Exit Project: Глоссарий: Декарт Р. Отрывки

Декарт Р. Отрывки



Сочинения в 2хт. / Сост., ред., вступ. ст. В.В.Соколова. М.: Мысль, 1989, т.1. Мир, или трактат о свете. 193....Все ...качества и формы неодушевленных тел можно объяснить, не обращаясь ни к чему другому в их материи, кроме движения, величины, фигуры и расположения ее частиц. Рассуждение о методе. 269.Если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когдалибо себе представлял, и было истинным, все же не было бы основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, моя душа, которая делает меня тем, что я есмь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Первоначала философии. 316....К нашей природе не имеет отношения ни какаянибудь протяженность, ни какая бы то ни была фигура, ни перемещение в пространстве. Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить. 322.мы хорошо понимаем, что в нас самих не заключена никакая сила, коя бы нас сохраняла; тот же, кто обладает силой сохранять нас существа, отличные от него, тем более способен сохранять самого себя или, вернее, он не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было его сохранял, а значит, он Бог. 323.Поскольку в телесной природе с местной протяженностью сопряжена делимость, являющаяся несовершенством, ясно, что Бог не тело. 327.Все имеющиеся у нас модусы мышления сводятся к двум основным: один из них восприятие, или действие разума, другой воление, или действие воли. Ведь чувство, воображение и чистое разумение все это лишь различные модусы восприятия. подобно тому как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться это различные модусы воления. 408.Хотя человеческая душа и соединена со всем телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ними так, что нельзя прикоснуться почти ни к какой части человеческого тела, чтобы окончания нервов не пришли тем самым в движение и чтобы это движение не передалось посредством нервов до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище. 409.Движения ...нервов заставляют душу испытывать ...страсти, такие, как любовь, гнев, страх, ненависть и т.д., поскольку они лишь страсти души, т.е. смутные мысли, приходящие душе не самой по себе, а оттого, что, будучи тесно связана с телом она воспринимает происходящие в нем движения. 414415....Все именуемое нами во внешних предметах светом, цветом, запахом, вкусом, звуком, холодом, теплом и прочими осязательными качествами или даже субстанциальными формами есть не что иное, как различные фигуры, расположения, величины и движения их частей, вызывающие в наших нервах самые разнообразные движения, необходимые для возбуждения в нашей душе всевозможных ощущений. Описание человеческого тела. 425.Артерии это ...тоже трубки, по которым нагретая и разжиженная в сердце кровь проходит во все остальные части тела, сообщая им теплоту и питая их. Самые подвижные и быстрые частицы этой крови, поступившие в мозг по артериям, выходящим из сердца по наиболее прямым линиям, образуют как бы тончайший воздух, или ветер, называемый животными духами. Эти животные духи расширяют мозг и подготавливают его к приему впечатлений как от внешних предметов, так и от души; иначе говоря, они делают его органом, или вместилищем общего чувства, воображения и памяти. Затем этот же самый воздух, или духи, расходится из мозга по нервам во все мышцы, благодаря чему нервы служат органом внешних чувств, и, наполняя различным образом мышцы, вызывает движение во всех членах тела. Замечания на некоторую программу. 462.Ум есть не что иное, как субстанция, т.е. бытие, реально отличное от тела и актуально от него отделимое, и он может существовать отдельно от тела, сам по себе. Поскольку ум обладает природой, отличной от тела и его строения, и не может брать начало в этом строении, он неуничтожим. А поскольку в понятии ума не никаких частей и никакой протяженности, вопрос о том, содержится ли он целиком в целом теле и целиком в отдельных его частях, лишен смысла. 463.Ум не нуждается во врожденных идеях, понятиях или аксиомах: одна только его способность мышления достаточна для выполнения его действий. Страсти души. 483.то, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу; наоборот, все то, что, по нашему мнению, никоим образом не может принадлежать телу, должно быть приписано нашей душе. Видя все мертвые тела лишенными тепла и даже движений, воображали, будто отсутствие души и уничтожило эти движения и это тепло. Таким образом, безосновательно полагали, что наше природное тепло и все движения нашего тела зависят от души, тогда как следовало думать наоборот, что душа удаляется после смерти только по той причине, что это тепло исчезает и разрушаются те органы, которые служат для движения тела. 485.Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. 486.То, что я здесь называю духами, есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. 497.Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая принимая участие в действие духов, может развести их по артериям во все члены... Прибавим здесь еще, что маленькая железа главное местопребывание души так расположена между полостями, содержащими эти духи, что они могут двигать ее столькими различными способами, сколько есть ощутимых различий в предметах. ...Машина нашего тела устроена так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какойлибо другой причиной, она действует на духи, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, через которые они по нервам проходят в мышцы; таким образом железа приводит в движение части тела. 498.Если ...образ чуждый и очень пугающий, ...то он вызывает в душе страсть страха... У некоторых людей это приводит мозг в такое состояние, что духи, отражающиеся от изображения, появившегося на железе, устремляются отсюда частично в нервы, служащие для поворота спины ..., а частично в нервы, расширяющие или сужающие отверстия сердца...

