Exit Project: Глоссарий: Профессиональное развитие

Профессиональное развитие



Профессиональное развитие (от лат. profiteor объявляю своим делом) происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальный контекст на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурноисторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация). На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека по его психофизиологическим показателям (скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания и т.д.) к конкретной профессии. Осознание важности профессионального обучения для достижения соответствия человека и профессии привело к тому, что стали использоваться основные теоретические конструкты и исследовательская методология психологии общего развития. Главной структурирующей детерминантой профессионального развития является свойственное той или иной культуре общественное разделение труда. В первобытном обществе, с его естественным разделением труда на мужской, женский и детский труд, профессиональное развитие неиндивидуализировано и допускает прежде всего вертикальную ориентацию (все более качественное овладение операцией, выполняемой всеми). При переходе к охотничеству и рыболовству, затем к земледелию и скотоводству, наконец, к ремесленничеству и торговле появляются возможности не только вертикальной ориентации, но также и горизонтальной, по предметам труда. Другой детерминантой профессионального развития выступают условия социализации ребенка. В самой популярной в настоящее время концепции Д.Сьюпера даются описания рядов стадий и этапов профессионального развития, различающихся типичными задачами. Здесь в качестве основного механизма профессионального развития рассматривается развитие Яконцепции при соотнесении опыта собственных достижений и личностных проявлений с социальными требованиями, при идентификации значимым другим и проигрывании различных социальных ролей. Теории, опирающиеся на психологию принятия решений, основное внимание уделяют столкновению человека с проблемными ситуациями профессионального развития и процессу их разрешения, который может быть представлен, например, следующими этапами: возникновение новой ситуации, поиск наличных альтернатив, оценка альтернатив в аспекте цели (оценка ценности успеха и неуспеха; антиципация престижа, вознаграждения или удовлетворения; выдвижение критериев профессиональной карьеры, сложности производственной деятельности, доступности образования и рабочих мест), выбор и реализация наиболее адекватной альтернативы, согласование решения в аспекте социальной динамики (М.П.Катц, Г.Томэ, Г.Риес). В психоаналитической традиции профессиональное развитие рассматривается как попытка на основе взаимодействия психологических инстанций Оно , Я , СверхЯ разрешения эмоциональных конфликтов, возникших в раннем детстве при удовлетворении первичных, организмических, потребностей ребенка (нарциссизм, агрессия, эротика): например, утверждается, что фиксация на потребности в агрессии при ее прямом удовлетворении может привести к выбору индивидом профессии охотника, при сублимативном (в условиях социальных запретов) к выбору занятий батальной живописью, при ориентации на Яидентичность (при идентификации с моральными нормами) к выбору занятий юридическими специальностями (Э.С.Бордин, У.Мозер). Схожие установки в отношении ранней фиксации потребностей (фиксируется то, что фрустрируется) проявляются в теории профессионального развития Э.Роу. Среди методов, при помощи которых диагностируют индивидуальные особенности профессионального развития, наиболее распространено интервьюирование в условиях профконсультации; в психоаналитической традиции широко используется толкование биографий и автобиографий, Роршахдиагностика; в подходе Д.Сьюпера впервые началось использование стандартизованных методов диагностики профессиональной Яконцепции и профессиональных установок. Все большее распространение получают стандартизованные биографические опросники (используемые также при профотборе), в которых оцениваются профессиональная мобильность и повышение квалификации, социальная активность, восприятие своих возможностей, удовлетворенность трудом и пр. (Ф.Кассенс). Литература. RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y.:Wiley. 1956; SuperD., BahnM.Y. Occupational Psychology. London: Tavistock. 1971; (Hrsg.) SeifertK.H., EckhardtH.H., JaideW. Handbuch der Berufspsychologie. Gottingen: Hogrefe. 1977 781 p.; КудрявцевТ.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ. 1985; SeifertK.H. Berufliche Laufbahnentwicklung // (Hrsg.) SargesW., FrickeR. Psychologie fur die Erwachsenbildung Weiterbildung. Handbuch in Grundbegriffe. Gottingen: Hogrefe, 1987.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Теория эмоций Вундта

Теория эмоций В.Вундта теория структуры эмоций . Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие неудовольствие, успокоение возбуждение, напряжение разрядка. Э.Б.Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми...

Теория эпистемического любопытства

Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria исследование и eрistemоlоgia теория познания) теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения понятийного конфликта, обусловленного противоречиями между символическими реакциями (т.е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданностью), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения . Автор Б.Берлайн...

