Exit Project: Глоссарий: Кречмер (Kretschmer) Эрнст

Кречмер (Kretschmer) Эрнст



Кречмер (Kretschmer) Эрнст (8.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна 9.2.1964, Тюбинген) немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. В 1906г. приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингене, но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхене, где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Э.Крепелина, затем на стажировке в госпитале Eppendorf в Гамбурге и в Тюбингене, у Р.Гауппа, под руководством которого подготовил и защитил в 1914г. докторскую диссертацию по теме Развитие бреда и маниакальнодепрессивный симптомокомплекс. Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в БадМаргентхайме. В 1918г. он перебрался в Тюбинген, где работал в качестве приватдоцента, в это время опубликовал свою работу Сензитивный бред отношения (Der sensitive Beziehungswahn, B., 1918), которую К.Ясперс оценил как близкую к гениальной. В 1926г. Кречмер был приглашен в качестве ординарного профессора психиатрии и неврологии в университет Марбурга. С 1946г. по 1959г. он работал в качестве профессора и директора Неврологической клиники в университете Тюбингена. После передачи клиники ученикам Кречмер организовал собственную лабораторию конституциональной и трудовой психологи, которой руководил до своей смерти. Среди его публикаций (их более 150) особое место занимают работы по соотношению конституции тела и характера. В начале 20х годах он пережил особый творческий подъем, и в это время появилась основная его работа, принесшая ему всемирную известность Строение тела и характер (Korperbau und Charakter, 1921 (24. Aufl., 1964; рус. пер. Строение тела и характер, 2 изд., М.Л., 1930)). Здесь было описано обследование около 200 больных на основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы стрения тела (четко выраженные лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определенный диспластический). Эти типы конституций он соотнес с описанными Крепелином психическими заболеваниями маниакальнодепрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определенная связь: к маниакальнодепрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении с лептосомным. Далее он сделал, мало обоснованное, предположение, что те же особенности темперамента , которые являются ведущими при душевных заболеваниях, могут быть обнаружены, лишь при меньшей их выраженности, и у здоровых индивидов. Различие между болезнью и здоровьем, по Кречмер, лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада. Каждому из основных психических (психотических) заболеваний соответствует определенная форма психопатии (циклоидная, шитзоидная), а также определенный характер (точнее, темперамент) здорового человека (циклотимический, шизотимический). Наиболее предрасположены к психическим заболеваниям пикник и психосоматик. Циклотимический характер, при чрезмерной выраженности может доходить, через уже анормальную циклоидную вариацию характера, до маниакальнодепрессивного психоза. При шизотимической форме темперамента, в случае отклонения от нормы, возникает шизоидия, которая трансформируется, при форсировании болезненных признаков, в шизофрению. В дальнейшем Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами: 1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а:гипоманический, б:синтонный, в:флегматичный); 2.Шизотимический, на основе лептомсомной конституции (а:гиперестетический, б:собственно шизотимический, в:анестетический); 3.Вязкий темперамент (viskose Temperament), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. В качестве основных свойств темперамента Кречмер рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение , темп психической деятельности , психомоторику, индивидуальные особенности которых в конечном счете обусловлены химизмом крови. В своей работе Гениальные люди (Geniale Menschen, B., 1929), для которой начал подготавливать материалы еще в 1919г., Кречмер сделал попытку переноса своего учения о типах конституции в область наук о духе. Проводил исследования конституциональных особенностей преступников, на основе чего давал рекомендации о проведении с ними реабилитационной работы. В дальнейшем попытался подвести под свое учение биологический базис на основе понимания конституции организма как определяемого индивидуальными особенностями работы системы желез внутренней секреции (Korperbau und Charakter: Untersuchungen zum Konstitutionsproblem und Lehre von den Temperamenten, B., 1951). Начиная с 1946г., Кречмер занимался также обширными исследованиями морфологии и физиологии развития, детской и юношеской психопатологией. Большую известность принесла Кречмеру разработанная им еще в 1923г. психотерапевтическая методика, гипноз активный ступенчатый (Uber gestufte aktive Hypnoseubung und den Umbau der Hypnosetechnik, Dtsch. med. Wschr., 1946, 71), основанный на проработке пациентом имажинативных образов. Ввел понятие ключевой психической травмы, как затрагивающей наиболее уязвимые сферы переживаний. Литература .

Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Теория эмоций Вундта

Теория эмоций В.Вундта теория структуры эмоций . Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие неудовольствие, успокоение возбуждение, напряжение разрядка. Э.Б.Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми...

