Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Emotional Control Questionnaire

Тест . Опросник эмоционального контроля. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: стремление к повторению, заторможенность эмоций, контроль за агрессией, контроль за сочувствием, 40 пунктов. Источник . Pers. and Indiv. Differ. 1987,...

Encounter-tapes

Encounter-tapes (от англ. encounter встреча + tape магнитофонная лента) групповая психотерапевтическая методика, основанная на технологии группы встреч. Особенностью ее проведения является физическое отсутствие ведущего программа обучения представлена в виде структурированных магнитофонных записей, где записаны необходимые прежде всего групповые и парные упражнения. Автор Э.Берсон. Литература. BersonE. et al. Audiotape program for selfdirected groups // New Perspective on Encounter Groups. SanFrancisco, 1972,...

Esalen Eclectic

Esalen Eclectic психотерапевтическая методика группового и личностного роста, основанная на отработке форм невербального поведения и невербальных коммуникаций . В основе лежит представление структуре человеческих межличностных потребностей, которая включает в себя три компонента (потребности во включенности, в контроле, в близости). На занятиях последовательно прорабатываются телесные позы и движения, соответствующие этим потребностям и свободно выражающие их. Автор У.Шутц. Литература. SchutzW. Expanding Human Awareness. N.Y.,...

Kindersprachtest

Тест . Тест детской речи. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: коммуникативнопрагматическая сфера речи, лексическая и структурноязыковая. Источник . KasielkeE., FrarnK., ScheidereiterU. Untersuchungen zur Validirung des Kindersprachtests (KISTE) mit Hilfe des Heidelberger Sprachentwicklungtest (HEST) an sechsjдhrigen Vorschulkindern/ J. Psychol. 1992, 200, N3,...

Klages L. Handschrift und Charakter

I. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА (ГОСПОДСТВО ВОЛИ). 1. Правильность. сила воли, противодействие, крепкость, определенность, решительность, выдержка, последовательность, чувство порядка, упорство; холодность чувств, трезвость, эмоциональная бедность, равнодушие, скучность, шаблонность. 2. Неправильность. слабость воли, неопределенность, изменчивость, поверхностность, отсутствие упорства, нерешительность, внеплановость, непоследовательность, зависимость, ведомость; оживленность чувств, чувственность, психологическая интенсивность, импульсивность, теплота, расположенность. II. СОРАЗМЕРНОСТЬ ПОЧЕРКА (ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ). 1. Соразмерность. хладнокровие, спокойствие, созерцательность, гармония, безоблачность; тупость, невосприимчивость, неподвижность, индифферентность, апатия, толстокожесть. 2. Несоразмерность. общительность, восприимчивость, нежность, тонкость, выразительность, чувствительность, подвижность; сбиваемость, возбудимость, раздражительность, склонность расстраиваться, взволнованность, неспокойствие, торопливость, капризность, потребность во впечатлениях, любопытство. III. ВЕЛИЧИНА БУКВ. 1. Большая. чувства, способность к воодушевлению, энтузиазм, потребность...

Konstanzer Fragebogen zur Erfassung von Ursachenzuschreiben

Тест . Констанцский опросник приписывания причин. Авторы . HohnerH.U., WalterH. Структура . Опросник включает в себя шкалы локуса контроля в областях: досуга, профессии, социальных отношений, здоровья, материального благополучия, политики предприятия. Источник . HohnerH.U., WalterH. Ursachenzuschreiben (locus of control) bei Arbeiten und Angestellten. Einige empirische Befunde // Psychol. Beitrage. 1981, N23,...

Manifest Needs Questionnaire

Тест . Опросник актуальных потребностей. Авторы . Stersu, Braunstein (1976). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: потребность в достижении, аффилиация, автономия,...

Marburger Verhaltenslist (MVL)

Тест . Марбургский лист поведения. Авторы . EhlersB., EhlersTh., MakusH. Структура . Опросник имеет 80 пунктов и включает в себя шкалы: эмоциональная лабильность, страх социальных контактов, нереалистическая Яконцепция, неадекватное социальное поведение, нестабильность...

Maslach Burnout Inventory (MBI)

Тест . Опросинк выгорания. Автор . Maslach, Jackson (1984). Структура . Методика включает в себя 4 субшкалы: эмоциональная истощенность, личностное самоосуществление, деперсонализация, ущербность, как следствие занятия альтруистическими профессиями. Состоит из 25...

Medical Psychotherapy. An International Journal

Журнал Медицинская психотерапия. Международный научнопрактический журнал по психотерапии, издаваемый с 1988г. книгоиздательством Х.Хубера (H.Huber) в Берне, Штуттгарте и Торонто. Выходит на английском языке раз в год. Ответственные редакторы издания: К.Н.Энкор, Дж.Т.Барт. На страницах журнала публикуются официальные сообщения Американской коллегии медицинских психотерапевтов, концептуальные и практические статьи, посвященные вопросам восстановления психического...

