16 июля 1902 года.
Александр Романович Лурия - родился в Казани в семье врача. Его отец был известным специалистом по желудочно-кишечным заболеваниям, человек строгой естественно-научной направленности, и ему впоследствии пришлось не по душе увлечение сына психологией. Как вспоминал А.Р.Лурия, он, по мнению отца, выбрал "никому не нужную, дурацкую науку". Лишь в 1937 году, когда А.Р.Лурия получил второе высшее образование, окончив медицинский институт, его отец наконец испытал удовлетворение судьбою сына.
1917 год.
Этот год Лурия встретил 15-летним юношей, за плечами у которого было шесть классов восьмилетнего курса классической гимназии.
1918 год.
Завершив среднее образование на краткосрочных курсах, он поступил в Казанский университет, который в ту пору распахнул двери практически всем желающим, независимо от уровня подготовки. В университете царил хаос. Чему и как следует учить студентов, никто толком не представлял. Факультет, на который поступил Лурия, назывался юридическим, но вскоре был переименован в факультет общественных наук.
К психологии Лурия пришел не сразу, и, надо сказать, весьма извилистым путем. Вот его собственное крайне парадоксальное утверждение: "Я начал свой путь в науке с того, что получил прочное, длительное и совершенно безоговорочное отвращение к психологии". Как и многие молодые люди той поры, студент Лурия бредил социальным прожектерством. Он намеревался написать книгу о законах возникновения и распространения идей. Этот замысел так и не был осуществлен, однако побудил Лурию обратиться к психологическим источникам, каковыми оказались труды Вундта, Титченера и Гефдинга. "Ни в этих, ни в каких других книгах по психологии тех времен и намека не было на живую личность, и скучища от них охватывала человека совершенно непередаваемая. И я для себя сделал вывод - вот уж наука, которой я никогда в жизни не стану заниматься!".
1921 год - Лурия окончил факультет общественных наук Казанского университета.
Пересмотреть эту категоричную точку зрения Лурию заставило знакомство с трудами З.Фрейда, которыми он сильно заинтересовался. Причем настолько, что организовал психоаналитический кружок. Первое, что Лурия сделал в качестве его председателя, - заказал бланки на русском и немецком языках и на одном из них послал в Вену уведомление о создании новой организации - Казанского психоаналитического кружка. Через три недели пришел ответ, начинавшийся словами: "Уважаемый господин президент:". Фрейд писал, как он рад был узнать, что его идеи подхвачены в Казани, Этот уникальный автограф по сей день хранится в архиве А.Р.Лурии.
Психоаналитическими штудиями процесс психологического самообразования не закончился (как у любого настоящего психолога, у Лурии он длился всю жизнь). Немалый интерес вызвали у него работы В.М.Бехтерева, поразившие его объективным подходом к психологическим проблемам.
Под впечатлением от идей Бехтерева Лурия решил основать журнал, надеясь, что Бехтерев согласится войти в редакционную коллегию. Согласием удалось заручиться, и журнал увидел свет. Вышло, правда, всего два номера. Ввиду отсутствия типографской бумаги журнал был напечатан на желтой оберточной бумаге, которую удалось раздобыть на местном мыловаренном заводе.
В этом журнале были опубликованы статьи Лурии, в которых были описаны объективные методы изучения времени реакции при утомлении (эти исследования были выполнены им в Казанском институте научной организации труда). Статьи привлекли внимание К.Н.Корнилова, сменившего Г.И.Челпанова на посту директора Московского психологического института, и он пригласил молодого подающего надежды исследователя в Москву. Именно здесь Лурия провел свое первое исследование, получившее международный резонанс, - создал так называемую сопряженную моторную методику. В ее основе лежала идея ассоциативного эксперимента К.Г.Юнга. Предложенная Лурией модификация метода была довольно простой. От испытуемого требовалось в ответ на предъявляемое слово отвечать первым пришедшим на ум словом и одновременно сжимать рукой резиновую грушу. Слова предъявлялись самые разные - как нейтральные, так и такие, которые могли иметь для испытуемого особый эмоциональный подтекст. В том случае, когда стимул провоцировал какие-то скрытые переживания, можно было фиксировать некоторую задержку словесной и двигательной реакции. Эксперимент Лурии был использован в криминалистической практике. С его помощью удалось среди нескольких подозреваемых выявить того, кто действительно был преступником. Этот опыт Лурия обобщил в книге "Природа человеческих конфликтов" ("The nature of human conflicts" N.Y.,1932), которая была издана на английском языке в Нью-Йорке в 1932 году и с той поры так и не была опубликована в нашей стране. А в США разработка этой проблемы активно продолжалась и привела в итоге к созданию детектора лжи в его современной модификации.