Теория эпистемического любопытства

Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria исследование и eрistemоlоgia теория познания) теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения понятийного конфликта, обусловленного противоречиями между символическими реакциями (т.е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданностью), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения . Автор Б.Берлайн...

Теория эталона

Теория эталона концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранящимися в памяти внутренними эталонами. При достижении совпадения вызванного и эталонного паттернов стимул...

Теософическое общество

Теософическое общество (от греч. theos бог + sophia мудрость) религиознофилософская организация, основанная в 1875г. в НьюЙорке Е.С.Блаватской и Г.Олкоттом. Перед Теософическим обществом ставилась задача создания универсальной религии, берущей истоки прежде всего в учениях брахманизма, индуизма, буддизма, гностицизма и оккультизма. Основным выступало понятие карма как пути космической эволюции манифестирующего духовного абсолюта. Конечной целью человека выступало достижение за счет вхождения в эзотерическую традицию, которая поддерживается духовными мастерами, посвященными, оккультного знания и сверхъестественных способностей. В 1879г. центр был перенесен в Индию и с 1882г. обосновался в предместье Мадраса. После смерти Олкотта президентом общества стала А.Безант, которая спасителем человечества объявила...

Теплов Борис Михайлович

Теплов Борис Михайлович (1896 1965) советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии . Основываясь на учении И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека. Занимался проблемой способностей (Психология музыкальных способностей, Ум полководца), рассматривая связь природных задатков и прижизненного...

Терапия авторитета

Терапия авторитета (от греч. theraрeia лечение и лат. auctoritas власть, влияние) форма психотерапии , автор Е.Странски. Характеризующийся установлением между пациентом и психотерапевтом субординации, в которой психотерапевте берет на себя роль отцовского авторитета, а больной обязательства беспрекословного подчинения. Литература. StranskyE. Uber krankhafte Ideen, Wiesbaden: Bergmann,...

Терапия утробного крика

Терапия утробного крика форма психотерапии , разработанная Дж.Яновым (JanovA. The Primal Revolution, N.Y., 1972) на основе трехфазной теории возникновения невроза Х.Айзенка . Ее целью ставится избавление пациента от первичной боли, о которой свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура ее проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов. На первом этапе, который длится несколько недель, пациент выключается из прежних своих отношений, он не работает, не общается со своими родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую психотерапию. На втором этапе осуществляется ряд сеансов, во время которых пациент, лежа на полу, пытается вспомнить свои негативные переживания,...

Терапия фиксированной роли

Терапия фиксированной роли (fixsedrole therapy) (от лат. fixus твердый, нерушимый и греч. theraрeia лечение) форма когнитивной психотерапии , разработанная на основе теории личностных конструктов Дж.Келли . Характеризуется направленностью на помощь клиенту в отыскании новой интерпретации себя и своих жизненных ситуаций. На основе новой интерпретацией строится новая социальная...

Терапия формообразования

Терапия формообразования (Gestaltungstherapie) психотерапевтический метод творческого самовыражения, разработанный К.Г.Юнгом и Л.Пейнетом (L.Paneth) и предназначенный для содействия индивидуации пациента. При ее проведении фиксировались все неадекватные переживания пациента, которые затем становились содержанием символического выражения. Для такого выражения использовались различные изобразительные средства, включая пантомиму, танец, исполнение музыкальных отрывков, танец, драму, живопись и пр. Лит.: HochheimerW. Die Psychotherapie von C.G.Jung, Bern,...

Термен (Terman) Льюис Мейдисон

Термен (Terman) Льюис Мейдисон (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана 21.12.1956, Станфорд) американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. Прошел обучение в университете шт.Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С.Холла (19031905, доктор философии, 1905). С 1906г. по 1910г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе ЛосАнджелеса. С 1910г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912г. по 1916г. он ассоциативный профессор, с 1916г. по 1922г. профессор образования, а с 1922г., до своей смерти, профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. Опубликовал более 200 работ. В 1916г., в...

Терминальный порог

Терминальный порог достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости светового раздражителя ощущение света приобретает характер...

Терморецепторы

Терморецепторы рецепторы, расположенные на кожной поверхности и во внутренних органах и служащие для контроля за температурными изменениями. Выделяют холодовые, с оптимумом чувствительности 2838 градусов, и тепловые, с оптимумом 3543 градуса. При этом кожные холодовые рецепторы представлены значительно большим количеством, чем тепловые, и располагаются они более поверхностно. Наибольшая плотность распределения терморецепторов на лице, наименьшая на подошве ног. Существуют особые терморецепторы, контролирующие температуру крови, расположенные в гипоталамической области...