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Теория обнаружения сигнала

Теория обнаружения сигнала пороговая теория, объясняющая сенсорноперцептивный процесс как результат взаимодействия двух независимых переменных: сенсорного процесса и процесса принятия решений. В соответствии с ней, процесс восприятия сигнала проходит стадию нейронного возбуждения и стадию перцептивного решения по опознанию сигнала. Само перцептивное решение обусловлено прошлым опытом, личностными установками, мотивацией и задачей. Автор Ю.М.Забродин. Литература. ЗабродинЮ.М. Процессы принятия решения на сенсорноперцептивном уровне // Проблемы принятия решений. М., 1976,...

Теория онтологической безопасности Лайнга

Теория онтологической безопасности Р.Лайнга (от греч. ontos сущее + logos учение) нормальный индивид имеет способность быть автономной личностью, идентичной самой себе и свободно вступающей во взаимоотношения с другими. Если эта способность не формируется в раннем детстве (что характерно для шизоида), индивид не отличает себя от окружающего мира, его автономия и идентичность находятся под вопросом, в результате чего развивается тревога, а контакт с реальностью воспринимается как угроза прорыва неведомых сил. В силу этого собственное тело шизоидом воспринимается как еще одна вещь, среди других угрожающих объектов окружающего мира. Литература. LaingR.D. The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness. Harmondsworth,...

Теория отреагирования

Теория отреагирования (с англ. abreaction) ранняя теория З.Фрейда , объясняющая механизм возникновения истерии . При истерии наблюдаются такие симптомы, как страхи, неясные настроения, конверсии, которые обусловлены не органическими причинами, а идеями, связанными с травмирующими событиями. В нормальной ситуации такие идеи могут быть осознаны и отреагированы. За счет разрядки аффекта через плач, речевые реакции, те или иные выразительные действия, интеллектуальную переработку происходит ослабление связи идей с аффектами, и они забываются. Но у истериков их вытесненные идеи изолированы от сознания, и их подпитка аффектами продолжается. Нужны особые психоаналитические мероприятия, чтобы произошло их осознание. Литература. WegmanC. Psychoanalysis and cognitive psychology. L.: Academic...

Теория памяти А. Бергсона

Теория памяти А.Бергсона концепция, в которой выделяется два вида памяти: памятьпривычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и памятьвоспоминание, или память духа, несвязанная с деятельностью...

Теория перцептивных гипотез

Теория перцептивных гипотез теория восприятия , автор Дж.Брунер. Все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные...

Теория поля

Теория поля (от греч. theoria исследование) психологическое направление, автор К.Левин . Возникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение. В параллель глубинной психологии основывал свои эксперименты на физикалисткой метафоре в основе поведения лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения. Синоним топологическая психология...

Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий концепция, разработана П.Я.Гальпериным , об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий . Основана на ряде допущений: 1.Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия; 2.Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности , в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры; 3. Восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями. В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации , выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный...

Теория прототипа

Теория прототипа концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула описывается как соотнесение его с неким прототипом, который хранится в памяти, представляющим собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же...

Теория профессиональных интересов Роу

Теория профессиональных интересов Роу (от греч. theoria исследование, лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) психоаналитическая модель развития интересов. Автор Э.Роу. В этой теории выделяется два основных фактора: ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования, ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье). Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, вопервых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, вовторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий...

Теория психического развития Вернера

Теория психического развития Х.Вернера теория индивидуального развития, построенная на основе биологической методологии. В ней постулируется, что психологическая организация человека формируется за счет дифференциации первичной психобиологической матрицы, с которой рождается ребенок, и иерархизации ее элементов. Благодаря этому достигается переход от синкретизма к дискретности, от ригидности к гибкости, от неустойчивости к стабильности, от диффузности к расчлененности. Синоним ортогенетический закон. Литература. WernerH. Comparative Psychology of Mental Development. N.Y.,...

