, отдельно стоит сказать о сайтах, которые представляют собой коллекции произведений пациентов психиатрических клиник. По своей выразительности они являются, пожалуй, наиболее интересными сайтами психологической сети. Классика по этой тематике находится на сайте Каннигем Дакс коллекция психиатрического искусства ( http://www.psych-art.org.au/%7Eecdax/index.html ), здесь представлены произведения психических больных, сгруппированные в соответствии с нозологией; это образцы искусства пациентов отделений невроза, депрессии, мании, шизофрении и умственной отсталости. Даны ссылки на аналогичные сайтами Internet. Галерея искусств ( http://tecfa.unige.ch/tecfa/teaching/UVLibre/9899/mar04/art.htm (фр.)) посвящена шизофрении, рассмотренной как предмет эстетической оценки. Одним из наиболее качественно выполненных в плане дизайна немецким ресурсом является сайт Art Brut ( http://www.trigger.ch/artbrut/artists/artists.html ), представляющий собой галерею работ современных немецких художников, пациентов психиатрических клиник, многим из которых при жизни сопутствовал творческий успех (Vojislav Jakic, KurtJ. Haas, Mischa Good, Ferdinand Cheval, Andre Cervera, Giovanni Battista Podesta, Adolf Woelfli). Чрезвычайно интересные материалы собраны в каталоге арттерапии: http://directory.bluewin.ch/ Top/ Health/ Mental_Health/ Counseling_Services/ Art_Therapy/ Galleries/ (англ.), где можно познакомиться в продуктами творчества участников групп арттерапии (в том числе пациентов психиатрических клиник). Список тем психологического Internet не ограничивается только здесь рассмотренными. Например, ничего не было сказано о научнопопулярных сайтах или сайтах психотерапевтической помощи, но ведь чтото надо оставить и на потом. И, в заключение, надо еще раз отметить, что в данной статье вовсе не дается инвентарное описание (даже черновое) психологической части глобальной сети. Это слишком грандиозная задача. Речь идет лишь о том, что в самом начале освоения ресурсов Internet можно пользоваться некоторыми ориентирами, которые после двухтрех самостоятельно сделанных шагов становятся уже ненужными. Кондаков И.М. // Журнал прикладной психологии. 2001, N 5//

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Теория обнаружения сигнала

Теория обнаружения сигнала пороговая теория, объясняющая сенсорноперцептивный процесс как результат взаимодействия двух независимых переменных: сенсорного процесса и процесса принятия решений. В соответствии с ней, процесс восприятия сигнала проходит стадию нейронного возбуждения и стадию перцептивного решения по опознанию сигнала. Само перцептивное решение обусловлено прошлым опытом, личностными установками, мотивацией и задачей. Автор Ю.М.Забродин. Литература. ЗабродинЮ.М. Процессы принятия решения на сенсорноперцептивном уровне // Проблемы принятия решений. М., 1976,...

Теория онтологической безопасности Лайнга

Теория онтологической безопасности Р.Лайнга (от греч. ontos сущее + logos учение) нормальный индивид имеет способность быть автономной личностью, идентичной самой себе и свободно вступающей во взаимоотношения с другими. Если эта способность не формируется в раннем детстве (что характерно для шизоида), индивид не отличает себя от окружающего мира, его автономия и идентичность находятся под вопросом, в результате чего развивается тревога, а контакт с реальностью воспринимается как угроза прорыва неведомых сил. В силу этого собственное тело шизоидом воспринимается как еще одна вещь, среди других угрожающих объектов окружающего мира. Литература. LaingR.D. The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness. Harmondsworth,...

Теория отреагирования

Теория отреагирования (с англ. abreaction) ранняя теория З.Фрейда , объясняющая механизм возникновения истерии . При истерии наблюдаются такие симптомы, как страхи, неясные настроения, конверсии, которые обусловлены не органическими причинами, а идеями, связанными с травмирующими событиями. В нормальной ситуации такие идеи могут быть осознаны и отреагированы. За счет разрядки аффекта через плач, речевые реакции, те или иные выразительные действия, интеллектуальную переработку происходит ослабление связи идей с аффектами, и они забываются. Но у истериков их вытесненные идеи изолированы от сознания, и их подпитка аффектами продолжается. Нужны особые психоаналитические мероприятия, чтобы произошло их осознание. Литература. WegmanC. Psychoanalysis and cognitive psychology. L.: Academic...

Теория памяти А. Бергсона

Теория памяти А.Бергсона концепция, в которой выделяется два вида памяти: памятьпривычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и памятьвоспоминание, или память духа, несвязанная с деятельностью...

Теория перцептивных гипотез

Теория перцептивных гипотез теория восприятия , автор Дж.Брунер. Все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные...

Теория поля

Теория поля (от греч. theoria исследование) психологическое направление, автор К.Левин . Возникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение. В параллель глубинной психологии основывал свои эксперименты на физикалисткой метафоре в основе поведения лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения. Синоним топологическая психология...

Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий концепция, разработана П.Я.Гальпериным , об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий . Основана на ряде допущений: 1.Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия; 2.Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности , в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры; 3. Восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями. В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации , выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный...

Теория прототипа

Теория прототипа концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула описывается как соотнесение его с неким прототипом, который хранится в памяти, представляющим собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же...