Терстоун (Thurstone) Луис Леон

Терстоун (Thurstone) Луис Леон (29.5.1887, Чикаго 29.9.1955, Чапел Хилл, Сев.Каролина ) американский психолог, психометрист. Сначала изучал электронику в Корнеллском университете (горный инженер, 1912), после чего, в 1912г., работал в качестве ассистента Т.Эдисона в его лаборатории в г.ОстОрандж. Работал преподавателем начертательной геометрии в Миннесотском университете (19121914). В 1914г. приступил к изучению психологии в Технологическом институте Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением. Работал в нем в качестве ассистента, затем профессора психологии и декана (19151923). С 1923г. Терстоун работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924г. возвратился в Чикагский университет в качестве ассоциированного...

Тест

Тест (от англ. test испытание, исследование) стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериальноориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта , способностей , личностные , а также тесты достижений , при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности ,...

Тест Бине – Симона

Тест Бине Симона средство для диагностики развития интеллекта , предложенное в 1905г. А.Бине и Т.Симоном . Сначала тест состоял из 30вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75%детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст . В последующем были созданы модификации этого теста, из которых наибольшей популярностью пользовался тест Станфорд Бине, сконструированный американским психологом Л.Терменом в Станфордском...

Тест Керна – Йерасека

Тест Керна Йерасека диагностический метод для определения уровня психологической готовности к школьному обучению . Включает в себя три субтеста: 1.Рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития; 2.Срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу; 3.Списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы. По просуммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровень готовности или неготовности к школьному...

Тест Люшера. Luscher–Test

Тест . Тест структуры личности. Тестовый материал . Руководство, цветовые карты, бумага, принадлежности для письма. Основная концепция . М.Люшер (род. 1924г., ученик О.Пфистера) в 1947г. создал 4х цветный тест, имевший следующие символические толкования: синий эмоциональная преданность, зеленый утверждение себя, красный экспансия, желтый стремление к переживаниям. Цвета были организованы по двум размерностям: активность (красный, желтый) пассивность (синий, зеленый), субъективная детерминация (зеленый, красный) объективная детерминация (синий, желтый). В качестве основания приводились экспериментальные психофизиологические данные, в которых констатировалась связь предъявления оранжевокрасного или темносинего цвета и изменения уровня кровяного давления, темпа дыхания, частоты сердцебиений. Проведение . В короткой форме теста, которая состоит только...

Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test)

Тест профессиональных изображений (происходит от англ. test испытание, исследование и лат. profiteor объявляю своим делом) проективный тест для диагностики личностных установок и профессиональных интересов . Автор М.Ахтних. Тест включает в себя: руководство, два набора фотографий для мужчин (96шт.) и женщин (100шт.), бланки сортировки и обработки: для взрослых, для мальчиков (1316лет) и девочек (1316лет). По своей структуре ориентирован на выявление склонностей в следующих профессиональных областях: W(Weichheit) мягкость, женственность, обходительность (8фото); K(Kraft) сила, физическая сила, резкость, напористость, агрессивность (8фото); S(Soziale Gesinnung) социальная ориентация с двумя тенденциями готовность помочь (SH Hilfsbereitschaft) и социальная энергия (SE Energie) (16фото); Z(Zeigebedurfnis) потребность в изобразительности, эстетика...

Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test)

Тест профессиональных интересов (от англ. test испытание, исследование, лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) опросник для диагностики профессиональных интересов . Автор М.Ирле (1975г.). Тест включает в себя: руководство, тестовую тетрадь, бланки ответов, шаблоны ключей и бланки обработки. По своей структуре ориентирован на 9профессиональных областей: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание. Имеется 4параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор из нескольких альтернатив, а две другие свободный выбор тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81занятие). Тест был...

Тест Хекхаузена

Тест Х.Хекхаузена (от англ. test испытание, исследование) методика диагностики мотивации достижения . Проективный тест, где изображены люди в повседневных или рабочих ситуациях. Позволяет выявить прежде всего два вида мотивации: к достижению успеха и к избеганию неудачи. В качестве диагностических признаков выступают: выражение потребности при постановке цели (ради достижения успеха или избегания неудачи), инструментальное оснащение, ожидание, внешнее отношение (похвала или порицание), эмоциональное состояние (положительное или отрицательное), общий итог. Ответы испытуемого кодируеются следующим образом: B потребность в успехе, I инструментальная деятельность, направленная на успех, E ожидание успеха, L похвала, G+ позитивные чувства, Bm стремление избежать неуспех, Im инструментальная деятельность, направленная на...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер (Kretschmer) Эрнст