Теория равновесия Ф. Хайдера

Теория равновесия Ф.Хайдера когнитивная теория межличностных отношений, основанная на допущении, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы автоматически стремятся к достижению большей...

Теория развития Эриксона

Теория развития Э.Эриксона описание процесса развития личности, совершающегося от рождения до смерти и проходящего восемь типичных стадий. На каждой стадии решается определенная задача развития, специфика которой зависит от ситуации и возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1.Базисное доверие недоверие. 2.Автономия чувство зависимости. 3.Инициативность чувство вины. 4.Производительная предметная деятельность чувство неполноценности. 5.Идентичность диффузию идентичности. 6.Интимность и солидарность изоляция. 7.Творчество застой. 8.Эгоинтеграция разочарование в...

Теория раннего концептуального развития Нельсона

Теория раннего концептуального развития К.Нельсона (от лат. cоnceptus понятие) теория формирования мышления и языка в раннем детском возрасте. Здесь постулируется, что в последней четверти первого года жизни ребенка у него складывается достаточно развитая ментальная репрезентация внешнего мира и собственных взаимодействий с ним. Она образована относительно крупными сукцессивными единицами сценариями, которые являются знаниями о событии, а не об объекте как таковом. Сценарий включает в себя объект, условия его появления, собственное взаимодействие ребенка с ним и со взрослыми по поводу данного объекта. Соответственно речь сначала строится по поводу таких целостных сценариев. В дальнейшем происходит разложение их на составляющие элементы, что позволяет...

Теория реверсивности

Теория реверсивности (от лат. reversus обратный) конструкт, основанный на предположении, что мотивация обладает мультистабильностью, т.е. имеет более чем одно стабильное состояние. В мотивации существует два метамотивационных состояния равновесия. Первое, телическое, характеризуется направленностью субъекта на достижение некоторой цели, второе, парателическое, ориентирует субъекта на сам процесс и сопутствующие ему ощущения. В телическом состоянии удовольствие возникает в ответ на снижении активации (индивид стремиться завершить деятельность, например, при выполнении монотонного задания), в парателическом, наоборот, при повышении активации (индивид старается продлить деятельность, например, в случае игры). Переход от одного состояния к другому (инверсия) может осуществляться внезапно, он инициируется либо насыщением мотива, доминирующего в данном...

Теория социально научения Роттера

Теория социально научения Роттера поведенческая теория личности, автор Дж.Роттер . В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе...

Теория справедливости

Теория справедливости (от греч. theoria исследование) модель профессиональной мотивации, автор J.S.Adams. В соответствии с ней, удовлетворенность индивида в профессии зависит от результатов сравнения, с одной стороны, того, как соотносятся затраченные им усилия с результативностью деятельности, и, с другой стороны, того, какое соотношение усилий и результативности есть у его...

Теория удовлетворенности трудом Герцберга

Теория удовлетворенности трудом (от греч. theoria исследование) модель профессиональной мотивации, автор Фредерик Герцберг (1959г.). В ней было выделено две категории: с одной стороны, гигиенические факторы, определяющие возникновение чувства неудовлетворенности по поводу окружающей среды, к которой относятся условия труда, статус, межличностные отношения, и, с другой стороны, мотивация, связанная с наличием чувства удовлетворенности содержанием работы, что определяется достижениями, признанием. В соответствии с этой теорией считается, что данные категории независимы друг от друга: отсутствие неудовлетворенности не ведет автоматически к удовлетворенности и наоборот. Литература. HerzbergF. Оne mоre time: hоw dо Yоu mоtivate emlоyces? // Havard Business Review. JanuaryFebrary, 1968, p.5657; GazielH.H. Correlates of...

Теория уровней обработки

Теория уровней обработки концепция, разработанная в когнитивной психологии (F.Craik, R.Lockhart), в которой объем запоминания связывается с тем или иным уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула, на следующем уровне он опознается, и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными...

Теория формирования перцептивных действий

Теория формирования перцептивных действий концепция , разработанная А.В.Запорожцем , в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий , основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем, после интериоризации образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями...

Теория функционального круга

Теория функционального круга концептуальная модель, предложенная Я.Икскюлем (18641944) в рамках его субъективноидеалистического учения о мире и служащая для объяснения взаимодействия организма и окружающей среды (UexkullJ. Umwelt und Innenwelt der Tiere, B., 1921). Он исходил из той предпосылки, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это перцептуальный мир (Merkwelt), мир восприятия, все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им. В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течении многих месяцев...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Декарт Р. Отрывки

SetLinks error: Incorrect password!