В Москве Лурия продолжил активную деятельность на ниве психоанализа. Он стал ученым секретарем Русского психоаналитического общества, его отчеты о деятельности общества регулярно публиковались в изданиях Международной психоаналитической ассоциации. Еще в Казани им была написана и издана малым тиражом книга "Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии". В Москве под патронажем симпатизировавшего психоанализу директора Госиздата О.Ю.Шмидта книгу удалось переиздать весьма солидным по тем временам тиражом - 500 экземпляров.
Однако постепенно увлечение фрейдистскими идеями сошло на нет. Попытки Лурии применить психоанализ в психиатрической клинике не дали ощутимых результатов. В итоге Лурия пришел к выводу о недооценке Фрейдом социального опыта и принципиальной ограниченности его теории.
В первые же годы пребывания в Москве Лурия стал заниматься педагогической работой.
1923 год.
Лурия начал работать в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской в качестве заведующего кафедрой психологии. Там было начато новое исследование, которое позже было опубликовано в виде двух монографий: "Речь и интеллект в развитии ребенка" (1928) и "Речь и интеллект у городского, деревенского и беспризорного ребенка" (1930). Это были первые публикации, в которых проявился интерес Лурии к проблеме речи, которой он впоследствии посвятил много экспериментальных и теоретических работ.
1924 год.
Произошло важное событие. На Втором неврологическом съезде в Ленинграде Лурия встретился с Л.С.Выготским. Доклад Выготского произвел на него неизгладимое впечатление. По инициативе Лурии Выготский, живший и работавший в Гомеле (где он преподавал психологию в техникуме), был приглашен в Москву, в Институт психологии. Хотя Лурия был моложе Выготского всего на пять лет и за его спиной был уже немалый опыт научной работы, он сразу и безоговорочно признал Выготского своим учителем и руководителем. Правда, формально Лурия первое время был руководителем Выготского, который, придя в Институт, поступил в аспирантуру.
С именем Выготского и его учеников связано начало построения новой советской психологии, непосредственно ориентированной на практику.
В эти годы на общей теоретической основе сплотилась знаменитая "тройка" ученых - Выготский, Лурия, Леонтьев. Позже к ним примкнула "пятерка" соратников - Запорожец, Славина, Левина, Божович, Морозова. Образовавшаяся "восьмерка" составила коллектив единомышленников, который под руководством Выготского начал последовательно разрабатывать новую психологию.
Главное, что объединяло Лурию и Выготского, - это признание того, что предметом психологии являются сложные сознательные произвольно регулируемые формы психической деятельности ("высшие психические функции"), а не элементарные психические акты (типа реакций), и это их объяснение следует искать в исторических, объективных психологических и физиологических закономерностях работы мозга.
Интерес Лурии к неврологии, зародившийся в эти годы, стал впоследствии основным делом его жизни. Он привел Лурию к убеждению о необходимости получить законченное медицинское образование.
В эти же годы у Лурии сложился интерес к изучению умственно отсталых детей. И эта линия исследований также первоначально была инициирована Выготским. Основная проблема этих исследований - проблема диагностики умственной отсталости, которая разрабатывалась в 20-е годы Выготским и его учениками - позже, в 50-е годы, стала одной из центральных тем, над которой работал Лурия и его коллектив.
1925 год.