Methodika. An International Journal of Methods in the Behavioral and Social Sciences

Журнал Методика. Научный журнал по проблемам методов и моделей измерения в поведенческих и социальных науках, выпускаемый с 1987г. психологическим книгоиздательством К.Й.Хогрефе (Verlag fur Psychologie Dr. C.J.Hogrefe) в Геттингене, Торонто и Цюрихе. Периодичность: 2номера в год. Ответственные редакторы издания: Й.Бреденкамп, Й.Д.Карролл, Х.Фегер, К.Й.Клауер, Й.Краут, К.Павлик, Э.Э.Розкам, Р.Циглер, Й.Л.Циннес. Журнал ориентирован на такие области, как психология, педагогика, социология. На его станицах публикуются материалы, касающиеся психологической и педагогической статистики, методов наблюдения, статистического анализа, психометрии, математической психологии, социометрии, математической социологии и...

Millon Adolescent Personality Inventory

Тест . Личностный опросник для подростков. Автор . Millon. Структура . Методика включает в себя шкалы для выявления типов: компульсивного , заторможенносензитивного, кооперативносензитивного, соцаибельносамоуверенного, соцаибельносензитивного, самоувереннодействующего, действующегосензитивного; также имеет 7 факторов личностных расстройств (шизотипия, социальная интроверсияэкстраверсия, конформизм, подчинениеагрессия, враждебность, агрессия), 5 клинических симптомов (депрессиятревожность, алкогольная зависимость, суицидные намерения, гипомания, наркотическая зависомость), 4 типа подкрепления (зависимость, независимость, обособление, амбивалентность), 2 стиля преодоления стресса (активный,...

Millon Chlinical Multiaxial Inventory (MCMI)

Тест . Многоосевая клиническая методика Millon. Автор . Millon. Структура . Методика имеет оси: социальная изоляция и нестандартное мышление, импульсивность (со шкалами: наркомания, алкоголизм, протест против ограничений), тревожность (со шкалами: дистресс , соматические расстройства), психотичность (со шкалой: параноидное...

MMPI

1 J5 Я люблю читать научнотехническую литературу. 2 B12 У меня хороший аппетит. 3 B27 По утрам я обычно встаю свежим и отдохнувшим. 4 J34 Думаю, что мне понравилось бы работа библиотекаря. 5 B31 Я легко просыпаюсь от шума. 6 C42 Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях. 7 A55 Мои руки и ноги обычно достаточно теплые. 8 F39 Моя повседневная жизнь полна интересных событий. 9 C17 Моя работоспособность не хуже, чем была раньше. 10 B11 Я часто ощущаю комок в горле. 11 B37 Я верю, что сны всегда сбываются. 12 C43 Я люблю читать о преступлениях и...

Motivation and Emotion

Журнал Мотивация и эмоции. Теоретикоэкспериментальный журнал, издаваемый с 1977г. книгоиздательством Плинем Пресс (Plenum Press) в НьюЙорке. Периодичность: 4номера в год. Редактор: А.М.Айзен. Журнал публикует оригинальные теоретические статьи и отчеты об экспериментальных исследованиях в области психологии и поведенческих наук, с преобладающим вниманием на внутренние механизмы мотивации и эмоций...

Myers-Briggs Type Indicator

Тест . Индикатор типов Myers, Briggs. Авторы . Myers, Briggs. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: суждениявосприятия (в том числе: планированиеспонтанность), экстраверсияинтроверсия, чувственностьинтуиция (склонность к расчленению и реалистичности к целостному интуитивному восприятию), мышлениечувствование (субъективные объективные...

T–O–T–E

TOTE /testoperationtestexit/ (от проба операция проба результат) единица анализа психического, основанная на постулировании ведущей роли планирования и реализации поведения. Авторы Д.Миллер , Ю.Галантер , К.Прибрам . Литература. МиллерД., ГалантерЮ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М.,...

Tabes dorsalis

(лат. tabes разрушение, истощение, тяжелая болезнь; dorsum спина; син. сухотка спинного мозга) — форма позднего нейросифилиса, характеризующаяся развитием дегенеративных изменений в задних корешках и в задних столбах спинного мозга; проявляется нарушением глубокой чувствительности, сенситивной атаксией, арефлексией, синдромом Аргайлла Робертсона, стреляющими болями в ногах и вегетативными...

Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)

Тест . Техасская шкала социального поведения. Авторы . Helmreich, Stapp, 1977. Литература . MarloweH.A. The Structure of Social Intelligence. Florida, 1984. Текст методики...

Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)

1.Я не могу заговорить с другими людьми, пока они сами не сделаю этого. 2.Я описал бы самого себя как уверенного в себе человека. 3.В отношении своей наружности у меня нет комплексов. 4.Я общительный человек. 5.Когда я нахожусь среди других людей, меня беспокоит мысль, правильно ли я рассуждаю. 6.Когда я нахожусь среди людей, я делаю скорее то, что ожидают от меня другие, чем то, что хочу сам. 7.Если мое мнение расходится со мнением других людей, я придерживаюсь своего мнения. 8.Я описал бы себя как человека, который старается подчинить себе обстоятельства. 9.Другие люди считаются со мной. 10.Мне нравится быть среди людей,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)