Теория эталона

Теория эталона концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранящимися в памяти внутренними эталонами. При достижении совпадения вызванного и эталонного паттернов стимул...

Теософическое общество

Теософическое общество (от греч. theos бог + sophia мудрость) религиознофилософская организация, основанная в 1875г. в НьюЙорке Е.С.Блаватской и Г.Олкоттом. Перед Теософическим обществом ставилась задача создания универсальной религии, берущей истоки прежде всего в учениях брахманизма, индуизма, буддизма, гностицизма и оккультизма. Основным выступало понятие карма как пути космической эволюции манифестирующего духовного абсолюта. Конечной целью человека выступало достижение за счет вхождения в эзотерическую традицию, которая поддерживается духовными мастерами, посвященными, оккультного знания и сверхъестественных способностей. В 1879г. центр был перенесен в Индию и с 1882г. обосновался в предместье Мадраса. После смерти Олкотта президентом общества стала А.Безант, которая спасителем человечества объявила...

Теплов Борис Михайлович

Теплов Борис Михайлович (1896 1965) советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии . Основываясь на учении И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека. Занимался проблемой способностей (Психология музыкальных способностей, Ум полководца), рассматривая связь природных задатков и прижизненного...

Терапия авторитета

Терапия авторитета (от греч. theraрeia лечение и лат. auctoritas власть, влияние) форма психотерапии , автор Е.Странски. Характеризующийся установлением между пациентом и психотерапевтом субординации, в которой психотерапевте берет на себя роль отцовского авторитета, а больной обязательства беспрекословного подчинения. Литература. StranskyE. Uber krankhafte Ideen, Wiesbaden: Bergmann,...

Терапия утробного крика

Терапия утробного крика форма психотерапии , разработанная Дж.Яновым (JanovA. The Primal Revolution, N.Y., 1972) на основе трехфазной теории возникновения невроза Х.Айзенка . Ее целью ставится избавление пациента от первичной боли, о которой свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура ее проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов. На первом этапе, который длится несколько недель, пациент выключается из прежних своих отношений, он не работает, не общается со своими родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую психотерапию. На втором этапе осуществляется ряд сеансов, во время которых пациент, лежа на полу, пытается вспомнить свои негативные переживания,...

Терапия фиксированной роли

Терапия фиксированной роли (fixsedrole therapy) (от лат. fixus твердый, нерушимый и греч. theraрeia лечение) форма когнитивной психотерапии , разработанная на основе теории личностных конструктов Дж.Келли . Характеризуется направленностью на помощь клиенту в отыскании новой интерпретации себя и своих жизненных ситуаций. На основе новой интерпретацией строится новая социальная...

Терапия формообразования

Терапия формообразования (Gestaltungstherapie) психотерапевтический метод творческого самовыражения, разработанный К.Г.Юнгом и Л.Пейнетом (L.Paneth) и предназначенный для содействия индивидуации пациента. При ее проведении фиксировались все неадекватные переживания пациента, которые затем становились содержанием символического выражения. Для такого выражения использовались различные изобразительные средства, включая пантомиму, танец, исполнение музыкальных отрывков, танец, драму, живопись и пр. Лит.: HochheimerW. Die Psychotherapie von C.G.Jung, Bern,...

Термен (Terman) Льюис Мейдисон

Термен (Terman) Льюис Мейдисон (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана 21.12.1956, Станфорд) американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. Прошел обучение в университете шт.Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С.Холла (19031905, доктор философии, 1905). С 1906г. по 1910г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе ЛосАнджелеса. С 1910г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912г. по 1916г. он ассоциативный профессор, с 1916г. по 1922г. профессор образования, а с 1922г., до своей смерти, профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. Опубликовал более 200 работ. В 1916г., в...

Терминальный порог

Терминальный порог достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости светового раздражителя ощущение света приобретает характер...

Терморецепторы

Терморецепторы рецепторы, расположенные на кожной поверхности и во внутренних органах и служащие для контроля за температурными изменениями. Выделяют холодовые, с оптимумом чувствительности 2838 градусов, и тепловые, с оптимумом 3543 градуса. При этом кожные холодовые рецепторы представлены значительно большим количеством, чем тепловые, и располагаются они более поверхностно. Наибольшая плотность распределения терморецепторов на лице, наименьшая на подошве ног. Существуют особые терморецепторы, контролирующие температуру крови, расположенные в гипоталамической области...

