Exit Project: Глоссарий: Теория профессиональных интересов Роу

Теория профессиональных интересов Роу



Теория профессиональных интересов Роу (от греч. theoria исследование, лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) психоаналитическая модель развития интересов. Автор Э.Роу. В этой теории выделяется два основных фактора: ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования, ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье). Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, вопервых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, вовторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий воспитания: любящая, попустительская, малозаботливая, враждебная, сверхтребовательная, сверхопекающая. При теплой семейной атмосфере формируется ориентация на людей, при враждебной не на людей. Но при реакции защиты ребенка от излишнего контроля родителей возможно формирование у него компенсаторной ориентации. В частности утверждается, что выбор сферы науки вероятен при защите ребенка от холодности и от сверхконтроля родителей. На основе этой модели Роу дает классификацию профессий: услуги (психиатр, терапевт, парикмахер, официант), контакты в учреждение (консультант, продавец, уличный торговец), офисная работа (министр, ревизор, кассир, курьер), технологии (изобретатель, офицер корабля, летчик, электрик, водопроводчик), работа на открытом воздухе (инженерагроном, геолог, фермер, лесник, садовник, лесоруб), наука (исследователь, фармацевт, лаборант), работа с общественностью (оратор, учитель, юрист), искусство (художник, декоратор, ювелир). Литература: RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; Early differentiation of interests // (Ed.) TaylorC.W. The Second Research Conference on the Identifying of Creative Scientific Talent. Salt Lake City, 1958, p.98108.

Другие статьи : Т–группа, Табакокурение, Табопаралич, Табофобия, Табу, Таката—Ара реакция, Таксисы, Тактильная агнозия, Тактильные ощущения, Талант, Талассофобия, Талызина Нина Федоровна, Танатофобия, Тангорецепторы, Тард Габриель, Тау-феномен, Тахистоскоп, Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу, Телепатия, Тембр, Темперамент, Температурные ощущения, Тень, Теорема Томаса, Теоретические обобщение, Теоретическое понятие, Теории обмена, Теория активации эмоций, Теория двойной связи, Теория двух факторов активации Роттенберга, Теория депрессии Эллиса, Теория деятельности, Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, Теория Джемса - Ланге, Теория зеркального Я, Теория игр, Теория игры К. Бюлера, Теория игры Ф. Бойтендайка, Теория когнитивного диссонанса, Теория коммуникативных актов Ньюкомба, Теория конвергенции, Теория личности Адлера, Теория личности Г.С. Салливена, Теория личности К. Хорни, Теория личности Ф. Фромма, Теория моральной ответственности Пиаже, Теория мотивации Кюля, Теория обнаружения сигнала, Теория онтологической безопасности Лайнга, Теория отреагирования, Теория памяти А. Бергсона, Теория перцептивных гипотез, Теория поля, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория прототипа, Теория профессиональных интересов Роу, Теория психического развития Вернера, Теория равновесия Ф. Хайдера, Теория развития Эриксона, Теория раннего концептуального развития Нельсона, Теория реверсивности, Теория социально научения Роттера, Теория справедливости, Теория удовлетворенности трудом Герцберга, Теория уровней обработки, Теория формирования перцептивных действий, Теория функционального круга, Теория эмоций Вундта, Теория эпистемического любопытства, Теория эталона, Теософическое общество, Теплов Борис Михайлович, Терапия авторитета, Терапия утробного крика, Терапия фиксированной роли, Терапия формообразования, Термен (Terman) Льюис Мейдисон, Терминальный порог, Терморецепторы, Терстоун (Thurstone) Луис Леон, Тест, Тест Бине – Симона, Тест Керна – Йерасека, Тест Люшера. Luscher–Test, Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test), Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test), Тест Хекхаузена, Тесты достижений, Тесты интеллекта, Тесты личности, Тесты проективные, Тесты способностей, Тета–ритм, Техника Q-сортировки, Техника Куна, Техническое смешение цветов, Тинберген (Tinbergen) Николас, Тип дыхания в вайвэйшн, Типология акцентуированных личностей Леонгарда., Типология конфликтов, Типология культур Мид, Типология людей с нарушениями слуха, Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина, Типология творческих личностей Прайса, Типология эйдетических представлений, Типология юношеского возраста Шпрангера, Типы ориентировки по П.Я. Гальперину, Типы темперамента Кречмера, Типы темперамента Павлова, Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд, Тифлопсихология, Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта, Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс, Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), Томсон (Thomson) Годфри Хилтон, Топологическая психология, Торможение, Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли, Торсионные движения, Травма рождения, Транзактный анализ, Трансвестизм, Трансперсональная психология, Трансперсональные переживания, Транссексуализм, Трансфер, Тревога, Тревожность, Трема-фаза, Тремор, Тренажер, Тренинг прививкой стресса, Трехкомпонентная модель памяти, Трехфазная теория возникновения невроза, Трехфакторная теория личности, Триандис (Triandis) Гарри, Триггерная стимуляция, Тританопия, , ...