Июль. Лурия отправился в Германию вместе с отцом, который намеревался посетить несколько немецких клиник. Так Лурия познакомился с Куртом Левином - крупным немецким психологом, с которым у него сложились дружеские отношения. Впоследствии, в 1933 году, когда Левин возвращался в Берлин из командировки в Японию и остановился в Москве, Лурия настойчиво уговаривал его не возвращаться в фашистскую Германию, а остаться в СССР. Прозорливый Левин внял совету лишь отчасти: домой он не вернулся, но и в Москве не остался, предпочтя направиться в США.
1929 год.
Завершением этого периода жизни и деятельности Лурия была его поездка в Америку на IX Международный психологический конгресс и выступление там с докладом об объективном методе исследования аффектов.
По дороге в Америку Лурия заехал в Германию, где вновь встретился с К.Левином, а также с В.Келером и другими немецкими психологами. Там он познакомился с Б.В.Зейгарник - ученицей Левина, с которой позже его надолго объединит совместная работа на факультете психологии Московского университета.
30-е годы.
Этот период можно назвать "вторым московским" в жизни Лурии. Он был очень насыщен событиями разного рода и прежде всего большими научными достижениями.
1930 год.
Лето. Время первой экспедиции Лурии в Среднюю Азию вместе с Ф.Н.Шемякиным. Лурия провел в Средней Азии две совместные экспедиции - в 1930 и 1931 годах. Они работали в кишлаках и на джайлау - горных пастбищах Узбекистана и Киргизии. Идея этих экспедиций, сформулированная совместно с Выготским, состояла в изучении влияния культурных средовых факторов на формирование психических процессов. Объектом изучения были познавательные процессы - восприятие, память, мышление у неграмотных и грамотных людей, четко отличающиеся по ряду параметров.
Уникальные результаты, полученные в среднеазиатских экспедициях, высоко оцененные Выготским, не были оценены чиновниками от науки, которые усмотрели в них признаки расизма и запретили исследования. Только 40 лет спустя Лурия вернулся к этой работе - в значительной степени под влиянием американца Майкла Коула, его стажера, интересовавшегося "культурной психологией". Обработав часть результатов (многое так и осталось в архиве), Лурия опубликовал монографию "Об историческом развитии познавательных процессов" (1974), которая вскоре была переведена на английский язык и имела большой успех. Фактически Лурия был одним из первых, кто систематически исследовал проблему влияния культурно-исторических факторов на познавательные процессы человека - проблему, которая стала настолько популярной в настоящее время, что составила содержание целого направления в современной психологии.
Эта линия исследования логически тесно переплеталась с другим направлением - изучением близнецов. Лурия исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии человека. Использовав традиционно, со времен Ф.Гальтона, применявшийся с этой целью близнецовый метод, Лурия внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Он показал, что соматические признаки индивида в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) - в меньшей степени, а для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.
1937 год - Лурия окончил I Московский медицинский институт.
Годы Великой Отечественной Войны.
Лурия возглавил реабилитационный госпиталь на Южном Урале в санатории Кисегач, близ Челябинска. Фактически здесь зародилось новое психологическое направление - нейропсихология, ныне выделившееся в специальную отрасль психологической науки и получившее международное признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения ("Травматическая афазия", 1947; "Восстановление функций мозга после военной травмы", 1948; "Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга", 2-е изд.,1969). Лурией была разработана теория локализации психических функций, сформулированы основные принципы динамической локализации психических процессов, создана классификация афазических расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушения речи. Лурия также изучал роль лобных долей головного мозга в регулировании психических процессов, мозговые механизмы памяти. Нейропсихологическим проблемам посвящено большинство из 30 опубликованных им научных монографий.
1945 год.
Лурия начал работать в МГУ им. М.В.Ломоносова на кафедре психологии философского факультета, где он начал (совместно с А.Н.Леонтьевым) читать курс по общей психологии, а позднее (с 1950 года) - также курс по нейропсихологии.
1966 - 1971 годы.
Лурия - заведующий кафедрой медицинской психологии психологического факультета МГУ.
1971 год.