Терстоун (Thurstone) Луис Леон

Терстоун (Thurstone) Луис Леон (29.5.1887, Чикаго 29.9.1955, Чапел Хилл, Сев.Каролина ) американский психолог, психометрист. Сначала изучал электронику в Корнеллском университете (горный инженер, 1912), после чего, в 1912г., работал в качестве ассистента Т.Эдисона в его лаборатории в г.ОстОрандж. Работал преподавателем начертательной геометрии в Миннесотском университете (19121914). В 1914г. приступил к изучению психологии в Технологическом институте Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением. Работал в нем в качестве ассистента, затем профессора психологии и декана (19151923). С 1923г. Терстоун работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924г. возвратился в Чикагский университет в качестве ассоциированного...

Тест

Тест (от англ. test испытание, исследование) стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериальноориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта , способностей , личностные , а также тесты достижений , при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности ,...

Тест Бине – Симона

Тест Бине Симона средство для диагностики развития интеллекта , предложенное в 1905г. А.Бине и Т.Симоном . Сначала тест состоял из 30вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75%детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст . В последующем были созданы модификации этого теста, из которых наибольшей популярностью пользовался тест Станфорд Бине, сконструированный американским психологом Л.Терменом в Станфордском...

Тест Керна – Йерасека

Тест Керна Йерасека диагностический метод для определения уровня психологической готовности к школьному обучению . Включает в себя три субтеста: 1.Рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития; 2.Срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу; 3.Списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы. По просуммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровень готовности или неготовности к школьному...

Тест Люшера. Luscher–Test

Тест . Тест структуры личности. Тестовый материал . Руководство, цветовые карты, бумага, принадлежности для письма. Основная концепция . М.Люшер (род. 1924г., ученик О.Пфистера) в 1947г. создал 4х цветный тест, имевший следующие символические толкования: синий эмоциональная преданность, зеленый утверждение себя, красный экспансия, желтый стремление к переживаниям. Цвета были организованы по двум размерностям: активность (красный, желтый) пассивность (синий, зеленый), субъективная детерминация (зеленый, красный) объективная детерминация (синий, желтый). В качестве основания приводились экспериментальные психофизиологические данные, в которых констатировалась связь предъявления оранжевокрасного или темносинего цвета и изменения уровня кровяного давления, темпа дыхания, частоты сердцебиений. Проведение . В короткой форме теста, которая состоит только...

Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test)

Тест профессиональных изображений (происходит от англ. test испытание, исследование и лат. profiteor объявляю своим делом) проективный тест для диагностики личностных установок и профессиональных интересов . Автор М.Ахтних. Тест включает в себя: руководство, два набора фотографий для мужчин (96шт.) и женщин (100шт.), бланки сортировки и обработки: для взрослых, для мальчиков (1316лет) и девочек (1316лет). По своей структуре ориентирован на выявление склонностей в следующих профессиональных областях: W(Weichheit) мягкость, женственность, обходительность (8фото); K(Kraft) сила, физическая сила, резкость, напористость, агрессивность (8фото); S(Soziale Gesinnung) социальная ориентация с двумя тенденциями готовность помочь (SH Hilfsbereitschaft) и социальная энергия (SE Energie) (16фото); Z(Zeigebedurfnis) потребность в изобразительности, эстетика...

Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test)

Тест профессиональных интересов (от англ. test испытание, исследование, лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) опросник для диагностики профессиональных интересов . Автор М.Ирле (1975г.). Тест включает в себя: руководство, тестовую тетрадь, бланки ответов, шаблоны ключей и бланки обработки. По своей структуре ориентирован на 9профессиональных областей: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание. Имеется 4параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор из нескольких альтернатив, а две другие свободный выбор тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81занятие). Тест был...

Тест Хекхаузена

Тест Х.Хекхаузена (от англ. test испытание, исследование) методика диагностики мотивации достижения . Проективный тест, где изображены люди в повседневных или рабочих ситуациях. Позволяет выявить прежде всего два вида мотивации: к достижению успеха и к избеганию неудачи. В качестве диагностических признаков выступают: выражение потребности при постановке цели (ради достижения успеха или избегания неудачи), инструментальное оснащение, ожидание, внешнее отношение (похвала или порицание), эмоциональное состояние (положительное или отрицательное), общий итог. Ответы испытуемого кодируеются следующим образом: B потребность в успехе, I инструментальная деятельность, направленная на успех, E ожидание успеха, L похвала, G+ позитивные чувства, Bm стремление избежать неуспех, Im инструментальная деятельность, направленная на...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Профессиональное развитие