 

Теория обнаружения сигнала

Теория обнаружения сигнала пороговая теория, объясняющая сенсорноперцептивный процесс как результат взаимодействия двух независимых переменных: сенсорного процесса и процесса принятия решений. В соответствии с ней, процесс восприятия сигнала проходит стадию нейронного возбуждения и стадию перцептивного решения по опознанию сигнала. Само перцептивное решение обусловлено прошлым опытом, личностными установками, мотивацией и задачей. Автор Ю.М.Забродин. Литература. ЗабродинЮ.М. Процессы принятия решения на сенсорноперцептивном уровне // Проблемы принятия решений. М., 1976,...

Теория онтологической безопасности Лайнга

Теория онтологической безопасности Р.Лайнга (от греч. ontos сущее + logos учение) нормальный индивид имеет способность быть автономной личностью, идентичной самой себе и свободно вступающей во взаимоотношения с другими. Если эта способность не формируется в раннем детстве (что характерно для шизоида), индивид не отличает себя от окружающего мира, его автономия и идентичность находятся под вопросом, в результате чего развивается тревога, а контакт с реальностью воспринимается как угроза прорыва неведомых сил. В силу этого собственное тело шизоидом воспринимается как еще одна вещь, среди других угрожающих объектов окружающего мира. Литература. LaingR.D. The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness. Harmondsworth,...

Теория отреагирования

Теория отреагирования (с англ. abreaction) ранняя теория З.Фрейда , объясняющая механизм возникновения истерии . При истерии наблюдаются такие симптомы, как страхи, неясные настроения, конверсии, которые обусловлены не органическими причинами, а идеями, связанными с травмирующими событиями. В нормальной ситуации такие идеи могут быть осознаны и отреагированы. За счет разрядки аффекта через плач, речевые реакции, те или иные выразительные действия, интеллектуальную переработку происходит ослабление связи идей с аффектами, и они забываются. Но у истериков их вытесненные идеи изолированы от сознания, и их подпитка аффектами продолжается. Нужны особые психоаналитические мероприятия, чтобы произошло их осознание. Литература. WegmanC. Psychoanalysis and cognitive psychology. L.: Academic...

Теория памяти А. Бергсона

Теория памяти А.Бергсона концепция, в которой выделяется два вида памяти: памятьпривычка, или память тела, основой которой служат физиологические мозговые процессы, и памятьвоспоминание, или память духа, несвязанная с деятельностью...

Теория перцептивных гипотез

Теория перцептивных гипотез теория восприятия , автор Дж.Брунер. Все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные...

Теория поля

Теория поля (от греч. theoria исследование) психологическое направление, автор К.Левин . Возникла из объяснительной модели, отработанной на процессе восприятия. Левин распространил исходные установки на объяснение мотивации действий и социальное поведение. В параллель глубинной психологии основывал свои эксперименты на физикалисткой метафоре в основе поведения лежит сила, которая имеет направление и может быть представлена вектором. Особое значение Левин придавал когнитивной силе, которая переструктурируется в ходе реализации поведения. Синоним топологическая психология...

Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория поэтапного формирования умственных действий концепция, разработана П.Я.Гальпериным , об управляемом извне процессе образования представлений и понятий об объектах на основе внешних действий . Основана на ряде допущений: 1.Перед выполнением нового действия необходима активная ориентировка субъекта в условиях действия; 2.Построение действия осуществляется при преимущественной основе на орудия психической деятельности , в качестве которых выделяются эталоны, знаки, меры; 3. Восприятие и мышление являются интериоризованными внешними предметными действиями. В контексте данной теории описаны четыре группы условий, требующихся для овладения новым умственным действием: наличие мотивации , выполнение действия во внешней форме без ошибок, приобретение действием свойств обобщенности, разумности, перевод действия в умственный...

Теория прототипа

Теория прототипа концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула описывается как соотнесение его с неким прототипом, который хранится в памяти, представляющим собой абстрактную репрезентацию набора стимулов, образованных множеством сходных форм одного и того же...

Теория профессиональных интересов Роу

Теория профессиональных интересов Роу (от греч. theoria исследование, лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) психоаналитическая модель развития интересов. Автор Э.Роу. В этой теории выделяется два основных фактора: ориентация индивида на теоретическую или практическую работу и, соответственно, на высокий или низкий уровень образования, ориентация индивида или на людей, или не на людей, что обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка (в зависимости от климата в семье). Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, вопервых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, вовторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Всего выделяется 6 типов стратегий...

Теория психического развития Вернера

Теория психического развития Х.Вернера теория индивидуального развития, построенная на основе биологической методологии. В ней постулируется, что психологическая организация человека формируется за счет дифференциации первичной психобиологической матрицы, с которой рождается ребенок, и иерархизации ее элементов. Благодаря этому достигается переход от синкретизма к дискретности, от ригидности к гибкости, от неустойчивости к стабильности, от диффузности к расчлененности. Синоним ортогенетический закон. Литература. WernerH. Comparative Psychology of Mental Development. N.Y.,...

Теория равновесия Ф. Хайдера

Теория равновесия Ф.Хайдера когнитивная теория межличностных отношений, основанная на допущении, что несбалансированные, противоречивые когнитивные системы автоматически стремятся к достижению большей...

Теория развития Эриксона

Теория развития Э.Эриксона описание процесса развития личности, совершающегося от рождения до смерти и проходящего восемь типичных стадий. На каждой стадии решается определенная задача развития, специфика которой зависит от ситуации и возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это: 1.Базисное доверие недоверие. 2.Автономия чувство зависимости. 3.Инициативность чувство вины. 4.Производительная предметная деятельность чувство неполноценности. 5.Идентичность диффузию идентичности. 6.Интимность и солидарность изоляция. 7.Творчество застой. 8.Эгоинтеграция разочарование в...

Теория раннего концептуального развития Нельсона

Теория раннего концептуального развития К.Нельсона (от лат. cоnceptus понятие) теория формирования мышления и языка в раннем детском возрасте. Здесь постулируется, что в последней четверти первого года жизни ребенка у него складывается достаточно развитая ментальная репрезентация внешнего мира и собственных взаимодействий с ним. Она образована относительно крупными сукцессивными единицами сценариями, которые являются знаниями о событии, а не об объекте как таковом. Сценарий включает в себя объект, условия его появления, собственное взаимодействие ребенка с ним и со взрослыми по поводу данного объекта. Соответственно речь сначала строится по поводу таких целостных сценариев. В дальнейшем происходит разложение их на составляющие элементы, что позволяет...