Опубликована одна из наиболее известных его книг - "Потерянный и возвращенный мир. История одного ранения". Это удивительный человеческий документ, имеющий отнюдь не только научное значение (как о том, в частности, писал Лурии английский писатель Джон Фаулз). Это документ, свидетельствующий о мужестве больного и факте внимании и милосердии ученого. Как и многие другие, эта книга была издана за рубежом и получила широкую известность.
В последние годы жизни Лурия разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга, а также широкий круг теоретических вопросов психологии.
Одну из своих последних работ он так и назвал: "Последняя книга". Правда, она впервые увидела свет на английском языке под названием, данным ей ее американским редактором М.Коулом, - "Сотворение разума". На русском языке она вышла уже после смерти Лурии под названием "Этапы пройденного пути". Это научная автобиография, в которой очень много интересных и поучительных историй в изложении самого Лурии. Но "Этапы пройденного пути" - это и своего рода научное завещание. Своим собственным примером Лурия завещал новым поколениям психологов, которые учатся по его книгам, свое творческое отношение к делу, веру в гуманистическое назначение науки, интерес не только к теории, но и к психологической практике, без чего не может быть настоящей науки. Это мировоззренческий и этический асп екты его завещания, значимость которых возрастает с каждым днем.
А.Р.Лурия был единственным советским психологом, которому редактор серии "История психологии в автобиографиях" Э.Г.Боринг предложил предоставить для публикации свою научную автобиографию. Это был действительно ученый с мировым именем, действительный член АПН СССР, профессор, иностранный член Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, почетный член французского, британского, швейцарского, испанского психологических обществ, почетный профессор шести зарубежных университетов. Его труды с 20-х годов и до наших дней издаются на разных языках по всему миру.
Нет сегодня в мире специалиста по исследованиям мозга, который не изучал бы его труды. Помимо этого, Лурия внес весомый вклад в решение множества психологических проблем.
14 августа 1977 года Лурия Александр Романович умер.
Труды Лурии: Этюды по истории поведения (совм. с Л. С. Выготским). М., 1930; Травматическая афазия. М., 1947; Восстановление функций мозга после военной травмы. М., 1948; Мозг человека и психические процессы, т. 1 - 2. М., 1963 - 1970; Нейродинамический анализ решения задач (совм. с Л. С. Цветковой). М., 1966; Высшие психические функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М., 1969; Основы нейропсихологии. М,, 1973; Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975; Язык и сознание. М., 1979.
Основой для статьи стала книга С.С.Степанова "Психология в лицах". - М.:Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - с. 197 - 208.
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.
Тест . Опросник эмоционального контроля. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: стремление к повторению, заторможенность эмоций, контроль за агрессией, контроль за сочувствием, 40 пунктов. Источник . Pers. and Indiv. Differ. 1987,...
Encounter-tapes (от англ. encounter встреча + tape магнитофонная лента) групповая психотерапевтическая методика, основанная на технологии группы встреч. Особенностью ее проведения является физическое отсутствие ведущего программа обучения представлена в виде структурированных магнитофонных записей, где записаны необходимые прежде всего групповые и парные упражнения. Автор Э.Берсон. Литература. BersonE. et al. Audiotape program for selfdirected groups // New Perspective on Encounter Groups. SanFrancisco, 1972,...
Esalen Eclectic психотерапевтическая методика группового и личностного роста, основанная на отработке форм невербального поведения и невербальных коммуникаций . В основе лежит представление структуре человеческих межличностных потребностей, которая включает в себя три компонента (потребности во включенности, в контроле, в близости). На занятиях последовательно прорабатываются телесные позы и движения, соответствующие этим потребностям и свободно выражающие их. Автор У.Шутц. Литература. SchutzW. Expanding Human Awareness. N.Y.,...
Тест . Тест детской речи. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: коммуникативнопрагматическая сфера речи, лексическая и структурноязыковая. Источник . KasielkeE., FrarnK., ScheidereiterU. Untersuchungen zur Validirung des Kindersprachtests (KISTE) mit Hilfe des Heidelberger Sprachentwicklungtest (HEST) an sechsjдhrigen Vorschulkindern/ J. Psychol. 1992, 200, N3,...
I. ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОЧЕРКА (ГОСПОДСТВО ВОЛИ). 1. Правильность. сила воли, противодействие, крепкость, определенность, решительность, выдержка, последовательность, чувство порядка, упорство; холодность чувств, трезвость, эмоциональная бедность, равнодушие, скучность, шаблонность. 2. Неправильность. слабость воли, неопределенность, изменчивость, поверхностность, отсутствие упорства, нерешительность, внеплановость, непоследовательность, зависимость, ведомость; оживленность чувств, чувственность, психологическая интенсивность, импульсивность, теплота, расположенность. II. СОРАЗМЕРНОСТЬ ПОЧЕРКА (ОГРАНИЧЕНИЕ ВОЗБУДИМОСТИ). 1. Соразмерность. хладнокровие, спокойствие, созерцательность, гармония, безоблачность; тупость, невосприимчивость, неподвижность, индифферентность, апатия, толстокожесть. 2. Несоразмерность. общительность, восприимчивость, нежность, тонкость, выразительность, чувствительность, подвижность; сбиваемость, возбудимость, раздражительность, склонность расстраиваться, взволнованность, неспокойствие, торопливость, капризность, потребность во впечатлениях, любопытство. III. ВЕЛИЧИНА БУКВ. 1. Большая. чувства, способность к воодушевлению, энтузиазм, потребность...
Тест . Констанцский опросник приписывания причин. Авторы . HohnerH.U., WalterH. Структура . Опросник включает в себя шкалы локуса контроля в областях: досуга, профессии, социальных отношений, здоровья, материального благополучия, политики предприятия. Источник . HohnerH.U., WalterH. Ursachenzuschreiben (locus of control) bei Arbeiten und Angestellten. Einige empirische Befunde // Psychol. Beitrage. 1981, N23,...
Тест . Опросник актуальных потребностей. Авторы . Stersu, Braunstein (1976). Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: потребность в достижении, аффилиация, автономия,...
Тест . Марбургский лист поведения. Авторы . EhlersB., EhlersTh., MakusH. Структура . Опросник имеет 80 пунктов и включает в себя шкалы: эмоциональная лабильность, страх социальных контактов, нереалистическая Яконцепция, неадекватное социальное поведение, нестабильность...
Тест . Опросинк выгорания. Автор . Maslach, Jackson (1984). Структура . Методика включает в себя 4 субшкалы: эмоциональная истощенность, личностное самоосуществление, деперсонализация, ущербность, как следствие занятия альтруистическими профессиями. Состоит из 25...
Журнал Медицинская психотерапия. Международный научнопрактический журнал по психотерапии, издаваемый с 1988г. книгоиздательством Х.Хубера (H.Huber) в Берне, Штуттгарте и Торонто. Выходит на английском языке раз в год. Ответственные редакторы издания: К.Н.Энкор, Дж.Т.Барт. На страницах журнала публикуются официальные сообщения Американской коллегии медицинских психотерапевтов, концептуальные и практические статьи, посвященные вопросам восстановления психического...
Журнал Методика. Научный журнал по проблемам методов и моделей измерения в поведенческих и социальных науках, выпускаемый с 1987г. психологическим книгоиздательством К.Й.Хогрефе (Verlag fur Psychologie Dr. C.J.Hogrefe) в Геттингене, Торонто и Цюрихе. Периодичность: 2номера в год. Ответственные редакторы издания: Й.Бреденкамп, Й.Д.Карролл, Х.Фегер, К.Й.Клауер, Й.Краут, К.Павлик, Э.Э.Розкам, Р.Циглер, Й.Л.Циннес. Журнал ориентирован на такие области, как психология, педагогика, социология. На его станицах публикуются материалы, касающиеся психологической и педагогической статистики, методов наблюдения, статистического анализа, психометрии, математической психологии, социометрии, математической социологии и...