Теория профессиональных интересов Роу

Теория профессиональных интересов Роу (от греч. theoria исследование, лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) психоаналитическая модель развития интересов. Автор Э.Роу. В этой теории выделяется два основных фактора: ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования, ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье). Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, вопервых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, вовторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий...

Теория психического развития Вернера

Теория психического развития Х.Вернера теория индивидуального развития, построенная на основе биологической методологии. В ней постулируется, что психологическая организация человека формируется за счет дифференциации первичной психобиологической матрицы, с которой рождается ребенок, и иерархизации ее элементов. Благодаря этому достигается переход от синкретизма к дискретности, от ригидности к гибкости, от неустойчивости к стабильности, от диффузности к расчлененности. Синоним ортогенетический закон. Литература. WernerH. Comparative Psychology of Mental Development. N.Y.,...

Теория равновесия Ф. Хайдера

Теория равновесия Ф.Хайдера когнитивная теория межличностных отношений, основанная на допущении, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы автоматически стремятся к достижению большей...

Теория развития Эриксона

Теория развития Э.Эриксона описание процесса развития личности, совершающегося от рождения до смерти и проходящего восемь типичных стадий. На каждой стадии решается определенная задача развития, специфика которой зависит от ситуации и возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1.Базисное доверие недоверие. 2.Автономия чувство зависимости. 3.Инициативность чувство вины. 4.Производительная предметная деятельность чувство неполноценности. 5.Идентичность диффузию идентичности. 6.Интимность и солидарность изоляция. 7.Творчество застой. 8.Эгоинтеграция разочарование в...

Теория раннего концептуального развития Нельсона

Теория раннего концептуального развития К.Нельсона (от лат. cоnceptus понятие) теория формирования мышления и языка в раннем детском возрасте. Здесь постулируется, что в последней четверти первого года жизни ребенка у него складывается достаточно развитая ментальная репрезентация внешнего мира и собственных взаимодействий с ним. Она образована относительно крупными сукцессивными единицами сценариями, которые являются знаниями о событии, а не об объекте как таковом. Сценарий включает в себя объект, условия его появления, собственное взаимодействие ребенка с ним и со взрослыми по поводу данного объекта. Соответственно речь сначала строится по поводу таких целостных сценариев. В дальнейшем происходит разложение их на составляющие элементы, что позволяет...

Теория реверсивности

Теория реверсивности (от лат. reversus обратный) конструкт, основанный на предположении, что мотивация обладает мультистабильностью, т.е. имеет более чем одно стабильное состояние. В мотивации существует два метамотивационных состояния равновесия. Первое, телическое, характеризуется направленностью субъекта на достижение некоторой цели, второе, парателическое, ориентирует субъекта на сам процесс и сопутствующие ему ощущения. В телическом состоянии удовольствие возникает в ответ на снижении активации (индивид стремиться завершить деятельность, например, при выполнении монотонного задания), в парателическом, наоборот, при повышении активации (индивид старается продлить деятельность, например, в случае игры). Переход от одного состояния к другому (инверсия) может осуществляться внезапно, он инициируется либо насыщением мотива, доминирующего в данном...

Теория социально научения Роттера

Теория социально научения Роттера поведенческая теория личности, автор Дж.Роттер . В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе...

Теория справедливости

Теория справедливости (от греч. theoria исследование) модель профессиональной мотивации, автор J.S.Adams. В соответствии с ней, удовлетворенность индивида в профессии зависит от результатов сравнения, с одной стороны, того, как соотносятся затраченные им усилия с результативностью деятельности, и, с другой стороны, того, какое соотношение усилий и результативности есть у его...

Теория удовлетворенности трудом Герцберга

Теория удовлетворенности трудом (от греч. theoria исследование) модель профессиональной мотивации, автор Фредерик Герцберг (1959г.). В ней было выделено две категории: с одной стороны, гигиенические факторы, определяющие возникновение чувства неудовлетворенности по поводу окружающей среды, к которой относятся условия труда, статус, межличностные отношения, и, с другой стороны, мотивация, связанная с наличием чувства удовлетворенности содержанием работы, что определяется достижениями, признанием. В соответствии с этой теорией считается, что данные категории независимы друг от друга: отсутствие неудовлетворенности не ведет автоматически к удовлетворенности и наоборот. Литература. HerzbergF. Оne mоre time: hоw dо Yоu mоtivate emlоyces? // Havard Business Review. JanuaryFebrary, 1968, p.5657; GazielH.H. Correlates of...

Теория уровней обработки

Теория уровней обработки концепция, разработанная в когнитивной психологии (F.Craik, R.Lockhart), в которой объем запоминания связывается с тем или иным уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула, на следующем уровне он опознается, и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными...

Теория формирования перцептивных действий

Теория формирования перцептивных действий концепция , разработанная А.В.Запорожцем , в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий , основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем, после интериоризации образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями...

Теория функционального круга

Теория функционального круга концептуальная модель, предложенная Я.Икскюлем (18641944) в рамках его субъективноидеалистического учения о мире и служащая для объяснения взаимодействия организма и окружающей среды (UexkullJ. Umwelt und Innenwelt der Tiere, B., 1921). Он исходил из той предпосылки, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это перцептуальный мир (Merkwelt), мир восприятия, все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им. В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течении многих месяцев...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психологическое образование: ресурсы Internet