Теория реверсивности

Теория реверсивности (от лат. reversus обратный) конструкт, основанный на предположении, что мотивация обладает мультистабильностью, т.е. имеет более чем одно стабильное состояние. В мотивации существует два метамотивационных состояния равновесия. Первое, телическое, характеризуется направленностью субъекта на достижение некоторой цели, второе, парателическое, ориентирует субъекта на сам процесс и сопутствующие ему ощущения. В телическом состоянии удовольствие возникает в ответ на снижении активации (индивид стремиться завершить деятельность, например, при выполнении монотонного задания), в парателическом, наоборот, при повышении активации (индивид старается продлить деятельность, например, в случае игры). Переход от одного состояния к другому (инверсия) может осуществляться внезапно, он инициируется либо насыщением мотива, доминирующего в данном...

Теория социально научения Роттера

Теория социально научения Роттера поведенческая теория личности, автор Дж.Роттер . В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1.Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении. 2.Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии). 3.Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени. 4.Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития. 5.Опыты личности взаимно проницаемы. 6.Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией. В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе...

Теория справедливости

Теория справедливости (от греч. theoria исследование) модель профессиональной мотивации, автор J.S.Adams. В соответствии с ней, удовлетворенность индивида в профессии зависит от результатов сравнения, с одной стороны, того, как соотносятся затраченные им усилия с результативностью деятельности, и, с другой стороны, того, какое соотношение усилий и результативности есть у его...

Теория удовлетворенности трудом Герцберга

Теория удовлетворенности трудом (от греч. theoria исследование) модель профессиональной мотивации, автор Фредерик Герцберг (1959г.). В ней было выделено две категории: с одной стороны, гигиенические факторы, определяющие возникновение чувства неудовлетворенности по поводу окружающей среды, к которой относятся условия труда, статус, межличностные отношения, и, с другой стороны, мотивация, связанная с наличием чувства удовлетворенности содержанием работы, что определяется достижениями, признанием. В соответствии с этой теорией считается, что данные категории независимы друг от друга: отсутствие неудовлетворенности не ведет автоматически к удовлетворенности и наоборот. Литература. HerzbergF. Оne mоre time: hоw dо Yоu mоtivate emlоyces? // Havard Business Review. JanuaryFebrary, 1968, p.5657; GazielH.H. Correlates of...

Теория уровней обработки

Теория уровней обработки концепция, разработанная в когнитивной психологии (F.Craik, R.Lockhart), в которой объем запоминания связывается с тем или иным уровнем обработки информации: чем глубже уровень обработки, тем длительнее и лучше запоминание. На поверхностном уровне происходит сенсорный и подетальный анализ стимула, на следующем уровне он опознается, и определяется его значение; на еще более глубоком уровне стимул связывается с долговременными...

Теория формирования перцептивных действий

Теория формирования перцептивных действий концепция , разработанная А.В.Запорожцем , в которой восприятие трактуется как овладение все более сложными видами перцептивных действий , основанных на сопоставлении свойств воспринимаемых объектов с системами сенсорных эталонов, которыми ребенок овладевает в детстве. Первоначально происходит овладение внешнедвигательными формами обследования объектов на основе материальных эталонов, затем, после интериоризации образуются собственно перцептивные действия, состоящие из все более свернутых движений воспринимающих органов, при этом материальные эталоны сменяются эталонными представлениями...

Теория функционального круга

Теория функционального круга концептуальная модель, предложенная Я.Икскюлем (18641944) в рамках его субъективноидеалистического учения о мире и служащая для объяснения взаимодействия организма и окружающей среды (UexkullJ. Umwelt und Innenwelt der Tiere, B., 1921). Он исходил из той предпосылки, что окружающий мир (Umwelt) существует для живого организма лишь в том аспекте, который соответствуют его потребностным состояниям. Реализация этих потребностных состояний предполагает согласование двух сторон представленного субъекту мира. С одной стороны, это перцептуальный мир (Merkwelt), мир восприятия, все, что замечает субъект, превращается в его мир, в мир, меченный им. В качестве примера он приводит самку клеща, которая может в течении многих месяцев...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Теория профессиональных интересов Роу