Тест . Личностный опросник для подростков. Автор . Millon. Структура . Методика включает в себя шкалы для выявления типов: компульсивного , заторможенносензитивного, кооперативносензитивного, соцаибельносамоуверенного, соцаибельносензитивного, самоувереннодействующего, действующегосензитивного; также имеет 7 факторов личностных расстройств (шизотипия, социальная интроверсияэкстраверсия, конформизм, подчинениеагрессия, враждебность, агрессия), 5 клинических симптомов (депрессиятревожность, алкогольная зависимость, суицидные намерения, гипомания, наркотическая зависомость), 4 типа подкрепления (зависимость, независимость, обособление, амбивалентность), 2 стиля преодоления стресса (активный,...
Тест . Многоосевая клиническая методика Millon. Автор . Millon. Структура . Методика имеет оси: социальная изоляция и нестандартное мышление, импульсивность (со шкалами: наркомания, алкоголизм, протест против ограничений), тревожность (со шкалами: дистресс , соматические расстройства), психотичность (со шкалой: параноидное...
1 J5 Я люблю читать научнотехническую литературу. 2 B12 У меня хороший аппетит. 3 B27 По утрам я обычно встаю свежим и отдохнувшим. 4 J34 Думаю, что мне понравилось бы работа библиотекаря. 5 B31 Я легко просыпаюсь от шума. 6 C42 Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях. 7 A55 Мои руки и ноги обычно достаточно теплые. 8 F39 Моя повседневная жизнь полна интересных событий. 9 C17 Моя работоспособность не хуже, чем была раньше. 10 B11 Я часто ощущаю комок в горле. 11 B37 Я верю, что сны всегда сбываются. 12 C43 Я люблю читать о преступлениях и...
Журнал Мотивация и эмоции. Теоретикоэкспериментальный журнал, издаваемый с 1977г. книгоиздательством Плинем Пресс (Plenum Press) в НьюЙорке. Периодичность: 4номера в год. Редактор: А.М.Айзен. Журнал публикует оригинальные теоретические статьи и отчеты об экспериментальных исследованиях в области психологии и поведенческих наук, с преобладающим вниманием на внутренние механизмы мотивации и эмоций...
Тест . Индикатор типов Myers, Briggs. Авторы . Myers, Briggs. Структура . Методика включает в себя следующие шкалы: суждениявосприятия (в том числе: планированиеспонтанность), экстраверсияинтроверсия, чувственностьинтуиция (склонность к расчленению и реалистичности к целостному интуитивному восприятию), мышлениечувствование (субъективные объективные...
TOTE /testoperationtestexit/ (от проба операция проба результат) единица анализа психического, основанная на постулировании ведущей роли планирования и реализации поведения. Авторы Д.Миллер , Ю.Галантер , К.Прибрам . Литература. МиллерД., ГалантерЮ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М.,...
(лат. tabes разрушение, истощение, тяжелая болезнь; dorsum спина; син. сухотка спинного мозга) — форма позднего нейросифилиса, характеризующаяся развитием дегенеративных изменений в задних корешках и в задних столбах спинного мозга; проявляется нарушением глубокой чувствительности, сенситивной атаксией, арефлексией, синдромом Аргайлла Робертсона, стреляющими болями в ногах и вегетативными...
Тест . Техасская шкала социального поведения. Авторы . Helmreich, Stapp, 1977. Литература . MarloweH.A. The Structure of Social Intelligence. Florida, 1984. Текст методики...
1.Я не могу заговорить с другими людьми, пока они сами не сделаю этого. 2.Я описал бы самого себя как уверенного в себе человека. 3.В отношении своей наружности у меня нет комплексов. 4.Я общительный человек. 5.Когда я нахожусь среди других людей, меня беспокоит мысль, правильно ли я рассуждаю. 6.Когда я нахожусь среди людей, я делаю скорее то, что ожидают от меня другие, чем то, что хочу сам. 7.Если мое мнение расходится со мнением других людей, я придерживаюсь своего мнения. 8.Я описал бы себя как человека, который старается подчинить себе обстоятельства. 9.Другие люди считаются со мной. 10.Мне нравится быть среди людей,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]